СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Активные формы обучения на уроках ОРКСЭ»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс «Активные формы обучения на уроках ОРКСЭ»

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Активные формы обучения на уроках ОРКСЭ»»



Мастер-класс «Активные формы обучения на уроках ОРКСЭ»

Цели:

- представить наиболее общую современную модель комбинированного урока, включающую три основных этапа: вызов, осмысление, рефлексию;

- детально рассмотреть новые приёмы обучения, применение которых возможно на каждом из этапов урока;

- ввести/ расширить понимание понятий: кластер, рефлексия, кейс-метод.

Введение

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.

Для того, чтобы учащиеся умели осуществлять умели принимать решения в сложных ситуациях, обладали сформированными навыками межличностного общения необходимо повышение интереса к обучению. Помочь в этом может стратегия активного обучения, которая предполагает активную форму на уроках.

Тема мастер класса

Слайд

Активное обучение - это постоянное взаимодействие между учителем и учеником в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым, повышая качество учения и контроль самостоятельной работы обучающихся

Цель активного обучения – развивать коммуникативные, управленческие навыки учащихся, формировать у учеников такие качества, как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнению, способствовать развитию мотивации ученика к изучению нового.

Слайд

Использование различных стратегий может выглядеть следующим образом, то есть сочетать их в рамках одного урока или чередовать на разных уроках. Как говорит японская мудрость:

«Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму»

Большинство уроков, проводимых учителями в школе, по-прежнему комбинированные, то есть традиционные. Почти на всех уроках такого типа используется технология «критического мышления».

Базовая модель организации урока в этой технологии включает три этапа:

ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.

Каково содержание этих этапов?

Слайд

1 этап: вызов. Постановка проблемы. Мотивация.

Главная задача этапа – актуализация темы. Этот этап включает постановку проблемы, мотивацию.

При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащихся.

Стадии урока

Действия учителя

Действия ученика


Вызов

В центре доски записываю ключевое слово – добро и зло, от него рисую стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д.

Называют все слова, которые у них ассоциируются со словом добро и зло.


На каждом этапе используются свои методические (обучающие) приёмы.

Методические приёмы – это действия, направленные на решения конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий.

Этап. «Составление кластера».

Кластер – графическое отображение материала. В центре записывается ключевое понятие и от него расходятся стрелки – лучи.

Задача – систематизировать имеющиеся знания.

Заметим, что некоторые методисты считают возможным в методике критического мышления использовать приём составления кластера на стадии вызова. Также на доске записывается ключевое слово. Затем учащиеся записывают все слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этим словом. По мере накопления информации учащиеся начинают устанавливать связи между идеями, которые им кажутся подходящими. Составление кластера может быть как индивидуальным, так и коллективным. Возможно его составление в бинарных группах. Чтобы не затягивать урок, коллективный кластер лучше составлять учителю, используя идеи, предложенные в ходе парной и коллективной работы.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Например, задание: составьте кластер к слову « ДОБРО». Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.

Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают текст или параграф и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.

Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Практически:

/даю листы, составление кластера/ на тему «Добро и зло»

Слайд

2 этап: осмысление. Проработка темы урока. Получение информации, её осмысление. Анализ фактов. Работа с понятиями. Формулировка принципов, характеристика фактов, выделение этапов развития события.

Стадии урока

Действия учителя

Действия ученика


Осмысление

1 часть: класс разбивается на группы, каждая группа получает одно из заданий. В процессе корректирую работу учеников.




2 часть: заполняем сводную таблицу (можно одну общую на доске либо распечатать каждому ученику заготовку).

1 часть: в течение некоторого времени работают над заданием, используя текст учебника, либо дополнительный материал.


2 часть: группы представляют свою информацию для заполнения сводной

Кейс-метод. Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что ученику предлагают осмыслить жизненную ситуацию, описание которой в равной мере отражает какую-либо практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Цели кейс-метода

ž Развитие навыков анализа и критического мышления

ž Соединение теории и практики

ž Представление примеров принимаемых решений

ž Демонстрация различных позиций и точек зрения

ž Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях

неопределенности

Практически:

Прием «А наше мнение такое» Предлагается высказывание «Настоящий друг всегда даст списать домашнее задание».

