СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 1 класс. "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению в 1 классе. УМК "Школа России" по теме: А.С. Пушкин "сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 1 класс. "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях""»

Конспект учебного занятия
по литературному чтению
в 1 «В» классе
Тема: сказка А.С. Пушкин "сказка о мёртвой царевне"
Студентки 403 группы
Пельтек Ксении Павловны


















Смена: 1
Начало урока: 10:30-11:15
МБОУ СОШ №13




Новосибирск, 2019


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О: Пельтек Ксения Павловна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1 «В»

Тема урока: сказка А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

Тип урока: Урок освоения новых знаний
Цель урока: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при ознакомлении со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне»

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о творчестве А.С. Пушкина

2. формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения;

3. Формировать умение полноценно воспринимать художественный текст, уметь определять тему, главную мысль произведения

Предметные (учащиеся научатся):

1. Познакомиться с творчеством А.С. Пушкина

2. Научиться правильного, выразительного, бегло, сознательно читать;

3. Научиться полноценно воспринимать художественный текст, уметь определять тему, главную мысль произведения

Развивающие:

1. Формировать умение анализировать.

2. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои достижения.

4. Формировать умение владеть диалогической формой речи.

5. Формировать умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Метапредметные (учащиеся научатся):

Познавательные:

1. Выявлять существенные признаки при анализе объектов.

2. Устанавливать причинно-следственные связи.

3. Поиск и выделение информации.

.Регулятивные:

- Определять учебную задачу, составлять план своих действий.

Коммуникативные:

- Владеть диалогической речью, умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Воспитательные:

1.Формировать учебно-познавательный интерес к материалу и способам решения задач.

Личностные (у учащихся будут сформированы):
- Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактические средства, интерактивное оборудование: учебник (2-я часть), использование ИКТ (презентация).


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся


Планируемые результаты (ПР)

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

(Л)

  1. Мотивация учебной деятельности.

Словесный

(беседа)

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Павловна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
– Наведите порядок на своих рабочих местах. Все ли необходимые предметы расположены?

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Приветствуют.





Слушают стихотворение.










принимать и сохранять учебную задачу(Р)

самоопределение

  1. Актуализация опорных знаний.


Начнем наш урок с повторения букв русского алфавита.

Назовите гласные буквы, которые вы знаете.

-Сколько их в русском языке?


-Назовите звонкие согласные буквы. Сколько их?

-Назовите глухие согласные буквы. Сколько их?

- Назовите буквы, которые не являются не гласными, не согласными.

-Для чего они нужны?

-Назовите парные звонкие и глухие согласные буквы.


Проведём речевую разминку.

Составить слова из слогов.

А сейчас для вас загадка, кто из вас её отгадает, будьте внимательны?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дуплах орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. 

- Белка быстро и ловко скачет по веткам, а мы попробуем также быстро составить слова из слогов.

-Чей ряд быстрее, правильно и больше составит слов сегодня?




А, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.


10


Б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

11

П, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.

9


Ъ, ь

отвечают на вопрос.


называют парные согласные звуки







(Белка.) 





Научиться полноценно воспринимать художественный текст, уметь определять тему, главную мысль произведения






















Научиться определять тему.


принимать и сохранять учебную задачу(Р)

владеть диалогической речью(К)

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

3. Проблемное объяснение нового знания.








Мы с вами повзрослели, изучили весь русский алфавит, научились читать. Теперь мы будем знакомиться с произведениями различных авторов. Будем читать, наслаждаться, радоваться, смеяться, знакомиться с героями сказок, кого-то жалеть, за кого-то переживать и, самое главное, мы с вами узнаем много нового.


Итак, сегодня мы с вами будем читать сказку известного русского поэта, эта сказка вам хорошо знакома, ведь когда вы были детьми, вам её читали ваши бабушки и мамы.

Отгадав, из какой сказки это четверостишие, вы определите автора и тему нашего урока.

«Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним…»


А кто из вас знает произведение, героем которого являлась злая мачеха, у которой было зеркальце?

- А кто автор этого произведения?

- Это сказка о мертвой царевне и семи богатырях великого русского писателя, Александра Сергеевича Пушкина. (слайд 4) А что вы знаете о нём?

