СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.лермонтов. "Герой нашего времени". Анализ повести "Фаталист"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале урока идёт словарная работа,  далее представлены вопросы для анализа повести.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.лермонтов. "Герой нашего времени". Анализ повести "Фаталист"»

«Я решил испытать судьбу». («Фаталист») Парушкина Г.Н. МБОУ «Петровская СОШ №1» Омского р-на Омской обл. Фокина Лидия Петровна

«Я решил испытать судьбу». («Фаталист»)

Парушкина Г.Н.

МБОУ «Петровская СОШ №1»

Омского р-на

Омской обл.

Фокина Лидия Петровна

Быть или не быть, Вот в чем вопрос Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье… (У. Шекспир.) Фокина Лидия Петровна

Быть или не быть,

Вот в чем вопрос

Смиряться под

ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье…

(У. Шекспир.)

Фокина Лидия Петровна

Верите ли вы в судьбу?  А что такое судьба? А как относится к судьбе Печорин? Сегодня это предстоит нам выяснить. Фокина Лидия Петровна
  • Верите ли вы в судьбу?
  • А что такое судьба?
  • А как относится к судьбе Печорин? Сегодня это предстоит нам выяснить.

Фокина Лидия Петровна

Словарная работа Фатум –судьба Фатальный  –предопределенный роком, судьбой Фатализм  – мистическая вера в неотвратимость судьбы, в то, что в этом мире все заранее якобы предопределено судьбой, роком Фаталист –человек, проникнутый фатализмом, верящий в предопределение свыше Фокина Лидия Петровна

Словарная работа

  • Фатум –судьба
  • Фатальный –предопределенный роком, судьбой
  • Фатализм – мистическая вера в неотвратимость судьбы, в то, что в этом мире все заранее якобы предопределено судьбой, роком
  • Фаталист –человек, проникнутый фатализмом, верящий в предопределение свыше

Фокина Лидия Петровна

К кому относится название повести? Печорин – фаталист? Вулич – фаталист? Максим Максимыч – фаталист? Или Лермонтов – фаталист? Фокина Лидия Петровна
  • К кому относится название повести? Печорин – фаталист? Вулич – фаталист? Максим Максимыч – фаталист? Или Лермонтов – фаталист?

Фокина Лидия Петровна

Чем не похожа последняя часть романа – «Фаталист» - на предшествующие?  Как можно определить жанр этой повести? Где происходит действие повести? Как строится сюжет повести? Фокина Лидия Петровна
  • Чем не похожа последняя часть романа – «Фаталист» - на предшествующие?
  • Как можно определить жанр этой повести?
  • Где происходит действие повести?
  • Как строится сюжет повести?

Фокина Лидия Петровна

Фокина Лидия Петровна

Фокина Лидия Петровна

Анализ первого эпизода «Пари Вулича и Печорина»   Читая роман, мы неоднократно находим подтверждения тому, что Печорин видит руку судьбы в разных ситуациях, но «врожденная страсть противоречить» заставляет его вступить в спор, заявив, «что нет предопределения». Как проявляет себя Печорин в этой истории? Вулич остался жив, Печорин возвращается домой, продолжая спор о судьбе с самим собой. К каким выводам он приходит? Фокина Лидия Петровна

Анализ первого эпизода «Пари Вулича и Печорина»

  • Читая роман, мы неоднократно находим подтверждения тому, что Печорин видит руку судьбы в разных ситуациях, но «врожденная страсть противоречить» заставляет его вступить в спор, заявив, «что нет предопределения».
  • Как проявляет себя Печорин в этой истории?
  • Вулич остался жив, Печорин возвращается домой, продолжая спор о судьбе с самим собой. К каким выводам он приходит?

Фокина Лидия Петровна

Фокина Лидия Петровна

Фокина Лидия Петровна

Анализ второго эпизода Вулич умер в этот же вечер от руки пьяного казака. Какие слова он произнес перед смертью? — О ком говорил Вулич? — Тема судьбы, которая поднималась в первом эпизоде в кругу офицеров, теперь решается в кругу людей необразованных, простых казаков. Какому закону жизни следуют казаки? Чтение отрывка : Фокина Лидия Петровна

Анализ второго эпизода

  • Вулич умер в этот же вечер от руки пьяного казака. Какие слова он произнес перед смертью?
  • — О ком говорил Вулич?
  • — Тема судьбы, которая поднималась в первом эпизоде в кругу офицеров, теперь решается в кругу людей необразованных, простых казаков. Какому закону жизни следуют казаки?
  • Чтение отрывка :

Фокина Лидия Петровна

- Согрешил, брат Ефимыч, - сказал есаул, - так уж нечего делать, покорись!  - Не покорюсь! - отвечал казак.  - Побойся Бога. Ведь ты не чеченец окаянный, а честный христианин; ну,  уж коли грех твой тебя попутал, нечего делать: своей судьбы не минуешь !  - Не покорюсь ! - закричал казак грозно, и слышно было, как щелкнул  взведенный курок. Фокина Лидия Петровна

- Согрешил, брат Ефимыч, - сказал есаул, - так уж нечего делать,

покорись!

