СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. А. Кунаш. Астрономия. Методические рекомендации. Урок № 19

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие к переработанному под ФГОС учеб- нику «Астрономия. Базовый  уровень.  11  класс»  авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута призвано помочь учителю использовать при подготовке к урокам, в организации деятельности учащихся на уроке и дома, в подготовке к ЕГЭ по физике, а также оказать поддержку в процессе вовлечения школьников в олимпиадную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«М. А. Кунаш. Астрономия. Методические рекомендации. Урок № 19»


Урок 19. Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?» Цели урока.

Личностные: доказывать собственную точку зре- ния относительно последствий парникового эффек- та, основываясь на законах физики и астрономиче- ских данных; представлять результаты собственных исследований в виде доклада и презентации; вы-

сказывать собственную точку зрения относительно ценностей экологической направленности; прояв- лять уважительное отношение к мнению оппонен- тов.

Метапредметные: извлекать информацию о парниковом эффекте из различных источников и критически оценивать ее.

Предметные: объяснять механизм возникнове- ния парникового эффекта на основе физических и астрономических законов и закономерностей; ха- рактеризовать явление парникового эффекта, раз- личные аспекты проблем, связанных с существова- нием парникового эффекта; пояснять роль парнико- вого эффекта в сохранении природы Земли.

Основной материал

Физические основы возникновения парникового эффекта. Естественный парниковый эффект и его проявления на Венере и Марсе. Искусственный (ан- тропогенный) парниковый эффект и его последствия для Земли. Региональные особенности проявления факторов, способствующих возникновению антро- погенного парникового эффекта. Основные направ- ления снижения последствий антропогенного пар- никового эффекта.

Методические акценты урока. Введение в тему урока — актуализация знаний о физических осно- вах парникового эффекта (сообщение группы 1 по теме «Физические основы возникновения парнико- вого эффекта»; при обобщении содержания сообще- ния акцентируется внимание на понятиях «виды теплопередачи», «конвекция», «излучение», «виды излучения», различная прозрачность атмосферы для различных длин волн инфракрасного излуче- ния) и химических основах возникновения парни- кового эффекта (сообщение группы 2 по теме «Хими- ческие основы возникновения парникового эффек- та»; при обобщении содержания подчеркивается влияние водяного пара и углекислого газа в атмо- сфере на процесс задержки теплового излучения, по- глощение углекислого газа океаном с последующим связыванием образовавшейся кислоты горными по- родами).

Следующий этап — анализ особенностей атмо- сфер Венеры и Марса (сообщения групп 3 и 4; под- черкивается естественный характер парникового эффекта на Венере, связанного с задерживанием ин- фракрасного излучения углекислым газом и водя- ным паром, а также облачным покровом планеты; рассматривается так называемый антипарниковый эффект, наблюдающийся в атмосфере Марса, — рез- кое понижение температуры поверхности Марса вследствие того, что мощные пылевые облака пере- крывают во время пылевых бурь приток солнечной энергии, при этом атмосфера нагревается; акценти- руется внимание на том, что наблюдаемые отличия Марса, Венеры и Земли, примерно равноудаленных от Солнца, вызваны различными эволюционными путями развития их атмосфер; пылевые бури в ат- мосфере Марса заставляют задуматься о возможных экологических последствиях ядерной войны и изме- нениях климата на Земле).

Следующий этап направляет внимание учащихся

на выявление взаимосвязи процессов загрязнения атмосферы Земли и появление антропогенного пар- никового эффекта (сообщения групп 5 и 6). Важно проанализировать характеристики и данные о сте- пени загрязненности атмосферы региона, в котором проживают учащиеся (сообщение группы 7). Основ- ной материал должен основываться не только на данных Интернета, но и на других источниках ин- формации — региональных газетах, телевизионных передачах регионального телевидения. Важно ак- центировать внимание не столько на самой про- блеме, сколько на тех мерах, которые предприни- маются или планируется предпринять в регионе для снижения вредоносного влияния загрязнений. Логичным выводом будет обсуждение вопросов о масштабном предотвращении загрязнения окружа- ющей среды в направлении его снижения и между- народных соглашений по защите окружающей сре- ды (сообщения групп 8 и 9).

При наличии поддержки со стороны учителя хи-

мии можно представить в завершение урока резуль-

таты двух-трехнедельного лабораторного наблюде- ния явления парникового эффекта. Для этой цели можно использовать стеклянную емкость (напри- мер, аквариум). Способ создания модели явления парникового эффекта определяется учащимися под руководством учителя физики и химии.

Итог обсуждения в ходе урока должен включать следующие выводы.

  1. Естественный парниковый эффект позволяет поддерживать тепловой баланс Земли на уровне, пригодном для жизни. Без него средняя температура Земли оказалась бы ниже на 30 С. Факторы, опреде- ляющие парниковый эффект, — вулканическая дея- тельность, жизнедеятельность живых организмов.

  2. Искусственный (антропогенный) парниковый эффект, вызванный техногенными факторами, на- рушает тепловой баланс Земли.

Домашнее задание. Упражнение 14 учебника, практическое задание.

В современной науке используется новый тер- мин — астроклимат — совокупность атмосферных условий, влияющих на качество астрономических наблюдений. Перечислите наиболее значимые усло- вия, определяющие астроклимат, и определите, ка- кие области Земли обладают наиболее предпочти- тельным астроклиматом.

Темы проектов
  1. Научное и практическое значение изучения планет земной группы.

  2. Кратеры на планетах земной группы: особенно- сти, причины.

  3. Роль атмосферы в жизни Земли.

Задачи для подготовки к ЕГЭ по физике
  1. Вычислите ускорение Венеры в системе отсче- та, связанной с Солнцем. Орбиту Венеры считайте круговой.

  2. Оцените, чему равна первая космическая ско- рость для Марса, если расстояние от Марса до Сол- нца примерно в 36 тыс. раз превышает радиус Земли, а масса Солнца превышает массу Земли в 333 тыс. раз.

  3. Средняя плотность Меркурия примерно равна средней плотности Земли, а первая космическая скорость в 2,7 раза меньше, чем для Земли. Чему равно отношение периода обращения спутника, дви- жущегося вокруг Меркурия по низкой круговой ор- бите, к периоду обращения аналогичного спутника Земли?

Интернет-ресурсы

http://www.borshec.ru/pages-view-195.html — Парниковый эффект.

http://www.youtube.com/watch?v=iLNoXnX- ews — Венера.

http://www.youtube.com/watch?v=muHjb_wkmw 4 — Судьба атмосферы Марса.

http://www.youtube.com/watch?v=lWMjE9OJl cA — Атмосфера Венеры.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!