СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература 19 века: историческая эпоха, периодизация, основные течения и представители. Классицизм, сентиментализм.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литература 19 века: историческая эпоха, периодизация, основные течения и представители. Классицизм, сентиментализм.»

Тринадцатое сентября Русская литература 18 века

Тринадцатое сентября

Русская литература 18 века

Историческая эпоха В начале XVIII века, в Петровскую эпоху , Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни . Укрепилась независимость России . Возросла её военная мощь . Произошло культурное сближение со странами Европы .

Историческая эпоха

В начале XVIII века, в Петровскую эпоху , Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни . Укрепилась независимость России . Возросла её военная мощь . Произошло культурное сближение со странами Европы .

Русское общество достигло в XVIIIвеке огромных результатов в области культуры и литературы: Организация системы образования, упор на естественнонаучные и технические предметы, просвещение как практическая ценность 1708 – замена церковнославянского шрифта светским (гражданским 1702 г. – «Ведомости»  1725 г. – создание Академии наук  1719 г. – Кунсткамера  1 января 1700 г. – новое летоисчисление Изменения в быту (брадобритие, европейский костюм, проведение ассамблей (1718 г.))  1717 г. – «Юности честное зерцало»

Русское общество достигло в XVIIIвеке огромных результатов в области культуры и литературы:

Организация системы образования, упор на естественнонаучные и

технические предметы, просвещение как практическая ценность

1708 – замена церковнославянского шрифта светским (гражданским

1702 г. – «Ведомости»

1725 г. – создание Академии наук

1719 г. – Кунсткамера

1 января 1700 г. – новое летоисчисление

Изменения в быту (брадобритие, европейский костюм,

проведение ассамблей (1718 г.))

1717 г. – «Юности честное зерцало»

Периодизация литературы XVIII века. В истории русской литературы XVIII века можно наметить четыре периода развития: Первый период – литература Петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс обмирщения. Ведущий жанр – анонимные повести. Появляются первые лирические произведения, зарождается сатира. Второй период (1730 – 1750) характеризуется формированием классицизма, как ведущего литературного направления, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка (предклассицизм). Третий период (1760 – первая половина 70-ых годов) – эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма (предромантизма). Четвертый период (последняя четверть века) – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций. С выходом в свет «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева наиболее прогрессивная часть русской литературы становится носительницей революционных идей.

Периодизация литературы XVIII века.

В истории русской литературы XVIII века можно наметить четыре периода развития:

Первый период – литература Петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс обмирщения. Ведущий жанр – анонимные повести. Появляются первые лирические произведения, зарождается сатира.

Второй период (1730 – 1750) характеризуется формированием классицизма, как ведущего литературного направления, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка (предклассицизм).

Третий период (1760 – первая половина 70-ых годов) – эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма (предромантизма).

Четвертый период (последняя четверть века) – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций. С выходом в свет «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева наиболее прогрессивная часть русской литературы становится носительницей революционных идей.

Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы - всё это нашло отражение в литературе того времени. Ведущим литературным течением 18-го века стал классицизм. С 60-х гг. 18-го века в русской литературе складывается новое литературное направление - сентиментализм.

Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы - всё это нашло отражение в литературе того времени.

Ведущим литературным течением 18-го века стал классицизм.

С 60-х гг. 18-го века в русской литературе складывается новое литературное направление - сентиментализм.

 В начале столетия в словесном искусстве появились и другие, глубинные тенденции: была сделана попытка отобразить психологию человека. Но особенно значительным результатом было развитие любовной лирики. Целая сфера человеческой жизни, ранее почти неизвестная литературе, стала теперь доступной художественному изображению.

В начале столетия в словесном искусстве появились и другие, глубинные тенденции: была сделана попытка отобразить психологию человека. Но особенно значительным результатом было развитие любовной лирики. Целая сфера человеческой жизни, ранее почти неизвестная литературе, стала теперь доступной художественному изображению.

 Эти новые литературные тенденции во многом противоречили друг другу, вступали друг с другом в борьбу. Русскую литературу XVIII столетия в целом можно условно назвать творческой лабораторией, подготовившей художественные достижения XIX века. Как и в XVII веке, литературная жизнь еще развивается стихийно. Писательское дело еще не сделалось профессией.

Эти новые литературные тенденции во многом противоречили друг другу, вступали друг с другом в борьбу. Русскую литературу XVIII столетия в целом можно условно назвать творческой лабораторией, подготовившей художественные достижения XIX века. Как и в XVII веке, литературная жизнь еще развивается стихийно. Писательское дело еще не сделалось профессией.

