Платеж прошел
Сумма
700 Р
Название платежа
Центр «Снейл»
Номер заказа
152445
Идентификатор плательщика
445837
Платеж прошел
Сумма
648 Р
Название платежа
Центр «Снейл»
Номер заказа
152444
Идентификатор плательщика
445837
Килижекова Галина Александровна
Литературный анекдот: случаи из жизни Пушкина
Интерес к литературному анекдоту всегда был высок.
Термин «анекдот» возник в эпоху античности. В переводе с греческого анекдот – «неизданное», «неопубликованное», – так назывались произведения, не получившие огласки. Позднее анекдотами стали называть неизвестные факты из какой-либо истории, малоизвестные случаи из жизни значительных личностей. Отличительными признаками анекдота, таким образом, уже в момент его зарождения стали: 1) занимательность и неожиданность сюжета, 2) относительная неизвестность предмета рассказа,
3) истинность описываемого.
Следует вспомнить о том, какое определение анекдоту дается в литературоведческом словаре под редакцией С.П. Белокуровой: Aнeкдoт – этo 1) кopoткий paccкaз oб иcтopичecкoм лицe, пpoиcшecтвии. 2) Жaнp гopoдcкoгo фoльклopa, злoбoднeвный кoмичecкий paccкaз-миниaтюpa c нeoжидaннoй кoнцoвкoй, cвoeoбpaзнaя юмopиcтичecкaя пpитчa. Обращение к литературному анекдоту продиктовано уникальностью этого жанра, одновременно древнего и вечно юного, незаслуженно обойденного вниманием литературоведов. Л.П. Гроссман еще в 1928 году писал о литературном анекдоте: «Всматриваясь в особенности его былой жизни, полной блеска, веселости, скептической иронии, ума и остроты, испытываешь невольную потребность реабилитировать этот литературный вид, выродившийся ныне в куплет, фельетон, сатирическую юмореску или устную безделку». (Гроссман)
Если следовать высказыванию Ю.Н.Тынянова о «функции» литературного жанра, то статус анекдота в русской литературе первой трети ХIХ века можно определить как жанрообразующий. Обретая данный статус, который анекдот в результате реализации эпических потенций, свойственных микрожанрам, с «периферии» литературного процесса перемещается в его «центр» и оказывает существенное влияние на формирование жанровой системы романтической прозы и в частности прозы А.С.Пушкина.
В эпоху малых лирических жанров анекдот с его высокой концентрацией смысла в лаконичной форме и коммуникативностью ориентированного на устное бытование жанра является единственной доступной формой эпоса для массового эстетического сознания.
И сегодня мы поговорим об интересных и забавных случаях из жизни А.С. Пушкина.
Не секрет, что при жизни поэта, о нем уже слагались анекдоты.
Александр Сергеевич прославился на весь мир благодаря своему таланту писателя, он еще и был острым на язык и любил от души посмеяться со своих обидчиков и недругов. О веселых выходках безупречного мастера пера — в сегодняшней статье.Однажды, когда Пушкин еще учился в Царскосельском лицее, ему захотелось выйти за территорию учебного заведения и поехать в Петербург развлечься. Однако на просьбу юноши отпустить его, главный гувернер Трико ответил отказом. Неужели озорник Пушкин так легко мог отказаться от своей затеи? Конечно же, нет! Вместе с другом и одноклассником Вильгельмом Кюхельбекером они решают сбежать.
Конечно же, гувернер Трико отправился вдогонку беглецам. Когда тройка поочередно подъезжала к заставе (сторожевая, контрольный пункт), там и произошел курьезный случай. Первым добрался к заставе Пушкин. По требованию заставного представиться, поэт спокойно ответил: «Александр Однако». Вильгельм, который ехал вторым, без тени улыбки назвался Григорием Двако. А когда к заставе примчался гувернер и ответил «Трико», заставной был не в себе от раздражения. Мужчина подумал, что над ним откровенно смеются, и, арестовал гувернера на сутки. А тем временем два изобретательных друга развлекались в Питере.
Еще один забавный случай произошел, когда Пушкин был еще совсем ребенком. Однажды в дом будущего гения заехал известный российский писатель Иван Дмитриев. Заметив необычную внешность мальчика, мужчина решил, что может подшутить над малышом: «Какой милый арабчик!» Кроха не растерялся, и без смущения ответил: «Зато не рябчик». Взрослые совсем не ожидали такого дерзкого ответа и несколько минут просто смотрели на красное от злости рыжее лицо писателя.
Когда Пушкин был камер-юнкером (придворное звание), его прислали к одному высокопоставленному чиновнику, который очень любил лежать на диване и зевать от скуки. Войдя в комнату ленивца, Саша очень удивился: чиновник хоть бы встал, или позу сменил! Поэт, передав все, что его просили, уже шел к двери. Вдруг этот нахал приказал Пушкину почитать что-то экспромтом. Недолго думая, юноша сказал «Дети – на полу, умный – на диване». Чиновник долго повторял фразу, и только через час понял истинный смысл: «Детина полоумный на диване».
Раздражению чиновника не было предела. Но, дабы избежать скандала, Пушкина быстренько «попросили» из дома, и с тех пор в дом не пускали.
В 1818 г., после жестокой горячки, ему обрили голову, и он носил парик. Это придавало какую-то оригинальность его типичной физиономии и не особенно его красило.
Как-то, в Большом театре, он вошел к нам в ложу. Мы усадили его, в полной уверенности, что здесь наш проказник будет сидеть смирно… Ничуть не бывало! В самой патетической сцене Пушкин, жалуясь на жару, снял с себя парик и начал им обмахиваться, как веером…
Это рассмешило сидевших в соседних ложах, обратило на нас внимание и находившихся в креслах. Мы стали унимать шалуна, он же со стула соскользнул на пол и сел у нас в ногах, прячась за барьер; наконец, кое-как надвинул парик на голову, как шапку: нельзя было без смеха глядеть на него!
Так и просидел на полу во все продолжение спектакля, отпуская шутки насчет пьесы и игры актеров.
И конечно, один из самых известных случаев:
Лицейского своего товарища Кюхельбекера Пушкин очень любил, но часто над ним подшучивал. Кюхельбекер хаживал к Жуковскому и отчасти надоедал ему своими стихами.
Однажды Жуковский куда-то был зван на вечер и не явился. Когда его после спросили, отчего он не был, Жуковский отвечал: «Я еще накануне расстроил себе желудок; к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома». Пушкин написал на это стихи:
За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно.
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно!
Кюхельбекер взбесился и требовал дуэли. Никак нельзя было уговорить его. Дело было зимою. Кюхельбекер стрелял первый и дал промах.
Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища; но тот неистово закричал: «стреляй, стреляй!»
Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, и потом они помирились.
Таким образом, следует отметить, что даже в XXI веке, анекдот остается самым продуктивным жанром. Слушатели разных возрастных категорий с удовольствием слушают анекдоты из жизни замечательных людей, т.е. литературный анекдот в принципе не стареет.
Литература:
Бeлoкypoвa C.П. Cлoвapь литepaтypoвeдчecкиx тepминoв - CПб, 2005 г.
Гроссман Л.П. Искусство анекдота у Пушкина // Л.П.Гроссман. Этюды о Пушкине. М., 1928. Т. 1. С. 47.
Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 431.