«Любовь есть сила жизни»( по рассказу О.Генри «Дары волхвов»)
Цели урока: познакомить учащихся с интересными фактами из жизни писателя О'Генри;
совершенствовать умение анализировать эпический художественный
текст;сформировать навыки социально-психологической характеристики
героев, раскрыть роль деталей в обрисовке образов персонажей;
прививать навыки исследовательской работы; способствовать познанию общечеловеческих ценностей: любовь, самопожертвование, верность
Оборудование: портрет О. Генри; отрывки из документального фильма о жизни и творчестве писателя; эпизоды из художественной экранизации новеллы; иллюстрации к рассказу; репродукции библейских сюжетов "Поклонение волхвов" Рубенса, Джотто, Рембранта , словарь С.И.Ожегова.
Любовь начало и конец нашего существования.
Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то,
перед чем преклоняется мудрый человек.
Конфуций
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с американским писателем О.Генри.
- Назовите, пожалуйста, его настоящее имя? ( Уильям Сидни Портер)
Я расскажу вам интересные факты из жизни писателя.(Слайд)
Просмотр фрагмента фильма о писателе.
II. Актуализация опорных знаний.
О.Генри написал огромное количество новелл. С какими-то вы уже познакомились, другие новеллы надо будет прочитать. А сейчас мы рассмотрим рассказ «Дары волхвов»
Тема нашего урока: «Любовь есть сила жизни».
- Как вы понимаете её смысл?
- Вам понравился рассказ «Дары волхвов»?Аргументируйте свои ответы.
III. Аналитическая беседа.
-Давайте обратимся к последнему абзацу произведения. (Читают вслух).
- Кто такие волхвы?
Волхвы – волшебники, кудесники, чародеи.
-А в каком произведении русской литературы действующим лицом был кудесник? ("Песне о вещем Олеге" А.С.Пушкина)
- О каких волхвах пишет писатель?
Учитель пересказывает Евангельский эпизод поклонения волхвов.
Вспомним один эпизод из самого начала жизни Христа, где волхвы приносят Младенцу дары, радуясь его рождению.
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: "Где должно родиться Христу?". Они же сказали ему: "В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля": Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему". Они, выслушав царя, пошли: и звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец, пришла и остановилась перед тем местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели Младенца вместе с Мариею, Матерью Его, и пав, поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (благовония). И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою(Мф.2.1-12).
- Какие дары они принесли Младенцу Иисусу? (Золото и благовонные вещества: ладан и смирну)
IV. Работа со словарём. (Слайд)
Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других.
Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность.
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется
человек.
Дар - подарок, приношение, пожертвование, способность, талант.
Мирра, ладан – ароматическая смола, употребляемая при богослужении.
Елей – оливковое масло, употребляемое в церковных обрядах.
V. Работа по группам.
1-группа « Образ Деллы» ( Слайд)
- Какими сокровищами обладала Делла?
- Найдите в тексте описание волос Деллы.
- В какой комнате жила семья Диллингхем Юнг?
- Что вы можете сказать о царице Савской? (Царица Савская - героиня Ветхого Завета, которая отличалась красотой и несметными богатствами)
-Сколько денег смогла скопить Делла на подарок мужу?
2-группа «Образ Джима»
-Сколько лет главному герою?
-Каким сокровищем обладал герой?
Какой царь мог позавидовать Джиму? ( Царь Соломон - богатейший и мудрейший ветхозаветный царь.)
3-группа «Подарки». (Слайд)
-В канун какого праздника происходили описываемые действия?
- Каким образом они сумели купить друг другу подарки?
Найдите в тексте описание подарков Деллы и Джима.
- Как оба отреагировали на подарки?
-Какие качества отличали обоих? (Скромность и достоинство)
VI. Просмотр фрагмента фильма «Дары волхвов»
-Соответствует ли ваше представление о героях эпизодам фильма?
VII. Рефлексия.
-Какое впечатление оставил рассказ?
- Что автор хотел сказать нам этой историей?
«Дары волхвов»-удивительное произведение о жертвенности во имя любви.
VIII. Домашнее задание.
1. Напишите развернутый ответ на вопрос: «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок?»
2. Прочитать другие произведения О.Генри.
3. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод.