СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Формы естественного отбора"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различают несколько форм естественного отбора: стабилизирующую, движущую, разрывающую и дестабилизирующую.

Просмотр содержимого документа
«4. Кодограмма. Формы естественного отбора»

Тема: Формы естественного отбора


1. Движущая форма отбора:










Мутации: нейтральные, вредные, полезные, чаще рецессивные. Ч.Дарвин: на островах преобладают бескрылые насекомые.

Индустриальный меланизм у березовой пяденицы. Если условия изменяются – отбор в пользу отклонений от установившейся нормы признака. Приводит к образованию новых видов.


2

. Стабилизирующая форма отбора:


И.И.Шмальгаузен показал, что при неизменных условиях отбор происходит в пользу установившейся нормы признака.

Длина ушей у зайца, размеры хвоста у рыб, клюва у птиц. Под контролем стабилизирующей формы отбора находятся все признаки живого организма.









Благодаря этой форме отбора сохраняются "живые ископаемые" – кистеперая рыба, гаттерия, варан острова Комодо, ехидна, утконос.

Стабилизирующая форма – сохраняет имеющиеся виды, движущая – приводит к появлению новых видов.

Просмотр содержимого документа
«Формы естественного отбора»

Урок. Формы естественного отбора

Анализ лабораторной работы (5-7 мин).

Повторение домашнего задания устно и компьютерное тестирование (10 мин).


1. Формы естественного отбора

Различают несколько форм естественного отбора: стабилизирующую, движущую, разрывающую и дестабилизирующую.

Стабилизирующая форма действует в том случае, если условия среды остаются неизменными. В этом случае преимущественно выживают особи, приспособленные к данным условиям, отклонения от среднего значения признака устраняются отбором. Учение о стабилизирующей форме отбора было разработано русским ученым И.И.Шмальгаузеном. Благодаря этой форме отбора сохраняются примитивные формы жизни, хорошо приспособленные к конкретным условиям; сохраняются средние значения различных признаков. Под контролем стабилизирующей формы отбора находятся самые различные признаки организма. Хорошим примером являются размеры ушей у зайцев, являющихся важным органом регуляции теплоотдачи. От их размеров зависит количество теплового излучения. Большее количество зайцев имеют уши средних размеров, короткоухие погибают от перегревания, длинноухие — от переохлаждения.

Движущая форма. При изменении условий существования изменяется и направление естественного отбора, преимущественно выживают особи с отклонениями от среднего значения признака. Классическим примером движущей формы естественного отбора является эксперимент с бабочкой березовая пяденица. Были подсчитаны особи со светлой и темной окраской крыльев в популяциях, живущих вдали от города и в популяциях расположенных около города Манчестера. Светлая форма мало заметна на деревьях вдали от города (на березах, покрытых лишайниками), где эта форма и преобладает. Около промышленного центра, где проводился подсчет, исчезли лишайники на березах и сами стволы стали более темными. Здесь преобладают темноокрашенные особи. Движущая форма отбора приводит к изменению признаков и образованию новых видов. Так, пресноводные кистеперые, живущие на мелководье в палеозойскую эру дали земноводных, земноводные — пресмыкающихся, последние — птиц и млекопитающих. Наглядными примерами движущей формы отбора служат микроорганизмы, насекомые и мышевидные грызуны, у которых выработалась устойчивость к антибиотикам и ядохимикатам.

Разрывающую форму естественного отбора (дизруптивный отбор) Ч.Дарвин наблюдал на океанических островах, на которых появились бескрылые насекомые и насекомые с очень длинными крыльями. Насекомые со средними крыльями ветром сносились в море и погибали. Мадагаскарские тараканы, в отличие от Американских блаберусов, совершенно не имеют крыльев, но цепкие лапки позволяют им подниматься даже по стеклянной вертикальной плоскости. Разрывающая форма отбора приводит к полиморфизму — образованию нескольких форм, отличающихся по определенному признаку.

