СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра для 6 класса «Умники и умницы» по роману А.Пушкина «Дубровский».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Игру можно провести на завершающем уроке изучени произведения.Игра позволяет обобщить изученный материал. проверить знание текста, повысить интерес к творчеству А. С. Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра для 6 класса «Умники и умницы» по роману А.Пушкина «Дубровский».»

Литературная игра для 6 класса «Умники и умницы» по роману А.Пушкина «Дубровский».

(Христова И.О.)


Цель урока: обобщить знания учащихся по роману, развивать интерес к предмету.


Звучит музыка.


Ведущий 1. Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на литературной игре «Умники и умницы»! Игра посвящается поэту, чьи книги вот уже почти два столетия не оставляют читателей равнодушными, заставляют плакать и смеяться, влюбляться в одних героев и презирать других. Этот поэт необыкновенной силой своего таланта смог соединить времена и поколения. Поэтому мы с радостью говорим ему: «Здравствуйте, Александр Сергеевич!»


На сцену выходит чтец и читает ст-ие Б.Ахмадуллиной «Портрет»


Ведущий 2. Сегодня соревнуются филологи, или, как говорили в пушкинские времена, любители и знатоки изящной словесности. Тема нашей встречи – «Роман А.С.Пушкина «Дубровский».



В.1. Позвольте представить наших высокоуважаемых гостей:


В.2. А также позвольте представить Высокий Ареопаг:


И ведущую игры


В.1. Для участия в соревнованиях формируются три игровые тройки. Из 9 участников трое выйдут в финал, в кот-ом определится победитель. Зрители-теоретики могут ответить на вопрос и получить «Орден умника».


В.2. Для выхода в финал игроку необходимо правильно ответить на 2 вопроса. Красная дорожка – самая короткая, но на ней нельзя ошибиться. Желтая дает возможность ошибиться 1 раз, а зеленая – 2 раза.


В.1. Перед началом каждого агона участники разыгрывают право выбрать дорожку.


В.2. Итак, господа, мы начинаем!


В.2. Удачи вам, не упустите свой шанс!


Вопросы теоретикам команд задает ведущий:


А. 1) «Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал». О каком герое идет речь? В какой момент он изображен? Вл.Д. после похорон отца.

В. 1) «Ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки». О каком герое идет речь? В какой момент он изображен? А.Г.Д., когда увидел приехавшего в Кистеневку Троекурова.


Г. 1) «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». О каком герое идет речь? В какой момент он изображен? А.Г.Д в суде после провозглашения приговора.


А. 2) Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? Прогнал его.


В. 2) Каким образом Маша Троекурова должна была сообщить Вл.Д. о том, что нуждается в его помощи? Положить в дупло дуба кольцо.


Г. 2) Что сделал А.Г.Д. с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? Велел выпороть.


А. 3) Кто такой стремянный? Слуга-конюх, ухаживающий за лошадью барина.


В. 3) Кто такой холоп? Крепостной слуга.


Г. 3) Кто такой гувернер? Воспитатель.



На сцену выходит чтец и исполняет ст-ие И.Фонякова «Не поминайте Пушкина вотще!..»



В.1. Итак, господа, участники заявлены. Начинаем Первый агон и приступаем к жеребьевке.


1. В каком году был написан роман? 1832-1833г.

2. В каком звании вышел из кадетского корпуса Вл.Д.? Корнетом.


Зеленая дорожка


Узнай героя: «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени». Кто это? К.П.Троекуров.


  1. Как относились вы к А.Г.Д.? Я, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Д., несмотря на его смиренное состояние. Некогда мы были товарищами по службе. Обстоятельства разлучили нас надолго. Через несколько лет мы свиделись и обрадовались друг другу. С тех пор каждый день бывали вместе, я запросто заезжал в домишко своего старого товарища. Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, мы имели сходство отчасти и в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели.

  2. Из-за чего произошла ссора между вами? Однажды на псарном дворе, когда все гости восхищались псарней, один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник, но его состояние позволило ему держать только двух гончих и одну свору борзых, в то время как на моем дворе более 500 гончих и борзовых жили в довольстве и тепле. Не удержавшись от зависти,Дубровский заметил, что вряд ли людям моим такое же житье, как собакам. Один из псарней обиделся и ответил, что иному дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Я громко засмеялся, а Дубровский побледнел, не сказал ни слова и, не попрощавшись, уехал к себе домой. На мои требования вернуться, он ответил оскорбительным для меня письмом.

