Министерство образования и науки Республики Хакасия
Управление образованием Бейского района
МОУ средняя общеобразовательная Сабинская школа
«Рабочая тетрадь для элективного курса «Родная речь» создана в рамках методики литературного моделирования»
Автор: Куликова
Ирина Михайловна
учитель русского языка
и литературы
С. Сабинка. 2020-2022г.
Рабочая тетрадь №1
Задание 1. Прослушайте эссе
-несмотря на традиционность темы, какие размышления, сопоставления вам показались неожиданными; в какой степени эта работа раскрывает личность её автора?
Если вы хотите разобраться в поставленных вопросах, тогда начинаем знакомство с новым жанром, с которым вы, возможно, уже встречались, но недостаточно хорошо знаете - эссе.
Эссе (с французского - попытка, проба, от латинского - взвешивание, - взвешиваю)-Прозаическое произведение Небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо... Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Выделите основные признаки жанра
Задание 2
Используя отрывок из эссе О.Ванштейна «Для чего и для кого писать эссе», определите основную цель жанра:
«...Главное - заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» У жанра эссе есть свой родоначальник- французский философ Мишель Монтень (1533 - 1592). Первое издание его «Опытов» вышло в 1580 году. С этого времени в словесной культуре бытует жанр эссе.
Ответьте на вопросы:
Случайно ли эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека? О чем свидетельствует тот факт, что у эссе есть индивидуальный творец?
Каково существенное свойство этого жанра?
Задание 3.
С тех пор как эссе утвердилось в виде специфического жанра, его отличает подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, феномен природы. Объект речи, который описывает или переживает эссеист.
Постарайтесь сформулировать важнейшее свойство эссе как жанра
Задание 4. Нужно помнить, что наличие конкретной темы, вопроса, предмета для эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа.
Рассмотрите схемы, представляющие как бы модель мыслительных процессов эссеиста.
схема 1.
Писатель, как видно из схем, характеризует то или иное явление со всех сторон, не охватывая при этом его полностью.
В эссе предмет или явление служит словно бы предлогом для мыслей пишущего( см. схему 2)
Или автор ходит кругами вокруг конкретной темы. Словно плетет кружево или паутину повествования.( см. схему 1)
схема 2.
А втор
Предмет. Объект речи.
Сделаем вывод:
Как рассматривается в эссе предмет?
------------------------------------------------
Задание 5. Внимание! Это качество эссе можно наблюдать, анализируя названия. Часто в них появляется предлог о, так как лишь приблизительно отражает содержание работы (как соотношение части и целого), или является первоначальной точкой рассуждения автора, или не связано напрямую с тематикой эссе. Не случайно и наличие союзов как и или
( к заданию 6) Прочитайте названия эссе:
«О совести», «О добродетели», «Об именах», «О предсказаниях», «О суетных ухищрениях» (Мишеля Монтеня);
«Нация как идеал и как действительность», «Беспощадная Европа, или путешествие с пятого на десятое», «Немец как симптом», «Литератор как наиболее общее явление» (Роберта Музиля - одного из ведущих писателей западноевропейской литературы XX века);
«О собеседнике», «О природе слова», «Разговор о Данте» (замечательного русского поэта Осипа Мандельштама);
«Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимира Набокова - известного писателя русского зарубежья);
«Как читать книгу» (Иосифа Бродского, лауреата Нобелевской премии);
«Восхождение на Эверест, или исповедь переводчика» (современного поэта и переводчика Владимира Саришвили).
Задание 6. Характеризуют ли данные заголовки особенности мыслительного процесса эссеиста? Можете ли вы, опираясь на названия, заранее судить о содержании работ?
------------------------------------------------------------------------------------
Задание 7 Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам и многому другому. В зависимости от этого выделяются его разновидности.
Следует учитывать, что для этого жанра возможны различные способы освоения мира: и художественный, и научный, и документальный. Например, философское эссе может содержать литературные и критические оценки, а литературно-критическое - философские проблемы.
Дополните ряд. Предположив, какие могут быть разновидности эссе?