-А хотели бы узнать о нём больше?
- Какова тема нашего урока?

- Какова цель урока?

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством А.С.Пушкина. И будем читать отрывок из его сказки. (слайд 5)


Сейчас мы с вами познакомимся с биографией А.С. Пушкина

Звучит музыка Штрауса «Сказки Венского леса».

(слайд 6) - А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Семья Пушкиных принадлежала к самой образованной части общества, и в их доме собирались поэты, художники, музыканты. Будущий великий поэт родился в эпоху, когда все высшее общество говорило по-французски, детям нанимали гувернеров (учителей) -французов. Александр Пушкин не стал исключением – его начальным образованием занимался француз. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски. На восьмом году жизни, т.е. в вашем возрасте он начинает писать, подражая некоторым французским поэтам. Из-под его пера выходят басни, шуточные поэмы, комедии.

(слайд 7) Но особая любовь была у мальчика к русской речи. Эту любовь ему привили его бабушка Мария Алексеевна и его няня Арина Родионовна.

Они были самыми близкими его сердцу людьми. Саша очень любил сказки своей няни. Он слушал их в детстве, и, будучи взрослым, а потом восклицал: «Что за прелесть эти сказки!

(слайд 8) Прошли годы, А. С. Пушкин стал поэтом, он написал много произведений: это и стихи, и сказки, и рассказы, и повести и романы для взрослых.

(слайд 9) Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок. Их он написал пять, шестую сказку он не успел дописать, погиб, но его рукопись сохранилась до наших дней. (слайд 10)

И ещё одна очень интересная особенность сказок Пушкина, что все они написаны в стихотворной форме.


Ребята, разбейтесь на пары, для вас я подготовила отрывки из сказок Пушкина.

Ваша задача отгадать их.  (слайд 11)


1. «Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-

Говорит одна девица…»

«Сказка о Царе Салтане…»(слайд 12)


2. «Идёт Балда покрякивает,

А поп, завидя Балду, вскакивает,

За попадью прячется…»

«Сказка о попе и о работнике его Балде» (слайд 13)



3.«Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он…»

И соседям то и дело

Наносил обиды смело...


«Сказка о золотом петушке» (слайд 14)


4.«Я ль, скажи мне  всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?» 

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (слайд 15)

















А.С. Пушкин «сказка о мертвой царевне и семи богатырях»











А.С. Пушкин



отвечают на вопросы.




Формулируют цели и тему.

Слушают биографию Пушкина.


































































Отгадывают в парах названия сказок.

Познакомиться с творчеством А.С. Пушкина


принимать и сохранять учебную задачу(Р)

владеть диалогической речью(К)

- Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

4. Первичное закрепление с

проговариванием во внешней

речи


Подготовка к чтению «сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

- Откройте учебник на с. 52-53. Посмотрите на иллюстрации, что вы можете о ней сказать? Кто на них изображен? Какие чувства у вас вызывают эти иллюстрации?
Давайте рассмотрим еще несколько иллюстраций разных художников и сравним, какая из предложенных иллюстраций наиболее полно отвечает их представлениям о литературном герое Царевне.
Каково различие иллюстраций? Кто из художников более интересно представлял героев произведения?


Подвижная физминутка «Золотая рыбка». Один из самых любимых персонажей сказок А.С. Пушкина проведет вместе с вами физминутку.



2. Первичное чтение сказки учителем и анализ произведения

Читаю сказку вслух.

- Послушайте, я прочту его.

-Понравился вам отрывок из сказки? Чем?

- Можно ли назвать это произведение сказкой? Докажите.

- Можете назвать героев этого отрывка?

Прочитайте самостоятельно и в парах найдите трудные по значению слова (непонятные для вас). Подчеркните их простым карандашом.

- Какие вам встретились необычные для современной речи слова?

- Что поможет нам в этой работе? (Словарь С. И.Ожегова.)

Лексическая работа. (слайд 18)

С мольбой погнался – с просьбой.

Позолоченный рожок – в виде полукруга желтого цвета.

-Как вы понимаете слово рожок? (Это такая изогнутая дудочка.) Это слово многозначное. В древности у наших предков был такой музыкальный инструмент, похожий на дудку. В нашей сказке рожок в переносном значении. Так королевич Елисей называл месяц.

