СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция " Органы,системы органов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организм человека состоит из органов. Сердце, легкие, почки, рука, глаз — все это органы, т. е. части организма, выполняющие определенные функции. Орган имеет только ему свойственную форму, строение и положение в организме. Форма руки отличается от формы ноги, сердце не похоже на легкие или желудок. В зависимости от выполняемых функций разным бывает и строение органа. Обычно орган состоит из нескольких тканей, нередко из четырех основных. Одна из них играет первостепенную роль. Так, преобладающая ткань кости — костная, главная ткань железы — эпителиальная, главная ткань мускула — мышечная. В то же время в каждом органе есть соединительная нервная и эпителиальная ткани (кровеносные сосуды).

Просмотр содержимого документа
«Лекция " Органы,системы органов"»

Урок. Органы, системы органов

1. Органы. Системы органов.

Органы. Организм человека состоит из органов. Сердце, легкие, почки, рука, глаз — все это органы, т. е. части организма, выполняющие определенные функции. Орган имеет только ему свойственную форму, строение и положение в организме. Форма руки отличается от формы ноги, сердце не похоже на легкие или желудок. В зависимости от выполняемых функций разным бывает и строение органа. Обычно орган состоит из нескольких тканей, нередко из четырех основных. Одна из них играет первостепенную роль. Так, преобладающая ткань кости — костная, главная ткань железы — эпителиальная, главная ткань мускула — мышечная. В то же время в каждом органе есть соединительная нервная и эпителиальная ткани (кровеносные сосуды).

Орган является частью целостного организма и поэтому вне организма работать не может. В то же время организм способен обходиться без некоторых органов. Об этом свидетельствуют хирургические удаления конечности, глаза, зубов. Каждый из органов является составной частью более сложной физиологической системы органов.

Системы органов. Жизнь организма обеспечивается взаимодействием большого числа разных органов. Органы, объединенные определенной физиологической функцией, составляют физиологическую систему. Различают следующие физиологические системы: покровную, систему опоры и движения, пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, половую, эндокринную, нервную, иммунную.

В покровную систему входят кожа и слизистые оболочки. Кожа покрывает тело снаружи. Слизистые оболочки выстилают изнутри полости носа, рта, дыхательных путей и пищеварительной системы. Кожа и слизистые оболочки предохраняют организм от внешних воздействий — высыхания, колебаний температуры, повреждений, проникновения в организм различных возбудителей болезней и ядовитых веществ.

Система опоры и движения представлена большим числом костей и мышц. Кости, соединяясь между собой, образуют скелет соответствующих частей тела. При любых положениях тела, например при стоянии, сидении, лежании, все его органы опираются на кости. В этом состоит опорная функция скелета. Скелет выполняет и защитную функцию, ограничивая полости, занятые внутренними органами. Например, ребра, позвонки, грудина образуют грудную клетку, в полости которой располагаются такие органы, как сердце, легкие. Скелет и мышцы обеспечивают движение тела. Соединенные между собой кости являются рычагами, которые приводятся в движение сокращением прикрепляющихся к ним мышц.

Пищеварительная система включает органы ротовой полости — язык, зубы, слюнные железы, глотку, пищевод, кишечник, печень, поджелудочную железу. В органах пищеварения пища измельчается, смачивается слюной, на нее воздействуют желудочный и другие пищеварительные соки. В результате образуются необходимые организму питательные вещества. Они всасываются в кишечнике и доставляются кровью ко всем тканям и клеткам организма.

Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце своими сокращениями проталкивает кровь по сосудам к органам и тканям, где происходит непрерывный обмен веществ. Благодаря такому обмену клетки постоянно получают кислород и другие необходимые вещества и освобождаются от ненужных веществ, таких, как углекислый газ и продукты распада.

Дыхательная система участвует в обеспечении организма кислородом и в освобождении его от углекислого газа. Воздух поступает сначала в носовую полость, затем в носоглотку, гортань и дальше в трахею и легкие. В легких воздух соприкасается с огромной сетью кровеносных сосудов. Здесь происходит обмен кислородом и углекислым газом.

Выделительная система выполняет функцию удаления жидких продуктов обмена веществ. Основными органами этой системы являются почки. В них образуется моча, которая по мочеточникам стекает в мочевой пузырь. Там она накапливается и в определенный момент выбрасывается наружу.

П

оловая система выполняет функции размножения. В половой системе формируются половые клетки. К этой системе относятся мужские половые железы — семенники, женские половые железы — яичники. В матке происходит развитие плода.

Эндокринная система включает различные железы внутренней секреции. Каждая из желез вырабатывает и выделяет в кровь особые химические вещества. Эти вещества участвуют в регуляции функций всех клеток и тканей организма.

Нервная система объединяет все другие системы, регулирует и согласовывает их деятельность. Любое нарушение связи между нервной системой и органом приводит к прекращению его нормального функционирования. Посредством чувствительных клеток — рецепторов, расположенных в органах зрения, слуха, равновесия, обоняния, осязания, поддерживается постоянная связь организма с окружающей средой. Благодаря нервной системе осуществляется психическая деятельность человека, его поведение.