Политические, эссе-идеи, эссе-прогнозы….
----------------------------------------
Задание 8 . эссе может включать различные литературные формы
( моральную проповедь, статью, дневник, рассказ, исповедь, речь и многие другие), используя их возможности и пересекая жанровые границы.
Это свойство эссе также наблюдается в заголовках.
Прочитайте названия следующих работ и подчеркните, какие литературные формы используют авторы. Встречали ли вы эссе, написанные в других формах? Приведите примеры.
«Философские диалоги». (Э Ренара).
«Политическая исповедь молодого человека», «Эскиз познания поэта» ( Роберат Музиля)
« Заметки о поэзии» ( О.Мендельштама)
« Похвала скуке» (речь, которая была произнесена перед выпускниками Дармутского колледжа в июне 1989года) и « Письмо президенту» (Иосифа Бродского)
«Слово о Пушкине» (Ф. Искандера)
Задание 9. Несмотря на наблюдаемую пограничность жанра, автор эссе силой мысли уступит и философу, и историку, и ученому, и публицисту, так как для него главное личное постижение мира и отношение к нему. В качестве же способов такого постижения он привлекает многочисленные примеры, раскрывает параллели, подбирает аналогичные структуры, использует всевозможные ассоциации, уподобления. Метафоры, аллегорические образы, сравнения – далеко не полный арсенал художественных средств эссеиста.
Прочитайте эссе П. Вайля и А. Гениса. сделайте несколько пометок на полях: Да ( соглашусь с автором), П ( поспорю), З ( знакомая мысль, о уже думал об этом) У ( удивлен, как я раньше об этом не подумал), ? ( есть вопрос, я не понял), ММ ( меткая мысль, нужно отдать должное авторам)
(Поясню смысл пометки ? : часто авторы упоминают имена персонажей, авторов…, о которых вы учащиеся не знаете, попросите учителя пояснить смысл данных высказываний.)
Задание 10. Подведем итоги (текущий контроль) Продолжи формулировки:
Эссе – это------------------------
Эссе- способ рассуждения, который приглашает к беседе------------------
Разновидности жанра эссе – исторические, ---------------------
Возможные жанровые формы, которые может включать эссе: исповедь----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Способы и приемы постижения действительности в эссе: аналогии,---------
Средства художественной выразительности: аллегории,-----------------------
Задание 11. Прочитайте эссе П. Вайля и А. Гениса. Определите разновидность жанра их эссе, форму, способы и приемы, средства худ. выразительности.
Задание 12. Напиши собственное эссе.
Задание 13. Прочитай эссе одноклассника. Это эссе? Докажи. Выдели его особенности.
Задание 14. Напиши собственное эссе, поспорив с рассуждениями П. Вайля и А. Гениса.
Задание 15. Прочитай несколько эссе одноклассников, выбери лучшее для журнала.
Приложение.
Рабочая тетрадь № 2.
Задание 1.
Рассмотри схему работы группы, определи этапы работы и умения,
которые потребуются при работе в группе.
Задание 2. По мере чтения эссе учителем и при повторном
самостоятельном чтении сделайте несколько пометок на полях: Да
( соглашусь с автором), П
( поспорю), З ( знакомая мысль, о уже думал об этом), У ( удивлен, как я раньше об этом не подумал), ? ( есть вопрос, я не понял), ММ (меткая мысль, нужно отдать должное авторам)
Сделав пометки, подсчитайте каких пометок у вас больше и сформируйте группы- единомышленников: группы Д, П, У, ММ. Целью вашего сообщества будет коллективная письменная работа в жанре эссе по поводу выделенных вами фраз авторов эссе.
Если вы желаете написать собственное эссе, добро пожаловать в пятую группу «Творцы»
Задание 3. Прочитай внимательно. При анализе произведения на каждом занятии воспользуйся терминологическим словариком и продолжи его.
Что такое анализ художественного произведения?
