Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов-психологов на тему:"Ранняя профориентация дошкольников"»
Мини мастер-класс
для педагогов-психологов РМО
Тема: «Ранняя профориентация дошкольников»
Цель: Познакомить целевую аудиторию с порядком выявления склонностей детей дошкольного возраста к определенному виду деятельности.
Предлагаю вашему вниманию профориентационный опросник который можно использовать в старшей и подготовительной группе детского сада. Опросник позволяет определить к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник пяти-семи летнего возраста.
Ребенку предлагается 18 пар заданий. После предоставления ребенку пары видов деятельности, ему необходимо выбрать тот вид деятельности, которому он отдает предпочтение. В соответствующей клеточке листа ответов взрослый фиксирует выбор ребенка знаком (+). Если он не может дать четкого ответа, все-таки следует отметить, какая деятельность ему ближе.
Опросник
1а.Сажать и выращивать цветы, деревья. | 1б.Ремонтировать сломавшуюся вещь, велосипед, мебель. |
2а.Участвовать в играх «Семья», «Детский сад». | 2б.Показывать кукольный театр. |
3а.Шить, вязать мастерить, ремонтировать игрушки. | 3б.Участвовать в конкурсе рисунков. |
4а.Ухаживать за животными. | 4б.Участвовать в игре «Продавцы-покупатели». |
5а.Конструировать постройки из кубиков. | 5б.Делать украшения своими руками (из ниток, дерева, растений, ткани) |
6а.Выращивать растения, удобрять, поливать, пересаживать их. | 6б.Играть в школу, при этом выполнять роль учителя. |
7а.Участвовать в утренниках (петь, читать стихи, танцевать) | 7б.Проектировать, придумывать новые виды игрушек, машин, зданий. |
8а.Быть экскурсоводом, рассказывать людям о какой-нибудь выставке (рисунков, лепки, аппликации) | 8б.Лечить животных (кошек, собак, птиц, морских свинок…) |
9а.Быть в игре машинистом поезда, водителем автобуса, летчиком. | 9б. Организовывать какую-нибудь игру (во дворе или детском саду) |
10а.Учиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. | 10б.Оказывать людям медицинскую помощь, ухаживать за больными. |
11а.Лепить посуду, фигурки животных, птиц (из глины или пластилина) | 11б.Заниматься озеленением улиц, территории около дома, детского сада. |
12а.Играть со строительным материалом (строить города, вокзалы) | 12б.Рассказывать сказки малышам, играть с ними. |
13а.Участвовать в инсценировке сказок. | 13б.Заниматься разведением рыб в аквариумах и водоемах. |
14а.Собирать из деталей конструктора железную дорогу, космодром. | 14б.Помогать воспитателю в работе с детьми. |
15а.Выращивать животных и ухаживать за ними. | 15б.Служить и читать книги об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. |
16а.Заниматься аппликацией, вышивкой, моделированием (придумыванием) одежды для кукол. | 16б.Слушать и читать книги об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. |
17а.Быть в игре проводником вагона, парикмахером. | 17б.Придумывать и рисовать костюмы и декорации к спектаклям. |
18а.Смотреть фильмы о жизни цветов, растений, животных. | 18б.Смотреть фильмы о создании какой-нибудь машины (трактора, подъемного крана, комбайна. |
Лист ответов составлен следующим образом: в первом столбце собраны профессии типа «Человек-природа» (садовник, агроном, животновод, ветеринар, зоотехник,..), во-втором- профессии типа «Человек-техника»(слесарь, токарь, крановщик, инженер,….), в третьем- профессии типа «Человек-человек»(учитель, продавец, врач, воспитатель, медсестра,..), в четвертом-профессии типа «Человек-художественный образ (певец, актер, ювелир, чеканщик, визажист, парикмахер,…)
Лист ответов
Дата______________________________________________________________
Ф.И ребенка_______________________________________________________
Группа____________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 |
1а | 1б | 2а | 2б |
| 3а | | |
4а | | 4б | |
| 5а | | 5б |
6а | | 6б | 7а |
| 7б | 8а | |
8б | 9а | 9б | 10а |
| | 10б | 11а |
11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | |
15а | 15б | | 16а |
16б | | 17а | 17б |
18а | 18б | | |
Сумма+ | Сумма+ | Сумма+ | Сумма+ |
Природа | Техника | Человек | Худ. образ |
Мне нравятся профессии: | Я хочу быть: |
Наибольшее количество плюсов является признаком наличия склонностей к соответствующему типу профессий, отсутствие плюсов свидетельствует или об отрицательном отношении к данному типу профессий, или о незнании ребенка о данном направлении деятельности.
В каждом столбике нужно подсчитать сумму плюсов и записать в третьей строке снизу.
Результаты тестирования позволяют вести предметный разговор с родителями по предоставлению им рекомендаций для записи детей в кружки, клубы, секции, по подбору книг для индивидуального чтения, игрушек, фильмов и мультфильмов….
Также владение информацией о склонностях ребенка, позволяет наиболее грамотно разрабатывать индивидуальный маршрут развития детей (особенно одаренных), а также оформлять портфолио дошкольников.
И, что самое главное, для ребенка, правильно выбранное направление сферы деятельности, а в дальнейшем выбор профессии- это его личная удовлетворенность, успешность , продуктивность, и, как следствие польза самому себе и обществу.