СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лиса и журавль" русская народная сказка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Лиса и журавль" русская народная сказка»

Урок литературного чтения в 1 классе.

Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Тип урока: Урок изучающего чтения.

Форма организации: урок-исследование

Вид деятельности: урок изучающего чтения

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и журавль».

Задачи:

Образовательные: формировать представление о сказках, вырабатывать навыки правильного, осознанного чтения.

Развивающие: развивать целенаправленное внимание и восприятие при прослушивании сказки, развивать фонематический слух, развивать устную речь на основе требования полных ответов на вопросы учителя.

Воспитывающие: воспитывать дружелюбие, культуру взаимоотношений.

Планируемые результаты.

Личностные:

Проявлять:

  • позитивное отношение к чтению народных сказок;

  • умение договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Метапредметные

Познавательные:

  • искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя,

  • понимать прочитанное, определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

  • формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

  • планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

  • анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;

Регулятивные:

  • выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;

  • осуществлять взаимопроверку, самооценку результата выполнения учебного задания;

  • формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.

Коммуникативные

  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

  • адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

  • использовать речевые средства для представления результата деятельности,

  • умения ответить на поставленный вопрос;

  • объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;

  • словесное иллюстрирование прочитанного;

  • составление своего мнения о прочитанном.

Предметные

  • овладевать навыком смыслового чтения;

  • работать с содержанием текста сказки;

  • описывать характер героя;

  • выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки;

  • читать и инсценировать сказку по ролям;

  • уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);

  • отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);

  • уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи: Окружающий мир.

Оборудование:

компьютер, телеэкран, рисунки с изображением лисы и журавля; карточки для работы групп, костюмы для инсценировки, презентация к уроку Power Point, выставка детских книг.

Учебник Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. — М.: Вентана-Граф, 2014.













































Ход урока

Организационный момент

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. -Давайте повернёмся к ним, поздороваемся.

- Ребята, каждый урок литературного слушания - это новая встреча.


- А с кем или с чем можно встретиться на уроке? (с новыми произведениями, новыми героями, с новыми писателями)


- Сегодняшний урок не исключение.


Создание ситуации успеха:

- Каким вы хотите видеть наш урок? Слайд 2 Урок будет:

  • интересным;

  • познавательным;

  • интригующим;

-увлекательным.

Речевая разминка.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что значит хорошо читать? (Читать выразительно, громко, чётко.)

- Для того, чтобы сегодня мы с вами читали правильно и выразительно мы

проведём речевую разминку. (Слайд 3, 4)


Постановка учебной задачи. Выставка книг.

Представление произведений (ученик у доски)

- Что общего вы заметили в представленных вам произведениях? (Это РНС)

- Продолжим называть русские н6ародные сказки, которые вы знаете:

«Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Зайкина избушка»

«Колобок» , «Крошечка –Хаврошечка» , «Курочка Ряба (Яичко)»

«Маша и медведь», «Морозко», «Мужик и медведь (Вершки и корешки)»,

«Петушок — Золотой гребещок и жерновцы», «По щучьему веленью», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка»,

- Поиграем в игру «Я ЗНАЮ»..

- Начну с себя..Я знаю, что РНС- жанр устного народного творчества…..

- Я знаю, что сказки возникли очень давно,…..

- Я знаю, что сказки—это мудрость народа..

- Я знаю, что сказки учат людей честности, трудолюбию, доброте…

Я знаю, что сказки могут быть волшебные, бытовые, о животных….

- Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня так много говорим о сказках?

( Мы, наверное, будем знакомиться с новой сказкой)

- Правильно, ребята, сегодня мы с вами прочитаем русскую народную сказку, а о ком она и как называется, вы мне сами скажите, разгадав загадки:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её …. (лиса)




А что вы знаете о лисе? (Она хитрая, ловкая, воровка) Слайд 5

- Послушайте сообщение о лисе, которое приготовила для вас Соня..

СООБЩЕНИЕ: Лиса - настоящая красавица. У нее теплая рыжая шубка. Узкая любопытная мордочка. Ушки и лапки у нее черного цвета. Но гордится лиса своим хвостом - большим, пушистым. Лиса питается мышами, лягушками, ящерицами, зайцами, дикими утками, ворует кур. Запасы лиса не делает. Окраску лисы не меняют, но с наступлением зимних холодов лисья шуба становится теплей и пышней. Лиса действительно умный, наблюдательный, ловкий и хитрый зверь.






- Слушаем и отгадываем вторую загадку.

Вот летит он на просторе,

Позади оставив море.