Анализ художественного произведения - это постижение идеи, авторского замысла. Идея произведения - это не какой-то нравоучительный вывод, а выражение авторского отношения к изображаемому. Чтобы постичь идею произведения мы должны все время обращать внимание на то, как это изобразил автор. При этом следует помнить, идея доносится писателем до читателя через все компоненты художественного произведения: через язык, образы, композицию, сюжет, художественную деталь. Для того, чтобы понять идею, нужно иметь представление о тех художественных приемах изображения, которыми пользуется автор: контраст, антитеза, портрет героя, пейзаж, речевая характеристика героя….
К понятию «идея произведения» близко понятие «авторский замысел», который можно понимать как творческий набросок художника, намечающий основу произведения, или как творческую концепцию произведения. Произведение можно анализировать с точки зрения языка – это будет стилистический анализ, с точки зрения литературы как искусства слова – это будет литературоведческий анализ.
В школьной практике обычно используется термин «анализ произведения», под которым подразумевается в основном литературоведческий анализ, но элементы стилистического анализа в него тоже включаются. И литературоведческий анализ, и стилистический анализ направлены на постижение идеи произведения.
Итак, для того чтобы уметь анализировать произведение, следует знать некоторые литературоведческие термины:
Терминологический словарь
Антитеза – резко выраженное противопоставление.
Аллегория — изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ.
Деталь художественная — одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить картину, предмет, характер в неповторимой индивидуальности и в то же время выделяет главное в описываемом явлении.
Идея произведения — основной, принципиальный смысл произведения, выступающий во всем единстве его образов.
Классика литературная — литературное наследие писателей, признаваемых лучшими в мировой или национальной литературе.
Композиция — построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов и эпизодов произведения.
Конфликт — противоборство, столкновение, воплощенное в сюжете.
Лейтмотив — господствующее настроение, образ, иногда выразительная деталь, повторяющиеся в произведении.
Олицетворение — изображение неодушевленного предмета как одушевленного.
Подтекст— невысказанное прямо в тексте, но вытекающее из отдельных деталей, реплик отношение автора к действующим лицам, сюжетным ситуациям.
Романтика — особенность искусства, которая заключается в стремлении к изображению ярких, героических, возвышенных сторон жизни и соответствующем пафосе произведения. Романтика может быть присуща произведению независимо от того, каким методом оно создано, и не связана только с романтизмом как направлением.
Содержание – это внутренняя сторона произведения, его смысл, «идейное содержание»;
Сюжет—система событий в произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.
Т е м а — основной круг жизненных вопросов, на которых писатель сосредоточил внимание в произведении. Тема- то, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается. Через раскрытие темы выражается идея произведения.
Проблема - (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблемы
Образ – это язык литературы, форма отражения действительности, конкретная и вместе с тем обобщенная. Существуют такие понятия, как «образ героя», «образ Родины», «образ Матери»… Создается художественный образ на уровне слова, детали;
Форма – это внешняя сторона произведения, форма изложения, подачи материала. Содержание и форма находятся в неразрывном единстве;
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 4. Прочитай внимательно. При чтении произведения найти ключевые слова и внеси их в таблицу (см. ниже)
Ключевые слова - это такие слова и даже целые фразы, в которых выражена главная мысль анализируемого художественного текста и которые обязательно должны войти в сознание читателя. Например, ключевыми, как правило, являются названия произведений: «Горе от ума» Грибоедова, «Герой нашего времени» Лермонтова и др.
Но ключевые слова есть и в самом тексте. В одних случаях они используются автором лишь изредка и поэтому создают «ударный момент» в повествовании, в других, наоборот, часто включаются в художественную ткань. Такие слова (фразы) иногда даже выделяются графически—курсивом или разрядкой.
Ключевые слова (фразы) выписываются в тетрадь (и запоминаются), для того чтобы использовать эти «заготовки» для будущих ответов и творческих работ. Объем записей невелик; дело не в количестве, а в качестве (это должно быть действительно ключевое слово или фраза!). Поясним примером—монологом Чацкого «Французик из Бордо...». О чем говорит Чацкий? — О русских, которые восклицают: «Ах, Франция! Нет в мире лучше края!», о том, «чтоб истребил господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья», о том, что стал хуже «наш Север во сто крат с тех пор, как отдал все в обмен на новый лад — нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую, по шутовскому образцу». А ключевой фразой, главной мыслью монолога все-таки является вопрос-восклицание:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя б по языку нас не считал за немцев.
