СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс " Формирование читательской грамотности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование различных приемов формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках внеклассного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс " Формирование читательской грамотности".»

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа

с. Кировское Марксовского района Саратовской области










Мастер-класс «Приемы формирования

читательской грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности »
















Учитель начальных классов

Кожимбетова Г.М.










Кировское 2023

Мастер-класс «Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности »

Цели мастер-класса: знакомство с собственным педагогическим опытом применения заданий для развития читательской грамотности на уроках литературного чтения во внеурочной деятельности.


Задачи мастер-класса:

  • показать необходимость использования в работе с учащимися различных приемов и заданий для развития читательской грамотности учащихся;

  • прокомментировать эффективность применения некоторых приемов;

  • способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие читательской грамотности учащихся;

  • содействовать профессиональному общению;

  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.



Добрый день, уважаемые коллеги!

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

 В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Что же такое грамотность? Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

А что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

Ход мастер-класса:

Выступление детей – инсценировка сценки « Времена года»

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии ? Чему будет посвящено наше мероприятие?

Да, конечно. Красота природы, те изменения, которые происходят в разные времена года, не могут оставить равнодушными композиторов, художников, поэтов, писателей. Эта тема легла в основу многих известных картин, музыкальных композиций. Много произведений художественной литературы отражает эту тему. Сегодня на нашем открытом занятии мы вместе с вами разберем произведение известного писателя, знаменитого педагога, основоположника Русской научной педагогики К.Д. Ушинского. Символичным является и то, что именно в Год педагога и наставника, К.Д Ушинский является юбиляром, исполняется 200 лет со дня его рождения.

Произведение, с которым мы познакомимся называется « Четыре желания».



- Что такое желание? (желание - стремление к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем - нибудь)

- Как вы думаете, о чём этот рассказ?

- О каких желаниях может идти речь в рассказе?

Выскажите свои предположения, свои идеи. Пусть ваши предсказания-идеи заполнят нашу « Корзину идей». ( на парте корзина, в которую дети кладут облачка-идеи)



Давайте прочитаем рассказ и проверим ,совпадут ли ваши предположения с содержанием текста.



2. Работа над текстом

Первичное чтение. Прием « Чтение с остановками»

ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

– Уж как весело зимой! Я хотел бы, чтобы все зима была.

– Запиши твое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.


Остановка:


- Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

- Каким он прибежал домой? Найдите в тексте и прочитайте. (Веселым и румяным)

- Как вы думаете, а что будет дальше?

- Чем может закончиться этот рассказ?

- Какие зимние забавы детей вы еще знаете?

-Как можно озаглавить эту часть?


Задание первой группе : составление графического плана, представления события в визуальной форме ( интеллект-карты)

Карточки-картинки :время года- зима, коньки, санки.

Группы вывешивают карточки-картинки, соответствующие отрывку на доску.

Чтение второй части. Выборочное чтение :


Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание.

Остановка :


- Как вы думаете, какое желание записал Митя?

- Куда записал Митя свое желание?

- Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

- За кем бегал Митя? ( Митя бегал за бабочками.)

- Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)

- Какие весенние забавы детей вы еще знаете?


Задание второй группе : составление графического плана, представления события в визуальной форме ( интеллект-карты)

Карточки-картинки : время года- весна, бабочка, цветок

Группы вывешивают карточки-картинки, соответствующие отрывку на доску.


Чтение третьего абзаца.


Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Остановка :


- Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

- Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал яго­ды, кувыркался в душистом сене.)

- Что значит «душистое сено»? (ароматное, запашистое) (Душистый - имеющий приятный сильный запах)

- Какие летние забавы детей вы еще знаете?

- Что сказал Митя отцу вечером? (Я бы желал, чтобы лето никогда не кончалось.)

- Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)



Задание третьей группе : составление графического плана, представления события в визуальной форме ( интеллект-карты)

Карточки-картинки :время года- лето, ягода, копна сена

Группы вывешивают карточки-картинки, соответствующие отрывку на доску.


Чтение последнего абзаца



Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.


- Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и жел­тые груши)

- Чем еще люди занимаются в саду и огороде осенью ?

- Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)

- Что мальчик говорил отцу? (Осень лучше всех времен года!)


Задание всем группам : составление графического плана, представления события в визуальной форме ( интеллект-карты)

Карточки-картинки :время года- осень, яблоко, груша

Группы вывешивают карточки-картинки, соответствующие отрывку на доску.


Прочитаем еще раз желания Мити ( на доске вывешивается каждое желание Мити под картинкой « записная книжка» в процессе работы над текстом)

Я бы хотел, чтобы всё зима была.
Я бы желал, чтобы всё весна была.
Я бы желал, чтобы лету конца не было.
— Осень лучше всех времён года!

- Какое время года понравилось Мите больше всего? (Все)

-Почему? (У каждого времени года свои радости).

- Можно ли решить, какое время года самое лучшее? (каждое время года по-своему прекрасно)

- Какая главная мысль текста?

Прием « Логические цепочки»

Дети закрывают глаза, отдыхают под музыку « звуки природы». В это время учитель меняет картинки на доске местами. Задание восстановить логические цепочки.

Физминутка.


Прием « Лови ошибку»


Ребята, вы показали хорошее знание текста. Давайте сыграем в игру « Верное- неверное». Перед вами на парте бабочки. Каждая группа по очереди берет бабочку и читает утверждение, написанное на ней. Если утверждение верное, бабочка вывешивается на дерево.



Недаром в народе говорят:

Весна красна цветами,

Лето – солнцем и грибами,

Осень - житом и снопами,

Зима - белыми снегами.


- Как понимаете смысл этой пословицы?


Прием «Работа с пословицами» (детям предлагается выбрать из предложенных, подходящую по смыслу пословицу к тексту ). Пословицы на лучиках, если пословица подходит, лучик крепится на солнышко.


Ребята, Какие пословицы соответствуют этому рассказу? Выбери из предложенных.


У природы нет плохой погоды.+

Друзья познаются в беде.

Весна красна цветами, а осень – хлебами.+

Дружбу за деньги не купишь.

Зима не лето, в шубу одета.+

Труд человека кормит, а лень портит.

У каждого месяца свои порядки.+

Что летом родится, зимой пригодится.+

Летом не соберёшь — зимой не найдёшь.+

Дело мастера боится.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

В родной семье и каша гуще.

Осень велика, зима долга.+

 Красна весна, да голодна.+



Ребята, мы сегодня много вспомнили и прочитали о временах года, познакомились с новым произведением, узнали что-то новое. Наше занятие мы завершим, используя кубик « Блума».

- Закончите предложение, которое вам выпало на грани кубика.



Дорогие коллеги, благодарю Вас за внимание. А вас, ребята, благодарю за работу. Надеюсь, наша работа была интересной. На память хотелось бы подарить вам записные книжки, чтобы вы в них записывали свои самые заветные желания и мечты, которые непременно бы сбывались.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!