Феофан Прокопович.  Один из образованнейших людей своего времени, Феофан Прокопович первым почувствовал и осмыслил необходимость для Русского государства коренных преобразований в области политики, идеологии и искусства, борьбы за осуществление Петровских реформ.

Феофан Прокопович. Один из образованнейших людей своего времени, Феофан Прокопович первым почувствовал и осмыслил необходимость для Русского государства коренных преобразований в области политики, идеологии и искусства, борьбы за осуществление Петровских реформ.

В русскую литературу Прокопович вошел как автор лирических стихотворений и создатель трагедо-комедии «Владимир», где на материале, заимствованном из летописи, была сделана попытка показать борьбу просвещенного монарха с невежественным духовенством.  Как видный деятель церкви, Феофан оказал активную поддержку Петру I в деле реорганизации русской церкви.

В русскую литературу Прокопович вошел как автор лирических стихотворений и создатель трагедо-комедии «Владимир», где на материале, заимствованном из летописи, была сделана попытка показать борьбу просвещенного монарха с невежественным духовенством. Как видный деятель церкви, Феофан оказал активную поддержку Петру I в деле реорганизации русской церкви.

Предклассицизм Литература XVIII века в отличие от литературы Древней Руси развивалась по литературным направлениям. Прежде всего, для данного периода типичен интерес к некоторым новым жанрам, лишь частично использованным в литературе XVII столетия. Интерес к внутреннему миру людей тесно связан с усилением внимания к роли личности человека, с переоценкой значения индивидуальной деятельности человека в общественной жизни. В стилистическом отношении литература русского предклассицизма характеризуется тяготением к красочности, экзотичности ситуаций. Русский преклассицизм подготовил почву для русского классицизма.

Предклассицизм

Литература XVIII века в отличие от литературы Древней Руси развивалась по литературным направлениям.

Прежде всего, для данного периода типичен интерес к некоторым новым жанрам, лишь частично использованным в литературе XVII столетия.

Интерес к внутреннему миру людей тесно связан с усилением внимания к роли личности человека, с переоценкой значения индивидуальной деятельности человека в общественной жизни.

В стилистическом отношении литература русского предклассицизма характеризуется тяготением к красочности, экзотичности ситуаций.

Русский преклассицизм подготовил почву для русского классицизма.

Представители предклассицизма:  Антиох Кантемир  Василий Тредиаковский.

Представители предклассицизма: Антиох Кантемир Василий Тредиаковский.

Тредиаковский явился реформатором русского стихосложения, создателем на русской почве силлабо-тонической системы стиха.

Тредиаковский явился реформатором русского стихосложения, создателем на русской почве силлабо-тонической системы стиха.

Объединяя силлабический и тонический принципы стихосложения в понятии стопы, Тредиаковский приходит к открытию и научному обоснованию силлабо-тонической системы стихосложения. Второй этап реформы русского стихосложения осуществил Михаил Ломоносов. Тредиаковский работал только с длинным стихом, ему не было необходимым понятие размера. А Ломоносов, работавший и с короткими, и с длинными стихами, вплотную столкнулся с необходимостью определения стиха не только по типу ритма (ямб, хорей и т.д.), но и по длине. Ломоносов снимает сразу ограничения Тредиаковского — короткие стихи, по его мнению, так же подлежат реформированию, как и длинные

Объединяя силлабический и тонический принципы стихосложения в понятии стопы, Тредиаковский приходит к открытию и научному обоснованию силлабо-тонической системы стихосложения. Второй этап реформы русского стихосложения осуществил Михаил Ломоносов. Тредиаковский работал только с длинным стихом, ему не было необходимым понятие размера. А Ломоносов, работавший и с короткими, и с длинными стихами, вплотную столкнулся с необходимостью определения стиха не только по типу ритма (ямб, хорей и т.д.), но и по длине. Ломоносов снимает сразу ограничения Тредиаковского — короткие стихи, по его мнению, так же подлежат реформированию, как и длинные

Классицизм  От латинского слова «классикус » -образцовый.  Стиль и направление в искусстве XVII- начала XIX в.в., ориентировавшиеся на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец.  Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов.

Классицизм

От латинского слова «классикус » -образцовый.

Стиль и направление в искусстве XVII- начала XIX в.в., ориентировавшиеся на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец.

Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов.

Основные признаки русского классицизма:   1. Обращение к образам и формам античного искусства.  2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных, имеют говорящие имена.  3. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник (неудачливый).  4. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.  5. Принцип трех единств:  времени (действие длится не более суток),  места (действие происходит в одном месте),  действия (1 сюжетная линия).