Ключевые слова (фразы) используются в сочетании с другими приемами. Так, большие по объему сцена, картина, эпизод могут быть отмечены закладкой, чтобы потом, на уроке, подкрепить ваши рассуждения или ссылкой, или пересказом выделенного места, используя при этом и ключевые слова.
Название произведения. Автор. | Ключевые слова | Значение |
Карамзин «Бедная Лиза» | Образ Эрастов | Лиза не знала Эраста и не могла представлять его. Она лишь воображала его образ. |
| | |
Задание5.
В порядке градации расставьте по значимости требования к эссе
( начиная с самого важного требования).
1.Умение выразить индивидуальное впечатление
2.Образность, афористичность
3.Цель эссе: «заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении»
4. Меткий заголовок.
5.Стройная композиция эссе
6. разнообразие используемых художественных средств эссеиста
(примеры, параллели, ассоциации, уподобления, метафоры, аллегорические образы, сравнения…)
7. Яркая манера изложения.
Задание 6. При анализе произведения воспользуйся таблицей.
Таблица для анализа произведения к занятию № 2-11.
СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ | ЦИТАТЫ | ВЫВОДЫ |
ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ | | |
ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ГЕРОЯМИ | | |
ПОСТУПКИ | | |
ПОРТРЕТ | | |
РЕЧЬ | | |
СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ | | |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА | | |
ИМЕНА | | |
ЗАГЛАВИЕ | | |
ЭПИГРАФ | | |
| | |
Перечень средств можно продолжить
Задание 7. Вспомните, что такое опорные положения, как составляется схема-тезисы. В книге для учащихся »Литература учит» И.А.Фогельсона предлагается один из вариантов схемы основных проблем комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»:
«ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
а) Кратко (в течение 2—5 мин) расскажите о каждой из указанных в схеме проблем.
б) Попробуйте составить свой вариант схемы по главным проблемам комедии «Горе от ума».
Для выполнения задания предлагается консультация:
КАК РАССКАЗЫВАТЬ ПО ОПОРНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ
Опорные положения (ключевые фразы) —это главные мысли какого-либо текста — художественного, научного, публицистического. Однако опорные положения могут формулироваться самостоятельно, как последовательные этапы решения какой-то индивидуальной задачи. Иными словами, опорные положения—это план (тезисы) изучаемого (например, глав учебника) или самостоятельно создаваемого (например, школьного сочинения) материала.
А схема опорных положений представляет собой его графическое оформление на основе логических связей. Проще говоря, схема наглядно показывает логику движения основных положений, ключевых мыслей текста.
Главная же цель создания таких схем—сделать изучаемый материал понятным, легко и надолго запоминающимся.
Классицизм или критический реализм | Почему не «Г оре уму» ? | « «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицы» Пушкин.А.С . |
| | | | |
| | |
| Яркая индиви- дуальность, незаурядные черты характера; влияние среды и воспитания. | | Консерватизм; защита крепостнических устоев; раболепство, ненависть к новым устоям и просвещению… | |
Н о вот схема опорных положений создана (лучше ее составить самостоятельно, тогда она прочнее запоминается). А как восстановить в памяти знания, «свернутые» в этой схеме? Сначала дайте конспективное изложение схемы, ее «описание». Вот, например, каким оно может быть для одной из частей схемы «Основные проблемы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — «Классицизм или реализм?».
В комедии Грибоедова есть формальные черты классицизма:
единство времени, места и действия. Вместе с тем
— жизненно правдив любовно-бытовой конфликт пьесы:
стремление Чацкого узнать, почему Софья не ответила на его чувство, кого предпочла ему;
— сама жизнь предстает перед нами в столкновении передовой дворянской молодежи и реакционной массы дворянского класса;
— политически остры и злободневны проблемы, поставленные автором: гнет крепостничества, свобода человеческой личности, патриотический и гражданский долг человека, исторические судьбы России и др.;
— характеры персонажей комедии, сложные, противоречивые, тоже жизненно правдивы;
— их поведение, отношение к окружающим, общественную позицию определяют среда, воспитание, жизненные обстоятельства.
