Урок литературного чтения в 1 классе.
Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Тип урока: Урок изучающего чтения.
Форма организации: урок-исследование
Вид деятельности: урок изучающего чтения
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и журавль».
Задачи:
Образовательные: формировать представление о сказках, вырабатывать навыки правильного, осознанного чтения.
Развивающие: развивать целенаправленное внимание и восприятие при прослушивании сказки, развивать фонематический слух, развивать устную речь на основе требования полных ответов на вопросы учителя.
Воспитывающие: воспитывать дружелюбие, культуру взаимоотношений.
Планируемые результаты.
Личностные:
Проявлять:
позитивное отношение к чтению народных сказок;
умение договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Метапредметные
Познавательные:
искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя,
понимать прочитанное, определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;
анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;
Регулятивные:
выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;
осуществлять взаимопроверку, самооценку результата выполнения учебного задания;
формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.
Коммуникативные
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;
использовать речевые средства для представления результата деятельности,
умения ответить на поставленный вопрос;
объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;
словесное иллюстрирование прочитанного;
составление своего мнения о прочитанном.
Предметные
овладевать навыком смыслового чтения;
работать с содержанием текста сказки;
описывать характер героя;
выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки;
читать и инсценировать сказку по ролям;
уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);
отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи: Окружающий мир.
Оборудование:
компьютер, телеэкран, рисунки с изображением лисы и журавля; карточки для работы групп, костюмы для инсценировки, презентация к уроку Power Point, выставка детских книг.
Учебник Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. — М.: Вентана-Граф, 2014.
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. -Давайте повернёмся к ним, поздороваемся.
- Ребята, каждый урок литературного слушания - это новая встреча.
- А с кем или с чем можно встретиться на уроке? (с новыми произведениями, новыми героями, с новыми писателями)
- Сегодняшний урок не исключение.
Создание ситуации успеха:
- Каким вы хотите видеть наш урок? Слайд 2 Урок будет:
интересным;
познавательным;
интригующим;
-увлекательным.
Речевая разминка.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что значит хорошо читать? (Читать выразительно, громко, чётко.)
- Для того, чтобы сегодня мы с вами читали правильно и выразительно мы
проведём речевую разминку. (Слайд 3, 4)
Постановка учебной задачи. Выставка книг.
Представление произведений (ученик у доски)
- Что общего вы заметили в представленных вам произведениях? (Это РНС)
- Продолжим называть русские н6ародные сказки, которые вы знаете:
«Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Зайкина избушка»
«Колобок» , «Крошечка –Хаврошечка» , «Курочка Ряба (Яичко)»
«Маша и медведь», «Морозко», «Мужик и медведь (Вершки и корешки)»,
«Петушок — Золотой гребещок и жерновцы», «По щучьему веленью», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка»,
- Поиграем в игру «Я ЗНАЮ»..
- Начну с себя..Я знаю, что РНС- жанр устного народного творчества…..
- Я знаю, что сказки возникли очень давно,…..
- Я знаю, что сказки—это мудрость народа..
- Я знаю, что сказки учат людей честности, трудолюбию, доброте…
Я знаю, что сказки могут быть волшебные, бытовые, о животных….
- Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня так много говорим о сказках?
( Мы, наверное, будем знакомиться с новой сказкой)
- Правильно, ребята, сегодня мы с вами прочитаем русскую народную сказку, а о ком она и как называется, вы мне сами скажите, разгадав загадки:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её …. (лиса)
А что вы знаете о лисе? (Она хитрая, ловкая, воровка) Слайд 5
- Послушайте сообщение о лисе, которое приготовила для вас Соня..
СООБЩЕНИЕ: Лиса - настоящая красавица. У нее теплая рыжая шубка. Узкая любопытная мордочка. Ушки и лапки у нее черного цвета. Но гордится лиса своим хвостом - большим, пушистым. Лиса питается мышами, лягушками, ящерицами, зайцами, дикими утками, ворует кур. Запасы лиса не делает. Окраску лисы не меняют, но с наступлением зимних холодов лисья шуба становится теплей и пышней. Лиса действительно умный, наблюдательный, ловкий и хитрый зверь.
- Слушаем и отгадываем вторую загадку.
Вот летит он на просторе,
Позади оставив море.
Реки, рощи и поля
Под крылом у… (журавля)
- Знаете ли вы как выглядит эта птица, где живёт? Слайд 6
(Он высокий, длинноногий, у него длинная шея, живёт возле водоёмов)
- Послушайте сообщение о сером журавле, которое приготовил Денис
СООБЩЕНИЕ: Журавли живут в различных уголках планеты.
