СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени". Анализ повести "Тамань"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок начинается с тестовых вопросов, далее идет анализ повести.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени". Анализ повести "Тамань"»

«Радости и бедствия человеческие» («Тамань») Парушкина Г.Н. МБОУ «Петровская СОШ №1» Омского р-на Омской обл. Фокина Лидия Петровна

«Радости и бедствия человеческие» («Тамань»)

Парушкина Г.Н.

МБОУ «Петровская СОШ №1»

Омского р-на

Омской обл.

Фокина Лидия Петровна

Тест по повести «Тамань»   1.Как называется такой фрагмент: «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию»? А) пейзаж Б) интерьер «Радости и бедствия человеческие» («Тамань» В) рассказ Фокина Лидия Петровна

Тест по повести «Тамань»

  • 1.Как называется такой фрагмент: «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию»?
  • А) пейзаж
  • Б) интерьер «Радости и бедствия человеческие» («Тамань»
  • В) рассказ

Фокина Лидия Петровна

2. Почему Печорин оказался в домике контрабандистов? А) Он захотел переночевать на берегу моря Б) свободных квартир в городе не было В) Он решил разобраться, что за люди здесь живут Фокина Лидия Петровна
  • 2. Почему Печорин оказался в домике контрабандистов?
  • А) Он захотел переночевать на берегу моря
  • Б) свободных квартир в городе не было
  • В) Он решил разобраться, что за люди здесь живут

Фокина Лидия Петровна

3.Как звали слепого мальчика? А) Янко Б) Иванко В) у него не было имени Фокина Лидия Петровна
  • 3.Как звали слепого мальчика?
  • А) Янко
  • Б) Иванко
  • В) у него не было имени

Фокина Лидия Петровна

4. Почему ундина решила утопить Печорина? А) Он приставал к ней днем Б) Он узнал о контрабанде В) Он увидел её ночью на берегу моря с мальчиком и контрабандистом Фокина Лидия Петровна
  • 4. Почему ундина решила утопить Печорина?
  • А) Он приставал к ней днем
  • Б) Он узнал о контрабанде
  • В) Он увидел её ночью на берегу моря с мальчиком и контрабандистом

Фокина Лидия Петровна

5. Какова судьба ундины? А) она уплывает вместе с контрабандистом Б) она погибла в море В) Печорин разоблачил её Фокина Лидия Петровна
  • 5. Какова судьба ундины?
  • А) она уплывает вместе с контрабандистом
  • Б) она погибла в море
  • В) Печорин разоблачил её

Фокина Лидия Петровна

6. Закончите слова Печорина: «Что стало с старухой и бедным слепым - не знаю………..» А) Мне неинтересно знать о них Б) Какое мне дело до радостей и бедствий человеческих В) Какое мне дело до честных контрабандистов Фокина Лидия Петровна
  • 6. Закончите слова Печорина: «Что стало с старухой и бедным слепым - не знаю………..»
  • А) Мне неинтересно знать о них
  • Б) Какое мне дело до радостей и бедствий человеческих
  • В) Какое мне дело до честных контрабандистов

Фокина Лидия Петровна

- Из каких повестей состоит роман «Герой нашего времени»?     -  В чём своеобразие структуры романа? Почему автор нарушает хронологическую последовательность событий? Что мы узнаём о Печорине из повести «Бэла»? Фокина Лидия Петровна
  • - Из каких повестей состоит роман «Герой нашего времени»?
  •     -  В чём своеобразие структуры романа?
  • Почему автор нарушает хронологическую последовательность событий?
  • Что мы узнаём о Печорине из повести «Бэла»?