Очень близок к живой разговорной речи язык «Горя от ума», индивидуализирована во многом речь персонажей; комедия обогатила нашу речь большим количеством «крылатых» выражений.
Все это позволяет утверждать, что Грибоедов первым из драматургов проложил дорогу к реализму.
Но почему же все-таки «Горе от ума», а не так, как первоначально задумывалось,— «Горе уму»? (Это уже начинается «описание» следующей проблемы.)
Во времена Грибоедова понятие «ум» включало широкое содержание: кроме обычных «образованность», «понятливость», «сообразительность» — «вольнолюбие», «вольномыслие», «вольнодумство», «преданность передовым идеям» (что, кстати, нашло полное отражение в комедии)... С другой стороны, название «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого и его единомышленников, т. е. Фамусовых, скалозубов, молчалиных, Хлестаковых и проч. Уделом Чацкого стало «горе от ума», но только не его поражение, потому что он победитель: отказался от Софьи, как только понял, с кем она; не склонил головы перед фамусовским обществом, остался самим собой в борьбе с «веком минувшим». ..
Таков краткий ответ на часть нашего варианта опорных положений. Теперь, чтобы сделать ответ полным, «развернутым», нужно аргументировать высказанные мысли материалом комедии и продолжить «развертывание» последующих проблем комедии.
Задание 8. Соедини линией фамилию классика и понятия, относящиеся к нему и его произведениям.
Поиск соответствия.
Лермонтов | « Бородино» « Он не в своем уме» Фаталист |
Карамзин | « и скучно, и грустно…» Критик « Шинель» |
Гоголь | « Стреляйте! Я себя презираю, я вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла» |
Фонвизин | « Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Аллегория |
Грибоедов | Просветительский классицизм |
Крылов | Российский Гамлет |
Белинский | Лицей |
Пушкин | Сентиментализм Басня |
Задание 9. Продолжи фразы:
Задание 10. Составь цитатный план эссе.
Задание 11.( к занятию № 5) Сравнение.
Прочти высказывания Пушкина А.С и Гончарова И.А. о Чацком. Сравни с оценкой образа Чацкого, данной П.Вайлем и А. Генисом. Ответь на вопросы:
— В чем упрекает Чацкого А. С. Пушкин?
— Что отвечает на этот упрек Гончаров? С чьим мнением вы согласны? И как вы сами думаете?
— Прав ли Гончаров, утверждая, что «борьба истомила Чацкого»? Против чего выступает Чацкий, а главное - что утверждает он?
А. С. ПУШКИН О ЧАЦКОМ
«Все, что говорит он, очень умно.
Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека—с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб.».
Из письма А. А. Бестужеву, январь 1825 года
И.А. ГОНЧАРОВ О ЧАЦКОМ
«Он чувствовал свою силу и говорил уверенно. Но борьба истомила его... Он наносит удар,— но не хватило у него мощи против соединенного врага...
Пушкин, отказывая Чацкому в уме, вероятно, всего более имел в виду последнюю сцену 4-го акта, в сенях, при разъезде. Конечно, ни Онегин, ни Печорин, эти франты, не сделали бы того, что проделал в сенях Чацкий. Те были слишком дрессированы «в науке страсти нежной», а Чацкий отличается и, между прочим, искренностью и простотой, и не умеет и не хочет рисоваться. Он не франт, не лев. Здесь изменяют ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!
Если б у него явилась одна здравая минута, если б не жег его «мильон терзаний», он бы, конечно, сам сделал себе вопрос: «Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму?» И, конечно, не нашел бы ответа... Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную»...
Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком... Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Он требует «службы делу, а не лицам», не смешивает веселье или дурачества с делом, как Молчалин - он тяготится среди пустой праздной толпы «мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их авторитетом дряхлости, чинолюбия и прочего. Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы «разливания в пирах и мотовстве»— явления умственной и нравственной слепоты и растления.