Основные признаки русского классицизма: 1. Обращение к образам и формам античного искусства. 2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных, имеют говорящие имена. 3. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник (неудачливый). 4. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует. 5. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места (действие происходит в одном месте), действия (1 сюжетная линия).

 Основной конфликт 18-го века в России - конфликт между помещиками и крепостными крестьянами. Ужесточение крепостного права стало основной причиной Крестьянской войны под руководством  Е.И. Пугачёва.  С 60-х гг.XVIII века крестьянская тема станет ведущей в русской литературе . Писатели- классицисты сочувственно относились к судьбам крепостных, осуждали жестокость и паразитизм помещиков. Они призывали к гуманному обращению с крестьянами.

Основной конфликт 18-го века в России - конфликт между помещиками и крепостными крестьянами. Ужесточение крепостного права стало основной причиной Крестьянской войны под руководством

Е.И. Пугачёва.

С 60-х гг.XVIII века крестьянская тема станет ведущей в русской литературе . Писатели- классицисты сочувственно относились к судьбам крепостных, осуждали жестокость и паразитизм помещиков. Они призывали к гуманному обращению с крестьянами.

Представители классицизма Михаил Ломоносов  Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, заложил основы науки о стекле.  Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Яркий пример «универсального человека».

Представители классицизма

Михаил Ломоносов

Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, заложил основы науки о стекле.

Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Яркий пример «универсального человека».

Труды М.В. Ломоносова Реформа русского стихосложения. «Риторика». Книга несла читателю важнейшие элементы логики как учебной дисциплины  Теория «трех штилей». Итоговым произведением Ломоносова явился его трактат «О пользе книг церковных в Российском языке» Соотношением церковнославянской и исконно русской лексики определяются Ломоносовым «три штиля»: высокий, средний и низкий , за каждым из которых закрепляются определенные жанры. Высокий стиль должен состоять из слов первой (больше) и второй группы (меньше), этим стилем должны писаться «героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях».

Труды М.В. Ломоносова

  • Реформа русского стихосложения.
  • «Риторика». Книга несла читателю важнейшие элементы логики как учебной дисциплины
  • Теория «трех штилей». Итоговым произведением Ломоносова явился его трактат «О пользе книг церковных в Российском языке»

Соотношением церковнославянской и исконно русской лексики определяются Ломоносовым «три штиля»: высокий, средний и низкий , за каждым из которых закрепляются определенные жанры.

Высокий стиль должен состоять из слов первой (больше) и второй группы (меньше), этим стилем должны писаться «героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях».

Средний стиль включает в себя преимущественно общеславянскую лексику, но в нем могут быть в меру использованы славянизмы, а также «низкие слова». Средним стилем предлагал писать все театральные сочинения, стихотворные дружеские письма, сатиры, а в прозе – исторические и научные произведения.  Низкий стиль состоит из слов третьей группы (больше) совместно со второй (меньше). Низким стилем следовало писать комедии, увеселительные эпиграммы, песни, в прозе – дружеские письма, описания обыкновенных дел.   4. Российская грамматика – одна из первых грамматик русского языка, составленная М.В. Ломоносовым в 1755 году

Средний стиль включает в себя преимущественно общеславянскую лексику, но в нем могут быть в меру использованы славянизмы, а также «низкие слова». Средним стилем предлагал писать все театральные сочинения, стихотворные дружеские письма, сатиры, а в прозе – исторические и научные произведения. Низкий стиль состоит из слов третьей группы (больше) совместно со второй (меньше). Низким стилем следовало писать комедии, увеселительные эпиграммы, песни, в прозе – дружеские письма, описания обыкновенных дел. 4. Российская грамматика – одна из первых грамматик русского языка, составленная М.В. Ломоносовым в 1755 году

Литературное творчество  Он первым открыл те стороны поэзии, которые впоследствии получили дальнейшее развитие в творчестве писателей: гражданственность и оптимизм, интерес к историческому прошлому страны, вера в ее светлое будущее. Ломоносов видел в поэтической деятельности средство гражданского воспитания, средство воздействия на общество. Задачи, которые ставил перед поэзией Ломоносов, требовали постановки проблем, имеющих важное государственное значение, и этому как нельзя лучше соответствовал избранный им жанр оды. Он писал свои торжественные оды с 1739 по 1764 гг. и написал 20 од.

Литературное творчество

Он первым открыл те стороны поэзии, которые впоследствии получили дальнейшее развитие в творчестве писателей: гражданственность и оптимизм, интерес к историческому прошлому страны, вера в ее светлое будущее. Ломоносов видел в поэтической деятельности средство гражданского воспитания, средство воздействия на общество. Задачи, которые ставил перед поэзией Ломоносов, требовали постановки проблем, имеющих важное государственное значение, и этому как нельзя лучше соответствовал избранный им жанр оды. Он писал свои торжественные оды с 1739 по 1764 гг. и написал 20 од.