Иммунная система. Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Если микробы все же проникают в организм, то там они встречаются с его защитными силами — иммунитетом. Центральная

иммунная система представлена красным костным мозгом и тимусом, периферическая – лимфатическими узлами, селезенкой.

Функциональная система. На уроке физкультуры, например, усиливается не только работа мышц, но и кровеносной, дыхательной системы. Несколько систем органов, совместно работающих для выполнения какой либо задачи и называется функциональной системой.

Таким образом, в итоге можно наметить следующую схему построения организма: молекулы — клеточные органоиды — клетки — ткани — органы — системы органов — организм.

2. Связь между строением и функциями органов.

Между строением органов и их функциями существует тесная связь. Рассмотрим это на примерах.

Хорошо известно, что при недостаточном развитии мышц, которые сгибают руку в локте, их функции ослаблены и человек не способен к выполнению физической работы и подъему тяжестей. Но если эти мышцы развивать, постепенно упражняя и нагружая их, то мышцы станут развиваться, расти и все более отчетливо выделяться под кожей плеча. Значит, не только строение мышцы обуславливает ее функцию, но и функция влияет на строение мышцы.

Этот пример говорит о том, что нельзя понять строение органов, не зная их функции. Наоборот, понять функцию можно, только зная строение органа. Такая зависимость между строением органов и их функциями является одной из причин объединения двух наук — анатомии и физиологии — в один учебный предмет.

Функции организма человека. Живой организм всегда отвечает на изменения, которые происходят в нем самом и в окружающей его среде. Существование организма было бы просто невозможно, если бы он не реагировал на недостаток воды, кислорода, изменение температуры, на влияние различных вредных веществ или был бы безразличен к пище. Реакции организма направлены на то, чтобы удовлетворить возникшие в нем потребности (голод, жажда и др.), защитить от вредных воздействий и приспособить к изменяющимся условиям среды. Такое проявление деятельности организма получило название функции.

Для нормального функционирования организма человека исключительно важной особенностью является постоянство химического состава и физико-химических свойств клеток и тканей – гомеостаз. Например, клетки организма очень чувствительны к изменению содержания глюкозы в крови — одного из главных питательных веществ. Постоянство ее уровня достигается тем, что при избытке в крови она откладывается в печени и мышцах про запас, а при недостатке вновь поступает оттуда в кровь. Показателем постоянства химического состава клеток и тканей является также содержание в крови солей, температура тела и т. д.

Таким образом, важной функцией организма человека является поддержание постоянства его химического состава и физико-химических свойств.

Другой важной функцией человека является установление непрерывного взаимодействия с внешним миром, которое достигается с помощью психической деятельности. Благодаря ей человек формирует духовную картину внешнего мира и в соответствии с ней управляет своим поведением. В результате человек достигает поставленной цели, решает различные жизненные ситуации. Все это объединяется понятием психические функции человека.


Основные термины и понятия:

Орган. Системы органов. Физиологические функции. Психические функции.


Вопросы к зачету:


На зачете будет предложено 10 вопросов, на которые нужно ответить одним полным предложением.

Или тестирование на компьютере, тестовое задание из 15 вопросов.


  1. Что изучает анатомия?

  2. Что изучает физиология?

  3. Что изучает психология?

  4. Что изучает гигиена?

  5. За что отвечают митохондрии клетки?

  6. За что отвечают рибосомы клетки?

  7. За что отвечают клеточный центр клетки?

  8. За что отвечает ядро клетки?

  9. Каковы функции углеводов и жиров?

  10. Каковы функции нуклеиновых кислот?

  11. Питательные вещества, поступающие в клетку, необходимы для двух процессов:

  12. Энергия, необходимая организму образуется в результате двух процессов:

  13. Свойство организма реагировать на внешние и внутренние воздействия:

  14. Сколько хромосом и ДНК в летке перед делением?

  15. Сколько хромосом и ДНК в клетке после деления?

  16. На какой стадии деления в клетке 92 хромосомы и 92 молекулы ДНК?

  17. На какой стадии деления начинает разрушаться ядерная оболочка и спирализуются хромосомы?

  18. На каких стадиях деления в хромосомах по две молекулы ДНК?

  19. На каких стадиях деления в хромосомах по одной молекуле ДНК?

  20. Виды тканей, образующих организм человека?

  21. Разновидности эпителиальной ткани?

  22. Разновидности соединительной ткани?

  23. Разновидности мышечной ткани?

  24. Особенности эпителиальной ткани?

  25. Особенности соединительной ткани?

  26. Свойства мышечной ткани?

  27. Свойства нервной ткани?

  28. Как называются клетки нервной ткани?

  29. Виды отростков нейронов?

  30. Из каких тканей состоит отдельный орган?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!