Его идеал «свободной жизни» определителей: это—свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода — «вперить в науки ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким» и прекрасным», - свобода «служить или не служить», «жить в деревне или путешествовать», не слывя за то ни разбойником, ни зажигателем, и - ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе - от несвободы».
Из статьи «Мильон терзаний»
Задание 12.( к занятию № 6) Предлагаются два высказывания о лирике Пушкина: Гоголя и Белинского. Сравни их высказывания с мнением П.Вайля и А. Гениса
В. Г. БЕЛИНСКИЙ О ЛИРИКЕ ПУШКИНА
«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола... Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладет на лицо жизни белил и румян, но показывает ее в ее естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля».
«Сочинения Александра Пушкина». Из статьи пятой
Вопросы:
— Испытали ли вы влияние поэзии Пушкина, о котором говорит Белинский?
— В чем, по мнению Белинского, главная отличительная черта лирики Пушкина? Можете ли вы доказать его утверждение материалом стихотворения?
Н. В. ГОГОЛЬ О ЛИРИКЕ ПУШКИНА
«Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто... все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».
Вопросы:
— Какую сторону поэзии Пушкина подчеркивает Гоголь?
— Можете ли вы доказать его мысль материалом стихотворения?
В заключение — последний совет: посмотрите еще раз, как анализируются в учебнике стихотворения Пушкина «К Чаадаеву», «Деревня» и другие...
Задание 13. (Примечание: материал из книги для учащихся »Литература учит» И.А.Фогельсона) При написании творческой работы используй следующие лексические обороты и синтаксические конструкции:
1. ЛЕКСИКА
со значением личностного отношения | эмоционально- оценочного значения | для рассказа о художественном своеобразии |
Я вижу. .. (слышу, | гимн любви | идейно-художественное значение |
полагаю, думаю..) Перед моими глазами встает... | символ веры жизнеутверждение | значение художественные средства аргументы |
Часто наблюдается | оптимизм солнце поэзии поэзии | исходная тема |
Одно из интересных ных. | верность друзьям | контрастные интонации |
На мой взгляд... Можно заметить... Как хочется... | «древо смерти» пафос открытие прекрасного | строфика многообразие рифмы |
Люблю перечитывать. .. | | величавый стиль |
Не знаю лучше... | пушкинская вера | четкий ритмический |
Хотелось бы думать… | проникновенный лиризм | рисунок |
| романтический взгляд | народная лексика |
2. Синтаксические конструкции
Эмоционально-оценочные
Когда я впервые внимательно прочел...
Стихотворение — одно из любимейших, потому что...
Оно полно Солнца, Любви, Радости...
Неторопливо, раздумчиво, свободно и естественно движется...
В каждой строке чувствуется. ..
Так постепенно поэт переходит к..
Аналитические
Среди других произведений этих лет...
Это стихотворение — исповедь. ..
Первые строки... Но уже в следующей строфе...
Резкая смена интонации ведет. ..
Что означают эти слова?
Нет, не случайно поэт...
Своеобразие этих строк в том...
Задание 14. ( к занятию №7)
Конспект – это краткое, связное изложение основных мыслей текста, но более подробное, чем в тезисах, с привлечением доказательств. Главная трудность конспектирования в том, что нужно научиться немногими словами сказать о многом.
Внимательно рассмотри таблицу, предложенную И.А.Фогельсоном в книге для учащихся »Литература учит». Вот так может выглядеть план, тезисы и конспект начала статьи Белинского о Татьяне.