-Как ещё Елисей называет месяц? Почему? (Круглолицый. Месяц бывает совсем круглым).

Светлоокий – тот, у кого светлые глаза.

- Почему Елисей так называет месяц? (Светлоокий. Месяц жёлтого цвета. Он всем светит ночью.)

Тьма глубокая – тёмная ночь.

Обычай  традиция.

Дева красная – красивая, прекрасная девушка, устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках. (В старину всё прекрасное называли красным. Здесь месяц говорит о царевне молодой.)

На стороже я стою

Только в очередь мою. – следит внимательно, сторожит.

Как вы понимаете сочетание на стороже я стою? (Это значит на страже, в карауле месяц стоит всю ночь.)

-Поэты часто меняют ударение в словах, чтобы сохранить рифму в стихах.

- Скажите, мы сейчас говорим так: «на стороже»?

- Измените это слово, и прочитайте, что получилось. (В карауле я стою.)

- Это устаревшие слова, в нашей речи теперь они не употребляются или употребляются очень редко.

Итак, мы с вами изучили неизвестные слова, и теперь мы будем читать сказку по цепочке.

Рассматривают иллюстрации в учебнике, потом на слайде и проводят сопоставление иллюстраций к сказке разных художников.































Отвечают на вопросы учителя.











Проводят словарную работу.













Научиться определять главную мысль произведения; оценивать события,поступки героев произведения

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии(к)

- Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

5.Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.


Чтение вслух по цепочке.

Ребята, поработайте в парах, придумайте и задайте друг другу вопросы по отрывку сказки.
Все молодцы, теперь я предлагаю вам разбиться на 3 группы по вашим рядам. Для каждой группы будет своё задание.



1 группа. Ваша задача сравнить царицу и царевну и дать им характеристику


2 группа. Ваша задача в группе выбрать эпизод из сказки и нарисовать его.




3 группа. Ваша задача будет распределить роли и прочитать на выбор два отрывка из сказки.

Читают сказку по цепочке и работают в группах по заданиям.


Поиск и выделение информации.(П)


Определять учебную задачу, составлять план своих действий. (Р)

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной. (к)

- Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

6. Включение нового знания в

систему знаний и повторение.


Кого из вас заинтересовала эта сказка, поднимите руки? Что нужно сделать для этого? (Найти и прочитать) и мне расскажите. Договорились?

- Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.


Как вы думаете, почему Александра Сергеевича Пушкина называют славой и гордостью нашей Родины? (Ответы детей)

- Действительно, он написал много произведений: это и стихи, и сказки, и рассказы, и повести, и романы для взрослых. Его сказки развивают, воспитывают, учат.

Дают людям радость. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.








Научиться определять главную мысль произведения; оценивать события,поступки героев произведения

владеть диалогической речью(К)

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

7. Рефлексия учебной деятельности.


Сегодня на уроке я узнал(а) …

Мне было непонятно …

На уроке мне понравилось …

Я для себя сделал(а) открытие…

Меня удивило…

Самооценка. (слайд 22)

Оцените свою 


Подводят итоги.



владеть диалогической речью(К)

самооценка на основе критерия успешности



На данном уроке были апробированы следующие приёмы:
1. Приём Сравнение иллюстраций разных художников к одному литературному произведению. Учащиеся вместе с учителем изучают иллюстрации различных художников и проводят сравнение, отвечая на вопросы учителя.
2. Прием Приём сопоставления персонажа с другим действующим лицом в аналогичной ситуации. Учащиеся в группе, после прочтения сказки, сопоставляют двух героинь сказки Пушкина – царевну и царицу, давая их характеристику.
3. Приём графическое рисование. Учащиеся в группе, после прочтения сказки, рисуют любой понравившийся им фрагмент.
4. Приём «чтение по ролям», учащиеся после повторного прочтения литературной сказки объединяются в группу и распределив роли читают сказку.

При реализации данных приёмов были сформированы следующие коммуникативные УУД: адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых средств, для решения прежде всего коммуникативных задач, умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, владение диалогической формой речи,




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!