«Финансовой грамотности» 6 класс
«Формирование и развитие финансовой грамотности»;
Тема «Бюджет семьи»
Цель формирование представлений о семейном бюджете и правилах его составления.
Цель мероприятия – научить школьников определять свои потребности, расставлять приоритеты и рассчитывать предполагаемые расходы.
Для этого в ходе мероприятия решаются следующие задачи:
Образовательные: раскрыть содержательную сторону понятия «бюджет», его виды и составляющие.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, бережному отношению к деньгам родителей, прививать интерес к математике.
Метапредметные:
- Познавательные: формировать умения по использованию экономических знаний для решения различных экономических задач и оценки полученных результатов, по использованию доказательной математической речи при работе с информацией; ориентироваться в своей системе знаний; применять знания на практике.
- Личностные: понимать целесообразность построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи; учить соотносить свои желания с возможностями, ценить труд всех членов семьи; формировать адекватную самооценку; развивать логическое мышление, воображение, внимание, математическую зоркость, вычислительные навыки.
- Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль. Формирование веры в свои силы
- Коммуникативные: учить вступать в диалог, взаимодействовать, слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками о разделении видов деятельности.
Новизной данного мастер-класса является то, что формирование финансовой грамотности учеников осуществляется на оснoве построения прямой связи между получaемыми знaниями и их практическим примeнeнием, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Базовые понятия: потребности, расходы, доходы, бюджет, планирование
Использование игры в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для школьника.
Технические требования и оформление помещения
Для проведения мастер-класса понадобится раздаточный материал и ручки по количеству команд .
Для проведения мастер-класса необходимы стулья по количеству участников, расставив их так, чтобы, чтобы образовать отдельные группы).
Компьютер(ноутбук) с доступом в интернет на группу.
Практическая часть
Добрый день уважаемые коллеги!
У всех нас есть желания и потребности. Наши потребности безграничны. Как только мы удовлетворяем одно желание, может возникнуть другое. Данный процесс бесконечен.
Мы хотим и новый телефон, и новый велосипед или скутер, и сходить в кино, и новую одежду, и многое- многое другое. Потребностей неограниченное количество, тогда как деньги, на которые мы можем их приобрести сильно ограничены. Каждый раз у нас встает проблема выбора, как нам потратить свои деньги? Что мы хотим больше и что нам действительно необходимо?
Когда мы решаем приобрести что-либо, нам часто приходится на время отказаться от ряда других желаний. Чтобы удовлетворить как можно большее количество наиболее важных потребностей, необходимо планировать свои расходы.
Несмотря на необходимость тщательного предварительного планирования ежемесячных расходов, наш выбор может зависеть от ситуации и личных приоритетов
-Родители всегда покупают детям то,что они захотят…???
-А почему так проиходит,как вы думаете? (Участники отвечают по поднятой руке и обосновывают свой ответ.)
Правильно, есть еще то,что обязательно надо оплатить , есть другие расходы в семье. Родители должны правильно распределить деньги , чтобы купить что-либо.
Так о чем мы будем сегодня говорить?
Поговорим о семейном бюджете : узнаем из чего состоит доход семьи и на что деньги тратятся.
И нашей целью сегодня будет: научится правильно распределять семейный бюджет.
На одном интернет-форуме мне попался такой вот небольшой рассказ. Послушайте.
«Андрей бежал по дорожке. у него горели глаза, он уже представлял, как он будет гонять на этом велосипеде. А дело в том что он увидел у Вовки с соседнего двора новенький велик. У этого чуда сверкали тоненькие спицы. А какой был звонок!!! Андрей с ходу крикнул маме:
- Мама, купите мне велосипед. Я давно мечтал о нем. И стоит он всего 8 тысяч.
Мама посмотрела на сына. Столько было в его глазах мольбы, что она не смогла отказать ему . В тоже время она думала что в этом месяце вряд ли получится купить…
Что же делать? Может собрать семейный совет?
И я решила взять эту ситуацию на свой урок и предлагаю вам разобраться в этой ситуации.
Работа в группах
Задание 1. Из чего состоит семейный бюджет
Каждой группе предлагается выполнить задание.
На стикерах записывают все возможные доходы семьи. Проверяют, одна команда перечисляет, другие добавляют, если что-то другое у них.