Фокина Лидия Петровна

Что   добавила к пониманию Печорина повесть «Максим Максимыч»? Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление: «Бэла» или «Максим Максимыч»? Итак, какое впечатление составили вы себе о герое из предыдущих повестей?   (Печорин наделён силой характера, настойчивостью, благородством, даже простотой, но нельзя не видеть его эгоизма, его привычки считаться лишь с собственными желаниями, его неспособности к постоянному глубокому чувству. Он принёс несчастье Бэле, но и сам вызывает  сочувствие, потому что несчастлив .) Фокина Лидия Петровна
  • Что   добавила к пониманию Печорина повесть «Максим Максимыч»?
  • Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление: «Бэла» или «Максим Максимыч»?
  • Итак, какое впечатление составили вы себе о герое из предыдущих повестей?
  •   (Печорин наделён силой характера, настойчивостью, благородством, даже простотой, но нельзя не видеть его эгоизма, его привычки считаться лишь с собственными желаниями, его неспособности к постоянному глубокому чувству. Он принёс несчастье Бэле, но и сам вызывает  сочувствие, потому что несчастлив .)

Фокина Лидия Петровна

ПЕЧОРИН ГЛАЗАМИ ПЕЧОРИНА Дневник – литературное произведение в форме ежедневных записей (чаще всего с указанием даты), современных описываемым событиям. Изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей, чувств пишущего.   « Возьмите повесть Лермонтова « Тамань», - в ней не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык…!» Д.В. Григорович Фокина Лидия Петровна
  • ПЕЧОРИН ГЛАЗАМИ ПЕЧОРИНА
  • Дневник – литературное произведение в форме ежедневных записей (чаще всего с указанием даты), современных описываемым событиям. Изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей, чувств пишущего.
  •  
  • « Возьмите повесть Лермонтова « Тамань», - в ней не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык…!»
  • Д.В. Григорович

Фокина Лидия Петровна

Тамань – “скверный городишко”, где Печорин чуть не умер с голоду и где его хотели утопить.  С какой целью здесь появляется Печорин?   В каком состоянии приезжает Печорин в Тамань? — Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости? — Что делает Печорин, попав в «нехорошее» место? Почему? Что в обстановке хаты, а также в поведении слепого мальчика показалось Печорину странным и загадочным? Фокина Лидия Петровна
  • Тамань – “скверный городишко”, где Печорин чуть не умер с голоду и где его хотели утопить.  С какой целью здесь появляется Печорин?  
  • В каком состоянии приезжает Печорин в Тамань?
  • — Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости?
  • — Что делает Печорин, попав в «нехорошее» место? Почему?
  • Что в обстановке хаты, а также в поведении слепого мальчика показалось Печорину странным и загадочным?

Фокина Лидия Петровна

— Как относятся к «нечистому» месту в городе? — Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечет? — Кто в повести «бросает вызов» Печорину? Фокина Лидия Петровна
  • — Как относятся к «нечистому» месту в городе?
  • — Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечет?
  • — Кто в повести «бросает вызов» Печорину?

Фокина Лидия Петровна

Что здесь за тайна? Почему Печорин говорит об увиденном ночью слепому и «ундине», но ничего не говорит своему денщику? Фокина Лидия Петровна
  • Что здесь за тайна? Почему Печорин говорит об увиденном ночью слепому и «ундине», но ничего не говорит своему денщику?

Фокина Лидия Петровна

Случай сталкивает Печорина с особыми людьми: контрабандистами.  Проанализируем образы контрабандистов. Какие черты характера контрабандистов привлекли Печорина? Проанализируем поведение девушки. Для этого прочитаем сцену  в лодке. Как ведёт себя девушка в лодке? Обратим внимание на поведение слепого мальчика. Прочитаем сцену ночного хождения слепого мальчика. Прокомментируйте эту сцену. Фокина Лидия Петровна
  • Случай сталкивает Печорина с особыми людьми: контрабандистами. 
  • Проанализируем образы контрабандистов. Какие черты характера контрабандистов привлекли Печорина?
  • Проанализируем поведение девушки. Для этого прочитаем сцену  в лодке.
  • Как ведёт себя девушка в лодке?
  • Обратим внимание на поведение слепого мальчика. Прочитаем сцену ночного хождения слепого мальчика.
  • Прокомментируйте эту сцену.

