СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс " Использование кубика Блума в работе с дошкольниками "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить педагогов с новым методом работы  по развитию мышления у дошкольников .

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс " Использование кубика Блума в работе с дошкольниками "»



МУ «Слободзейское РУНО» г.Слободзея

















Мастер класс: «Кубик Блума» как метод развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.









Провели:

М.А.Болокан,

воспитатель б\к

МДОУ «ЦРР «Ивушка»

г.Слободзея

Н.В.Янковская

воспитатель высшей кат.

МДОУ «ЦРР «Ивушка»

г.Слободзея















2019 год



Цели современного образования, обозначенные в ГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаем один из популярных приемов технологии, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". 

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Методика использования «Кубика Блума».

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.

  • Почему.

  • Объясни.

  • Предложи.

  • Придумай.

  • Поделись.

2. Формулируется тема НОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Педагог или один воспитанник бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.Например, "Назовите

- назовите как называется сказка в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.

- главных героев сказки «Колобок».

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.



Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему колобок так поступил? Для чего это уму надо?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.

- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?

Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.Например, «Как плохо, что (когда)……………………», «Мне очень понравилось сказка, потому что …………….»

Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях

"Кубик Блума" универсален. Возможны два варианта:

-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами воспитаники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Кубик Блума в дошкольном возрасте

Например, вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

-Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

-Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.

-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

-Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Применение «Кубика Блума» по теме «Осадки, дождь»:

Опиши:-Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

Сравни:-В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимойочень редко.

Предложи ассоциацию: -Грусть.

Сделай анализ:-Дождь — это вода, которая накапливается в небе.

Примени: -Можно собирать её для полива комнатных растений.

Почему: -Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.



Мастер-класс

Давайте, разделимся на 2-3 группы. Каждая группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на вопросы. Каждой группе придется выбрать предмет. ( развитие речи, ознакомление с окружающим миром) А сейчас выберем тему НОД. Вам предлагается за 5-10 минут составить 6 вопросов по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи » , « Поделись», «Придумай»)


Применение «Кубика Блума» на НОД на тему «Квадрат»:

Объясни что такое квадрат?(это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)

Почему квадрат не катиться?

Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)

Предложи как из квадрата получить ромб? (перевернуть)

Придумай что может быть квадратным.

Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.

Применение «Кубика Блума» на НОД по грамоте

-Назови какие бывают звуки?

-Сравни гласные и согласные звуки

-Объясни : для чего нам нужны красные, синие и зеленные фишки

-Предложи сыграть в игру «Лилипуты и великан»

Почему дни согласные твердые , другие мягкие

-Придумай слова которые бы начинались с согласного звука.



Мастер-класс актуален с позиции ГОС ДО, так как направлен на достижение личностных, метапредметныхи предметных результатов.

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников. 





















Кубик Блума в дошкольном возрасте

Например, вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

-Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

-Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.

-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

-Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".



Применение «Кубика Блума» по теме «Осадки, дождь»:

Опиши:-Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

Сравни:-В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимойочень редко.

Предложи ассоциацию: -Грусть.

Сделай анализ:-Дождь — это вода, которая накапливается в небе.

Примени: -Можно собирать её для полива комнатных растений.

Почему: -Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!