И все это складывают в коробочку с названием семейный бюджет . (вывешивается слово «бюджет» на доску)
Задание 2. Куда семья тратит деньги.
(берутся стикеры из коробки и на обратной стороне пишут все расходы семьи, на что тратит деньги их семья)
Посмотрите сейчас в коробку, много ли у вас осталось доходов/?
А сейчас сложите все в коробку.
Все ваши доходы и расходы образуют семейный бюджет.
Таким образом дети понимают что семейный бюджет это все доходы и расходы за месяц.
Давайте теперь узнаем какие бывают расходы? Какие расходы семьи у вас происходят каждый месяц?(на питание, комун.услуги,)(дети вспоминают из своего опыта . Учитель обобщает их ответы и на доске вывешиваются слова: обязательные ,непредвиденные ,планируемые, сбережения.)
Задание 3. (раздаются карточки с доходами семьи Андрея и их обязательными и планируемыми расходами.) участники должны распределить что относится к доходам, что относится к расходам. Посчитать доходы и расходы и ответить на вопросы.
На продукты – 20 000 рублей
Зарплата мамы – 24 000 рублей
Пенсия бабушки – 15 000 рублей
Кварплата – 7 000 рублей
На подарки – 7 000 рублей
Зарплата папы – 45 000 рублей
Хоз нужды – 1500 рублей
Билеты в театр – 1300 рублей
Посещение бассейна – 800 рублей
Оплата за лицей – 3 200 рублей
Книги – 550 рублей
Премия папы – 3 000 рублей
Очки маме- 2 050 рублей
Парикмахерская – 1 500 рублей
Брюки сыну – 2 000 рублей
Свитер дочери – 1 900 рубле.
Лекарства– 6 000 рублей
Доходы | Сумма | Расходы | Сумма |
Зарплата мамы | 24 000 рублей | На продукты | 20 000 рублей |
Пенсия бабушки | 13 000 рублей | Квартплата | 10000 рублей |
Зарплата папы | 35 000 рублей | На подарки | 7 000 рублей |
Премия папы | 3 000 рублей | Хоз. нужды | 1500 рублей |
| | Билеты в театр | 1300 рублей |
| | Посещение бассейна | 1000 рублей |
| | Оплата за лицей | 3 200 рублей |
| | Книги | 550 рублей |
| | Очки маме | 2 050 рублей |
| | Парикмахерская | 1 500 рублей |
| | Брюки сыну | 2 000 рублей |
| | Свитер дочери | 1 900 рублей |
| | Лекарства | 6 000 рублей |
Итого | 75000 | Итого | 58000 |
3) (если есть ноутбук).
А, сейчас я вам предлагаю поработать за компьютерами и научиться считать бюджет семьи. «бюджет семьи» Интерактивные тренажеры к журналу ВЛФиник https://d.vlfin.ru/trainers/t_05.php
А) посчитайте доход семьи Андрея.
Б) Покупка велосипеда относится к какому виду расходов. (непредвиденные)
В)Посчитайте хватит ли семье бюджета чтобы купить велосипед.? Ваши предложения?
Какие выводы вы сделали для себя?
Приложение 1.
На продукты – 20 000 рублей
Зарплата мамы – 24 000 рублей
Пенсия бабушки – 15 000 рублей
Кварплата – 7 000 рублей
На подарки – 7 000 рублей
Зарплата папы – 45 000 рублей
Хоз нужды – 1500 рублей
Билеты в театр – 1300 рублей
Посещение бассейна – 800 рублей
Оплата за лицей – 3 200 рублей
Книги – 550 рублей
Премия папы – 3 000 рублей
Очки маме- 2 050 рублей
Парикмахерская – 1 500 рублей
Брюки сыну – 2 000 рублей
Свитер дочери – 1 900 рублей
Лекарства– 6 000 рублей
Доходы | Сумма | Расходы | Сумма |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Итого | | Итого | |
Список литературы:
Вигдорчик Е.А, Липсиц И.В, Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразовательных организаций. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. №1897.
Интернет-ресурсы:
https://kopilkaurokov.ru/finansovaya-gramotnost/uroki/metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_finansovoi_gramotnosti_5_klass_tema_kuda_trat
https://infourok.ru/scenarij-master-klassa-po-teme-byudzhet-semi-4129298.html
https://d.vlfin.ru/trainers/t_05.php