СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Луна - естественный спутник Земли

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Луна - естественный спутник Земли

Просмотр содержимого документа
«Луна - естественный спутник Земли»

Пояснительная записка.

1) Название -Луна».

2) Место в учебном курсе. Раздел 4. «Природа тел в Солнечной системе».  §17 «Система Земля-Луна». Третий урок в разделе.

3) УМК. Учебник: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. Издательство «Дрофа», 2018. Рабочая программа «Астрономия, 11 класс» Е.К.Страут, 2017г.

4) Цели и задачи.

Цели: продолжить формирование знаний учащихся о Земле как планете Солнечной системы, ознакомить с физической природой Луны.

Задачи урока:
1. Общеобразовательные - рассмотреть место Земли в Солнечной системе, продолжить формирование знаний о строении Земли, познакомить со строением Луны, изучить физические условия на Луне, сформировать понятия: фазы Луны, синодический месяц, сидерический месяц, лунное затмение, солнечное затмение. Подготовка к ЕГЭ по физике.

  2. Воспитательные — патриотическое воспитание; формирование научного мировоззрения обучающихся.

 3. Развивающие: продолжить формирование представлений о нашей планете и о спутнике Земли; научить выделять главное при анализе природы небесных тел.


5) Методические особенности: используется частично-поисковый метод, проблемный метод.

Ход урока.

Из перламутра и агата,

Из задымленного стекла,

Так неожиданно покато

И так торжественно плыла,-

Как будто «Лунная соната»

Нам сразу путь пересекла.

А.А. Ахматова

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.


Первым в мире человеком, взглянувшим на Землю из космоса, стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. Он 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» совершил первый в истории человечества космический полет.

Все мы – экипаж прекрасного космического корабля – нашей планеты Земля. Эта единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. На протяжении нескольких учебных лет мы знакомимся с ней на уроках географии. Так познакомимся с нашей планетой еще ближе.

3. Изучение нового материала.

  1. Земля. Рассказ учителя.

Раздаточный материал. Карточка «Луна и Земля» в цифрах. Приложение 1.

Земля- третья планета от Солнца, вращается по эллиптической орбите вокруг светила, то приближаясь к нему, то удаляясь. Ближе всего к Солнцу оказывается в начале января (147,1 млн км).Земля сформировалась из газопылевой туманности около 4,6 млрд лет назад.

О шарообразности земли утверждали и Парменид ( ок. 540 -480 лет до н.э.), и Аристотель (384-322 лет до н.э). В XVII веке голландский ученый Х.Гюйгенс пришел к выводу, что Земля похожа на эллипс. Современные ученые предложили новое название - геоид, что означает «землеподобный». На снимках из космоса наша планета больше похожа на картофелину или грушу с удлинением в районе Северного полюса.

Диаметр Земли на экваторе больше диаметра полярного на 43 км. Высочайшая точка нашей планеты – гора Эверест (8848 м), глубочайшая впадина –Марианская (10994м).

Ядро Земли состоит в основном из железо-никелевого сплава. Далее жидкий слой толщиной 2000 км. Температура 6000 градусов. Давление 3,5 млн. атмосфер. Далее мантия 2900 км. Внешние 100км мантии получили название литосферы, над которой (от 5 до 50 км) каменный слой – кора.

Магнитное поле Земли распространяется на большое расстояние и создает магнитосферу, которая защищает планету от солнечного ветра – потока заряженных частиц. Именно они создаю полярное сияние.

Жизнь на планете Земля возникла 3,9-3,5 млрд. лет назад.

Есть у Земли естественный космический спутник - Луна.



  1. Луна. Самостоятельная работа.



По заготовленному учителем плану ученики готовят рассказ о Луне. Работают в группах по 4 человека. Материал берут из учебника.



План рассказа. (Приложение 2.)

  1. Предположения и гипотезы о происхождении Луны.

  2. Физические характеристики Луны.

  3. Фазы луны. Раздаточный материал «Фазы луны». Приложение 3.

  4. Сидерический и синодический месяц.

  5. Лунное затмение. Солнечное затмение.



Примерный конспект.

1.Согласно одной из гипотез, несколько млрд. лет назад, когда Земля формировалась, с ней столкнулось большое небесное тело, размером с Марс. В результате этого столкновения из верхних слоёв Земли (в Тихом океане) было вырвано большое количество вещества, из которого впоследствии образовалась Луна. На Луне нет атмосферы.

2. По размерам Луна занимает 27% земного (соотношение 1:4). Если сравнивать с другими спутниками, то наш по крупности на 5-м месте. Средний лунный радиус занимает 1737.5 км. Умноженное надвое значение будет диаметром (3475 км). Экваториальная окружность – 10917 км.Площадь – 38 миллионов км2 (это меньше любой общей площади континента).Масса – 7.35 х 1022кг (1.2% земной). То есть, Земля превышает лунную массу в 81 раз.

