СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. А. Кунаш. Астрономия. Методические рекомендации. Урок № 22

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие к переработанному под ФГОС учеб- нику «Астрономия. Базовый  уровень.  11  класс»  авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута призвано помочь учителю использовать при подготовке к урокам, в организации деятельности учащихся на уроке и дома, в подготовке к ЕГЭ по физике, а также оказать поддержку в процессе вовлечения школьников в олимпиадную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«М. А. Кунаш. Астрономия. Методические рекомендации. Урок № 22»


Урок 22. Метеоры, болиды, метеориты Цели урока

Личностные: проявлять уважительное отноше- ние к мнению оппонентов; проявлять устойчивый интерес к самостоятельной познавательной деятель- ности.

Метапредметные: анализировать и отличать на- блюдаемые явления прохождения Земли сквозь ме- теорные потоки.

Предметные: определять понятия «метеор», «ме- теорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов.

Основной материал

Определение явлений, наблюдаемых при дви- жении малых тел Солнечной системы в атмосфере Земли. Характеристика природы и особенностей яв- ления метеоров, метеорных потоков. Особенности явления болида и характеристики метеоритов. Гео- логические следы столкновения Земли с метеори- тами.

Методические акценты урока. В начале урока целесообразно организовать обсуждение не каждой группы малых тел Солнечной системы отдельно, а относительно каждого критерия — относительно формы и выраженности эллиптической орбиты, мас- сы и т. д. После обсуждения фронтально решаются задания 1—3 из упражнения 16 учебника. Выполне- ние задания 5 из упражнения 16 позволит перейти к теме урока: анализируя превращения молекулы воды, на определенном этапе учитель подводит уча- щихся к выводу о возможности пересечения орбиты молекулы воды с орбитой Земли. Далее важно ис- пользовать прием проблематизации, продемонстри- ровав фотографии движения в атмосфере метеоров, метеорных потоков, болидов и метеоритов, предло- жив учащимся самостоятельно определить различие между наблюдаемыми процессами.

Итогом введения в урок является схема классифи- кации малых тел, движение которых наблюдается в атмосфере Земли, и формулировка данных понятий. Следует первоначально ввести понятие метеорного тела (тела, движущегося в космическом пространстве или в атмосфере Земли), а затем отметить, что метеор (метеорный поток) и болид — астрофизические явле- ния вспышки в земной атмосфере метеорного тела (метеорных тел) или вторжения крупного тела. Мете- орит — тело, выпавшее на поверхность Земли. На данном этапе можно перейти к характеристике астро- физических явлений метеора (метеорного потока).

Далее организуется фронтальная работа с исполь- зованием учебника и обсуждением следующих во- просов (сходный план характеристики астрофизиче-

ских явлений позволяет учащимся системно воспри- нять новое предметное содержание урока).

  1. Явление метеоров (метеорных потоков).

    1. Физические (масса метеорных тел, скорость движения при влете в атмосферу Земли при встреч- ном и сонаправленном движении) и химические ха- рактеристики метеоров.

    2. Источник метеорных тел. Доказательства причины их происхождения.

    3. Методы наблюдения и исследования мете- оров и метеорных потоков.

    4. Наиболее известные метеоры и метеорные по- токи в атмосфере Земли.

Далее учащимся предлагается обратиться к

«Школьному астрономическому календарю» на те- кущий учебный год и исследовать, какие метеорные потоки и в какой период можно наблюдать. Для об- легчения восприятия данного явления в различных системах отсчета следует обратиться к графической интерпретации процесса (рис. 10) и обсудить ее со- вместно с учащимися.


















Рис. 10

В процессе анализа подчеркивается, что для ис- следования метеоров и метеорных потоков использу- ются несколько методов, включая радиолокацион- ный и фотографический. На борту космических ап- паратов устанавливаются метеорные ловушки.

  1. Явление болида и падение на поверхность мете- орита.

    1. Физические (масса тел, скорость движения при влете в атмосферу Земли при встречном и сона- правленном движении) и химические характеристи- ки метеоритов.

    2. Источники метеоритов. Доказательства при- чин происхождения метеоритов. Классификация метеоритов.