Идея просвещенного абсолютизма была основой политического мышления Ломоносова. Ломоносов видел в монархе того, кто способен понять, в чем благо всего народа, и обеспечить государству прогресс и благосостояние. Вера эта покоилась на примере деятельности Петра I, наследницей которого он хотел видеть Елизавету

Идея просвещенного абсолютизма была основой политического мышления Ломоносова. Ломоносов видел в монархе того, кто способен понять, в чем благо всего народа, и обеспечить государству прогресс и благосостояние. Вера эта покоилась на примере деятельности Петра I, наследницей которого он хотел видеть Елизавету

Александр Сумароков  Он вошел в историю русской литературы не только как писатель и критик, но и как один из основных теоретиков русского классицизма. Широкую популярность Сумарокову принесла его любовная лирика. И здесь поэт в ряде случаев выступал подлинным новатором. Любовная лирика, появившаяся еще в петровскую эпоху, стала уже модной частью нового быта, особенно в среде светского общества.

Александр Сумароков

Он вошел в историю русской литературы не только как писатель и критик, но и как один из основных теоретиков русского классицизма.

Широкую популярность Сумарокову принесла его любовная лирика. И здесь поэт в ряде случаев выступал подлинным новатором. Любовная лирика, появившаяся еще в петровскую эпоху, стала уже модной частью нового быта, особенно в среде светского общества.

Гавриил Державин Русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи. Первые стихи Державина увидели свет в 1773 году. Широкая литературная известность пришла к Г. Державину в 1782 году после опубликования оды «Фелица», которая в восторженных тонах была посвящена автором Императрице Екатерине II.

Гавриил Державин

Русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи. Первые стихи Державина увидели свет в 1773 году. Широкая литературная известность пришла к Г. Державину в 1782 году после опубликования оды «Фелица», которая в восторженных тонах была посвящена автором Императрице Екатерине II.

Державин принимал непосредственное участие в составлении и издании первого толкового словаря русского языка.   Творчество Г.Р. Державина представляет собой вершину русского классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова.

Державин принимал непосредственное участие в составлении и издании первого толкового словаря русского языка. Творчество Г.Р. Державина представляет собой вершину русского классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова.

Сентиментализм Sentiment (фр. чувство, чувствительный ) Возник в Западной Европе в 20-е гг. 18 века, в России в 70-е гг. 18 века, а в первую треть 19 века занял ведущее положение. Особенности направления: Искренний интерес к личности, характеру человека, его внутреннему миру. Умение чувствовать!!! – достоинство человеческой личности. Прославление вечных ценностей – любви, дружбы, природы. Жанры – путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия,переписка, «слезная комедия». Место действия – небольшие города, деревни. Много описаний природы. Утешение людей в страданиях и горестях, обращение их к  добродетели, гармонии и красоте.

Сентиментализм

  • Sentiment (фр. чувство, чувствительный )
  • Возник в Западной Европе в 20-е гг. 18 века, в России в 70-е гг. 18 века, а в первую треть 19 века занял ведущее положение.
  • Особенности направления:
  • Искренний интерес к личности, характеру человека, его внутреннему миру. Умение чувствовать!!! – достоинство человеческой личности.
  • Прославление вечных ценностей – любви, дружбы, природы.
  • Жанры – путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия,переписка, «слезная комедия».
  • Место действия – небольшие города, деревни. Много описаний природы.
  • Утешение людей в страданиях и горестях, обращение их к добродетели, гармонии и красоте.

Основоположник русского сентиментализма Н.М.Карамзин

Основоположник русского сентиментализма

Н.М.Карамзин

Денис Фонвизин Русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Творчество Фонвизина стоит у истоков русского реализма. Именно сатира с ее стремлением к реалистическому воспроизведению действительности способствовала преодолению классицизма в русской литературе и усилению в ней реалистических тенденций.

Денис Фонвизин

Русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Творчество Фонвизина стоит у истоков русского реализма. Именно сатира с ее стремлением к реалистическому воспроизведению действительности способствовала преодолению классицизма в русской литературе и усилению в ней реалистических тенденций.

 Комедия «Недоросль».   «Недоросль» – первая социально-политическая комедия, пронизанная антикрепостническим пафосом. Хотя Фонвизин будучи просветителем, не осознавал необходимости полной отмены крепостного права, комедия, вскрывшая причины и следствие злонравия помещиков, пагубность крепостничества, давала возможность делать далеко идущие выводы.

