СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная сказка. В.Ф.Одоевский. «Город в Табакерке» Научность сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение  литературной  сказки «Городок в Табакерке», пополнение словарного запас учащихся, ознакомление с реальным устройством музыкальной шкатулки; формирование навыков выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучение детей составлять план; развитие внимания ,памяти, речи, мышления, навыков чтения.

Просмотр содержимого документа
«Литературная сказка. В.Ф.Одоевский. «Город в Табакерке» Научность сказки.»


Литературное чтение. 4 класс



Тема: Литературная сказка. В.Ф.Одоевский. «Город в Табакерке» Научность сказки.

Цель: продолжить  изучение  литературной  сказки «Городок в Табакерке»; пополнять словарный запас учащихся; при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучать детей составлять план; развивать внимание ,память, речь, мышление, навыки чтения; воспитывать любознательность.

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных , научно- популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских «литературная сказка», «авторская сказка» (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), определение основной мысли , деление текста на части, составление плана,;

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения, работа в группе.

Личностные: проявление бережного отношения к художественной книге , аккуратность в её использовании, проявление интереса к литературной сказке.

Ход урока

  1. Организационный момент

"Нужно для счастья порою немного:

Шоферу - прямая дорога,

Летчику - ясное небо,

Пекарю - горы душистого хлеба,

Прохожему - больше улыбок,

Учителю - меньше ошибок".

- А что для счастья нужно вам? Можно ли от урока испытывать счастье?

2.        Речевая разминка

Меняя высоту голоса прочитать звуки: И,У,А,О,Ы,Э.

Расстановка логического ударения.

Нужно для счастья порою немного.

Нужно для счастья порою немного.

Нужно для счастья порою немного.

Нужно для счастья порою немного.

3.        Целеполагание

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с произведением В. Ф. Одоевского «Город в Табакерке». Прослушайте мелодию.

- Что она вам напоминает? (звуки шкатулки)

- Эта музыка механическая или живая?

- Правильно. Откроешь коробочку, а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Но как красивы эти штучки! Ювелирная работа! Прекрасный подарок!

- В каком произведении встречалась музыкальная шкатулка?

- Кто его автор? Что знаете об авторе?

Знакомство учащихся с биографией В. Ф. Одоевского. (Работа в группе с деформированным текстом «Жизнь и творчество В. Ф. Одоевского»)

Что же такое табакерка?

Словарная работа

- В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках. Они были сделаны из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки. Они превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках так, чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки. Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.

Флюгер- прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

Горка- это мебель для посуды.

Тиснёная бумага (работа в словаре)

Счесть нельзя – сосчитать нельзя.

Одинакие – одинокие.

Учтиво - очень вежливо.

Досадно – обидно.

С сими словами - с этими словами.

Свод – дугообразное покрытие, соединяющее стены, опоры какого-либо сооружения.

Индо – даже.

Опамятоваться – опомниться.


-К какому жанру относим это произведение? В чем особенность литературных сказок?

4. Постановка темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать с литературной сказкой В. Ф. Одоевского « Город в табакерке».

Попробуйте сформулировать цели нашего урока. На доске висят глаголы, поставьте их вместо пропусков по смыслу.

1) Учиться составлять план сказки;

2) Отвечать на вопросы;

3) Познакомиться с устройством музыкальной шкатулки;

4) Закрепим умения работать с текстом.

Какие цели вы бы хотели добавить  сегодня на уроке?

5. Работа по тексту .

Деление сказки на части

-Вы дома разделили текст на части. Посмотрим, что у вас получилось.

Коллективное составление плана.

I часть. До слов: «— Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок ? Как бы мне хотелось!», с. 159.)

- Как можно озаглавить эту часть? (Например, «Удивительная табакерка»).

II   часть. До слов: «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого», с. 160.

- Предложите название этой части. («Нельзя ли войти в этот городок?»)

III  часть. До слов: «Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом...», с. 162

-  Озаглавьте. О чем эта часть? («Приглашение принято» или
«Провожатый — мальчик-колокольчик).

IV  часть. До слов: «Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил...», с. 163. Возможное название — «Вдали все кажется маленьким, а подойдешь — большое».

Выбор названия  среди вариантов 5,6,7 частей.

-Какой заголовок наиболее подходит к части?

V часть. До слов: «Вот перед ними еще дверцы», с. 164. Возможное название — «Маленькая размолвка».

VI часть. До слов: «Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали», с. 165. Возможное название - «Очутились на улице».

VII часть. До слов: «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тонких ножках...», с. 166.

Возможное название — «Встреча с колокольчиками».

Работа в парах по частям плана.

-Поработайте в парах, озаглавьте части.

VIII часть. До слов: «Миша — к надзирателю», с. 167.

Возможное название — «Господа — дядьки-молоточки».

IX  часть. До слов: «Между тем Миша пошел далее — и остановился», с. 168. Возможное название - «Знакомство с надзирателем».

Самостоятельная работа с оставшимися частями

-Озаглавьте самостоятельно последние две частим.

часть. До слов: «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька», с. 169. Возможное название — «Сударыня-царевна».

XI частьОт слов: «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька», с. 169, идо конца. Возможное название — «Миша проснулся».

- Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

VI. Знакомство с устройством табакерки. Выборочное чтение.

Сейчас мы составим порядок работы шкатулки. Найдите и прочитайте что говорили колокольчики?

- Динь-динь-динь, - я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень

хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать

нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.

- А молоточки? 

Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и

стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

- Какую работу выполняли дядьки-молоточки? (беспрестанно стучали по колокольчикам)

- Что о своей работе сказал Валик-надзиратель?

А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки

стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване

лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…

- Как вы думаете, почему Валик переворачивается с боку на бок?

- Чем занималась Пружинка?

Зиц-зиц-зиц, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь,

ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы

валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не

стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы

колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.

- Проверяем на доске. (пружинка – валик – молоточки – колокольчики) - Вы запомнили механизм работы? (да)

- Как же он работает?  (пружинка - валик толкает, валик цепляется за молоточки, молоточки стучат – колокольчики звенят и от того появляется музыка)

VII. Рефлексия.

Какие знания получил Миша во время путешествия в табакерку? Вспомни фразу из текста, продолжи мысль:

а) «.. .Видно, вы ни на что вдаль со вниманьем не смотрели; вдали всё кажется .., а подойдёшь -..»

Выполняя рисунок, те предметы, которые расположены ближе, надо рисовать ..., а те, которые расположены дальше, надо рисовать ....

-Могут ли открытия Миши пригодится вам в жизни?

- Получилось ли у вас быть счастливыми в течении урока?

Подведения итога по карточке самооценки

Итог урока

—Что хотел сказать читателям Одоевский в своем произведении?        

Домашнее задание: 1)подготовить пересказ от имени Миши кратко.

2)Придумать путешествие в любой механизм.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!