    3. Методы наблюдения болидов, поиска и изуче- ния метеоритов.

    4. Наиболее известные метеориты, упавшие на поверхность Земли.

В процессе анализа подчеркивается, что скорость встречи определяется тремя составляющими: скоро- стью орбитального движения Земли; скоростью ор- битального движения метеорного тела; скоростью, приобретенной вследствие притяжения Земли.

Процессы испарения и свечения, происходящие при полете болидов, аналогичны явлениям на по- верхности космических капсул, возвращающихся на Землю. Для метеорита данные процессы происхо- дят только в поверхностном слое, кристаллическая структура не повреждается, так как образуется кора плавления.

Доказательством того, что метеориты являются обломками астероидов, могут служить результаты спектрального анализа поверхности астероидов, по- казавших наличие в их составе силикатов, оливина, пироксена и других соединений, встречающихся в метеоритах.

Важнейшим аспектом обсуждения является ха- рактеристика геологических последствий выпаде- ния на поверхность Земли метеоритов. Учителем подчеркивается, что форма и размеры кратеров раз- личны и зависят от массы и скорости упавшего тела. Если при ударе тело взрывается, то размеры кратера

могут достичь нескольких сотен метров в поперечни- ке. Так, диаметр Аризонского кратера в США более километра.

Нередко в кратерах образуются озера. Таким по происхождению является озеро Каали в Эстонии и озеро Эльгыгытгын («Белое озеро») на Чукотке.

Уместно вспомнить с учащимися о выпадении ме- теоритов на другие планеты и их спутники. Метео- ритные, или ударно-взрывные, кратеры — это наи- более распространенные формы рельефа на многих планетах и спутниках в Солнечной системе и даже на столь малых объектах, как астероиды. Например, кратер Циолковского на Луне, кратер Стикни на по- верхности Фобоса — спутника Марса, кратер Гете на Меркурии.

В конце урока целесообразно предложить уча- щимся ответы на вопросы 6, 7 учебника и выполнить задание 6 из упражнения 16 учебника, а также вы- полнить следующие задания.

  1. Изобразите схематически процесс возникнове- ния метеорных потоков, начиная от целого ядра ко- меты.

  2. Если нанести на географическую карту пункты падения известных метеоритов, упавших в азиат- ской части России, то окажется, что почти все они расположены вблизи линии Сибирской железной до- роги. Дайте объяснение данного факта.

  3. Глубина, на которую зарываются в грунт же- лезные метеориты, определяется по приближенной

формуле H = 18,33 M (см), где М — масса метеори-

та в килограммах. Вычислите глубину Н зарывания метеоритов, массы которых 0,5 и 50 кг.

Домашнее задание. § 20.4, домашняя контроль- ная работа № 3 «Природа тел Солнечной системы».

Контрольная работа 3

по теме «Природа тел Солнечной системы»

  1. Уран вращается вокруг своей оси, «лежа на бо- ку». Представьте, что так же начала вращаться Зем- ля. К каким эффектам привело бы данное изменение (перечислите не менее двух)?

  2. Заполните пропуски в тексте: «Гипотеза Оор- та объясняла многие особенности . Источ- ником их образования он считал возможный взрыв планетоподобного тела, орбита которого пролега- ла между и Юпитером. Одни осколки полу- чили при этом примерно орбиты и поте- ряли под действием солнечных лучей имевшийся первоначально газ. Они стали и карликовыми планетами. Другие, получившие

орбиты, испытав возмущения многих планет, смогли удержать лед, аммиак, ме- тан. Из них образованы ».

  1. В таблице приведено описание одной из планет Солнечной системы. Заполните таблицу — характе- ристику планеты. Составьте аналогичную таблицу для планеты Солнечной системы — представителя другой группы.


Описание

«… Меньше Ганимеда (спутника Юпи-

в литературе (Томилин А. Н.

