Литературное чтение. 4 класс
Тема: Литературная сказка. В.Ф.Одоевский. «Город в Табакерке» Научность сказки.
Цель: продолжить изучение литературной сказки «Городок в Табакерке»; пополнять словарный запас учащихся; при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучать детей составлять план; развивать внимание ,память, речь, мышление, навыки чтения; воспитывать любознательность.
Планируемые результаты.
Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных , научно- популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских «литературная сказка», «авторская сказка» (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), определение основной мысли , деление текста на части, составление плана,;
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения, работа в группе.
Личностные: проявление бережного отношения к художественной книге , аккуратность в её использовании, проявление интереса к литературной сказке.
Ход урока
Организационный момент
"Нужно для счастья порою немного:
Шоферу - прямая дорога,
Летчику - ясное небо,
Пекарю - горы душистого хлеба,
Прохожему - больше улыбок,
Учителю - меньше ошибок".
- А что для счастья нужно вам? Можно ли от урока испытывать счастье?
2. Речевая разминка
Меняя высоту голоса прочитать звуки: И,У,А,О,Ы,Э.
Расстановка логического ударения.
Нужно для счастья порою немного.
Нужно для счастья порою немного.
Нужно для счастья порою немного.
Нужно для счастья порою немного.
3. Целеполагание
- Сегодня на уроке мы продолжим работу с произведением В. Ф. Одоевского «Город в Табакерке». Прослушайте мелодию.
- Что она вам напоминает? (звуки шкатулки)
- Эта музыка механическая или живая?
- Правильно. Откроешь коробочку, а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Но как красивы эти штучки! Ювелирная работа! Прекрасный подарок!
- В каком произведении встречалась музыкальная шкатулка?
- Кто его автор? Что знаете об авторе?
Знакомство учащихся с биографией В. Ф. Одоевского. (Работа в группе с деформированным текстом «Жизнь и творчество В. Ф. Одоевского»)
Что же такое табакерка?
Словарная работа
- В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.
Нюхательный табак держали в табакерках. Они были сделаны из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.
Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.
Особенно были в моде музыкальные табакерки. Они превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках так, чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки. Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.
Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой
Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.
Флюгер- прибор для определения направления и измерения скорости ветра.
Горка- это мебель для посуды.
Тиснёная бумага (работа в словаре)
Счесть нельзя – сосчитать нельзя.
Одинакие – одинокие.
Учтиво - очень вежливо.
Досадно – обидно.
С сими словами - с этими словами.
Свод – дугообразное покрытие, соединяющее стены, опоры какого-либо сооружения.
Индо – даже.
Опамятоваться – опомниться.
-К какому жанру относим это произведение? В чем особенность литературных сказок?
4. Постановка темы и целей урока.
_ Сегодня на уроке мы продолжаем работать с литературной сказкой В. Ф. Одоевского « Город в табакерке».
Попробуйте сформулировать цели нашего урока. На доске висят глаголы, поставьте их вместо пропусков по смыслу.
1) Учиться составлять план сказки;
2) Отвечать на вопросы;
3) Познакомиться с устройством музыкальной шкатулки;
4) Закрепим умения работать с текстом.
Какие цели вы бы хотели добавить сегодня на уроке?
5. Работа по тексту .
Деление сказки на части
-Вы дома разделили текст на части. Посмотрим, что у вас получилось.
Коллективное составление плана.
I часть. До слов: «— Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок ? Как бы мне хотелось!», с. 159.)
- Как можно озаглавить эту часть? (Например, «Удивительная табакерка»).
II часть. До слов: «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого», с. 160.
- Предложите название этой части. («Нельзя ли войти в этот городок?»)
III часть. До слов: «Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом...», с. 162
- Озаглавьте. О чем эта часть? («Приглашение принято» или
«Провожатый — мальчик-колокольчик).
IV часть. До слов: «Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил...», с. 163. Возможное название — «Вдали все кажется маленьким, а подойдешь — большое».
Выбор названия среди вариантов 5,6,7 частей.
-Какой заголовок наиболее подходит к части?
V часть. До слов: «Вот перед ними еще дверцы», с. 164. Возможное название — «Маленькая размолвка».
VI часть. До слов: «Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали», с. 165. Возможное название - «Очутились на улице».
VII часть. До слов: «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тонких ножках...», с. 166.
Возможное название — «Встреча с колокольчиками».
Работа в парах по частям плана.
-Поработайте в парах, озаглавьте части.
VIII часть. До слов: «Миша — к надзирателю», с. 167.
Возможное название — «Господа — дядьки-молоточки».
IX часть. До слов: «Между тем Миша пошел далее — и остановился», с. 168. Возможное название - «Знакомство с надзирателем».
Самостоятельная работа с оставшимися частями
-Озаглавьте самостоятельно последние две частим.
X часть. До слов: «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька», с. 169. Возможное название — «Сударыня-царевна».
XI частьОт слов: «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька», с. 169, идо конца. Возможное название — «Миша проснулся».
- Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.
VI. Знакомство с устройством табакерки. Выборочное чтение.
Сейчас мы составим порядок работы шкатулки. Найдите и прочитайте что говорили колокольчики?
- Динь-динь-динь, - я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень
хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать
нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
- А молоточки?
Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и
стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
- Какую работу выполняли дядьки-молоточки? (беспрестанно стучали по колокольчикам)
- Что о своей работе сказал Валик-надзиратель?
А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки
стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване
лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…
- Как вы думаете, почему Валик переворачивается с боку на бок?
- Чем занималась Пружинка?
Зиц-зиц-зиц, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь,
ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы
валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не
стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы
колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.
- Проверяем на доске. (пружинка – валик – молоточки – колокольчики) - Вы запомнили механизм работы? (да)
- Как же он работает? (пружинка - валик толкает, валик цепляется за молоточки, молоточки стучат – колокольчики звенят и от того появляется музыка)
VII. Рефлексия.
Какие знания получил Миша во время путешествия в табакерку? Вспомни фразу из текста, продолжи мысль:
а) «.. .Видно, вы ни на что вдаль со вниманьем не смотрели; вдали всё кажется .., а подойдёшь -..»
Выполняя рисунок, те предметы, которые расположены ближе, надо рисовать ..., а те, которые расположены дальше, надо рисовать ....
-Могут ли открытия Миши пригодится вам в жизни?
- Получилось ли у вас быть счастливыми в течении урока?
Подведения итога по карточке самооценки
Итог урока
—Что хотел сказать читателям Одоевский в своем произведении?
Домашнее задание: 1)подготовить пересказ от имени Миши кратко.
2)Придумать путешествие в любой механизм.