Урок 19. Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?» Цели урока.
Личностные: доказывать собственную точку зре- ния относительно последствий парникового эффек- та, основываясь на законах физики и астрономиче- ских данных; представлять результаты собственных исследований в виде доклада и презентации; вы-
сказывать собственную точку зрения относительно ценностей экологической направленности; прояв- лять уважительное отношение к мнению оппонен- тов.
Метапредметные: извлекать информацию о парниковом эффекте из различных источников и критически оценивать ее.
Предметные: объяснять механизм возникнове- ния парникового эффекта на основе физических и астрономических законов и закономерностей; ха- рактеризовать явление парникового эффекта, раз- личные аспекты проблем, связанных с существова- нием парникового эффекта; пояснять роль парнико- вого эффекта в сохранении природы Земли.
Основной материал
Физические основы возникновения парникового эффекта. Естественный парниковый эффект и его проявления на Венере и Марсе. Искусственный (ан- тропогенный) парниковый эффект и его последствия для Земли. Региональные особенности проявления факторов, способствующих возникновению антро- погенного парникового эффекта. Основные направ- ления снижения последствий антропогенного пар- никового эффекта.
Методические акценты урока. Введение в тему урока — актуализация знаний о физических осно- вах парникового эффекта (сообщение группы 1 по теме «Физические основы возникновения парнико- вого эффекта»; при обобщении содержания сообще- ния акцентируется внимание на понятиях «виды теплопередачи», «конвекция», «излучение», «виды излучения», различная прозрачность атмосферы для различных длин волн инфракрасного излуче- ния) и химических основах возникновения парни- кового эффекта (сообщение группы 2 по теме «Хими- ческие основы возникновения парникового эффек- та»; при обобщении содержания подчеркивается влияние водяного пара и углекислого газа в атмо- сфере на процесс задержки теплового излучения, по- глощение углекислого газа океаном с последующим связыванием образовавшейся кислоты горными по- родами).
Следующий этап — анализ особенностей атмо- сфер Венеры и Марса (сообщения групп 3 и 4; под- черкивается естественный характер парникового эффекта на Венере, связанного с задерживанием ин- фракрасного излучения углекислым газом и водя- ным паром, а также облачным покровом планеты; рассматривается так называемый антипарниковый эффект, наблюдающийся в атмосфере Марса, — рез- кое понижение температуры поверхности Марса вследствие того, что мощные пылевые облака пере- крывают во время пылевых бурь приток солнечной энергии, при этом атмосфера нагревается; акценти- руется внимание на том, что наблюдаемые отличия Марса, Венеры и Земли, примерно равноудаленных от Солнца, вызваны различными эволюционными путями развития их атмосфер; пылевые бури в ат- мосфере Марса заставляют задуматься о возможных экологических последствиях ядерной войны и изме- нениях климата на Земле).
Следующий этап направляет внимание учащихся
на выявление взаимосвязи процессов загрязнения атмосферы Земли и появление антропогенного пар- никового эффекта (сообщения групп 5 и 6). Важно проанализировать характеристики и данные о сте- пени загрязненности атмосферы региона, в котором проживают учащиеся (сообщение группы 7). Основ- ной материал должен основываться не только на данных Интернета, но и на других источниках ин- формации — региональных газетах, телевизионных передачах регионального телевидения. Важно ак- центировать внимание не столько на самой про- блеме, сколько на тех мерах, которые предприни- маются или планируется предпринять в регионе для снижения вредоносного влияния загрязнений. Логичным выводом будет обсуждение вопросов о масштабном предотвращении загрязнения окружа- ющей среды в направлении его снижения и между- народных соглашений по защите окружающей сре- ды (сообщения групп 8 и 9).
При наличии поддержки со стороны учителя хи-
мии можно представить в завершение урока резуль-
таты двух-трехнедельного лабораторного наблюде- ния явления парникового эффекта. Для этой цели можно использовать стеклянную емкость (напри- мер, аквариум). Способ создания модели явления парникового эффекта определяется учащимися под руководством учителя физики и химии.
Итог обсуждения в ходе урока должен включать следующие выводы.
Естественный парниковый эффект позволяет поддерживать тепловой баланс Земли на уровне, пригодном для жизни. Без него средняя температура Земли оказалась бы ниже на 30 С. Факторы, опреде- ляющие парниковый эффект, — вулканическая дея- тельность, жизнедеятельность живых организмов.
Искусственный (антропогенный) парниковый эффект, вызванный техногенными факторами, на- рушает тепловой баланс Земли.
Домашнее задание. Упражнение 14 учебника, практическое задание.
В современной науке используется новый тер- мин — астроклимат — совокупность атмосферных условий, влияющих на качество астрономических наблюдений. Перечислите наиболее значимые усло- вия, определяющие астроклимат, и определите, ка- кие области Земли обладают наиболее предпочти- тельным астроклиматом.
Темы проектов
Научное и практическое значение изучения планет земной группы.
Кратеры на планетах земной группы: особенно- сти, причины.
Роль атмосферы в жизни Земли.
Задачи для подготовки к ЕГЭ по физике
Вычислите ускорение Венеры в системе отсче- та, связанной с Солнцем. Орбиту Венеры считайте круговой.
Оцените, чему равна первая космическая ско- рость для Марса, если расстояние от Марса до Сол- нца примерно в 36 тыс. раз превышает радиус Земли, а масса Солнца превышает массу Земли в 333 тыс. раз.
Средняя плотность Меркурия примерно равна средней плотности Земли, а первая космическая скорость в 2,7 раза меньше, чем для Земли. Чему равно отношение периода обращения спутника, дви- жущегося вокруг Меркурия по низкой круговой ор- бите, к периоду обращения аналогичного спутника Земли?
Интернет-ресурсы
http://www.borshec.ru/pages-view-195.html — Парниковый эффект.
http://www.youtube.com/watch?v=iLNoXnX- ews — Венера.
http://www.youtube.com/watch?v=muHjb_wkmw 4 — Судьба атмосферы Марса.
http://www.youtube.com/watch?v=lWMjE9OJl cA — Атмосфера Венеры.
1