  3. Как вы решили отомстить Дубровскому?Сначала, о обычаю, я хотел учинить нападение на Кистиневку, азорить ее до тла и осадить самого помещика в его усадьбе.Но потом решил отобрать у него имение в судебном порядке.Для этого прибег к помощи заседателя Шабашкина.

  4. Довольны ли вы были решением суда? огда суд постановил «означенное имение с землею и угодьями утвердить по представленной на основе купчей за генерал-аншефа Троекурова», я, торжествуя, дписал под решением суда совершенное свое удовольствие. Но Дубровский, охваченный сильным волнением, внезапно впал в горячку. сумасшествие бывшего товарища сильно на меня подействовало и отравило мое торжество.



Желтая дорожка


Узнай героя : «Отставной поручик гвардии, ближайший сосед Троекурова, владел семьюдесятью душами, с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и присоединиться в остальной своей деревне» Кто Это?Андрей Гаврилович Дубровский

  1. Хотели ли вы женить своего сына на дочери Троекурова? Я считал, что бедному дворянину лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главною в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки.

  2. Чего вы требовали от Троекурова после выходки слуги на псарном дворе? Я послал Троекурову письмо с требованием выслать мне этого псаря Парамошку, которого я по своей воле накажу, потому что не намерен терпеть шутки от холопов, да и от самого Троекурова их не стерплю : я не шут, а старинный дворянин.

  3. Какое обстоятельство окончательно уничтожило возможность к примирению? Однажды я объезжал свое малое владение и в березовой роще увидел, как покровские мужики воруют лес, воспользовавшись ссорой между мною и Троекуровым. Я приказал их поймать и высечь прутьями, вопреки всем понятиям о праве войны, а лошадей отдать в работу, приписав к барскому скоту.


Красная дорожка


Узнай героя : «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели, в должности заседателя, отвешивает поклон за поклоном перед Троекуровым, с благословением ожидая его приказаний» Шабашкин, помощник судьи

  1. Как вы действовали, выполняя желание Троекурова отобрать имение у Дубровского? Я узнал, что все документы на имение у Дубровского сгорели, и легко взялся за это дело. Сразу же стал хлопотать, действуя от имени Троекурова, стращая и покупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы.

  2. Почему вы решили, что в тяжбе между Троекуровым и Дубровским можно легко выиграть победу?Я увидел, во-первых, что Дубровский мало знает толку в делах, во-вторых, что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение. К тому же, уверенный в своей правоте, Дубровский мало беспокоился об этом деле, не имея ни охоты, ни возможности сыпать около себя деньги.


Второй агон


Жеребьевка:


  1. Кто рассказал Пушкину историю разоренного помещика, кот-ая легла в основу романа? Друг П. – Павел Нащокин.

  2. Назовите ФИО няни Вл.Д. Орина Егоровна Бузырева.


Зеленая дорожка


Узнай героя: «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту. Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь,чем менее успел насладиться ее тихими радостями». Кто это? Вл.Д.


  1. Как Вас встретила дворня? Дворня высыпала из людских изб и окружила меня с шумными изъявлениями радости. В сенях меня встретила Егоровна и с плачем обняла.

  2. Какое чувство испытали Вы, увидев отца? Я был поражен его состоянием, т.к. он был бледный и худой, ослабленный настолько, что чуть не упал, когда мы обнялись. Отец силился разговаривать со мной, но, видимо, мысли мешались в его голове, и слова не имели никакой связи.

  3. Как вы отнеслись к приезду Троекурова? К.П. приехал в нашу усадьбу. Отец, увидев врага своего, пришел в ужасное смятение и упал без чувств и без дыхания, его ударил паралич. Я через слугу передал Т., чтобы он скорее убирался, пока я не велел выгнать его со двора.

  4. Когда Вам пришла мысль сжечь дом? После похорон отца приказные приехали с тем, чтобы передать усадьбу и людей Т. В кабинете своего отца я увидел портрет матери и подумал, что и портрет этот достанется врагу моего семейства, станет предметом насмешек его псарей. Поэтому я принял решение:»Пускай же и ему не достанется печальный дом, из кот-ого он выгоняет меня».



Желтая дорожка


Узнай героя: «Проезжий с видом смиренным и терпеливым, обличающим разночинца или иностранца. В бричке его лежал маленький чемодан. Проезжий не спрашивал себе ни чаю, ни кофию, поглядывал в окно и посвистывал». Кто это? Француз, выписанный учителем в дом Троекурова.


