Литературная гостиная ««Чтение –праздник души»
Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.
Задачи:
Осмысление важности приобщения ребенка к систематическому осознанному чтению.
Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.
Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.
В.А. Сухомлинский
Уважаемые родители! Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из сидящих здесь наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников заметил, что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обработки полученной информации, то у них складывалась структура малодеятельности мозга.
Многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. На это я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья никогда не предадут.
О чтении языком статистики
Утверждается, что наш современник, для того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю свою жизнь.
95% людей читают очень медленно – 180-220 слов в минуту ( 1 страницу за 1,5-2 минуты).
Средняя скорость чтения старшеклассников – 90-100 слов в минуту,
Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
Оноре де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
М.Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
Просветитель Н.А.Рубакин в течение жизни прочитал более двухсот тысяч книг (по 2750 в год).
«Чтение – это важно». Наши дети любят и сказки, и рассказы, и длинные повести. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в настоящую страсть к чтению, в источник мудрости зависит во многом от вас, дорогие папы и мамы.
Увы, каждый второй родитель констатирует, что ребенок читает больше по необходимости. А дети немного «приукрашивают» себя и лукавят, говоря, что большинство из них читает, потому что интересно. Радует то, что почти у всех дома есть книги для детей, и каждый из них в любой момент может взять интересующую. Но библиотека, к сожалению, привлекательна не для всех детей, хотя, водили туда детей, завели формуляры, объяснили правила, показали, как много интересных книг можно выбрать.
На вопрос о том, что читают взрослые в семье, почти никто не может дать ответ. Зато большая часть родителей может назвать книгу, которую читает ребенок. Это радует. А вот ответы на последний вопрос о читательских предпочтениях детей полны противоречий. Некоторые родители полагают, что их дети любят читать сказки, а они, оказывается, предпочитают приключения. Другие считают, что дети увлекаются чтением энциклопедий, а на самом деле они любят комиксы. Это несоответствие – еще одно доказательство того, что наше внимание к чтению детей недостаточно, а тема, которую мы сегодня обсуждаем, действительно актуальна.
А теперь, уважаемые собеседники, давайте сообща ответим на вопрос «Почему чтение – это важно?».
Книга будит эмоции
Еще И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, преживает, удивляется, сострадает, и все это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные.
Чтение повышает интеллект
Чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать.
Чтение помогает в учебе
Действительно, хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, и ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.
Книги формируют самообразовательные навыки
Приобщившись к чтению, ребенок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нем можно путешествовать бесконечно, ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы вопрос не возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех.
Чтение побуждает к нравственным поступкам
К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.
Ведущий: Сегодня мы предлагаем вам, дорогие родители и вам, ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Чтение –праздник души».
В одной команде у нас дети, в другой – родители. Пока звучит песня, вам нужно придумать название команды и написать его на табличку.
Наш конкурс будет оценивать жюри. В конце игры мы подведём итоги и выявим победителей.
Ведущий: Итак, первый конкурс «Литературная викторина». Каждой команде задаются вопросы, на которые они должны ответить
1 команде (детям)
1.Книгу, ребята, в руках я держу
Но как называется вам не скажу.
Но все ж вы сейчас догадаетесь сами
Вот дедушка в лодке плывет за дровами.
А вот островок небольшой на воде,
Зверушки на нем, ой, зверушки в беде.
Вода прибывает, зверушек несет…
Нет, дедушка добрый сейчас их спасет.
Усядется в лодку команда косая,
А книга, ребята, про деда … (Мазая)
2.В этой книге именины
Много было там гостей.
Но на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. («Муха- цокотуха»).
3.Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок
Все ж попался…(колобок).
4. Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка.
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас укрывали.
К матушке и батюшке
Мы домой попали.
Кто унес братишку?
Назовите книжку. («Гуси – лебеди»).
5.Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зеленою кожей.
Стал мигом красивою и пригожей. (Царевна- лягушка).
6.Девочка хорошая по лесу идет.
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расспросит девочку о её пути.
Кто обманет бабушку. Чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка, кто же этот зверь.
На загадку можешь отвечать теперь. (Красная шапочка).
7.Возле леса на опушке.
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три миски.
Три кровати. Три подушки.
Угадай-ка без подсказки.
Кто герои этой сказки? (Три медведя).
8.Сейчас потолкуем о сказке другой
Тут синее море, там берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит
Кого-то поймает и что-то попросит. (Сказка о рыбаке и рыбке).
Ведущий: Вижу, вы очень любите сказки, поэтому правильно отгадали все загадки. Молодцы!
