СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра по УНТ «Русские народные сказки, пословицы и загадки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у обучающихся мотивацию к чтению на основе увлекательной игровой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра по УНТ «Русские народные сказки, пословицы и загадки»»

Литературная игра по УНТ

«Русские народные сказки, пословицы и загадки»

для обучающихся 5 класса.

Цели формировать у обучающихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, развивать творческие способности детей.
Описание игры:
игра проходит как викторина — две команды (названия придумывают ребята), отвечают на вопросы по очереди. Если команда не отвечает, то вопрос переходит другой команде.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.

I. Организация.

Мотивация учебной деятельности.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы игру начать.

Ситуация интриги, постановки учебной задачи.

Учитель: Сегодня мы отправимся в удивительную страну, название которой вы отгадаете, решив ребусы.

А) Старинное название губ(рта),+ное =устное

Б) Синоним слова ЛЮДИ +ное= народное

В) (твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=творчество

Задание. Придумайте фольклорное название команды.

Презентация «УНТ(малые жанры)»

(Слайд 1- 2.) УНТ (фольклор) – это удивительная страна. Произведения УНТ есть у каждого народа. Это его живая память. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

2. Этап актуализации знаний.

- Ребята, мы совершим путешествие по малым жанрам УНТ.

От станции до станции мы будем добираться на разных видах транспорта.

Отгадаем и покажем первый транспорт.

Бежит, иногда гудит.

В два глаза зорко глядит.

Только красный свет настанет –

Он в момент на месте встанет. Автомобиль.

Поиграем в игру «Ремонт». Отремонтируйте слово.

ПСЛВЦ (Слайд 3-4.) ПОСЛОВИЦЫ

Учитель: Посмотрим, знаете ли вы пословицы. Соедините начало и окончание пословицы.

Долог день до вечера


а и та работает.

Пчела мала


коли делать нечего.

Труд человека кормит


а лень портит.

Учитель: В каждом народном изречении скрывается поучительный смысл – народная мудрость.

Рассказ учителя о ПОГОВОРКАХ. (Слайд 5.)

Что ж, дружочек, отгадай,

Только это не трамвай.

Вдаль по рельсам быстро мчится

Из избушек вереница.

Поезд

ЗАГАДКИ. (Слайд 6-8.)

Хитрое описание предмета или явления. Название произошло от слова гадать — думать, рассуждать. В загадке есть художественный образ, помогающий найти правильный ответ.


1. В школьной сумке я лежу. Как ты учишься скажу.(Дневник)

2. Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы. (Буквы)

3. На странице букваря 33 богатыря. Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей. (Алфавит)

4. Белый зайчик прыгает по чёрному полю. (Мел по доске).

5. Шея длинная такая, хвост крючком, и не секрет: любит всех она лентяев, а её лентяи – нет. (Двойка).

6. Хоть не шляпа, а с полями. Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами всем понятным языком. (Книга).

Проверка домашнего задания. Дети читают свои загадки.

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет.

Корабль

СЧИТАЛКИ. (Слайд 9.)


- Послушайте четверостишья.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Шла кукушка мимо леса –

За каким-то интересом.

Инте, инте, интерес,

Выходи на букву "эс


- Что объединяет эти четверостишья? На что обратили внимание (Это считалки)

- Для чего нужны считалки?


Когда они появились?

Считалка - жанр устного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Позже считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно.

- Какие считалочки знаете вы? (Ответы детей.)


Едем дальше. Станция ЗАКЛИЧКИ. (Слайд 10.)


Вот стальная птица,

В небеса стремится,

А ведёт её пилот.

Что за птица?

Самолёт

Для того, чтобы определить название следующего жанра, выберите из родственных слов имя существительное

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ

От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать? (звать, приглашать)

-В далекие времена жизнь человека полностью зависела от природных явлений, человек верил во всемогущие силы природы, верил в магию слова и использовал определенные слова для того, чтобы Солнце, Дождь ему помогали в сборе урожая, чтобы в лесу уродились грибы, ягоды, орехи.

Заклички – это небольшие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы.

