СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс для учителей "Давайте подумаем...о счастье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс для учителей "Давайте подумаем...о счастье"»

Мастер-класс для учителей по теме
«Давайте подумаем…о счастье»

Цель:     познакомить участников мастер-класса с этическими представлениями о счастье, создать условия для понимания разных трактовок счастья с опорой на жизненный опыт.

Задачи: создать проблемную ситуацию по формированию учебных универсальных действий, раскрыть творческий потенциал участников мастер-класса;

способствовать формированию и развитию умений выражать свои мысли, взгляды, аргументировано доказывать свою точку зрения. 

Ход мероприятия

Слайд1

- Уважаемые коллеги! Я рады приветствовать вас на своём мастер-классе.

-Чтобы определить тему и настроиться на добрый рабочий лад, предлагаю посмотреть начало всем известного мультфильма.

Мультфильм «Как ослик счастье искал»

-Вы. наверное, догадались, о чём пойдёт речь?

Ответы: - Речь пойдет о счастье. (Открыть доску с названием темы и эпиграфом)

- Но, почему именно эта проблема?

- Во-первых, проблема настоящего счастья – проблема философская, нравственная и духовная. Во-вторых, счастье просто необходимо каждому.

Эпиграфом к нашему разговору о счастье я подобрала слова «КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, НО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СЧАСТЬЯ, НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?» (Эмиль)

- Ослик из мультфильма решил спросить кого-нибудь о счастье. А я хочу спросить у вас: как вы понимаете смысл этого слова?

Выслушиваем мнения.

Слайд3

-Каково лексическое значение слова « счастье». Мы это узнаем с помощью толковых словарей.

1) Толкование слова “счастье” в словаре С.И. Ожегова. Счастье – 1) Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. (Семейное счастье). 2) Успех, удача. (Посчастливилось).


2) Толкование слова “счастье” в словаре Ушакова. Счастье – 1) Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью. 2) Успех, удача.


3) Толкование слова “счастье” в словаре Даля. Счастье – случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех.

-Совпали ли ваши мнения, с этими объяснениями?

-Да. Значит, вы на правильном пути.



Эдуард Асадов Что такое счастье?

Что же такое счастье?
Одни говорят: — Это страсти:
Карты, вино, увлеченья —
Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье —
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье —
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,
Что счастье — это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

Задание 1

Слайд 4

-У вас на столах лежат карточки зеленого. Поработайте в парах, Слайд:

1.Назовите 3 богатейших людей на планете. 2. Назовите 3 последних победительниц «Мисс мира». 3. Назовите 3 последних лауреатов Нобелевской премии.

- Не совсем получилось?

- Трудновато, не так ли?

- Не беспокойтесь, никто этого не помнит!

Вывод: Аплодисменты стихают. Призы покрываются пылью. Победителей со временем забывают.

- А теперь следующая задача. Каждый поработает самостоятельно. Возьмите карточки белого цвета и ответьте на эти вопросы.

Слайд 5

1. Назовите 3 учителей, которые внесли вклад в Ваше образование.

2. Назовите 3 друзей, которые помогли Вам в трудную минуту.

3. Вспомни несколько человек, которые вызвали у Вас особые чувства.

- Это легче? Не так ли?

Вывод: Это те, кто заботятся о вас, дорожат вами, те, кто не смотря ни на что, остаются рядом. Они не среди самых «знаменитых», но среди тех, кого вы вспомнили. Задумайтесь на мгновение…. Не в этом ли счастье?

- А теперь проведем такой тренинг. -Я буду задавать вам  вопросы о счастье, а вы – отвечать. Вашего имени я не буду называть, буду подходить и касаться вашего плеча …

Пожалуйста, сядьте удобно, закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья.

Глаза попрошу не открывать, пока я вас не попрошу об этом.

1.Какого счастье цвета?

2.Продолжите предложение: Счастье - это когда рядом…

3.Какого счастье  размера?

4.Что вы ощущаете, прикасаясь к нему?

5.Какое счастье  на вкус?


-  Спасибо! Можете открыть глаза. Что получилось?

- Вы сейчас все услышали, что счастье у каждого человека разное. У каждого человека в жизни моменты, когда каждый чувствует себя счастливым.

Задание 2.

