СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю. Лермонтов "Тучи".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.Ю.Лермонтов "Тучи".

Просмотр содержимого документа
«М. Ю. Лермонтов "Тучи".»

Тема: М.Ю. Лермонтов личность поэта. Стихотворение «Тучи».

Цели: рассказать о личности М.Ю. Лермонтова; познакомить особенностями его лирики; выявить мотив тоски и одиночества в стихотворении «Тучи»; развивать умение сопоставлять произведения разных видов искусства.

Планируемые результаты: знание основных сведений о детстве и отрочестве М.Ю. Лермонтова; умения извлекать из текста необходимую информацию, анализировать поэтический текст, описывать произведения живописи; владение навыками монологической речи.

Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова, репродукция картин поэта.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

- Какие произведения М.Ю. Лермонтова вы помните? («Парус», «Бородино» и т.д.)

- А знаете ли вы, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения – живописные?

(Учитель демонстрирует репродукции картин М.Ю. Лермонтова.)

- Рассмотрите автопортрет поэта на с. 148 учебника.

- Каким изобразил себя М.Ю. Лермонтов? (Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном служат горы Кавказа. Но самое главное, что обращает внимание, это лицо, печальное, напряжённое, с тоской в глазах.)

3. Работа по теме урока

1) Слово учителя

Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы будущий поэт провел в имении бабушки в Тарханах (Пензенская губерния). Бабушка очень любила его, заботилась о нем, дала хорошее образование. Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Его кумиром был А.С. Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение «Смерть поэта», за которое был сослан на Кавказ. Хлопотами бабушки поэт через некоторое время возвращается – и снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником. На Кавказе же в 1844 году на дуэли поэт погиб.

2) Работа со стихотворением «Тучи»

(Выразительное чтение стихотворения. Чтение статьи о стихотворении (с.149, 150) Беседа по вопросам.)

- Как вы понимаете слова степью лазурною? (Ответы детей.)

Обратимся к толковому словарю: «Лазурь – светло – синий цвет, синева».

Выражение степью лазурною употреблено в переносном значении и означает «простор неба». Между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае – бескрайность просторов неба и степи. Такие выражения называются метафорами.

(Запись определения в тетрадях по литературе.)

- Есть ли еще метафоры в этом стихотворении? («Цепью жемчужною» представляются небольшие светлые, матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей, напоминающей нитку жемчуга, плывущие по лазурному небу.)

- В первой строфе нарисована чудесная, почти идиллическая картина. Одно слово нарушает ее. Какое? (Изгнанники.)

Здесь сопоставляется судьба поэта с судьбой «вечных странников» - туч. Обратите внимание на выразительность эпитетов: вечные (этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев), с милого севера (очень ностальгический эпитет).

- В чем особенность второй строфы? (Она состоит из вопросительных предложений.)

Поэт обращается к тучам, а на самом деле – к самому себе. Это риторические вопросы, т.е. не требующие ответа. Они употребляются в речи для заострения темы, для привлечения внимания.

- Какой образ второй строфы особенно обращает на себя внимание читателя? («Друзей клевета ядовитая» - не врагов, а друзей – что может быть страшнее?)

- Как разрешается стихотворение в третьей строфе? ( Примерный ответ. Отрицание «Нет, вам наскучили нивы бесплодные…/ Чужды вам страсти и чужды страдания» утверждает эти чувства, страдания, страсти в судьбе самого поэта. «Нет у вас родины, не вам изгнания» - подразумевается, что изгнание « с милого севера», с родины – судьба самого М.Ю. Лермонтова. Участь изгнанника противопоставляется уделу «вечно холодных, вечно свободных» туч.)

- Вспомните, как называется такое противопоставление. (Антитеза.)

4. Закрепление изученного материала

(Обсуждение вопросов рубрики «Размышляем о прочитанном» (с. 150) Прослушивание стихотворения «Тучи» по фонохрестоматии.)

5. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали о жизни М.Ю. Лермонтова сегодня на уроке?

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение «Тучи»?

Домашнее задание

Выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» наизусть.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!