Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа
с. Кировское Марксовского района Саратовской области
Мастер-класс «Приемы формирования
читательской грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности »
Учитель начальных классов
Кожимбетова Г.М.
Кировское 2023
Мастер-класс «Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности »
Цели мастер-класса: знакомство с собственным педагогическим опытом применения заданий для развития читательской грамотности на уроках литературного чтения во внеурочной деятельности.
Задачи мастер-класса:
показать необходимость использования в работе с учащимися различных приемов и заданий для развития читательской грамотности учащихся;
прокомментировать эффективность применения некоторых приемов;
способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие читательской грамотности учащихся;
содействовать профессиональному общению;
вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Что же такое грамотность? Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
А что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Ход мастер-класса:
Выступление детей – инсценировка сценки « Времена года»
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии ? Чему будет посвящено наше мероприятие?
Да, конечно. Красота природы, те изменения, которые происходят в разные времена года, не могут оставить равнодушными композиторов, художников, поэтов, писателей. Эта тема легла в основу многих известных картин, музыкальных композиций. Много произведений художественной литературы отражает эту тему. Сегодня на нашем открытом занятии мы вместе с вами разберем произведение известного писателя, знаменитого педагога, основоположника Русской научной педагогики К.Д. Ушинского. Символичным является и то, что именно в Год педагога и наставника, К.Д Ушинский является юбиляром, исполняется 200 лет со дня его рождения.
Произведение, с которым мы познакомимся называется « Четыре желания».
- Что такое желание? (желание - стремление к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем - нибудь)
- Как вы думаете, о чём этот рассказ?
- О каких желаниях может идти речь в рассказе?
Выскажите свои предположения, свои идеи. Пусть ваши предсказания-идеи заполнят нашу « Корзину идей». ( на парте корзина, в которую дети кладут облачка-идеи)
Давайте прочитаем рассказ и проверим ,совпадут ли ваши предположения с содержанием текста.
2. Работа над текстом
Первичное чтение. Прием « Чтение с остановками»
ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:
– Уж как весело зимой! Я хотел бы, чтобы все зима была.
– Запиши твое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.
Остановка:
- Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
- Каким он прибежал домой? Найдите в тексте и прочитайте. (Веселым и румяным)
- Как вы думаете, а что будет дальше?
- Чем может закончиться этот рассказ?
- Какие зимние забавы детей вы еще знаете?
-Как можно озаглавить эту часть?
Задание первой группе : составление графического плана, представления события в визуальной форме ( интеллект-карты)
Карточки-картинки :время года- зима, коньки, санки.
Группы вывешивают карточки-картинки, соответствующие отрывку на доску.
Чтение второй части. Выборочное чтение :
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание.
Остановка :
- Как вы думаете, какое желание записал Митя?
- Куда записал Митя свое желание?
- Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
- За кем бегал Митя? ( Митя бегал за бабочками.)
- Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)
- Какие весенние забавы детей вы еще знаете?
Задание второй группе : составление графического плана, представления события в визуальной форме ( интеллект-карты)
Карточки-картинки : время года- весна, бабочка, цветок
Группы вывешивают карточки-картинки, соответствующие отрывку на доску.
Чтение третьего абзаца.
Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Остановка :
- Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
- Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)
- Что значит «душистое сено»? (ароматное, запашистое) (Душистый - имеющий приятный сильный запах)
- Какие летние забавы детей вы еще знаете?
- Что сказал Митя отцу вечером? (Я бы желал, чтобы лето никогда не кончалось.)
- Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
Задание третьей группе : составление графического плана, представления события в визуальной форме ( интеллект-карты)
Карточки-картинки :время года- лето, ягода, копна сена
Группы вывешивают карточки-картинки, соответствующие отрывку на доску.
Чтение последнего абзаца
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
- Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши)
- Чем еще люди занимаются в саду и огороде осенью ?
- Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)
- Что мальчик говорил отцу? (Осень лучше всех времен года!)
Задание всем группам : составление графического плана, представления события в визуальной форме ( интеллект-карты)
Карточки-картинки :время года- осень, яблоко, груша
Группы вывешивают карточки-картинки, соответствующие отрывку на доску.
Прочитаем еще раз желания Мити ( на доске вывешивается каждое желание Мити под картинкой « записная книжка» в процессе работы над текстом)
Я бы хотел, чтобы всё зима была.
Я бы желал, чтобы всё весна была.
Я бы желал, чтобы лету конца не было.
— Осень лучше всех времён года!
- Какое время года понравилось Мите больше всего? (Все)
-Почему? (У каждого времени года свои радости).
- Можно ли решить, какое время года самое лучшее? (каждое время года по-своему прекрасно)
- Какая главная мысль текста?
Прием « Логические цепочки»
Дети закрывают глаза, отдыхают под музыку « звуки природы». В это время учитель меняет картинки на доске местами. Задание восстановить логические цепочки.
Физминутка.
Прием « Лови ошибку»
Ребята, вы показали хорошее знание текста. Давайте сыграем в игру « Верное- неверное». Перед вами на парте бабочки. Каждая группа по очереди берет бабочку и читает утверждение, написанное на ней. Если утверждение верное, бабочка вывешивается на дерево.
Недаром в народе говорят:
Весна красна цветами,
Лето – солнцем и грибами,
Осень - житом и снопами,
Зима - белыми снегами.
- Как понимаете смысл этой пословицы?
Прием «Работа с пословицами» (детям предлагается выбрать из предложенных, подходящую по смыслу пословицу к тексту ). Пословицы на лучиках, если пословица подходит, лучик крепится на солнышко.
Ребята, Какие пословицы соответствуют этому рассказу? Выбери из предложенных.
У природы нет плохой погоды.+
Друзья познаются в беде.
Весна красна цветами, а осень – хлебами.+
Дружбу за деньги не купишь.
Зима не лето, в шубу одета.+
Труд человека кормит, а лень портит.
У каждого месяца свои порядки.+
Что летом родится, зимой пригодится.+
Летом не соберёшь — зимой не найдёшь.+
Дело мастера боится.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
В родной семье и каша гуще.
Осень велика, зима долга.+
Красна весна, да голодна.+
Ребята, мы сегодня много вспомнили и прочитали о временах года, познакомились с новым произведением, узнали что-то новое. Наше занятие мы завершим, используя кубик « Блума».
- Закончите предложение, которое вам выпало на грани кубика.
Дорогие коллеги, благодарю Вас за внимание. А вас, ребята, благодарю за работу. Надеюсь, наша работа была интересной. На память хотелось бы подарить вам записные книжки, чтобы вы в них записывали свои самые заветные желания и мечты, которые непременно бы сбывались.