Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 9»
Летний образовательный проект
для обучающихся с тяжелыми
множественными нарушениями развития
«Растем вместе»
Авторы-составители:
педагог-психолог
Боднар Татьяна Николаевна
учитель –дефектолог Еремина Ольга Александровна
2022 г
Образовательный проект «Растем вместе»
Краткое описание
Досуговая летняя деятельность- часть полноценной самостоятельной жизни любого человека. Она приносит нам удовлетворение, восстановление сил для работы, радость и общение, интерес к жизни. Для детей и подростков с ТМНР такой, казалось бы, "естественный процесс" требует помощи со стороны взрослых. И важно, чтобы время летнего отдыха было наполнено смыслом для становления и развития личности.
Целевая группа проекта - дети и подростки со сложными тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР):
1. Сложными формами ДЦП (нарушение опорно-двигательных функций).
2. Сенсорными –нарушениями (зрения, слуха, речи).
3. Нарушением эмоционально-волевой сферы.
4. Расстройствами аутистического спектра (РАС).
Первый опыт отдыха ребёнок получает, находясь внутри семьи. Он впитывает и невольно копирует привычки близких людей-путешествия, встреча восхода солнца, посиделки и чаепитие с гостями. Когда в семье появляется ребёнок с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, то один из основных показателей качества жизни - совместный отдых семьи и умение распорядиться личным свободным временем, значительно ухудшаются. Все силы и финансы брошены на лечение дорогого человека. Спонтанный социальный опыт ребёнка, возникающий в перерывах между реабилитационными мероприятиями, как правило, неуспешен и лишь усугубляет положение. Отдыхом считается перерыв между лечением или время, проведённое у телевизора. Семья закрывается внутри себя, а у ребёнка не формируется успешный опыт социализации и, в том числе, досуговой деятельности.
Проект "Растем вместе" разработан так, чтобы ребята с ТМНР получили мультимногообразие летних впечатлений, интересов, развлечений, соответствующих их возрасту и является составной частью общей программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием КГКОУ ШИ 9.
Обучающиеся могут самостоятельно (с сопровождением тьютора, ассистента), насколько это возможно, участвовать в мероприятиях проекта: художественной деятельности (арт – терапии), в музыкально - театральном направлении и мероприятиях по повышению физической активности.
Для каждого вида творчества и активности командой проекта будет создана среда, учитывающая индивидуальные потребности, особенности развития и обучения целевой группы проекта. Созданная система сопровождения поможет ребятам в новой обстановке и окружении успокоиться, войти в творческий процесс, попробовать новые виды деятельности и развить социальные отношения вне семейного окружения и пространства. Участие в проекте обеспечит целевой группе непрерывающуюся в летний период осмысленную деятельность- это необходимая потребность для детей с ТМНР. Также повысит эмоциональную привлекательность досуга, и в последствии это даст возможность приобретённые компетенции перенести в схожие социальные ситуации. Родители могут быть активными помощниками в творческом и игровом процессе.
Система сопровождения:
-тьютор, ассистент
-психолог;
- дефектолог
Цель проекта: адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде.
Основные задачи:
Преодоление негативизма при общении и установлении контакта «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».
Реконструкция полноценного общения с ближайшим окружением, формирование социальных навыков.
Снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта в процессе взаимодействия.
Развитие тактильного восприятия, чувствительности.
Формирование эмоциональной сферы, социальных эмоций и эмоционального реагирования.
В качестве методической основы программы мероприятий по проекту «Растем вместе» адаптированы авторские игры и упражнения и технология Постоевой Л.Д., Лукиной Г.А. «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет».
В процессе разработке плана мероприятий проекта учитывались ведущие принципы специальной педагогики и психологии:
1).Уважение к ребенку и результатам его деятельности;
2).Оздоровительная направленность – укрепление здоровья в процессе развития и обучения, адекватность нагрузок и требований, предъявляемых к ребенку в процессе игровой деятельности;
3).Систематичность и последовательность – предполагает непрерывность процесса;
4).Постепенность; 5).Доступность и индивидуализация – учитывает индивидуальные особенности детей. 6).Цикличность – предполагает повторения и последовательность.
Методы и техники:
а) арт -терапия;
б) игротерапия;
в) просмотр видеосюжета или развивающего мультфильма;
г) рассматривание рисунков;
д) релаксационная терапия.
Структура занятия состоит из нескольких частей:
Часть 1. Вводная.
Круг приветствия. Основная цель - настроить ребенка на совместную работу с психологом (специалистами) и родителем посредством установления контакта. При этом использовать эмоционально-тактильное и вербальное приветствие.
Часть 2. Основная или рабочая.
Включает арттерапевтический метод изотерапия и терапию с помощью движений (музыкально – ритмические движения, логоритмика), т.к у большинства детей с ТМНР отмечаются моторная неловкость, скованность или двигательные и эмоционально-аффективные стереотипии, специфически выраженные привычки, ритуалы, требующие применения методов коррекционного воздействия (замещения, прерывания, переключения, трансформация и подкрепления).
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего коррекционно-развивающего занятия.
Часть 3. Завершающая.