Питаются журавли ростками, почками, семенами растений. Корневища растений являются для них лакомством. Иной раз в меню крылатых гурманов попадают насекомые, моллюски, черви, лягушки, а иной раз и мелкие рыбешки. Журавли одни из самых статных птиц, обитающих на нашей планете. Эти птицы занесены в красную книгу, поэтому мы их должны защищать.
- Ребята, подумайте, могут ли лиса и журавль встречаться в природе? ( Нет) Слайд 7
- А почему? (Лиса хищное животное, она может съесть журавля)
- А где могут они встретиться? (В сказке)
( Картинки ЛИСЫ И ЖУРАВЛЯ)
- В жизни лиса и журавль практически не встречаются. А вот в сказках возможно всё.
- Так кто уже догадался, как называется наша сказка? ( Лиса и журавль)
- Сформулируйте тему нашего урока.
(Русская народная сказка «Лиса и журавль»)
А теперь скажите, чему бы вы хотели научиться на нашем уроке?
-Какие цели и задачи мы поставим перед собой?
(Познакомиться со сказкой, ответить на вопросы ,
определить главную мысль
дать характеристику главным героям,
научиться выразительно читать сказку,
развивать свою речь)
- Для того, чтобы это всё выполнить, какими вы должны быть на уроке?
(Внимательными и наблюдательными)
ЦЕЛЬ: наша задача на уроке – научиться быть грамотным читателем. Что это значит?
А это значит вы должны учиться правильному чтению,
должны учиться понимать и анализировать произведение,
определять главную мысль,
уметь выражать свои мысли,
понять для чего нужно это произведение в литературе.
ФИЗМИНУТКА «Утром Лисонька проснулась»
Изучение нового материала
Чтение сказки детьми по цепочке с остановками.
-При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны.
( словарная работа по слайду по ходу чтения (Слайд 8)
Званый обед-обед или ужин по приглашению.
Потчевать - угощать.
Стряпать- готовить пищу.
Несолоно хлебавши - ни с чем
-Как же Лиса звала Журавля? (По-доброму, как принято у русских людей.)
- Что приготовила Лиса? Почему? (Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)
- Как она угощала гостя? (Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Кушай, голубчик, сама стряпала».)
- Прочитайте следующие два предложения.
- Как ел Журавль? (Клевал)
- А как едят другие птицы?
- Знала ли об этом Лиса? (Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.)
- Как ела Лиса? В чём была её оплошность? (Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» - и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)
- Как могут вести себя разные люди, когда их обманули? ( Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)
- Как поступает Журавль? (Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)
- Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?
- Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?(Умышленно.)
- Как Журавль угощал Лису? (Предупредил, что никакого другого угощения нет.)
- Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения? (Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)
- Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше.
- А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться? (Культурно, искренне, честно.)
- Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае?
(Тактично обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность; намекнуть, что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось; а если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться.)
- Дочитаем сказку до конца.
- Что значит «несолоно хлебавши»?
-Понравилось ли вам произведение? Чем оно вам понравилось?
(Журавлю удалось проучить лису за её хитрость)
-Так к какому жанру оно относится? (К сказке)
- Докажите это. (Животные разговаривают, готовят себе еду)
- Назовите главных героев. ( Лиса и журавль)
Работа в группах:
1 ряд - характеристика ЛИСЫ
3 ряд – характеристика ЖУРАВЛЯ
2 ряд - восстановить последовательность событий.
1. Лиса с журавлем подружились.
2. Лиса пригласила журавля в гости.
3. Лиса угощает журавля.
4. Журавль пригласил лису в гости.
5. Журавль угощает лису.
6. На этом дружба кончилась.
Инсценирование сказки
Обобщение.
- Народные сказки были придуманы очень- очень давно.
- А зачем они нужны нам сегодня?
(Они учат людей честности, трудолюбию, доброте.)
- Кто из героев этой сказки лучше.
- Как вы теперь ответите на этот вопрос?
(Оба персонажа не хороши, неприятны.)
- А что же их объединяет? (Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.)
- Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? (ответы детей)
7. Итог урока.
- Кому эта сказка была известна до урока?
- Что нового вы открыли для себя уже в знакомом произведении?
- Чему учит нас эта сказка? (Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же.
Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась.
Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.)
Рефлексия.
- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)
- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)
- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)
- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)
- Что для этого надо делать?
- Ребята, вы прекрасно работали.