СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Легко ли быть избирателем?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

                сформировать новые понятия по изучаемой теме;

                раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;

                познакомить с правами избирателя;

                продолжить формирование у учащихся навыков работы с документами правового характера;

                развивать коммуникативные навыки и умения учащихся;

                способствовать формированию активной гражданской позиции, чувства личной ответственности за свой политический выбор.

Просмотр содержимого документа
«Легко ли быть избирателем?»

Урок по обществознанию в 9 классе «Легко ли быть избирателем?»

Цели урока:

  • сформировать новые понятия по изучаемой теме;

  • раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;

  • познакомить с правами избирателя;

  • продолжить формирование у учащихся навыков работы с документами правового характера;

  • развивать коммуникативные навыки и умения учащихся;

  • способствовать формированию активной гражданской позиции, чувства личной ответственности за свой политический выбор.

План урока.

1.Мотивация.

2 Изучение принципов избирательного права.

3. Участие в выборах: право или обязанность?

4. Рефлексия.

Ход урока.

1. Мотивация. (7 минут).

Учащийся читает стихотворение Ю. Левитанского:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу…

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя:

Щит и латы – посох и заплаты…

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает для себя.


Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже. Как умею.

Ни к кому претензий не имею:

Каждый выбирает для себя.


Слово учителя: Каждый из нас по несколько раз в день оказывается в ситуации, когда мы должны сделать выбор. Порой это не просто, особенно, если речь идёт о нашей собственной судьбе. Но ещё сложнее взять на себя ответственность за судьбу Родины, всего народа.

«Мы люди маленькие, - скажете вы, - нам таких важных решений не принимать». Но так ли это? Давайте познакомимся с рабочим листом №1:

Рабочий лист №1

Конституция РФ. Статья 3:

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

  2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

  3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

  4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.


Вопрос: В каких же ситуациях вам предстоит решать судьбу своей страны? (Предполагаемые ответы: референдум, выборы).

А что вам известно о выборах? (Предполагаемые ответы: выбирают президента, депутатов Государственной Думы).

Известны ли вам правила, по которым организуются выборы в демократических государствах? (Предполагаемый ответ: нет). Можно ли осознано и ответственно делать политический выбор, не зная этих правил? (Предполагаемый ответ: нет).

Так давайте с ними познакомимся.


2. Изучение принципов избирательного права. (15 минут).

Учитель предлагает учащимся познакомиться с рабочим листом №2:


Рабочий лист №2

Принципы избирательного права.

  1. Принцип свободы выборов. Граждане участвуют в выборах свободно и добровольно.

  2. Принцип всеобщего избирательного права. В РФ в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.

  3. Принцип равенства:

    • Каждый избиратель имеет один голос;

    • Все избиратели голосуют на равных основаниях;

    • Каждый депутат одного и того же органа избирается от одинакового числа избирателей.

  4. Принцип тайны голосования. Во время голосования должны быть созданы такие условия, при которых вероятность внешнего давления на решение избирателя была бы сведена к минимуму.

  5. Прямое (непосредственное) голосование. Каждый избиратель лично голосует непосредственно за избираемого кандидата.

Кроме того, демократичность выборов выражается в альтернативности, то есть возможности сделать выбор из нескольких кандидатов.



Учитель: теперь обратимся к рабочему листу №3 и обсудим предложенные там ситуации.


Рабочий лист №3

  1. Парламент Лилипутии принял закон, по которому права голоса лишаются граждане, рост которых превышает 5 дюймов. Какой принцип демократических выборов нарушается? Какие ограничения избирательных прав практиковались ранее в разных странах?

  2. На избирательных участках города N – ска не были установлены кабины для голосования. Избирателям предложили делать отметку в бюллетене прямо у стола, за которым сидят члены избирательной комиссии. Какой принцип демократических выборов нарушается?