  1. Что Вы слышали о Троекурове, к кот-му едете? Я слыхал о нем мало доброго. Говорят, что он барин гордый, своенравный, жестокий в обращении со своими домашними, что все трепещут при его имени, что с учителями он не церемонится и уж двух засек до смерти.

  2. Почему же Вы решились определиться к такому страшному человеку? Он предлагает мне хорошее жалованье, 3000 рублей в год, и все готовое. У меня старушка мать, половину жалованья буду отсылать ей на пропитанье, из остальных денег в 5 лет смогу скопить маленький капитал, достаточный для моей будущей независимости.

  3. Что Вам предложил молодой офицер в белой фуражке? Он предложил мне 10000 руб., с тем чтобы я отдал ему свои документы и немедленно отправился обратно в Париж.


Красная дорожка


Узнай героя:»Толстый мужчина лет 50, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком, в гороховом кафтане». Кто это? Антон Пафнутьич Спицын.


  1. Какие причины бояться нападения Д. есть у Вас? За тяжбу покойника А.Г.Д. он с меня, пожалуй, две шкуры сдерет. Я по приказу Троекурова показал, что Дубровские владеют Кистеневкою безо всякого на то права. И покойник обещал со мною по-свойски переведаться, а сынок, пожалуй, сдержит слово отца.

  2. Избежали ли Вы нападения Д.? Страшась оказаться обворованным, я даже в доме Троекурова не мог спать один и искал надежного товарища. Наконец выбрал учителя Дефоржа, кот-го представили как храбреца, и напросился переночевать в его комнате. Ночью, однако, я проснулся, почувствовав, что кто-то пытается забрать у меня сумку с деньгами. Это оказался Дефорж, в руке он держал пистолет. На чистом русском языке он сказал: «Молчать, или Вы пропали. Я Дубровский». На следующее утро я очень быстро покинул дом Троекурова, никому ничего не рассказав.


Третий агон


Жеребьевка:


  1. Как фамилия помещика, историю кот-го рассказал Пушкину Павел Нащокин? Островский.

  2. Какое название носит имение Троекурова? Покровское.


Зеленая дорожка


Узнай героя: «Он понравился Кирилле Петровичу своей приятной наружностью и простым обращением. Он представил свои аттестаты и письмо от одного из родственников Троекурова». Кто это? Вл. Дубровский в роли учителя Дефоржа.


  1. Что Вы сделали, когда Вас втолкнули в комнату с медведем? Я не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приблизился, я вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо зверю и выстрелил. Медведь повалился.

  2. Что Вы ответили Кирилле Петровичу на вопрос о пистолете? Я ответил, что не слыхивал о медведе, но всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу требовать удовлетворения.

  3. Каковы были Ваши обязанности в доме Троекурова? Я должен был заниматься воспитанием маленького Саши. Но я давал ему полную свободу и нестрого взыскивал за уроки, кот-ые задавал только для формы. Зато с большим прилежанием следил за музыкальными успехами Марьи Кирилловны и часто сиживал с нею за фортепьяно.

  4. Почему Вы решили признаться Маше, что Вы не Дефорж, а Дубровский? Я получил известие, после кот-го мне невозможно было долее оставаться в доме Троекурова. Я должен был открыться, чтобы М.К. не проклинала меня, не презирала.


Желтая дорожка


Узнай героя: «Ей было 17 лет, и красота ее была в полном цвете. Она не имела подруг и выросла в уединении. Огромная библиотека…была отдана в ее распоряжение». Кто это? Марья Кирилловна.


  1. Почему Вы сначала не обратили внимания на учителя? Я была воспитана в аристократическом представлении об учителях: учитель был для меня род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казались мне мужчинами.

  2. Когда изменилось Ваше отношение к Дефоржу? После того как Дефорж убил медведя, мое воображение было поражено. Я видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно со мной разговаривающего. Я поняла, что «храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение». А позже поняла, что влюблена в него.

  3. Какое впечатление произвело на Вас признание Дефоржа в том, что он Дубровский? Я была потрясена, а когда вернулась из сада, где проходила встреча с ним, в комнате со мной случился истерический припадок. Служанки насилу меня успокоили, уложили, и я впала в усыпление.


Красная дорожка


Узнай героя: «…любил ее(дочь) до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим прихотям, то пугая ее суровым, а иногда жестоким обращением». Кто это? Кирила Петрович.


  1. За что любили «учителя» в Вашем доме? Молодого учителя действительно полюбили в доме. Я – за его смелое проворство на охоте, М.К – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и щедрость.