Дестабилизирующий отбор приводит к расширению нормы реакции признака, при этом преимущество получают особи не с узкой (как при стабилизирующем отборе), а широкой нормой реакции. Впервые эта форма отбора описана американским эволюционистом Д.Г.Симпсоном, термин дестабилизирующий отбор был предложен Н.Н.Воронцовым. Например, лягушки, живущие в водоемах с разными условиями освещенности и разнообразной растительностью имеют более разнообразную окраску, чем лягушки, живущие в водоемах с однородными условиями.

Таким образом, естественный отбор играет роль не только «сита», устраняющего появляющиеся в популяции изменения, но и играет творческую роль, накапливая наследственные изменения и определяя направление эволюции. Вместе с наследственной изменчивостью и другими факторами эволюции за 3,5 млрд. лет отбор создал все огромное разнообразие видов на нашей Земле, сохраняя как примитивные формы при стабильных условиях среды, и образуя новые виды в измененных условиях обитания.


Карточка у доски:

  1. Виды наследственной изменчивости?

  2. Как называется изменчивость, связанная изменением генов особи?

  3. Как называется изменчивость, дающая материал для отбора, результат полового размножения?

  4. Движущий и направляющий фактор эволюции?

  5. Какая изменчивость распространяет возникшие мутации?

  6. Ученый, разработавший учение о стабилизирующей форме отбора?

  7. Ученый, разработавший учение о движущей форме отбора?

  8. Какая форма отбора действует при стабильных условиях среды, какая при изменении условий среды?

  9. Какая форма отбора сохраняет виды без изменения, какая приводит к образованию новых видов?


Письменные карточки:

  1. Объясните механизм стабилизирующей формы отбора.

  2. Объясните механизм движущей формы отбора.

  3. Какую роль в эволюции играет движущая форма отбора?

  4. Какую роль в эволюции играет стабилизирующая форма отбора?


Тестирование:

Тест 1. Изменчивость, связанная с изменением генов особи:

  1. Наследственная.

  2. Комбинативная.

  3. Мутационная.

  4. Модификационная.

Тест 2. Изменчивость, связанная с перекомбинацией генов без их изменения:

  1. Наследственная.

  2. Комбинативная.

  3. Мутационная.

  4. Модификационная.

Тест 3. Направляющий фактор эволюции:

  1. Изменчивость.

  2. Наследственность.

  3. Естественный отбор.

  4. Все выше перечисленные факторы эволюции.

Тест 4. Изменчивость, способствующая распространению возникших мутаций:

  1. Модификационная.

  2. Мутационная.

  3. Наследственная.

  4. Комбинативная.

Тест 5. Ученый, разработавший учение о движущей форме отбора:

  1. Ч.Дарвин.

  2. А.Уоллес.

  3. И.И.Шмальгаузен.

  4. С.С.Четвериков.

Тест 6. Ученый, разработавший учение о стабилизирующей форме отбора:

  1. Ч.Дарвин.

  2. А.Уоллес.

  3. И.И.Шмальгаузен.

  4. С.С.Четвериков.

Тест 7. Форма отбора, сохраняющая определенные размеры ушей у зайцев:

  1. Движущая.

  2. Стабилизирующая.

  3. Разрывающая.

  4. Сохраняет длину ушей наследственность.

Тест 8. В окрестностях Манчестера в популяциях березовой пяденицы более 70% бабочек стали темными благодаря:

  1. Наследственной изменчивости.

  2. Модификационной изменчивости.

  3. Движущей форме отбора.

  4. Стабилизирующей форме отбора.

**Тест 9. Верные суждения:

  1. Мутации, возникающие в популяциях случайны, не направлены.

  2. При стабильных условиях действует стабилизирующая форма отбора.

  3. Стабилизирующая форма отбора сохраняет уже имеющиеся виды.

  4. Единственный направляющий фактор эволюции — естественный отбор.

**Тест 10. Верные суждения:

  1. Генофонд популяции образован генотипами особей, входящих в эту популяцию.

  2. Мутации распространяются по популяции благодаря комбинативной изменчивости.

  3. Многообразие видов на Земле результат действия только движущей формы отбора.

  4. Стабилизирующая форма отбора не является направляющим фактором эволюции.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!