СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Летний образовательный проект для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития «Растем вместе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Растем вместе" предназначен для летнего отдыха семей, имеющих детей с особенностями развития. В проекте включены специалисты коррекционного учреждения: психологи, логопеды, дефектологи. Реализация проекта позволяет объединить усилия специалистов и родителей в развитии и воспитании детей с ТМНР и РАС.

Просмотр содержимого документа
«Летний образовательный проект для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития «Растем вместе»»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 9»








Летний образовательный проект

для обучающихся с тяжелыми

множественными нарушениями развития

«Растем вместе»





Авторы-составители:

педагог-психолог

Боднар Татьяна Николаевна

учитель –дефектолог Еремина Ольга Александровна











2022 г

Образовательный проект «Растем вместе»


Краткое описание


Досуговая летняя деятельность- часть полноценной самостоятельной жизни любого человека. Она приносит нам удовлетворение, восстановление сил для работы, радость и общение, интерес к жизни. Для детей и подростков с ТМНР такой, казалось бы, "естественный процесс" требует помощи со стороны взрослых. И важно, чтобы время летнего отдыха было наполнено смыслом для становления и развития личности.

Целевая группа проекта - дети и подростки со сложными тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР):

1. Сложными формами ДЦП (нарушение опорно-двигательных функций).

2. Сенсорными –нарушениями (зрения, слуха, речи).

3. Нарушением эмоционально-волевой сферы.

4. Расстройствами аутистического спектра (РАС).

Первый опыт отдыха ребёнок получает, находясь внутри семьи. Он впитывает и невольно копирует привычки близких людей-путешествия, встреча восхода солнца, посиделки и чаепитие с гостями. Когда в семье появляется ребёнок с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, то один из основных показателей качества жизни - совместный отдых семьи и умение распорядиться личным свободным временем, значительно ухудшаются. Все силы и финансы брошены на лечение дорогого человека. Спонтанный социальный опыт ребёнка, возникающий в перерывах между реабилитационными мероприятиями, как правило, неуспешен и лишь усугубляет положение. Отдыхом считается перерыв между лечением или время, проведённое у телевизора. Семья закрывается внутри себя, а у ребёнка не формируется успешный опыт социализации и, в том числе, досуговой деятельности.

Проект "Растем вместе" разработан так, чтобы ребята с ТМНР получили мультимногообразие летних впечатлений, интересов, развлечений, соответствующих их возрасту и является составной частью общей программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием КГКОУ ШИ 9.

Обучающиеся могут самостоятельно (с сопровождением тьютора, ассистента), насколько это возможно, участвовать в мероприятиях проекта: художественной деятельности (арт – терапии), в музыкально - театральном направлении и мероприятиях по повышению физической активности.

Для каждого вида творчества и активности командой проекта будет создана среда, учитывающая индивидуальные потребности, особенности развития и обучения целевой группы проекта. Созданная система сопровождения поможет ребятам в новой обстановке и окружении успокоиться, войти в творческий процесс, попробовать новые виды деятельности и развить социальные отношения вне семейного окружения и пространства. Участие в проекте обеспечит целевой группе непрерывающуюся в летний период осмысленную деятельность- это необходимая потребность для детей с ТМНР. Также повысит эмоциональную привлекательность досуга, и в последствии это даст возможность приобретённые компетенции перенести в схожие социальные ситуации. Родители могут быть активными помощниками в творческом и игровом процессе.

Система сопровождения:

-тьютор, ассистент

-психолог;

- дефектолог


Цель проекта: адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде.

Основные задачи:

  1. Преодоление негативизма при общении и установлении контакта «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».

  2. Реконструкция полноценного общения с ближайшим окружением, формирование социальных навыков.

  3. Снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта в процессе взаимодействия.

  4. Развитие тактильного восприятия, чувствительности.

  5. Формирование эмоциональной сферы, социальных эмоций и эмоционального реагирования.



В качестве методической основы программы мероприятий по проекту «Растем вместе» адаптированы авторские игры и упражнения и технология Постоевой Л.Д., Лукиной Г.А. «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет».

В процессе разработке плана мероприятий проекта учитывались ведущие принципы специальной педагогики и психологии:

1).Уважение к ребенку и результатам его деятельности;

2).Оздоровительная направленность – укрепление здоровья в процессе развития и обучения, адекватность нагрузок и требований, предъявляемых к ребенку в процессе игровой деятельности;

3).Систематичность и последовательность – предполагает непрерывность процесса;

4).Постепенность; 5).Доступность и индивидуализация – учитывает индивидуальные особенности детей. 6).Цикличность – предполагает повторения и последовательность.

Методы и техники:

а) арт -терапия;

б) игротерапия;

в) просмотр видеосюжета или развивающего мультфильма;

г) рассматривание рисунков;

д) релаксационная терапия.

Структура занятия состоит из нескольких частей:

Часть 1. Вводная.