  2. Поверили ли Вы, что Дефорж – это Дубровский? Нет, не поверил. Во-первых, приметы, кот-ые назвал новый исправник, были очень общие, во-вторых, нельзя верить на слово Антону Пафнутьичу: ему пригрезилось, что учитель хотел его ограбить, в-третьих, я сам хотел во всем разобраться.


На сцену выходит чтец и читает отрывок из романа «Е.О.». Глава вторая, строфы XXIX-XL



В.1 Мы переходим к самому захватывающему моменту игры – финалу.

В.2 Совсем скоро мы узнаем имя Умника или Умницы.


Финал



Жеребьевка:


  1. Назовите титул героя по фамилии Верейский. Князь.

  2. Сколько душ крепостных крестьян было у кн. Верейского? 3000.


Зеленая дорожка


Узнай героя: Ему «…было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества разного рода изнурили его здоровье и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами». Кто это? Кн. Верейский.


  1. Какое впечатление произвела на Вас Маша? Мне многое не понравилось в усадьбе Троекурова, и я уже раскаивался в своем посещении, но, когда в зале нас встретила М.К., я был поражен ее красотой. Я был оживлен ее присутствием, был весел и успел несколько раз привлечь ее внимание любопытными своими рассказами.

  2. Как Вы постарались развлечь Троекурова и М.К., когда они приехали с ответным визитом? Я показывал картины и рассказывал о них с чувством и воображением, потом устроили катанье на лодке по озеру, а вечером был устроен фейерверк. М.К. веселилась как дитя. Я радовался ее восхищению.

  3. Какое решение Вы приняли, получив от М.К. письмо? Я не был тронут откровенностью своей невесты. Напротив, я увидел необходимость ускорить свадьбу и для этого показал письмо Троекурову. А своей невесте сказал, что письмо меня опечалило, но что со временем надеюсь заслужить ее привязанность.

  4. Что Вы сделали, когда карету, в кот-ой ехали Вы с молодой женой, остановил Дубровский с вооруженными людьми? Не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Потом вынул другой пистолет, но мне не дали времени выстрелить, дверцы растворились, и несколько сильных рук вытащили меня из кареты и вырвали у меня пистолет.


Желтая дорожка


Узнай героя: «…сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком. Под ее иглой канва повторяла безошибочно узоры подлинника, несмотря на то, ее мысли не следовали за работой, они были далеко». Кто это? Марья Кириловна.


  1. Как Вы отнеслись к сватовству кн. Верейского? Я остолбенела, смертная бледность покрыла мое лицо. На вопрос, согласна ли я, не ответила. Когда прибежала в свою комнату, дала волю слезам. Старый князь вдруг показался мне отвратительным и ненавистным.

  2. Чем Вы пригрозили отцу, когда он стал настаивать на свадьбе? После того как мои слезы и просьбы не подействовали на отца, я сказала: «Папенька, послушайте, если уж Вы решились погубить меня, то я найду защитника, о кот-ом Вы и не думаете, Вы увидите, Вы ужаснетесь, до чего Вы меня довели. Этот защитник будет Вл. Дубровский.

  3. Почему же Вы не приняли помощи Вл.Дубровского? Я ждала его до последнего момента. Но «невозвратимые слова» произнесены священником, я была обвенчана. Я готова была стать женой разбойника, но преступить клятву, данную перед Богом, я не могла.


Красная дорожка


Узнай героя: «…затрепетал, бледное лицо покрылось багровым румянцем и в ту же минуту стало бледнее прежнего. Он молчал, потупя голову, затем отступил от кареты». Кто это? Вл.Дубровский.


  1. Почему Вы отказались от мести Троекурову? «Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, - в ту минуту М.К. прошла мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитает она, священен, что ни единое существо, связанное с Вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства».

  2. Почему в конце концов Вы покинули своих крестьян? Месть, кот-ой я так жаждал, оказалась ненужной. Машу я потерял. Дальнейшие действия в качестве «благородного разбойника» представлялись уже бессмысленными.


Танец.



В.1. Уважаемый Ареопаг! Игра закончена. Назовите имя Умника (Умницы), имена призеров.


В.2. Нам осталось самое приятное – вручить награды.


На сцену выходит чтец и читает стихот-ие В.Гина «Учитесь Пушкина читать…»


В.1. Может быть, вы скажете несколько слов ребятам, поделитесь впечатлениями о сегодняшней встрече…


В.2. Большое спасибо. До новых встреч, друзья! Успехов вам!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!