- Не покорюсь! - отвечал казак.

- Побойся Бога. Ведь ты не чеченец окаянный, а честный христианин; ну, уж коли грех твой тебя попутал, нечего делать: своей судьбы не минуешь !

- Не покорюсь ! - закричал казак грозно, и слышно было, как щелкнул взведенный курок.

Фокина Лидия Петровна

СВОЕЙ СУДЬБЫ НЕ МИНУЕШЬ │ НЕ ПОКОРЮСЬ Вот два возможных пути. Какой путь выбирает Печорин? — Мы обвиняли Печорина в том, что он играл жизнью Вулича, но Печорин и своей жизнью тоже играет. Но Печорин рискует своей жизнью не бессмысленно, как Вулич, и не безрассудно. Он тщательно продумал план действий и, возможно, впервые совершил поступок не ради себя, а во благо других людей. О чем говорит поведение Печорина? — В конце повести неожиданно появляется Максим Максимыч. Как объясняет Максим Максимыч происшествие? — Так кто же фаталист в повести? Фокина Лидия Петровна
  • СВОЕЙ СУДЬБЫ НЕ МИНУЕШЬ │ НЕ ПОКОРЮСЬ
  • Вот два возможных пути. Какой путь выбирает Печорин?
  • — Мы обвиняли Печорина в том, что он играл жизнью Вулича, но Печорин и своей жизнью тоже играет. Но Печорин рискует своей жизнью не бессмысленно, как Вулич, и не безрассудно. Он тщательно продумал план действий и, возможно, впервые совершил поступок не ради себя, а во благо других людей. О чем говорит поведение Печорина?
  • — В конце повести неожиданно появляется Максим Максимыч. Как объясняет Максим Максимыч происшествие?
  • — Так кто же фаталист в повести?

Фокина Лидия Петровна

— Какую цель написания романа обозначил Лермонтов в «Предисловии»? — Какие пороки изобразил Лермонтов? — Почему ГЕРОЙ ВРЕМЕНИ обречен на одиночество и гибель? Фокина Лидия Петровна
  • — Какую цель написания романа обозначил Лермонтов в «Предисловии»?
  • — Какие пороки изобразил Лермонтов?
  • — Почему ГЕРОЙ ВРЕМЕНИ обречен на одиночество и гибель?

Фокина Лидия Петровна

— Что же отличает Печорина от людей его поколения и делает его ГЕРОЕМ ВРЕМЕНИ? Печорин, при всех его недостатках, воплощающих «болезнь века», остается для автора именно героем. Он явился реалистическим отражением того социально-психологического типа человека 30-х годов XIX века, который сохранил и пронес в себе неудовлетворенность существующей жизнью, всеобъемлющий скепсис и отрицание, так высоко ценимые Лермонтовым. Ведь только на этой основе можно было начать пересмотр старых мировоззренческих и философских систем, которые уже не отвечали запросам нового времени, и тем самым открыть путь в будущее. Именно с этой точки зрения Печорин может быть назван «героем времени», становящимся естественным звеном в развитии русского общества. Фокина Лидия Петровна
  • — Что же отличает Печорина от людей его поколения и делает его ГЕРОЕМ ВРЕМЕНИ?
  • Печорин, при всех его недостатках, воплощающих «болезнь века», остается для автора именно героем. Он явился реалистическим отражением того социально-психологического типа человека 30-х годов XIX века, который сохранил и пронес в себе неудовлетворенность существующей жизнью, всеобъемлющий скепсис и отрицание, так высоко ценимые Лермонтовым. Ведь только на этой основе можно было начать пересмотр старых мировоззренческих и философских систем, которые уже не отвечали запросам нового времени, и тем самым открыть путь в будущее. Именно с этой точки зрения Печорин может быть назван «героем времени», становящимся естественным звеном в развитии русского общества.

Фокина Лидия Петровна

Фокина Лидия Петровна

Фокина Лидия Петровна

Информационные источники Рамка https://img-fotki.yandex.ru/get/15492/16969765.25e/0_96524_878e7af7_orig.png  Фон http://img-fotki.yandex.ru/get/9509/230148220.2/0_d124d_406de25a_M.jpg  Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/   Фокина Лидия Петровна

Информационные источники

Рамка https://img-fotki.yandex.ru/get/15492/16969765.25e/0_96524_878e7af7_orig.png

Фон http://img-fotki.yandex.ru/get/9509/230148220.2/0_d124d_406de25a_M.jpg

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

Фокина Лидия Петровна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!