Теперь вопросы для родителей
1. … В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами:
Ель растёт перед дворцом…
(Дворец царя Гвидона. А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
2. «Очутилась она во дворце, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота с ножками хрустальными, на пуховик пуха лебяжьего, покрытом золотой парчой… Все её пожитки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят, раскладены и расставлены на столах зелёных малахита медного, и что в той палате много добра и скраба всякого, есть на чём сидеть – полежать, есть во что приодеться, есть во что посмотреться».
(Дворец зверя лесного, чуда морского. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)
3. «Он жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери. Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие – нарисованы на куске старого холста».
(Жилище шарманщика Карло. А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
4. «В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна и ждёт, когда добрый молодец на коне допрыгнет до неё и поцелует».
(Царевна Несравненная Красота. Русская народная сказка «Сивка – Бурка»)
5. «Вилла «Курица» - так называется этот старый дом, окружённый запушенным садом. В комнатах стояла мебель, в кухне висела утварь».
(Жилище Пеппи. А. Лингрен. «Пеппи Длинный чулок»)
6. «А где я буду жить? – спросил зверёк. –Жить?. Да хотя бы вот здесь! - Директор показал на старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин, - Это будет твой дом! ».
(Жилище Чебурашки. Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»)
7. «Этот замок стоял на вершине холма. Его окружал огромный парк. У ворот парка висело объявление, на одной стороне которого было написано «Вход воспрещён», а на другой – «Выход воспрещён».
(Замок графинь Вишен. Дж. Родари. «Приключение Чипполино»)
8. … И Царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой…
(Жилище семи богатырей. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Ведущий: Подошёл к концу первый конкурс и жюри подводит итоги.
2 конкурс «Сказочное лото».
Я называю первое слово или слог, а вы продолжаете
1 команде: Сивка -….. Конёк-….. Мороз- …. Гуси- …. Заюшкина- …. Гадкий-…..
2команде:Царевна-…..Мальчик-….Красная-….Аленький-….Бременские-….Крошечка-…..Цветик-….
3 конкурс. Посоревнуемся на знание наших любимых стихов! Я зачитываю начало строчки, а вы продолжаете.
1.Белеет парус одинокий… (в тумане моря голубом)
2.Белая береза под моим окном …. (принакрылась снегом, точно серебром)
1.У Лукоморья дуб зеленый … (златая цепь на дубе том)
2.Однажды в студеную зимнюю пору … (я из лесу вышел, был сильный мороз)
1.Травка зеленеет, солнышко блестит … (ласточка с весною в сени к нам летит)
2.Черемуха душистая с весною расцвела… (и ветки золотистые, что кудри, завил
4 конкурс «Волшебные слова».
Вспомните кто говорил такие волшебные слова:
- По щучьему веленью, по - моему хотенью. (Емеля)
-Сивка- бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка дурачок)
-Сим-сим. Открой дверь! (разбойник и али баба)
- Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. (Женя)
- Бабушка, а почему у вас такие большие руки (Красная Шапочка)
- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь (Щука)
«Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!» (Машенька. «Машенька и медведь»)
Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечо,
Хочу лису по сечи,
Пошла лиса вон.» (Петух из сказки «Лиса и заяц»)
Ведущий: Молодцы, 4 конкурс подошёл к концу. Жюри подводит итоги.
5 конкурс «Сказка стала былью»
Давным – давно люди мечтали подняться в воздух, подобно птицам, опуститься на дно морское и чувствовать себя так, как рыбы… Мечтали и о волшебных предметах- помните сказку о горшочке, который сам кашу варил? Шло время, и некоторые мечты стали явью. Назовите чудесные изобретения человека, заменившие сказочные предметы.
Гусли- самогуды- (магнитофон)
Ступа- (ракета, самолет)
Чудо- зеркало- (телевизор, компьютер)
Перо жар птицы (лампа, люстра).
Сани, что везут сами (автомобиль)
Клубок ниток, указывающий дорогу (компас).
Ведущий: Молодцы, просим жюри подвести итоги 5 конкурса.
Мы закончили игру,
Но праздник продолжается,
Жюри объявит нам итоги,
Когда посовещается.
А сейчас предлагаю немного отдохнуть, музыкальный подарок от девочек «Песня Мамочка»
Ведущий: Подошел к концу наш праздник небольшой,
Увлекательного чтения вам желаем всей душой.
Вам, девчонки, вам, мальчишки,
С книгой ладить и дружить!
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить!
Мнение родителей о пользе собрания.
Ведущий: А в заключении, давайте с вами поиграем в игру: «Прилагательные».
Каждому из вас нужно подобрать прилагательное, которое характеризует наше родительское собрание.
Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Читайте вместе с детьми и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами. Этот путь не легок, но он прекрасен, поскольку ведет к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире.