Личностные особенности педагогических работников и характер межличностных отношений в трудовом коллективе
Выполнила педагог- психолог Орлова К.К.
Психологический климат – настроение коллектива, моральная и психологическая атмосфера, пропитывающая взаимоотношения его участников.
Речь идет не только о трудовом коллективе, психологический климат существует и в группе по интересам, и в семье, и на учебе, и в любой коллективной деятельности.
Психологический климат – это характер эмоций, возникающих во взаимоотношениях людей, основанных на их симпатиях, совпадении интересов, характеров и склонностей. От атмосферы, царящей в группе, зависит успех этой деятельности и здоровье каждого из ее участников. Создание благоприятного психологического климата входит в мероприятия по профилактике психосоматических заболеваний, конфликтов и неврозов.
Сферы психологического климата
Социальный климат – осознание целей и задач всеми участниками, соблюдение прав и обязанностей
Собственно психологический климат – неофициальные отношения в коллективе
Моральный климат – ценности, принятые в группе
4 подхода к изучению климата в коллективе
- Климат – это коллективное сознание. Осознание каждым членом общества взаимоотношений в коллективе, условий труда, методов его стимулирования.
- Климат – настроение коллектива. То есть ведущая роль отводится не сознанию, а эмоциям.
- Климат – стиль взаимодействия людей, влияющий на их состояние.
- Климат – показатель совместимости группы, морального и психологического единства ее участников. Наличие общих мнений, традиций и обычаев.
Структура психологического климата в коллективе
Отношения по «горизонтали» (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, способы решения конфликтов)
Отношение к труду (удовлетворенность работой и намерение оставаться в этих условиях)
Отношения по «вертикали» (с начальником и администрацией)
Психологический климат
БЛАГОПРИЯТНЫЙ
- доброжелательное отношение участников друг к другу
- дух товарищества
- адекватная взаимная требовательность
- взаимопомощь
- радость от общения
- открытость коммуникаций
- безопасность и комфорт
- оптимизм
- уверенность в себе и коллективе
- возможность свободно и творчески мыслить
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ
- пессимизм
- недоверие и неуважение
- холодность и скрытность в отношениях
- сдерживание личностного потенциала
- раздражительность
- напряженность и конфликтность
- неуверенность
- непонимание
- страх ошибки, наказания подозрительность
Уровни климата
Динамический (психологическая атмосфера)
Статистический (социально-психологический климат)
устойчивое отношение работников к труду, постоянные межличностные отношения; формировать климат на этом уровне непросто, но потом его легко поддерживать
изменчивый характер коллектива; быстрее меняется и меньше ощущается участниками
Факторы влияющие на климат в коллективе
Структура коллектива
Тип организации,
Индивидуальные психологические и личностные особенности участников коллектива
коллектива
Сочетание особенностей всех участников; психологическая совместимость участников
Рациональная организация труда, соблюдение режима и прав
Стиль и особенности руководства
Образ и уровень жизни участников коллектива
Самооценка каждого участника
Внешне судить о климате коллектива можно по следующим признакам:
- текучка кадров
- качество продукта
- уровень дисциплины
- претензии и жалобы, негативные отзывы от работников
- частые перерывы в работе
- небрежность и неаккуратность
Для того чтобы межличностные отношения складывались благоприятно, человеку нужно:
- работать над собственными отрицательными чертами характера
- формировать положительные моральные качества (уважение к людям, признание их достоинства и чести, внимание, вежливость, тактичность)
- владеть методами эмоциональной и психической саморегуляции (для устранения раздражения, обид, выгорания и т.п.);
- знать стратегии поведения в конфликтных ситуациях, уметь грамотно их решать
- избегать максимализма в суждениях и поведении, навешивания ярлыков
Методы диагностики
конфликтности
Диагностика конфликта – знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, 2 сценария 2 развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.
Конечная цель диагностики конфликта – получение новых и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций, которые реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов.
Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний.
- Наблюдение – прямая, непосредственная регистрация конфликтологом событий и условий, в которых они имеют место.
- Социометрия – социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разработанный американским социальным психологом Я. Морено, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям.
- Изучение документов – исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тексте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, приказы и распоряжения, объяснительные записки и т. п.).
- Опрос – в настоящее время наиболее распространен в изучении конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия и степени выраженности конфликта, тестовые процедуры (нередко по гипотетическим ситуациям). Например шкала-опросник Ф. Фидлера – Ю. Ханина, позволяет описать атмосферу в группе. Опросник К. Томаса, Ф. Розенцвейга и др.
- Эксперимент - изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях, и фиксировании реакций человека на эти ситуации.
- Системно-ситуационный анализ – изучение конфликтов по единицам. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение которых характер взаимодействия основных его участников качественно не меняется.
- Математическое моделирование – с привлечением современных средств вычислительной техники: накопление, анализ фактов, что позволяет перейти к прогнозированию и оценке событий. Среди математических моделей –вероятностные распределения, модели целенаправленного поведения, цепь Маркова, имитационные модели.
- Личностные тесты – К числу наиболее часто применяемых общепризнанных тестов и опросников, позволяющих выявить те или иные аспекты конфликтности личности и определить её уровень можно отнести: тесты: А. Басса – А. Дарки (уровень агрессивности личности), Г. Айзенка (тип темперамента), опросник Кетелла (позволяет определить психологические особенности, влияющие на конфликтность) и др.