Комедия «Недоросль». «Недоросль» – первая социально-политическая комедия, пронизанная антикрепостническим пафосом. Хотя Фонвизин будучи просветителем, не осознавал необходимости полной отмены крепостного права, комедия, вскрывшая причины и следствие злонравия помещиков, пагубность крепостничества, давала возможность делать далеко идущие выводы.

«Недоросль» – комедия, в которой побеждает реалистический принцип видения и отражения характеров, хотя и в этой комедии Фонвизин окончательно не преодолел принцип классицизма. Фонвизин отображает крепостнический произвол Простаковых и Скотининых. Он показывает, что появление Простаковых – следствие крепостнического уклада жизни, который развращающе влияет на помещиков.

«Недоросль» – комедия, в которой побеждает реалистический принцип видения и отражения характеров, хотя и в этой комедии Фонвизин окончательно не преодолел принцип классицизма. Фонвизин отображает крепостнический произвол Простаковых и Скотининых. Он показывает, что появление Простаковых – следствие крепостнического уклада жизни, который развращающе влияет на помещиков.

Главная тема – тема воспитания, которое породило жестокость и произвол, невежество Простаковых и Скотининых. С образом Митрофана связано раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т.е. возраста, назначенного Петром Великим для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.

Главная тема – тема воспитания, которое породило жестокость и произвол, невежество Простаковых и Скотининых. С образом Митрофана связано раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т.е. возраста, назначенного Петром Великим для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.

Митрофан – недоросль, прежде всего, потому, что он полный невежда, ничего не знающий и не желающий знать. На просьбу матери поучиться хоть для виду кричит: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Он недоросль и в моральном отношении, он не умеет уважать достоинства других людей. Положение избалованного барчука и пример матери развили в этом невежде будущего крепостника. Он груб, бесчувственен и остается таким даже тогда, когда попавшая в беду мать взывает к своему великовозрастному дитяте: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...».

Митрофан – недоросль, прежде всего, потому, что он полный невежда, ничего не знающий и не желающий знать. На просьбу матери поучиться хоть для виду кричит: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Он недоросль и в моральном отношении, он не умеет уважать достоинства других людей. Положение избалованного барчука и пример матери развили в этом невежде будущего крепостника. Он груб, бесчувственен и остается таким даже тогда, когда попавшая в беду мать взывает к своему великовозрастному дитяте: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...».

Антиподом Митрофанушки является Милон – образцовый офицер, который, несмотря на свою молодость, участвовал уже в военных действиях и обнаружил при этом подлинную неустрашимость.

Антиподом Митрофанушки является Милон – образцовый офицер, который, несмотря на свою молодость, участвовал уже в военных действиях и обнаружил при этом подлинную неустрашимость.

«Недоросль» Фонвизина – произведение многотемное и многопроблемное. Здесь поставлены вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений. Но основными проблемами являются три: проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти.

«Недоросль» Фонвизина – произведение многотемное и многопроблемное. Здесь поставлены вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений. Но основными проблемами являются три: проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти.

В «Недоросле» нарушается замкнутость комедийного жанра: рядом с комическими сценами – серьезные, поучительные разговоры, подчас драматические ситуации, характеры в комедии детерминированы. Все это способствовало разрушению классицизма, усилению реалистических тенденций в драматургии. Вместе с тем в комедии соблюдены единство места, времени и, внешне, единство действия, однако оно нарушается введением бытовых сцен, которые необязательны для развития основного сюжета, но позволяют воспроизвести жизнь во всей ее повседневной сложности. От классицизма сохраняется и поэтика именхарактеристик, и дидактическая заданность комедии.

В «Недоросле» нарушается замкнутость комедийного жанра: рядом с комическими сценами – серьезные, поучительные разговоры, подчас драматические ситуации, характеры в комедии детерминированы. Все это способствовало разрушению классицизма, усилению реалистических тенденций в драматургии. Вместе с тем в комедии соблюдены единство места, времени и, внешне, единство действия, однако оно нарушается введением бытовых сцен, которые необязательны для развития основного сюжета, но позволяют воспроизвести жизнь во всей ее повседневной сложности. От классицизма сохраняется и поэтика именхарактеристик, и дидактическая заданность комедии.

Новаторство Фонвизина находит выражение в создании социально-политической комедии, насыщенной реальным, жизненным материалом, типическими харатерами в их индивидуальном проявлении, в показе влияния окружающей среды, воспитания на формирование характера человека.

Новаторство Фонвизина находит выражение в создании социально-политической комедии, насыщенной реальным, жизненным материалом, типическими харатерами в их индивидуальном проявлении, в показе влияния окружающей среды, воспитания на формирование характера человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!