Литературная игра - путешествие
«Я в гости к Пушкину спешу…»
(игра для детей 3-4 классов)
- Александр Сергеевич Пушкин! Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта. Ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии». И хотя прошло уже более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.
- Сказки Александра Сергеевича Пушкина любят не только в нашей стране, но и во многих странах мира. В этой игре мы проверим, насколько вы знакомы с персонажами сказок, знаете их содержание. Итак, начинаем…
Станция 1. «Вопрос – ответ»
В этом конкурсе каждая команда отвечает на вопросы, за правильный ответ – 1 балл.
Вспомните, какую фразу говорила рыбка рыбаку после каждой его просьбы. («Не печалься, ступай себе с богом»)
Кем захотела стать старуха, после чего рыбка превратила её опять в крестьянку? (Владычицей морскою) ,
Мимо какого острова лежал путь купцов в царство славного Салтана? (Мимо острова Буяна)
В кого превратила царевна Лебедь князя Гвидона в первый раз, когда он захотел увидеться с отцом? (В комара)
Где жил старик со старухою? (В ветхой землянке)
Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Мудрец)
От нападок какой птицы царевич спас царевну Лебедь? (От коршуна)
Какой зверёк грыз орешки с золотыми скорлупками на острове князя Гвидона? (Белка)
Станция 2. «Продолжи строчку»
- На карточках написаны строчки из сказок. Каждая команда выбирает по 5 карточек. За 5 минут нужно будет продолжить строчки из сказок, воспроизвести текст как можно точнее. Конкурс оценивается по 5-тибалльной системе.
1) «Ах ты, мерзкое стекло!
__________________(Это врёшь ты мне назло»
2) «Вот в сочельник в самый, в ночь
__________________(Бог даёт царице дочь»)
3) «Ой вы, гости-господа,
__________________(Долго ль ездили? Куда?»)
4) «И молва трезвонить стала:
__________________(Дочка царская пропала!»)
5) «И ей зеркальце в ответ:
__________________(«Ты прекрасна, спору нет…»)
6) «А орешки не простые,
_________________(Все скорлупки золотые»)
7) «Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
_________________(Родила богатыря»)
8) «Ветер, ветер! Ты могуч,
________________(Ты гоняешь стаи туч»)
9) «Да скажите: князь Гвидон
________________(Шлёт царю-де свой поклон»)
10) «Коли красная девица,
_________________(Будь нам милая сестрица»)
Станция 3. «Кроссворд»
- Командам предлагается решить кроссворд. Время выполнения задания – 10 минут. За каждое правильно отгаданное слово – 1 балл.
Вопросы по горизонтали:
«Сказка о царе Салтане…» - В какое время суток разговаривали три сестры о том, чтобы они делали, если бы были царицами? (Вечер)
В кого превратился князь Гвидон, когда полетел навестить своего отца в третий раз? (Шмель)
«Будь одна из вас ткачиха,
А другая _________ (Повариха)
Что поймал старик, когда в первый раз забросил свой невод? (Тина)
Чем отравила злая царица царевну из сказки «Сказка о царе Салтане…»? (Яблоко)
В кого превратился князь Гвидон, когда полетел навестить своего отца во второй раз? (Муха)
Чем старик ловил рыбу? (Невод)
Куда выбросило морем бочку, в которой был князь Гвидон вместе со своей матушкой? (Остров)
Вопросы по вертикали (должно получиться слово):
«…Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор,
С ними дядька__________(Черномор)
Станция 4. «Собери пазл»
Командам предлагаются разрезанные картинки на «пушкинскую» тематику. За 5 минут им нужно собрать пазл и объяснить, кто изображён и из какого произведения.
Картинки в приложении
Станция 5. «Математический»
- В сказках часто используются числа. Сейчас командам будут выданы листы с числами. Вам нужно будет за 10 минут вспомнить, что ни обозначают в сказках А.С. Пушкина.
Ответы2 – сына у Дадона
3 – сестры (под окном); Гвидон превращался в насекомых и летал посмотреть на отца; раза старик кидал невод.
7 – братьев; за семерых работал Балда
33 – богатыря; старик со старухой жили.
Станция 6 «Выбери сказку»
- Командам дан список сказок, из которого нужно выбрать только те сказки, которые принадлежат перу А.С. Пушкина. Время на выполнение задания – 2 минуты.
1) «Руслан и Людмила»
2) «Доктор Айболит»
3) «Конёк-Горбунок»
4) «Сказка о рыбаке и рыбке»
5) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
6) «Муха-Цокотуха»
7) «Сказка о золотом петушке»
8) «Федорино горе»
9) «Сказка о царе Салтане…»
«Дядя Стёпа»
Ответы: «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане…»
Станция 7 «Угадай героя»
- По описанию нужно догадаться, о каком герое идёт речь. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1) Волшебный предмет, который мог рассказать о «проблемах с лицом» (Зеркальце)
2) Кто рос «не по дням, а по часам»? (князь Гвидон)
3) У кого «под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит»? (царевна Лебедь)
4) Музыкальный зверёк. (Белка)
5) Какая героиня говорила слова: «Отпусти, старче, меня в море»? (Золотая рыбка)
6) Назовите героиню, которая была всегда всем недовольна. (Старуха)
7) Кого автор называл толоконный лоб? (Попа)
8) Самый хитрый герой сказок А.С. Пушкина. (Балда)
Станция 8 «Узнай сказку»
Команды прослушивают отрывки из различных сказок А.С. Пушкина и распределяют их номера по колонкам. За каждый правильный ответ – 1 балл.
«Сказка о царе Салтане…» | «Сказка о рыбаке и рыбке» | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | «Сказка о золотом петушке» |
| | | |
| | | |
№ 1. «Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
№ 2. «Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил – был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить…»
№ 3. «Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей».
№ 4. «Между тем как он далёко
Бьётся долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребёнком
Как орлица над орлёнком;
Шлёт с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца».
№ 5. «Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына,
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга».
№ 6. «Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает».
№ 7. «Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, -
Им царевна говорит, -
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? Ведь я невеста?»
№ 8. «Воротился старик к старухе:
У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?»
Ответы:
«Сказка о царе Салтане…» | «Сказка о рыбаке и рыбке» | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | «Сказка о золотом петушке» |
1 | 6 | 3 | 2 |
4 | 8 | 7 | 5 |
- Вот и закончилось наше путешествие в мир сказок А.С. Пушкина. (Подводятся итоги, награждаются победители). До новых встреч!