  1. группа - «Докажите, что высказывание верное»,

а 2 группа - «Докажите, что высказывание неверное».

В ходе высказываний групп определяется противоречие.


-Какие выходы из ситуации могут быть? (пожаловаться учителю, родителям, давать списывать всегда, на первый раз дать списать, а потом нет, не давать списывать, говорить, что он должен сам делать уроки, объяснить, что я вчера гулять не пошел – делал уроки, а ты гулял-мог бы и сделать, делать вместе, научить). Здесь можно использовать прием --- --- «Театр», суть которого заключается в проигрывании разных концовок этой ситуации.

«На какое литературное произведение похоже». Аналогии с литературными произведениями помогают найти правильный, наиболее правильный выход из ситуации, осмыслить свой выбор.

Б) Можно пойти от обратного, использовать прием прогнозирования: предложить начало ситуации «Петя и Вася дружат с детского сада. Они живут в соседних домах, вместе гуляют, летом ездят в детский санаторий, оба увлекаются баскетболом, а в школе сидят за одной партой. Петя с трудом решает задачи по математике и всегда просит Васю дать списать домашнюю работу. Как вы думаете, как поступает Вася?»

Его использую, когда после обсуждения ситуации, понятия дети решили, что это отрицательное качество. Еще один прием «Найди в плохом - хорошее». Что хорошего в том, что друг откажет.

Слайд

3 этап: рефлексия: Выражение собственного отношения к изучаемому материалу.

Рефлексия представляет собой один из методов познания, главной особенностью которого является направленность знания о самом себе. Она является средством самопознания , понимания субъектом себя.

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы уч-ся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.

Стадии урока

Действия учителя

Действия ученика


Рефлексия


-Назовите тему урока одним словом

-Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют добро, зло.

-Назовите 3 действия, которые можно выполнять .

-Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока

-Как иначе можно назвать добро и зло?


Обсуждаем записи, внесенные в таблицу.







Слайд

Коллективная (групповая) форма деятельности.

Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных уч-ся, т.к. они не могут отказаться выполнять свою часть работы. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

Тренинги: «Комплименты», «Квадрат», «Давайте поздороваемся»

Слайд

Заключение

Закончить сегодняшний мастер-класс мне хочется словами: /раздать, участники читают/

-Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

-Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.

-Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!

-Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.

______________________________________________________

-Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.

-Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».

- Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!

-Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.

-На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.

-Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.

-Помнить! Больше всего дети утомляются в бездействии.







































Практически:

Прием «А наше мнение такое» Предлагается высказывание «Настоящий друг всегда даст списать домашнее задание».

  1. группа - «Докажите, что высказывание верное»,

а 2 группа - «Докажите, что высказывание неверное».

________________________________________________________

Практически:

Прием «А наше мнение такое» Предлагается высказывание «Настоящий друг всегда даст списать домашнее задание».

  1. группа - «Докажите, что высказывание верное»,

а 2 группа - «Докажите, что высказывание неверное».

___________________________________________________________

Практически:

Прием «А наше мнение такое» Предлагается высказывание «Настоящий друг всегда даст списать домашнее задание».

  1. группа - «Докажите, что высказывание верное»,

а 2 группа - «Докажите, что высказывание неверное».

__________________________________________________________

Практически:

Прием «А наше мнение такое» Предлагается высказывание «Настоящий друг всегда даст списать домашнее задание».

  1. группа - «Докажите, что высказывание верное»,

а 2 группа - «Докажите, что высказывание неверное».


Практически:

Прием «А наше мнение такое» Предлагается высказывание «Настоящий друг всегда даст списать домашнее задание».

  1. группа - «Докажите, что высказывание верное»,

а 2 группа - «Докажите, что высказывание неверное».

______________________________________________________

Практически:

Прием «А наше мнение такое» Предлагается высказывание «Настоящий друг всегда даст списать домашнее задание».