Круг приветствия. Основная цель - настроить ребенка на совместную работу с психологом (специалистами) и родителем посредством установления контакта. При этом использовать эмоционально-тактильное и вербальное приветствие.

Часть 2. Основная или рабочая.

Включает арттерапевтический метод изотерапия и терапию с помощью движений (музыкально – ритмические движения, логоритмика), т.к у большинства детей с ТМНР отмечаются моторная неловкость, скованность или двигательные и эмоционально-аффективные стереотипии, специфически выраженные привычки, ритуалы, требующие применения методов коррекционного воздействия (замещения, прерывания, переключения, трансформация и подкрепления).

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего коррекционно-развивающего занятия.

Часть 3. Завершающая.

Основная цель - создание у ребенка положительных эмоций от совместной работы на занятии и взаимодействия с взрослыми.

Участники реализации проекта: ребенок, родители, педагоги.

Занятия желательно проводиться в присутствии родителей для улучшения взаимодействия в детско-родительских отношениях и повторения, закрепления полученного опыта в домашних условиях.

Форма проведения: индивидуально, малая подгруппа.

Период проведения и продолжительность занятия: 5 раз в неделю по 60 мин.

Психологические диагностические методы.

Перед тем, как приступить к проведению коррекционно-развивающих занятий, необходимо провести скрининговую диагностику, которая предусматривает пассивное и активное наблюдение. В процессе ее проведения выявляются наиболее выраженные нарушения в эмоционально-поведенческой сфере и социальной адаптации ребенка, связанные с социально-медико-психологическими факторами, вызывающие дезорганизацию в деятельности и развитии ребенка.

Диагностический материал: индивидуальная диагностическая карта, которая включает ведущие диагностические критерии способствующие выявлению возникающих трудностей (сенсорное развитие, речь и коммуникация, предпосылки к учебной деятельности, эмоционально-волевое развитие).

Предполагаемые результаты


1.С помощью взрослого устанавливать эмоциональный и тактильный контакт.

2.Умение различать и отзываться на свое имя.

3. Желание поддерживать совместное игровое взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

4. Адекватно реагировать на просьбы взрослых, принимать их помощь.

5. Овладение речевым общением на элементарном уровне.

6.Снижение импульсивно-протестных реакций в поведении.

Список используемой литературы

1. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2009. – 156 с.

2. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2006. – 168 с.

3. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. А.В. Рязановой, Д.В. Ермолаева. – М.: Теревинф, 2011. – 80 с.

4. Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2014. - №3. С. 38-43.





Календарно - тематический план

реализации коррекционно – развивающих занятий по проекту

«Растем вместе»



Тема

Содержание

Дата

проведения

Кол-во

часов




1.

Занятие «Дельфин»

Приветствие.

Упражнение «Капелька»

Изотерапия «Дельфин»

Видеосюжет «Дельфины тренируются»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»




1







2.

Занятие

«Осьминоги»








Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Морской аквариум»

Изотерапия «Дружный осьминог»

Упражнение «Игра с волной»

Просмотр м\ф «Веселый осьминог»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»




1




3.

Занятие «Божья коровка»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Божья коровка»

Изотерапия

«Божья коровка»

Упражнение «Божьи коровки, бабочки, кузнечики»

Игра «Слушай свое имя» Прощание


1




4.

Занятие «Гусеница»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Просмотр развивающего м\ф

«Гусеница и бабочка»

Упражнение «Гусеница»

Изотерапия

«Гусеница»

Упражнение «Гусеница»

Игра «Большая гусеница»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»




1















5.

Занятие «Бабочка»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Видеосюжет «Мир бабочек»

Упражнение «Бабочка»

Изотерапия

«Бабочка»

Упражнение «Гусеница превращается в бабочку»

Игра «Большая гусеница»
Прощание

«Отдохнули, поиграли»




1





















6.

Занятие «Медвежонок»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Медвежонок мечтает»

Изотерапия

«Медвежонок»

Упражнение «Расскажи и покажи»

Игра «Добрый медвежонок»

Видео релаксация «Мишутка»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»




1




7.

Занятие «Котенок»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Котенок»

Изотерапия

«Кошка»

Упражнение «Зарядка для котят»

Просмотр м\ф «Котенок и веселый гараж»

Игра «Ласковая мама»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»


1




8.

Занятие «Петушок»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение

«На птичьем дворе»

Изотерапия «Петушок»

Упражнение «Петух»

Игра «Ласковая мама»

Просмотр м\ф «Петя петушок»
Прощание

«Отдохнули, поиграли»


1




9

Занятие

«Лягушка»


Приветствие.

(см. Занятие 1)

Просмотр м\ф «Лягушка и её друзья»

Упражнение «Лягушонок»

Рисование «Милая лягушка»

Упражнение «Лягушата»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»


1




10

Занятие «Одуванчики»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Просмотр видеосюжета «Одуванчик распускается»

Упражнение «Замечательные цветы»

Изотерапия «Одуванчик»

Игра «Одуванчик»

Игра «Добрые слова»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»


1






Всего: 10 часов.



3 неделя января



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!