  3. Гражданин Иванов принёс на избирательный участок не только свой паспорт, но и документы супруги. Он объяснил, что жена заболела и попросила проголосовать вместо неё. Какой принцип демократических выборов нарушается? Как гражданке Ивановой реализовать свои права на участие в голосовании?

  4. В бюллетене для голосования проставлена фамилия только одного кандидата. Какой принцип демократических выборов нарушается? Какие последствия может иметь подобная ситуация?

  5. Гражданин Смирнов, присутствующий на избирательном участке в качестве наблюдателя от Партии любителей сказок, опрашивает избирателей, за кого они намерены проголосовать. Какой принцип демократических выборов нарушается?


(учащиеся разбирают и комментируют предложенные ситуации)


3. Участие в выборах: право или обязанность? (15 минут).

Учитель: Не все люди пользуются своим правом участвовать выборах. Можно ли заставить человека голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие выборах? Предлагаю обсудить этот вопрос. Для этого вам нужно объединиться в 3 группы. (Ребятам предлагаются фрагменты трех высказываний, касающихся изучаемой темы. Текст напечатан на одинаковых листках. Все три листка разрезаны на одинаковые части. Выбирая, дети видят тыльную сторону карточек. Их задача – совместить свои карточки так, чтобы восстановить фразу. Обладатели карточек, образующих одно высказывание, объединяются в одну группу). Две группы получают рабочий лист №4:


Рабочий лист №4

Закон об обязательном участии в выборах

Все граждане страны, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах в органы власти всех уровней. Реализация активного избирательного права (права избирать) является важной характеристикой гражданственности.

В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые выносят решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.

За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учёбы, а также публикации фамилий и фотографий нарушителей в средствах массовой информации), во второй раз – штраф в размере 3 минимальных зарплат, третий раз – общественные работы (от 10 до90 дней).


Задание 1 группе: Вы являетесь депутатами, предложившими данный законопроект к рассмотрению. Сформулируйте свои аргументы за то, чтобы закон был принят.


Задание 2 группе: Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия данного закона.


Задание 3 группе: Вы – представители творческих профессий, известные и уважаемые люди. Ваша задача заключается в том, чтобы художественными средствами попытаться повлиять на отношение людей к участию в выборах.


ответы:

1 группа. В настоящее время многие люди не приходят на избирательные участки в день выборов. Те, кто недоволен сегодняшней политикой государства, постоянно упрекают власти в антинародных мерах. Такие граждане – угроза спокойствию общества. Отказываясь от участия в выборах, они как бы отгораживаются от государства, снимают с себя ответственность за его шаги. Наш закон исключит возможность уклониться от принятия судьбоносного для страны решения, остаться в стороне. Кроме того, он исключит и ситуации, при которых выборы могут не состояться из-за низкой явки избирателей, что поможет избежать лишних финансовых затрат.


2 группа. Данный закон нарушает существующее законодательство, гарантирующее свободное участие в выборах. Представим ситуацию, когда ни один из выдвинутых кандидатов не устраивает большинство граждан. Тогда их неявка на избирательные участки – это своего рода акция протеста. На повторные выборы могут быть выдвинуты другие люди.


3 группа :



Обращение к избирателю.

Соотечественник!

Помни: чем меньше людей придёт на избирательные участки, тем сильнее политика государства будет зависеть от олигархов, коррумпированных чиновников, недобросовестных политиков, для которых власть – лишь средство обогащения. Ты доверяешь им свою жизнь и будущее своих детей?

Решай сам свою судьбу! Иди на выборы!


Плакаты, подготовленные 3 группой







Подведение итогов: Никто не вправе заставить человека участвовать в голосовании. Но каждый, кому не безразличны будущее его страны и собственная судьба должен осознанно и ответственно воспользоваться своим правом на участие в формировании государственных органов.


4. Рефлексия. (3 – 5 минут).

Что нового вы узнали о выборах?

Изменилось ли ваше мнение о значении выборов в жизни страны и о вашей роли в политике?

Что ещё вы хотели бы узнать о выборах в государственные органы и органы местного самоуправления?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!