  1. группа - «Докажите, что высказывание верное»,

а 2 группа - «Докажите, что высказывание неверное».

________________________________________________________________

Практически: Прием «А наше мнение такое» Предлагается высказывание «Настоящий друг всегда даст списать домашнее задание».

  1. группа - «Докажите, что высказывание верное»,

а 2 группа - «Докажите, что высказывание неверное».



Б) Можно пойти от обратного, использовать прием прогнозирования: предложить начало ситуации «Петя и Вася дружат с детского сада. Они живут в соседних домах, вместе гуляют, летом ездят в детский санаторий, оба увлекаются баскетболом, а в школе сидят за одной партой. Петя с трудом решает задачи по математике и всегда просит Васю дать списать домашнюю работу. Как вы думаете, как поступает Вася?»

Его использую, когда после обсуждения ситуации, понятия дети решили, что это отрицательное качество.


Еще один прием «Найди в плохом - хорошее». Что хорошего в том, что друг откажет.



Б) Можно пойти от обратного, использовать прием прогнозирования: предложить начало ситуации «Петя и Вася дружат с детского сада. Они живут в соседних домах, вместе гуляют, летом ездят в детский санаторий, оба увлекаются баскетболом, а в школе сидят за одной партой. Петя с трудом решает задачи по математике и всегда просит Васю дать списать домашнюю работу. Как вы думаете, как поступает Вася?»

Его использую, когда после обсуждения ситуации, понятия дети решили, что это отрицательное качество. Еще один прием «Найди в плохом - хорошее». Что хорошего в том, что друг откажет.

Б) Можно пойти от обратного, использовать прием прогнозирования: предложить начало ситуации «Петя и Вася дружат с детского сада. Они живут в соседних домах, вместе гуляют, летом ездят в детский санаторий, оба увлекаются баскетболом, а в школе сидят за одной партой. Петя с трудом решает задачи по математике и всегда просит Васю дать списать домашнюю работу. Как вы думаете, как поступает Вася?»

Его использую, когда после обсуждения ситуации, понятия дети решили, что это отрицательное качество. Еще один прием «Найди в плохом - хорошее». Что хорошего в том, что друг откажет.

_____________________________________________________________________________________Б) Можно пойти от обратного, использовать прием прогнозирования: предложить начало ситуации «Петя и Вася дружат с детского сада. Они живут в соседних домах, вместе гуляют, летом ездят в детский санаторий, оба увлекаются баскетболом, а в школе сидят за одной партой. Петя с трудом решает задачи по математике и всегда просит Васю дать списать домашнюю работу. Как вы думаете, как поступает Вася?»

Его использую, когда после обсуждения ситуации, понятия дети решили, что это отрицательное качество. Еще один прием «Найди в плохом - хорошее». Что хорошего в том, что друг откажет.

Б) Можно пойти от обратного, использовать прием прогнозирования: предложить начало ситуации «Петя и Вася дружат с детского сада. Они живут в соседних домах, вместе гуляют, летом ездят в детский санаторий, оба увлекаются баскетболом, а в школе сидят за одной партой. Петя с трудом решает задачи по математике и всегда просит Васю дать списать домашнюю работу. Как вы думаете, как поступает Вася?»

Его использую, когда после обсуждения ситуации, понятия дети решили, что это отрицательное качество. Еще один прием «Найди в плохом - хорошее». Что хорошего в том, что друг откажет.

Б) Можно пойти от обратного, использовать прием прогнозирования: предложить начало ситуации «Петя и Вася дружат с детского сада. Они живут в соседних домах, вместе гуляют, летом ездят в детский санаторий, оба увлекаются баскетболом, а в школе сидят за одной партой. Петя с трудом решает задачи по математике и всегда просит Васю дать списать домашнюю работу. Как вы думаете, как поступает Вася?»

Его использую, когда после обсуждения ситуации, понятия дети решили, что это отрицательное качество. Еще один прием «Найди в плохом - хорошее». Что хорошего в том, что друг откажет.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!