Фокина Лидия Петровна

Но главными героями повести являются не контрабандисты. А Печорин.   Какие черты характера Печорина проявляются в повести «Тамань»? Докажите, что Печорин смел . Он отправляется ночью следить за слепым Он отправляется ночью на свидание с ундиной Он не боится сесть с ней в лодку, несмотря на то, что не умеет плавать Фокина Лидия Петровна
  • Но главными героями повести являются не контрабандисты. А Печорин.   Какие черты характера Печорина проявляются в повести «Тамань»?
  • Докажите, что Печорин смел .
  • Он отправляется ночью следить за слепым
  • Он отправляется ночью на свидание с ундиной
  • Он не боится сесть с ней в лодку, несмотря на то, что не умеет плавать

Фокина Лидия Петровна

Докажите, что Печорин не безразличен.   Его волнует загадочный облик девушки Он решает разгадать происходящее Ему интересен слепой, который кажется не таким уж слепым. Фокина Лидия Петровна
  • Докажите, что Печорин не безразличен.  
  • Его волнует загадочный облик девушки
  • Он решает разгадать происходящее
  • Ему интересен слепой, который кажется не таким уж слепым.

Фокина Лидия Петровна

Печорин – РОМАНТИК? — Как Печорин относится к природе? Пейзажные зарисовки (обилие эпитетов и метафор) – Печорин любит природу, способен видеть прекрасное «свел меня с ума» «Огненный поцелуй» «Сила юношеской страсти» Фокина Лидия Петровна
  • Печорин – РОМАНТИК?

— Как Печорин относится к природе?

Пейзажные зарисовки (обилие эпитетов и метафор)

– Печорин любит природу, способен видеть прекрасное

«свел меня с ума»

«Огненный поцелуй»

«Сила юношеской страсти»

Фокина Лидия Петровна

Черты характера Печорина — Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в «Бэле»? Интерес к людям Наблюдательность Активность, смелость, решительность, стремление к действию Фокина Лидия Петровна
  • Черты характера Печорина
  • — Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в «Бэле»?
  • Интерес к людям
  • Наблюдательность
  • Активность, смелость, решительность, стремление к действию

Фокина Лидия Петровна

Почему активность героя приносит несчастье людям? Умение сострадать (сцена прощания Янко со слепым вызывает у Печорина грусть) Влечение к опасности Настойчивость Любовь к природе Фокина Лидия Петровна
  • Почему активность героя приносит несчастье людям?
  • Умение сострадать (сцена прощания Янко со слепым вызывает у Печорина грусть)
  • Влечение к опасности
  • Настойчивость
  • Любовь к природе

Фокина Лидия Петровна

Почему Печорин желает приблизиться к миру контрабандистов и почему это невозможно? Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести «Бэла» и «Максим Максимыч»? Фокина Лидия Петровна
  • Почему Печорин желает приблизиться к миру контрабандистов и почему это невозможно?
  • Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести «Бэла» и «Максим Максимыч»?

Фокина Лидия Петровна

В чём проявляется критическое отношение Печорина к себе? — Вызывает ли в этой повести Печорин осуждение? — Что означает последняя фраза Печорина? Фокина Лидия Петровна
  • В чём проявляется критическое отношение Печорина к себе?
  • — Вызывает ли в этой повести Печорин осуждение?
  • — Что означает последняя фраза Печорина?

Фокина Лидия Петровна

Фокина Лидия Петровна

Фокина Лидия Петровна

Дома Чтение и анализ повести

Дома

  • Чтение и анализ повести "Княжна Мери»; выразитель­ ное чтение наизусть одного из описаний Кавказа;
  • письменный ответ на вопрос « Какую позицию Печорина по отношению к людям подчёркивает автор в главе «Тамань»?

Фокина Лидия Петровна

Информационные источники Рамка https://img-fotki.yandex.ru/get/15492/16969765.25e/0_96524_878e7af7_orig.png  Фон http://img-fotki.yandex.ru/get/9509/230148220.2/0_d124d_406de25a_M.jpg  Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/   Фокина Лидия Петровна

Информационные источники

Рамка https://img-fotki.yandex.ru/get/15492/16969765.25e/0_96524_878e7af7_orig.png

Фон http://img-fotki.yandex.ru/get/9509/230148220.2/0_d124d_406de25a_M.jpg

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

Фокина Лидия Петровна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!