Поделившись на группы, составьте план, тезисы и конспект эссе П. Вайля и А.Гениса «Вместо Онегина»
План | Тезисы | Конспект |
1) Условия воспитания Татьяны | «... Вот круг людей, среди которых родилась и выросла Татьяна»: мать, отец, Ольга, Ленский | Отец Татьяны — «что-то вроде полипа, принадлежащего в одно и то же время двум царствам природы — растительному и животному. .. » Мать вполне удовлетворена своим положением хозяйки имения. Отличающиеся от этого круга людей Ольга и Ленский все же не могли понять Татьяну |
2) Цельность натуры — главная черта Татьяны | 2) Глубокая и сильная натура Татьяны немного сложна, но зато «как будто из цельного куска» | «Натура Татьяны немного сложна, но глубока и сильна», без всяких приделок и примесей» Характер ее цельный, единый: во всех изменениях жизни она одна та же |
Формирование Татьяны | 3.Уже в детстве она отличалась задумчивостью, не участвовала в детских шалостях, любила страшные рассказы няни, а скоро увлеклась чтением романов | 3.Татьяна была натурой мечтательной: «задумчивость ее подруга»; не любила детские шалости. Зато ей нравились страшные рассказы в зимние вечера, а затем — чтение романов. .. Так рос «редкий прекрасный цветок» среди мира ограниченности и пошлости |
Задание 15. ( к занятию 11)
Аналитическая работа с текстом повести «Шинель».
Для работы оформляется таблица, левая часть которой заполняется
совместно, а правая - самостоятельно (с дополнениями после обсуждения)
Вопросы для анализа | Комментарии |
1. Какова главная тема повести «Шинель»? | Это тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни. |
2. Как подчеркивается типичность героя и ситуации? | «... служил одном департаменте», когда и в какое время он поступил в департамент... этого никто не мог припомнить», «один чиновник...». |
3. Какая личность перед нами? | Живет без перспектив, лично- стью себя не осознает, смысл жизни – в переписывании бумаг. ст |
4. Чем стала для него идея приобретения шинели? | Идея расцвечивает жизнь, наполняет ее особым содержанием. |
5. В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели? | Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости. |
6. С какой целью вводится фантастический финал? | Гоголь стремился вызвать у читателя чувство протеста против условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. |
7. Какой тип «маленького человека» воплотился в Башмачкине? | 7.Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая духовно «стертая» личность, что при явно выраженном сочувствии автора к «маленькому» человеку» не исключает трезвого подхода к проблеме. |
Задание 16.
Сами оцените свои умения по 10-б-й шкале.
Самооценка.
Перечень умений | 0 | 1 213 | 2 425 | 3 637 | 4 4 | 5 5 | 6 6 | 7 7 | 8 8 | 9 9 | 10 10 | |
Анализировать произведение: 1.определять тему | 2. идею | 3.формулировать проблему | 4. выделять главных и второстепенных героев | 5 . определять роль пейзажа | 6.подбирать цитаты | 7 . составлять схему произведения | 8.выявлять художественные особенности создания образов | | | | | | | | | | | | | |
критически осмысливать | | | | | | | | | | | | |
интерпретировать | | | | | | | | | | | | |
сопоставлять различные мнения | | | | | | | | | | | | |
аргументировать (доказывать свою точку зрения) | | | | | | | | | | | | |
анализировать текст эссе: 1.выделять основные мысли автора эссе (выявлять авторскую позицию ) | 2. составлять цитатный план эссе | | | | | | | | | | | | | |
Сопоставлять литературные произведения , а также их различные художественные, критические и научные интерпретации | | | | | | | | | | | | |
выступать, высказывая свое мнение | | | | | | | | | | | | |
выступать, высказывая мнение группы | | | | | | | | | | | | |
дискутировать | | | | | | | | | | | | |
рецензировать | | | | | | | | | | | | |
писать эссе: умение выразить индивидуальное впечатление | 2 . умение подобрать заголовок для эссе | | | | | | | | | | | | | |
работать в группе | | | | | | | | | | | | |
брать на себя роль лидера в группе | | | | | | | | | | | | |
брать на себя роль подчиненного в группе | | | | | | | | | | | | |
брать на себя инициативу, работая в группе | | | | | | | | | | | | |
«преподносить себя» | | | | | | | | | | | | |
признавать и исправлять свои ошибки в споре | | | | | | | | | | | | |
проявлять открытость | | | | | | | | | | | | |
проявлять терпимость к мнению других | | | | | | | | | | | | |