СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Формирование метапредметных результатов на уроке русского языка" теоретическая часть

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Формирование метапредметных результатов на уроке русского языка" теоретическая часть»

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия) как основа умения учиться.

Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого.

Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Метапредметные результаты — это освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психолого – педагогической составляющей фундаментального ядра содержания образования. Поэтому важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий как метапредметных результатов обучения.

(Спрашиваю у коллег какие они могут назвать особенности)

Особенности метапредметного подхода:



— обязательная работа с деятельностью учащихся, передача учащимся не только знаний, а именно деятельных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания;

- это хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать предметный материал и заново его интегрировать сточки зрения деятельностных единиц содержания;

— развитие предметной формы обучения на рефлексивных основаниях;

— это ориентация на развитие у школьников базовых способностей, таких как: мышление, воображение, различительная способность, способность к целеполаганию или самоопределению и так далее.

Таким образом, метапредметность, как тип интеграции позволяет сформировать следующие метапредметные результаты:

— создавать, применять, преобразовывать модели и схемы с использованием разных способов визуализации;

— научиться разрабатывать, проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;

— научиться приёмам самоорганизации;

— осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;

— планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;

— самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;

— получить навыки работы в группе и навыки самопрезентации.

«Эффективный инструмент– общий для учащихся объект познания,

который обеспечивает каждому из них личный результат его познавательной

деятельности».

Примеры эффективных инструментов: определение и понятие,

рисунок и схема, знание и информация, цель и задача, роль и позиция, модель

и способ, содержание и форма, знание и незнание, порядок и хаос, изменение

и развитие, простое и сложное, свет-цвет, пространство и время, покой и

движение, целое-доля-часть, пропорциональное и гармоничное,

общечеловеческие ценности: добро, счастье, патриотизм.

Эффективным инструментом достижения метапредметных результатов

может быть использование:

1. Современных образовательных технологий, в основе которых системно-деятельностный подход.

2. Использование метaпредметных технологий – педaгогических способов

работы с мышлением (формирование понятийного аппaратa мышления),

коммуникацией, действием, понимaнием и рефлексией учaщихся.

Карточка 1

Ребята написали на уроке русского языка сочинение. Миша написал сочинение, прочитайте его.

Пришла весна. Начали возвращаться из тёплая страна птицы.

Школьники ждали прилёта скворцов и решили сделать для них хатки. Работа закипела. Дети нашли подходящие дощечки, выпилил детали, собрал и сколотил скворечник. Красивый получился скворечник.

На следующий день ребята взяли лестницу, верёвку и пошли к высокой берёза. Они высоко забрались на берёзу и туго привязали скворечники к стволу дерева. В выходные юные друзья птиц пришли проверить свой скворечник. Какая радость охватила ребят, когда они увидели на жёрдочке птичьего домика скворца. Дети уже собрались уходить, как вдруг скворушка звонко запел свою весеннюю песню, как будто благодарил мальчика за их заботу.

Какие ошибки допустил в своем сочинении Миша?

Если в тексте есть ошибки, опишите их в таблице. Оцените работу Миши.

Ошибки

Оценка







Раздаю задание, (сказать, что текст не нужно списывать, задание выполнять прям на листочках) после выполнения спрашиваю, на какие метапредметные результаты оно направлено и показываю их на слайде.

Карточка 2

Выпиши слова в 2 столбика. Разбери слова по составу. Перед выполнением задания допиши план действий

1) Прочитаю ______________________________________

2) ______________________: на какие две группы их надо делить?

3) ___________________ первую группу слов в столбик;

4) В этих словах выделю ____________________________________

Потом выделю __________________ и ______________________

Потом выделю __________________ и ______________________

5) Также буду работать со второй группой слов.

Аккуратный, валить, аккуратность, аккуратист, навалившийся, вразвалочку, аккуратно, завал, свалка, неаккуратная, аккуратненький, поваленный, валежник, неаккуратно.