И из каждого такого понимания можно сложить общее представление о счастье. Психологи утверждают, что существует 5 уровней счастья.


- Давайте сейчас поделимся на 5 групп, для того чтобы каждая определила своё понимание счастья из предложенных литературных цитат.

1. Итак, первая группа получила высказывание О. Мандельштама: «За радость тихую дышать и жить, кого, скажите, мне благодарить?»

- В чем заключено счастье для автора этих строк? ( радость от самого пребывания на земле)

- Да, верно. К сожалению, взрослыми это ценится уже редко. Только постарев и потеряв здоровье, мы начинаем понимать, как счастливы были когда-то одним лишь ощущением бытия. Недаром о некоторых людях говорят: радуется жизни, как ребенок.

- А кто из литературных персонажей был счастлив только оттого, что жив? ( Буратино, Колобок, лягушка-путешественница)

2. Слово второй группе. Ваши строки: «Счастье – в окладе большом и власти…» (Э. Асадов) А это что за счастье? (материальное благополучие)

К сожалению, пока труднодоступное в нашем обществе. Хотя говорится, что не в деньгах счастье, но без необходимого не проживешь. Нельзя осуждать за это людей, главное – чтобы материальные ценности не заменили духовные….

-Кто из знакомых вам персонажей был доволен и счастлив на этом уровне? ( «Царь Кощей над златом чахнет», старуха из сказки « Золотая рыбка», мачеха и её дочери в сказках «Золушка», «Морозко», «Госпожа-метелица», «Остров сокровищ», «Пираты Карибского моря»)

3. Третья группа – вам слово. «…легче вдвоем одолеть кручину. Ведь горе в любви по-иному мерится» - какая мерка счастья заключена в этих словах?

(общение, дружба, любовь)

- Да. Верно, во всем многообразии их проявления. Если человек владеет этими дарами, казалось бы, что ещё для счастья надо! Но мудрая этика напоминает, что любовь не вечна и посещает не всех. С дружбой тоже не всё так просто. Сколько написано об этом! Немецкий поэт Людвиг Тик считал, что все люди любят или, по крайней мере, думают, что любят, «но лишь очень немногим дано быть друзьями в подлинном смысле слова». Поэтому это не окончательное счастье.

- Дружбе, любви посвящено много произведений. Какие из них остались у вас в памяти?

( «Мой первый друг, мой друг бесценный» Пушкина и Нагибина, «Теплый хлеб» К. Паустовского, «Ася» , «Первая любовь»Тургенева, « Я вас любил» Пушкина и др.)

4. группе были предложены слова Э.Асадова «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!» Слова, говорящие сами за себя.

( творчество)

- Это не только работа, не только занятия искусством, хотя и то, и другое требует немалых усилий, но и желание творить, созидать, стремиться к новым открытиям, полет души, что и радостно, и мучительно.

Счастлив дом, где пенье скрипки

Наставляет нас на путь,

И вселяет в нас надежду,

Остальное – как-нибудь…

- Примеры из литературы можете привести?

(«В прекрасном и яростном мире» Платонов, «Два капитана», «Открытая книга» Каверин, «Слепой музыкант» Короленко).

Слайд 11

- И, наконец, 5 группа: порадуйте нас своим счастьем. «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей» (Людвиг ванн Бетховен). В чем секрет вашего счастья? (делать счастливыми других). Как вы понимаете эти слова? ( дарить своё сердце, жить ради других)

- Верно.

- Кого из героев литературы и в жизни вы можете назвать?

( Павел Корчагин из романа « Как закалялась сталь» - и его прототип – сам Николай Островский; «Овод» роман Этель Лилиан Войнич, Образ Данко из легенды Изергиль).

- Много примеров можно привести. И ими можно воистину гордиться. Стихи Э.Асадова, ослепшего после ранения в Великую Отечественную войну, чьи строчки мы приводили сегодня, разве не заставляют нас задуматься о простых истинах, разве не заглушают боль, не вселяют надежду?..А музыка Бетховена, оглохшего в возрасте 26 лет, разве не осчастливила людей, разуверившихся в жизни? Вы можете возразить, что не всякому суждено быть героем…. Но ведь можно быть счастливым, получая радость от забот о родных. Счастлив учитель, любимый теми, кому отдал своё время, талант и сердце. Счастлива мать, чей ребенок, пусть неумело, но старательно готовит ужин к её приходу и неслышно ходит по квартире, пока она спит…

Итак, что мы увидели?