Основная цель - создание у ребенка положительных эмоций от совместной работы на занятии и взаимодействия с взрослыми.
Участники реализации проекта: ребенок, родители, педагоги.
Занятия желательно проводиться в присутствии родителей для улучшения взаимодействия в детско-родительских отношениях и повторения, закрепления полученного опыта в домашних условиях.
Форма проведения: индивидуально, малая подгруппа.
Период проведения и продолжительность занятия: 5 раз в неделю по 60 мин.
Психологические диагностические методы.
Перед тем, как приступить к проведению коррекционно-развивающих занятий, необходимо провести скрининговую диагностику, которая предусматривает пассивное и активное наблюдение. В процессе ее проведения выявляются наиболее выраженные нарушения в эмоционально-поведенческой сфере и социальной адаптации ребенка, связанные с социально-медико-психологическими факторами, вызывающие дезорганизацию в деятельности и развитии ребенка.
Диагностический материал: индивидуальная диагностическая карта, которая включает ведущие диагностические критерии способствующие выявлению возникающих трудностей (сенсорное развитие, речь и коммуникация, предпосылки к учебной деятельности, эмоционально-волевое развитие).
Предполагаемые результаты
1.С помощью взрослого устанавливать эмоциональный и тактильный контакт.
2.Умение различать и отзываться на свое имя.
3. Желание поддерживать совместное игровое взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
4. Адекватно реагировать на просьбы взрослых, принимать их помощь.
5. Овладение речевым общением на элементарном уровне.
6.Снижение импульсивно-протестных реакций в поведении.
Список используемой литературы
1. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2009. – 156 с.
2. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2006. – 168 с.
3. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. А.В. Рязановой, Д.В. Ермолаева. – М.: Теревинф, 2011. – 80 с.
4. Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2014. - №3. С. 38-43.
Календарно - тематический план
реализации коррекционно – развивающих занятий по проекту
«Растем вместе»
№ | Тема | Содержание | Дата проведения | Кол-во часов | | | |
1. | Занятие «Дельфин» | Приветствие. Упражнение «Капелька» Изотерапия «Дельфин» Видеосюжет «Дельфины тренируются» Прощание «Отдохнули, поиграли» | | 1 | | | |
2. | Занятие «Осьминоги» | Приветствие. (см. Занятие 1) Упражнение «Морской аквариум» Изотерапия «Дружный осьминог» Упражнение «Игра с волной» Просмотр м\ф «Веселый осьминог» Прощание «Отдохнули, поиграли» | | 1 | | | |
3. | Занятие «Божья коровка» | Приветствие. (см. Занятие 1) Упражнение «Божья коровка» Изотерапия «Божья коровка» Упражнение «Божьи коровки, бабочки, кузнечики» Игра «Слушай свое имя» Прощание | | 1 | | | |
4. | Занятие «Гусеница» | Приветствие. (см. Занятие 1) Просмотр развивающего м\ф «Гусеница и бабочка» Упражнение «Гусеница» Изотерапия «Гусеница» Упражнение «Гусеница» Игра «Большая гусеница» Прощание «Отдохнули, поиграли» | | 1 | | | |
5. | Занятие «Бабочка» | Приветствие. (см. Занятие 1) Видеосюжет «Мир бабочек» Упражнение «Бабочка» Изотерапия «Бабочка» Упражнение «Гусеница превращается в бабочку» Игра «Большая гусеница» Прощание «Отдохнули, поиграли» | | 1 | | | |
6. | Занятие «Медвежонок» | Приветствие. (см. Занятие 1) Упражнение «Медвежонок мечтает» Изотерапия «Медвежонок» Упражнение «Расскажи и покажи» Игра «Добрый медвежонок» Видео релаксация «Мишутка» Прощание «Отдохнули, поиграли» | | 1 | | | |
7. | Занятие «Котенок» | Приветствие. (см. Занятие 1) Упражнение «Котенок» Изотерапия «Кошка» Упражнение «Зарядка для котят» Просмотр м\ф «Котенок и веселый гараж» Игра «Ласковая мама» Прощание «Отдохнули, поиграли» | | 1 | | | |
8. | Занятие «Петушок» | Приветствие. (см. Занятие 1) Упражнение «На птичьем дворе» Изотерапия «Петушок» Упражнение «Петух» Игра «Ласковая мама» Просмотр м\ф «Петя петушок» Прощание «Отдохнули, поиграли» | | 1 | | | |
9 | Занятие «Лягушка» | Приветствие. (см. Занятие 1) Просмотр м\ф «Лягушка и её друзья» Упражнение «Лягушонок» Рисование «Милая лягушка» Упражнение «Лягушата» Прощание «Отдохнули, поиграли» | | 1 | | | |
10 | Занятие «Одуванчики» | Приветствие. (см. Занятие 1) Просмотр видеосюжета «Одуванчик распускается» Упражнение «Замечательные цветы» Изотерапия «Одуванчик» Игра «Одуванчик» Игра «Добрые слова» Прощание «Отдохнули, поиграли» | | 1 | | | |
Всего: 10 часов. | | | 3 неделя января |