Урок по обществознанию в 9 классе «Легко ли быть избирателем?»
Цели урока:
сформировать новые понятия по изучаемой теме;
раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;
познакомить с правами избирателя;
продолжить формирование у учащихся навыков работы с документами правового характера;
развивать коммуникативные навыки и умения учащихся;
способствовать формированию активной гражданской позиции, чувства личной ответственности за свой политический выбор.
План урока.
1.Мотивация.
2 Изучение принципов избирательного права.
3. Участие в выборах: право или обязанность?
4. Рефлексия.
Ход урока.
1. Мотивация. (7 минут).
Учащийся читает стихотворение Ю. Левитанского:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу…
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя:
Щит и латы – посох и заплаты…
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже. Как умею.
Ни к кому претензий не имею:
Каждый выбирает для себя.
Слово учителя: Каждый из нас по несколько раз в день оказывается в ситуации, когда мы должны сделать выбор. Порой это не просто, особенно, если речь идёт о нашей собственной судьбе. Но ещё сложнее взять на себя ответственность за судьбу Родины, всего народа.
«Мы люди маленькие, - скажете вы, - нам таких важных решений не принимать». Но так ли это? Давайте познакомимся с рабочим листом №1:
Рабочий лист №1
Конституция РФ. Статья 3:
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Вопрос: В каких же ситуациях вам предстоит решать судьбу своей страны? (Предполагаемые ответы: референдум, выборы).
А что вам известно о выборах? (Предполагаемые ответы: выбирают президента, депутатов Государственной Думы).
Известны ли вам правила, по которым организуются выборы в демократических государствах? (Предполагаемый ответ: нет). Можно ли осознано и ответственно делать политический выбор, не зная этих правил? (Предполагаемый ответ: нет).
Так давайте с ними познакомимся.
2. Изучение принципов избирательного права. (15 минут).
Учитель предлагает учащимся познакомиться с рабочим листом №2:
Рабочий лист №2
Принципы избирательного права.
Принцип свободы выборов. Граждане участвуют в выборах свободно и добровольно.
Принцип всеобщего избирательного права. В РФ в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.
Принцип равенства:
Каждый избиратель имеет один голос;
Все избиратели голосуют на равных основаниях;
Каждый депутат одного и того же органа избирается от одинакового числа избирателей.
Принцип тайны голосования. Во время голосования должны быть созданы такие условия, при которых вероятность внешнего давления на решение избирателя была бы сведена к минимуму.
Прямое (непосредственное) голосование. Каждый избиратель лично голосует непосредственно за избираемого кандидата.
Кроме того, демократичность выборов выражается в альтернативности, то есть возможности сделать выбор из нескольких кандидатов.
Учитель: теперь обратимся к рабочему листу №3 и обсудим предложенные там ситуации.
Рабочий лист №3
Парламент Лилипутии принял закон, по которому права голоса лишаются граждане, рост которых превышает 5 дюймов. Какой принцип демократических выборов нарушается? Какие ограничения избирательных прав практиковались ранее в разных странах?
На избирательных участках города N – ска не были установлены кабины для голосования. Избирателям предложили делать отметку в бюллетене прямо у стола, за которым сидят члены избирательной комиссии. Какой принцип демократических выборов нарушается?
Гражданин Иванов принёс на избирательный участок не только свой паспорт, но и документы супруги. Он объяснил, что жена заболела и попросила проголосовать вместо неё. Какой принцип демократических выборов нарушается? Как гражданке Ивановой реализовать свои права на участие в голосовании?
В бюллетене для голосования проставлена фамилия только одного кандидата. Какой принцип демократических выборов нарушается? Какие последствия может иметь подобная ситуация?
Гражданин Смирнов, присутствующий на избирательном участке в качестве наблюдателя от Партии любителей сказок, опрашивает избирателей, за кого они намерены проголосовать. Какой принцип демократических выборов нарушается?
(учащиеся разбирают и комментируют предложенные ситуации)
3. Участие в выборах: право или обязанность? (15 минут).
Учитель: Не все люди пользуются своим правом участвовать выборах. Можно ли заставить человека голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие выборах? Предлагаю обсудить этот вопрос. Для этого вам нужно объединиться в 3 группы. (Ребятам предлагаются фрагменты трех высказываний, касающихся изучаемой темы. Текст напечатан на одинаковых листках. Все три листка разрезаны на одинаковые части. Выбирая, дети видят тыльную сторону карточек. Их задача – совместить свои карточки так, чтобы восстановить фразу. Обладатели карточек, образующих одно высказывание, объединяются в одну группу). Две группы получают рабочий лист №4:
Рабочий лист №4
Закон об обязательном участии в выборах
Все граждане страны, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах в органы власти всех уровней. Реализация активного избирательного права (права избирать) является важной характеристикой гражданственности.
В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые выносят решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.
За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учёбы, а также публикации фамилий и фотографий нарушителей в средствах массовой информации), во второй раз – штраф в размере 3 минимальных зарплат, третий раз – общественные работы (от 10 до90 дней).
Задание 1 группе: Вы являетесь депутатами, предложившими данный законопроект к рассмотрению. Сформулируйте свои аргументы за то, чтобы закон был принят.
Задание 2 группе: Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия данного закона.
Задание 3 группе: Вы – представители творческих профессий, известные и уважаемые люди. Ваша задача заключается в том, чтобы художественными средствами попытаться повлиять на отношение людей к участию в выборах.
ответы:
1 группа. В настоящее время многие люди не приходят на избирательные участки в день выборов. Те, кто недоволен сегодняшней политикой государства, постоянно упрекают власти в антинародных мерах. Такие граждане – угроза спокойствию общества. Отказываясь от участия в выборах, они как бы отгораживаются от государства, снимают с себя ответственность за его шаги. Наш закон исключит возможность уклониться от принятия судьбоносного для страны решения, остаться в стороне. Кроме того, он исключит и ситуации, при которых выборы могут не состояться из-за низкой явки избирателей, что поможет избежать лишних финансовых затрат.
2 группа. Данный закон нарушает существующее законодательство, гарантирующее свободное участие в выборах. Представим ситуацию, когда ни один из выдвинутых кандидатов не устраивает большинство граждан. Тогда их неявка на избирательные участки – это своего рода акция протеста. На повторные выборы могут быть выдвинуты другие люди.
3 группа :
Обращение к избирателю.
Соотечественник!
Помни: чем меньше людей придёт на избирательные участки, тем сильнее политика государства будет зависеть от олигархов, коррумпированных чиновников, недобросовестных политиков, для которых власть – лишь средство обогащения. Ты доверяешь им свою жизнь и будущее своих детей?
Решай сам свою судьбу! Иди на выборы!
Плакаты, подготовленные 3 группой
Подведение итогов: Никто не вправе заставить человека участвовать в голосовании. Но каждый, кому не безразличны будущее его страны и собственная судьба должен осознанно и ответственно воспользоваться своим правом на участие в формировании государственных органов.
4. Рефлексия. (3 – 5 минут).
Что нового вы узнали о выборах?
Изменилось ли ваше мнение о значении выборов в жизни страны и о вашей роли в политике?
Что ещё вы хотели бы узнать о выборах в государственные органы и органы местного самоуправления?