Реки, рощи и поля

Под крылом у… (журавля)

- Знаете ли вы как выглядит эта птица, где живёт? Слайд 6

(Он высокий, длинноногий, у него длинная шея, живёт возле водоёмов)

- Послушайте сообщение о сером журавле, которое приготовил Денис

СООБЩЕНИЕ: Журавли  живут в различных уголках планеты. 

Питаются журавли ростками, почками, семенами растений. Корневища растений являются для них лакомством. Иной раз в меню крылатых гурманов попадают насекомые, моллюски, черви, лягушки, а иной раз и мелкие рыбешки. Журавли одни из самых статных птиц, обитающих на нашей планете. Эти птицы занесены в красную книгу, поэтому мы их должны защищать.



- Ребята, подумайте, могут ли лиса и журавль встречаться в природе? ( Нет) Слайд 7

- А почему? (Лиса хищное животное, она может съесть журавля)


- А где могут они встретиться? (В сказке)

( Картинки ЛИСЫ И ЖУРАВЛЯ)

- В жизни лиса и журавль практически не встречаются. А вот в сказках возможно всё.

 - Так кто уже догадался, как называется наша сказка? ( Лиса и журавль)



- Сформулируйте тему нашего урока.

(Русская народная сказка «Лиса и журавль»)



А теперь скажите, чему бы вы хотели научиться на нашем уроке?

-Какие цели и задачи мы поставим перед собой?





(Познакомиться со сказкой, ответить на вопросы ,

определить главную мысль

дать характеристику главным героям,

научиться выразительно читать сказку,

развивать свою речь)



- Для того, чтобы это всё выполнить, какими вы должны быть на уроке?

(Внимательными и наблюдательными)



ЦЕЛЬ: наша задача на уроке – научиться быть грамотным читателем. Что это значит?

А это значит вы должны учиться правильному чтению,

должны учиться понимать и анализировать произведение,

определять главную мысль,

уметь выражать свои мысли,

понять для чего нужно это произведение в литературе.





ФИЗМИНУТКА «Утром Лисонька проснулась»


Изучение нового материала

Чтение сказки детьми по цепочке с остановками.

-При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. 

( словарная работа по слайду по ходу чтения (Слайд 8)

  • Званый обед-обед или ужин по приглашению.

  • Потчевать - угощать.

  • Стряпать- готовить пищу.

  • Несолоно хлебавши - ни с чем



-Как же Лиса звала Журавля? (По-доброму, как принято у русских людей.)

- Что приготовила Лиса? Почему? (Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)

- Как она угощала гостя? (Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Кушай, голубчик, сама стряпала».)

- Прочитайте следующие два предложения.

- Как ел Журавль? (Клевал)

- А как едят другие птицы?

- Знала ли об этом Лиса? (Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.)

- Как ела Лиса? В чём была её оплошность? (Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» - и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)

- Как могут вести себя разные люди, когда их обманули? ( Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)

- Как поступает Журавль? (Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)

- Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?

- Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?(Умышленно.)

- Как Журавль угощал Лису? (Предупредил, что никакого другого угощения нет.)

- Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения? (Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)

- Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше.

- А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться? (Культурно, искренне, честно.)

- Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае?

(Тактично обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность; намекнуть, что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось; а если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться.)

- Дочитаем сказку до конца.

- Что значит «несолоно хлебавши»?

-Понравилось ли вам произведение? Чем оно вам понравилось?

(Журавлю удалось проучить лису за её хитрость)

-Так к какому жанру оно относится? (К сказке)

- Докажите это. (Животные разговаривают, готовят себе еду)

- Назовите главных героев. ( Лиса и журавль)


Работа в группах:

1 ряд - характеристика ЛИСЫ

3 ряд – характеристика ЖУРАВЛЯ

2 ряд - восстановить последовательность событий.

1. Лиса с журавлем подружились.

2. Лиса пригласила журавля в гости.

3. Лиса угощает журавля.

4. Журавль пригласил лису в гости.

5. Журавль угощает лису.

6. На этом дружба кончилась.


Инсценирование сказки



Обобщение.

- Народные сказки были придуманы очень- очень давно.

- А зачем они нужны нам сегодня?

(Они учат людей честности, трудолюбию, доброте.)

- Кто из героев этой сказки лучше.

- Как вы теперь ответите на этот вопрос?

(Оба персонажа не хороши, неприятны.)

- А что же их объединяет? (Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.)


- Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? (ответы детей)


7. Итог урока.

- Кому эта сказка была известна до урока?


- Что нового вы открыли для себя уже в знакомом произведении?


- Чему учит нас эта сказка? (Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же.

Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась.

Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.)

Рефлексия.

- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)


- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)


- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)


- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)


- Что для этого надо делать?


- Ребята, вы прекрасно работали.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!