Выводы- можно ли дать готовые уроки счастья? Почему?

Каждый выбирает для себя свой уровень. Наша задача – учить детей быть счастливыми на всех уровнях, на всех ступенях счастья.

Слайд 12

А счастье , по-моему, просто, Бывает разного роста: От кочки до Казбека В зависимости от человека!


Слайд 13

- Послушайте одну маленькую притчу о счастье.

Как-то раз боги, собравшись, решили поразвлечься. Один из них сказал: 

– Давайте что-нибудь отберем у людей? 
После долгих раздумий другой воскликнул: 
– Я знаю! Давайте отберем у них счастье! Проблема только в том, куда его спрятать, чтобы они не нашли. 
Первый сказал: 
– Давайте запрячем его на вершине самой высокой в мире горы! 
– Нет, помни, что у них много сил, кто-то сможет взобраться и найти, и если найдет один, все остальные сразу узнают, где счастье, – ответил другой. 
Тогда кто-то выдвинул новое предложение: 
– Давайте спрячем его на дне моря! 
Ему ответили: 
– Нет, не забывай, что они любопытны, кто-нибудь сможет сконструировать аппарат для подводного плаванья, и тогда они обязательно найдут счастье. 
– Спрячем его на другой планете, подальше от Земли, – предложил кто-то еще. 
– Нет, – отклонили его предложение, – помни, что мы дали им достаточно ума, когда-нибудь они придумают корабль, чтобы путешествовать по мирам, и откроют эту планету, и тогда все обретут счастье. Самый пожилой бог, который на протяжении всего разговора хранил молчание и только внимательно слушал выступавших, сказал: 
– Я думаю, что знаю, где нужно запрятать счастье, чтобы они его никогда не нашли. 
Все повернулись к нему заинтригованные и спросили: 
– Где? 
– Спрячем внутри них самих, они будут так заняты его поисками снаружи, что им и в голову не придет искать его внутри себя. 
Все боги согласились, и с тех пор люди тратят всю свою жизнь в поисках счастья, не зная, что оно спрятано в них самих.

-Сегодня мы старались найти ответить на вопрос, который волнует многих людей, но однозначного ответа так и не нашли. Я не думаю, что какой-то, хоть один человек в мире, сможет сказать, что такое счастье

-Предлагаем вам наглядно убедиться так в чем же счастье.

- Хотелось бы знать, что вы можете сказать об этой банке?

Положить в неё камни.

- А теперь?

Положить горох.

- А теперь?

Насыпать песок.

- А теперь?

Вывод: (под музыку)- Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпала в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. Самое большое счастье-это жить в мире, в ладу, в гармонии с самими собой, уважать близких, не делать подлостей, уметь видеть красоту, искренне радоваться и уметь дарить радость людям.

- Может быть и в этом счастье…

Слайд 15

Под музыку

Счастье есть, его надо просто увидеть!

- Хочу подарить участникам синюю бабочку - счастья, на ней написан афоризм, подтверждающий все наши суждения о счастье: «Счастье подобно бабочке, чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесёте своё внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет вам на ладонь»

-Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали, и я искренне желаю нам всем, чтобы:

- нас всегда окружали люди, перед которыми можно было бы «снять шляпу»

- мы на каждом шагу пытались бы расцветить нашу жизнь более яркими красками

И всегда помнить: «Жизнь заключается не в том, чтобы ждать, когда пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем»

Подводя итог матер –классу прошу Вас составить синквейн


Слайд -16- 17


Синквейн

1 строка – существительное Счастье

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза, несущая определенный смысл

5 строка – заключение в форме существительного

(ассоциация с первым словом)


Примеры синквейнов

Счастье

Лучезарное, близкое

Светится, смеётся, сопровождает

Какое счастье – быть любимой!

ЛЮБОВЬ!



- Будьте счастливы! На всех ступенях, на всех уровнях. Чтобы вы получали удовольствие от самого пребывания на земле, имели материальную стабильность, любили, дружили, творили и делали вокруг себя счастливыми людей!!!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!