Плотность – 3.34 г/см3 (60% земной). По этому критерию наш спутник занимает второе место, проигрывая луне Сатурна Ио (3.53 г/см3).

Сила притяжения нарастает лишь до 17% земной, поэтому 100 кг там превратятся в 7.6 кг. Именно поэтому космонавты могут так высоко прыгать по лунной поверхности.

3. Луна светит отражённым солнечным светом. В зависимости от положения, которое Луна занимает по отношению к Земле и Солнцу, мы видим Луну в разных формах. Наблюдаемая с земли освещённая часть лунного диска называется фазой Луны. Различают 4 фазы Луны: новолуние, 1 четверть, полнолуние, последняя четверть.

4.Время, за которое Луна делает полный оборот вокруг Земли называется сидерическим месяцем. Он равен примерно 27 сут. Промежуток времени между одинаковыми фазами Луны называется синодическим месяцем. Он равен 29,5 суток

5.Когда при движении вокруг Земли Луна попадает в конус земной тени, которую отбрасывает освещённый Солнцем земной шар, происходит полное лунное затмение. Оно может длиться от 1,5 до 2 часов, затмение бывает до 3 раз в году. Когда Луна при своём движении вокруг Земли полностью или частично заслоняет Солнце, происходит Солнечное затмение.

4. Закрепление.

I. Фронтальный опрос:

  1. Что такое сидерический период обращения Луны и чему он равен?

  2. Что такое сидерический период обращения Луны и чему он равен?

  3. Когда бывает лунное затмение, его причина?

  4. Когда бывает солнечное затмение, его причина?

  5. Что такое фаза Луны?

  6. Назовите фазы Луны.

  7. Опровергните мнение «мы видим только 1 полушарие Луны потому, что Луна не вращается вокруг своей оси»

  8. Чем объясняется смена времён года на Земле?

  9. Чем объясняется смена дня и ночи на Земле?


II. Подготовка к ЕГЭ. Задание № 24 «Солнечная система, звёзды, галактики».


№1 Рассмотрите таблицу, содержащую характеристики некоторых спутников планет Солнечной системы.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам планет.

1) Масса Луны больше массы Ио.

2) Ускорение свободного падения на Тритоне примерно равно 0,79 м/с2.

3) Сила притяжения Ио к Юпитеру больше, чем сила притяжения Европы.

4) Первая космическая скорость для Фобоса составляет примерно 0,08 км/с.

5) Период обращения Каллисто меньше периода обращения Европы вокруг Юпитера.


№2 Рассмотрите таблицу, содержащую некоторые характеристики планет Солнечной системы. Размеры и параметры орбит даны в сравнении с планетой Земля.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам планет.

1) Средняя плотность Венеры меньше средней плотности Земли.

2) Центростремительное ускорение Юпитера при его вращении вокруг Солнца больше центростремительного ускорения Марса.

3) Первая космическая скорость для Нептуна меньше, чем для Урана.

4) Ускорение свободного падения на Меркурии составляет примерно 4 м/с2.

5) Сила притяжения Сатурна к Солнцу больше, чем у Юпитера.


№3 На рисунке приведено схематическое изображение солнечной системы. Планеты на этом рисунке обозначены цифрами. Выберите из приведенных ниже утверждений два верных, и укажите их номера.

1) Сатурн на рисунке обозначен цифрой 4.

2) Атмосфера планеты 2 состоит, в основном, из углекислого газа.

3) Период обращения вокруг Солнца планет 3 и 4 практически одинаковы.

4) Планета 5 имеет большое количество спутников.

5) Планета 4 относится к планетам-гигантам.


5. Домашнее задание.

Вопросы к §17, Упр.13,стр.97

Приложение 1


Земля

Луна

Ср. расстояние

От Солнца 149,6 млн. км

От Земли 384 400 км

Орбитальная скорость

7,91 км/с.

1,03 км/с

Вращение вокруг оси

23 ч 56 мин 4,1 с

27суток 7ч 43 мин

Средний радиус

6378 км

1740 км

Масса

5,973 *1024 кг

7,35*1022 кг

Период обращения

Вокруг Солнца 365 суток 6ч 9 мин 10с

27суток 7ч 43 мин

Плотность

5,51 г/см³

3,3 * 103кг/м3



Приложение 2.

План рассказа.

  1. Предположения и гипотезы о происхождении Луны.

  2. Физические характеристики Луны.

  3. Фазы Луны.

  4. Сидерический и синодический месяц.

  5. Лунное затмение. Солнечное затмение.

Приложение 3.









Список использованной литературы:

  1. Учебник: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. Издательство «Дрофа», 2018.

  2. Журнал «Детская энциклопедия. Астрономия. Солнечная система» №2-2016.

Интернет – ресурсы:

  • https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-astronomii-sistema-zemlyaluna-klass-2725662.html

  • http://astro-azbuka.ru/index.php?id=125

  • http://mostinfo.su/160-luna-harakteristika-i-opisanie-planety.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!