Мастер – класс для учащихся 5 класса
по теме:
«Устное народное творчество».
Цель: обобщить знания по теме «Устное народное творчество»
Задачи:- продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества русского народа, красотой и богатством русского языка, напевностью народных песен;
-развивать фантазию, ум, воображение, умение общаться друг с другом;
-воспитывать любовь к родному краю, к народным традициям.
Слайд №3
Форма урока: Интегрированный урок
Оборудование: проектор, аудио запись звучания русского народного оркестра, гуслей, гармошки, балалайки, баяна, видеокартинки с изображением этих инструментов. Музыкальный инструмент-баян, русские народные костюмы, компьютер, экран, раздаточный материал(частушки, потешки).
Ход урока:
1.Организация класса.
(Звучит весёлая мелодия в исполнении русского народного оркестра.)
Учитель:- Рассаживайтесь поудобнее. Девочки накиньте на плечи расписные платки, оденьте бусы, а мальчики наденьте картузы с яркими цветами. Вот какие вы все красивые! Все готовы? Молодцы! Как вы уже догадались, наш урок будет посвящён устному народному творчеству. На уроках музыки и литературного чтения вы знакомились с жанрами русского фольклора. А для того, чтоб вы вспомнили музыкальные и литературные жанры я - Лариса Альбертовна, помогу вам в этом! И так мы начинаем!
(Звучит фонограмма былинного напева на гуслях.)
Учитель: Послушайте-ка, ребятки, что я вам расскажу. А вы догадайтесь, что я вам поведала.
-Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
-Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
Наловил дед рыбы полный воз…
Учитель: Как называется этот жанр?
Дети: русская народная сказка.
Учитель: Кто знает название этой сказки?
сказка «Лиса и волк».
Учитель: Правильно! А теперь вы назовите русские народные сказки и за каждый ответ получите вот такие красивые жетоны.
(дети называют сказки)
Учитель: Переходим к следующему жанру.
-Федул, а Федул, чего губы надул?
-Да кафтан прожёг.
-А большая ли дыра?
-Да один ворот остался.
Учитель: Что же вы услышали? Как называется этот жанр?
Дети: Потешка.
Учитель: Молодцы! А сейчас я вам предлагаю проинсценировать потешки.
-Кошка на окошке рубашку шьёт,
А курочка в серёжках избёнку метёт.
Учитель: Следующая потешка.
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька - кот,
Разобьёт весь хоровод.
(Выходят дети и читают потешку по ролям).
Учитель: Ребята, вам понравилось, как выступили дети?
Дети: Да!
Учитель: И мне тоже. За артистизм каждый из вас получает по жетону. Переходим к следующему жанру.
(Звучит частушка в исполнении учителя)
-Пропою я вам частушки
Замечательны таки,
Что запляшут все старушки, затанцуют старики.
Учитель: Как в музыке называется этот жанр?
Дети: Частушка.
«Весёлая частушка»
Учитель: Правильно! А повеселить нас своим пением хотите? Конечно, хотите. Петь будем по ролям. Будьте внимательны!
ЧАСТУШКИ
Все поют: Мы частушки запоём,
Запоём мы громко.
Затыкайте ваши уши,
Лопнут перепонки.
Мальчики: Девочки –беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки: - Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!
Мальчики: Купил Милке перстенёк,
Милка доброй стала.
Позабыл купить платок,
Она нос задрала.
Девочки: У берёзки, у сосёнки
Тоненькие веточки,
А мы бойкие девчонки,
Все мы, как конфеточки!
Учитель: За отличное исполнение частушек жетоны получают все.
Учитель: Я думаю, что и этот жанр вы сразу угадаете.
(Читает загадки о русских народных музыкальных инструментах.)
1.- Морщинистый Тит всю деревню веселит.(гармонь)
Слайд №11 «Гармонь»
2.-Треугольник, три струны- выходите, плясуны.(балалайка)
«Балалайка»
3.-Тянется, а не резина; с клапанами, а не машина; песни поёт, а не радио. (баян)
«Баян»
4.- А Садко на них играл,
И душевно напевал.
Перебрал он много струн,
Вышел из моря Нептун.(гусли)
«Гусляры»
(Дети угадывают и получают по жетону. После каждого правильного ответа на ПК появляется картинка с изображением муз. инструмента и звучит мелодия на этих инструментах, учитель благодарит детей за правильный ответ).
(Звучит русская народная песня «А я по лугу») в исполнении учителя.
Учитель: Что я для вас исполнила?
Дети: Русскую народную песню.
Учитель: Умнички! На уроках музыки мы с вами знакомились с русскими народными песнями. Скажите, пожалуйста, какие вы знаете русские народные песни?
Дети поочерёдно называют песни. (За каждый ответ жетон)
Учитель: Молодцы, ребята! Дружно работали на уроке. Мне всё-таки хочется, чтобы вы подсчитали свои жетоны.
Учитель: Кто набрал большее количество жетонов?
(Награждение победителей грамотами).
Учитель: А остальных ребят я поздравляю со званием: «Знаток русского народного творчества».
Рефлексия:
-А теперь я приглашаю к себе в хоровод тех ребят, кому понравился наш урок.
«Хоровод»
Все исполняют хороводную русскую народную песню «На горе-то калина».
По окончании все садятся на свои места.
Мастер – класс для учащихся
5 класса по теме:
«Устное народное творчество».
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Левашинская гимназия» Левашинского р-на РД
Багамаевой Р.М.
(Выступление 2017г.)
Отзыв
на мастер- класс учителя русского языка и литературы
МКОУ «Левашинская гимназия»
Багомедовой Р.О. 2017г.
Тема: «Устное народное творчество».5 класс
Предмет: русская литература
Цели:
1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний,
2) развивать творческие возможности
3) воспитательные: воспитывать любовь к чтению,к народному фольклору, традициям.
На заседании районного методического объединения учителей Левашинского р-на,учителем МКОУ «Левашинская гимназия» Багамаевой Р.О. был проведен мастер – класс на тему «Устное народное творчество» .Свое выступление с краткого обоснования выбора технологии, о значении устного народного творчества в воспитании школьников и о том, что оно: развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; влияет на расширение словарного запаса ребенка. Так же отметила, что выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные отечественные педагоги и психологи (Е. И.Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина) справедливо считали, что устное народное творчество, является одной из основных сторон школьного воспитания. В практической части мастер – класса участники смогли самостоятельно выбрать для себя понравившееся пособие или игру и поиграть. Мастер – класс был проведен на высоком методическом и творческом уровне и имеет практическую значимость для педагогов образовательных учреждений.
Учителю удалось создать спокойную, деловую обстановку на уроке. Подача темы урока была осуществлена через проблемно – поисковый диалог, в который были вовлечены практически все учащиеся класса.
Словарная работа на уроке была проведена с использованием современных приёмов.
Учителем использовались разнообразные виды контроля выполнения заданий: самоконтроль, работа в парах – взаимоконтроль, фронтальная работа.
В ходе обобщения полученных знаний, повторения пройденного материала применялись словесно – наглядные и частично –поисковые методы, позволяющие активно включить в работу на уроке учащихся с разной степенью обучаемости. На уроке был хорошо организован диалог, вопросы учителя были хорошо продуманы. Урок показал, что ученики Райсат Омаохорошо подготовлены.
Зам.директора МКОУ «Левашинская гимназия» Салманова К.М. .