Обучающиеся 5 класса рассказывают закличку хором.


Физкультминутка «ПЕСТУШКИ» (Слайд 11.)


Следующая станция ПОТЕШКИ.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.

Велосипед

Учитель: Следующая станция ПОТЕШКА.

Потешки – стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Выступление 5 класса.

Мы с вами закончили знакомство с малыми жанрами УНТ.

Перечислите.

(Слайд 12.) А мы переходим к сказкам.

Игра «Угадай сказку» (Презентация)

Вспомним сказку.

1 По тропе шагая бодро, сами воду тащат вёдра.(«По –щучьему велению».

2.Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. («Колобок).

3. Красна девица грустна: ей не нравится весна, ей на солнце тяжко. Слёзы льёт бедняжка! («Снегурочка»)

4. Отворили дверь козлята и пропали все куда-то.(«Волк и семеро козлят»).

5. Ах ты, Петя – Петушок. Не послушался кота, выглянул в окошко и пропал бедняжка. («Петух и кот»).

6. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок, ведь дорога далека и корзина нелегка. («Маша и медведь»).

7.У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы.(«Гуси – лебеди»).

8.Опустил он в прорубь хвост, ну а хвост ко льду прирос.(«Волк и лиса»)


Блиц-опрос

  1. Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)
    2. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
    3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
    4. Кто сломал теремок? (Медведь.)
    5.
    Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
    6. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ЫI-Яги? («Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
    7. На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)
    8. Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
    9.
    Кто сумел прогнать из заячьей лубяной избушки лису? (Петух.)
    10. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? (Репу)
    11. Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
    12. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)


Конкурс загадок.
Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки.)
В середине баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, да та на спине. (Чайник.)
Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)
Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел,
а всякий слышал. (Эхо.)
Что с земли не поднимешь? (Тень.)
Возьмешь — увеличится, отдашь — уменьшится. (Яма.)
Сначала — блеск, а блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза.)
Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)
Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото. (Яйцо.)
Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)


Рекомендуемая литература

1. Померанцева Э.В. Русские сказочники. — М.: Просвещение,
1976.
2. Аникин В.II. К мудрости ступенька. — М.: детская литература,
1982.
З. Бахтин В.С. От былины до считалки. — Л.: детская литература, 1982.
4. Смирнова Н. Е., Ципенко Н. Н. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки в 5-6 классах. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 г.






ХОД  ИГРЫ.

Учитель. Добрый день уважаемые игроки, болельщики, гости. Я рада приветствовать Вас на нашей литературной викторине «Своя игра». Игра состоит из трех раундов. В каждом раунде будет по четыре категории вопросов. Мы сегодня вспомним произведения разных жанров и авторов. Желаю всем удачи!

ВОЛШЕБНЫЕ  СЛОВА

Вспомните, кто говорил такие волшебные слова.

10 – По щучьему веленью, по моему хотенью.
20 – Крекс, фекс, пекс!
30 – Симсим, открой дверь!
40 – Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики.

ВОЛШЕБНОЕ СРЕДСТВО

Какое волшебное средство было у этих сказочных персонажей?

10 – У Буратино
20 – У Аладдина
30 – У Урфина Джюса
40 – У солдата из сказки Г-Х Андерсена.

ТРУДНЫЙ  ПУТЬ

На чём или на ком совершили необыкновенное путешествие

10 – Из норы крота в тёплые края Дюймовочка
20 – За мёдом Винни – Пух
30 – На крышу Малыш
40 – Элли и Дядюшка Чарли в Волшебную страну.

КТО  ЭТО?

Вспомните, кто есть кто: человек, удав, лисёнок и т. д.

10 – Дядя Фёдор
20 – Мойдодыр
30 – Матроскин
40 – Рики – Тики – Тави











Соедините начало и окончание пословицы.

Долог день до вечера


а и та работает.

Пчела мала


коли делать нечего.

Труд человека кормит


а лень портит.

Соедините начало и окончание пословицы.

Долог день до вечера


а и та работает.

Пчела мала


коли делать нечего.

Труд человека кормит


а лень портит.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!