«Занимательно об астрономии»)

тера) и Титана (спутника Сатурна) Но, несмотря на небольшие размеры… обладает вполне достойной силой притяжения, что говорит о высокой


плотности. Космический зонд «Мари-


нер-10» показал крайне слабое маг-


нитное поле. Возможно… содержит


много железа. На освещенной части


поверхности температура достигает


400 градусов Цельсия. Так что лицам,


собирающимся провести там отпуск,


рекомендуется захватить асбесто-


вые лодки и жаропрочные сапоги. Вас


ждут озера из расплавленного олова.


Не помешает и бронированный зон-


тик в качестве противометеорит-


ной защиты»

Название планеты


Группа,

к которой относится планета


Окончание табл.


Физические характеристики


Спутники


Среднее рассто- яние до Солнца


  1. Используя справочные данные, определите продолжительность суток на Марсе и его радиус. Используя эти данные, вычислите линейную ско- рость вращательного движения точки экватора Марса.

  2. Какой вид имеют кольца Сатурна для наблюда- телей, находящихся на экваторе и на полюсах Са- турна?

  3. Среди планет Солнечной системы Юпитер и Са- турн обладают наибольшим сжатием. Объясните причину этого явления.

  4. Можно ли на Луне наблюдать метеоры? Ответ поясните.

  5. Французский ученый Ж. Бабинэ образно на- звал кометы «видимое ничто». Поясните, какие фи- зические характеристики имел в виду ученый.

  6. Изобразите графически вид кометы при ее при- ближении к Солнцу. Сколько вариантов изображе- ний можно представить?

  7. Представьте, что геоцентрическая система мира верна. Допуская, что Плутон движется во- круг Земли в плоскости ее экватора на расстоянии 6109 км с периодом в 1 сутки, рассчитайте орби- тальную скорость Плутона и, сравнив ее со скоро- стью света, сделайте заключение о возможности дви- жения Плутона вокруг Земли.

Комментарии для учителя к решению заданий 1, 2 контрольной работы № 3

К заданию 1. На полюсах наблюдалось бы полуго- довое лето, в течение которого должны были бы рас- таять все льды. Перед тем как скрыться за горизон- том, Солнце несколько дней обходило бы все небо, скользя по горизонту. В средних широтах день быст-

ро нарастал бы в начале весны, а затем длился бы многосуточный день. Его наступление определяется тем, на сколько градусов данное место отстоит от по- люса, и длится столько суток, сколько градусов со- держит удвоенная широта местности.

К заданию 2. «Гипотеза Оорта объясняла многие особенности комет. Источником их образования он считал возможный взрыв планетоподобного тела, орбита которого пролегала между Марсом и Юпите- ром. Одни осколки получили при этом примерно круговые орбиты и потеряли под действием солнеч- ных лучей имевшийся первоначально газ. Они стали астероидами и карликовыми планетами. Другие, по- лучившие эллиптические орбиты, испытав возму- щения многих планет, смогли удержать лед, амми- ак, метан. Из них образованы кометы».

Темы проектов
  1. Загадка Тунгусского метеорита.

  2. Падение Челябинского метеорита.

  3. Особенности образования метеоритных крате- ров.

  4. Следы метеоритной бомбардировки на поверх- ностях планет и их спутников в Солнечной системе.

Задача для подготовки к ЕГЭ по физике

Мимо Земли летит астероид в направлении, пока-

занном на рисунке пунк- тирной стрелкой (рис. 11).

Вектор FA показывает си-





Рис. 11

Интернет-ресурсы

лу притяжения астерои- да Землей. Вдоль какой стрелки (1, 2, 3 или 4) на- правлена сила, действую- щая на Землю со стороны астероида?

https://www.youtube.com/watch?v=fK7KoRs 5-c — Пейзажи звездного неба.

http://www.astro.websib.ru/sun/Meteor — Сол- нечная система. Метеоры.

http://picslife.ru/kosmos/samyie-bolshie-meteori- tyi-upavshie-na-zemlyu.html — Самые большие мете- ориты, упавшие на Землю.

http://galspace.spb.ru/index388.html — Класси- фикация метеоритов.

http://www.youtube.com/watch?v=iHLppKW4 ZBQ — Метеориты, астероиды и кометы.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6648/ — Вокруг света. Шрамы на ликах планет.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!