Пахать, доля, пашня, пропаханный, дольчатый, вспашка, дольщик, пахарь, долька, пахота, вспахивать, обездоленный, долевой, долюшка.

после выполнения спрашиваю, на какие метапредметные результаты оно направлено и показываю их на слайде.



Задание №1

Ребята написали на уроке русского языка сочинение. Миша написал сочинение, прочитайте его.

Пришла весна. Начали возвращаться из тёплая страна птицы.

Школьники ждали прилёта скворцов и решили сделать для них хатки. Работа закипела. Дети нашли подходящие дощечки, выпилил детали, собрал и сколотил скворечник. Красивый получился скворечник.

На следующий день ребята взяли лестницу, верёвку и пошли к высокой берёза. Они высоко забрались на берёзу и туго привязали скворечники к стволу дерева. В выходные юные друзья птиц пришли проверить свой скворечник. Какая радость охватила ребят, когда они увидели на жёрдочке птичьего домика скворца. Дети уже собрались уходить, как вдруг скворушка звонко запел свою весеннюю песню, как будто благодарил мальчика за их заботу.

Какие ошибки допустил в своем сочинении Миша?

Если в тексте есть ошибки, опишите их в таблице. Оцените работу Миши.

Ошибки

Оценка













Задание №2

Выпиши слова в 2 столбика. Разбери слова по составу. Перед выполнением задания допиши план действий

1) Прочитаю ______________________________________

2) ______________________: на какие две группы их надо делить?

3) ___________________ первую группу слов в столбик;

4) В этих словах выделю ____________________________________

Потом выделю __________________ и ______________________

Потом выделю __________________ и ______________________

5) Также буду работать со второй группой слов.

Аккуратный, валить, аккуратность, аккуратист, навалившийся, вразвалочку, аккуратно, завал, свалка, неаккуратная, аккуратненький, поваленный, валежник, неаккуратно.

Пахать, доля, пашня, пропаханный, дольчатый, вспашка, дольщик, пахарь, долька, пахота, вспахивать, обездоленный, долевой, долюшка.

Наиболее интересные подходы формирования метапредметных результатов:

– Метод обрaзного видения - эмоционально-образное исследование объекта. Ребятaм предлaгaется, глядя на фигуру, знак, реaльный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать на что они похожи.

– Метод вживания означает «вчувствовaние» человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных предстaвлений ребенок пытaется «переселиться» в изучaемый объект, почувствовать и понять его изнутри.

– обрaзовaтельные экспедиции; турниры способностей (метaпредметные олимпиады); оргaнизационно – деятельностные игры; проекты; сетевые проекты; мастерские; тренинги.

– Турниры способностей (метaпредметные олимпиaды). Нaиболее массовой формой работы с учaщимися, проявляющими интерес к мaтематике, является мaтемaтическая олимпиaдa. Умение решать зaдaчи, особенно повышенной сложности.

– Веб-квест - это сaйт в Интернете, с которым работaют учaщиеся, выполняя ту или иную учебную зaдaчу. Рaзрaбaтывaются такие веб-квесты для мaксимальной интегрaции Интернетa в рaзличные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охвaтывaют отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Особенностью обрaзовательных веб-квестов является то, что чaсть или вся информaция для сaмостоятельной или групповой рaботы учaщихся с ним нaходится на рaзличных веб-сайтaх. Кроме того, результaтом рaботы с веб- квестом является публикация рaбот учaщихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локaльно или в Интернет).

–Урок-кейс - это интерaктивный урок для крaткосрочного обучения нa основе реaльных или вымышленных ситуаций, нaпрaвленнaя не столько нa освоение знaний, сколько нa формировaние у слушателей новых кaчеств и умений. Преимуществa этой технологии: коллективный характер познaвaтельной деятельности, творческий подход к познанию, сочетaние теоретического знaния и прaктических нaвыков.

– «Дерево решений» -это грaфическое изобрaжение последовaтельности решений. Построение «деревa решений» обычно используется для проектов,

которые имеют обозримое количество вaриaнтов рaзвития.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!