СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс. «Как помочь ребенку правильно понять художественный текст.»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить школьников анализировать прозаический текст, используя набор литературоведческих понятий.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. «Как помочь ребенку правильно понять художественный текст.»»

 Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели.   С. Я. Маршак

Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. 

С. Я. Маршак

 Мастер-класс «Как помочь ребенку правильно понять художественный текст?»

Мастер-класс

«Как помочь ребенку правильно понять художественный текст?»

 Цель: научить школьников анализировать прозаический текст, используя набор литературоведческих понятий.

Цель: научить школьников анализировать прозаический текст, используя набор литературоведческих понятий.

 Задачи: Оценить язык текста. Дать характеристику персонажам в их связях и отношениях. Выявить особенности строения художественного произведения через понятия фабулы и сюжета.

Задачи:

  • Оценить язык текста.
  • Дать характеристику персонажам в их связях и отношениях.
  • Выявить особенности строения художественного произведения через понятия фабулы и сюжета.

Литературоведческие понятия:  язык художественного произведения;  план действий героев и план чувств;  отношения между персонажами;  художественное пространство;  точка зрения;  фабула и сюжет.

Литературоведческие понятия:

  • язык художественного произведения;
  • план действий героев и план чувств;
  • отношения между персонажами;
  • художественное пространство;
  • точка зрения;
  • фабула и сюжет.

  Язык художественного произведения  — совокупность языковых средств, используемых в данном литературном произведении.

Язык художественного произведения  — совокупность языковых средств, используемых в данном литературном произведении.

 Язык художественного произведения  — совокупность языковых средств, используемых в данном литературном произведении.

Язык художественного произведения  — совокупность языковых средств, используемых в данном литературном произведении.

План действий – это поступки, которые совершает герой, особенности его поведения. План чувств –это внутреннее состояние героя, его душевные переживания, обусловленные совершенными поступками, происходящими событиями.
  • План действий – это поступки, которые совершает герой, особенности его поведения.
  • План чувств –это внутреннее состояние героя, его душевные переживания, обусловленные совершенными поступками, происходящими событиями.

Отношения между персонажами Персонаж  (литературный герой) – вид художественного образа, действующее лицо художественного произведения . Выделяют следующие КАТЕГОРИИ  ПЕРСОНАЖЕЙ:    ГЛАВНЫЕ,   ВТОРОСТЕПЕННЫЕ,  ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ,   ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЕ.

Отношения между персонажами

  • Персонаж  (литературный герой) – вид художественного образа, действующее лицо художественного произведения .
  • Выделяют следующие КАТЕГОРИИ  ПЕРСОНАЖЕЙ:  ГЛАВНЫЕ,  ВТОРОСТЕПЕННЫЕ, ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ,  ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЕ.

 «Художественное пространство» – это пространство, которое задается единственным персонажем или группой персонажей и естественным для них поведением и видением мира, законами, по которым живут герои. В произведении столько пространств, сколько персонажей. Выход персонажа на границу или за границу художественного пространства образует событие.

«Художественное пространство» – это пространство, которое задается единственным персонажем или группой персонажей и естественным для них поведением и видением мира, законами, по которым живут герои. В произведении столько пространств, сколько персонажей. Выход персонажа на границу или за границу художественного пространства образует событие.

 «Точка зрения» -это особый взгляд на мир, понимание и оценка явлений, событий, вещей, поступков автором, рассказчиком и (или) героями.

«Точка зрения» -это особый взгляд на мир, понимание и оценка явлений, событий, вещей, поступков автором, рассказчиком и (или) героями.

Фабула - в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В составе фабулы различаю экспозицию, завязку, развития действия, кульминацию, развязку. Иногда фабулой называют  порядок, ход повествования о событиях. Сюжет – совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. (по словарю Д.Н. Ушакова)
  • Фабула - в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В составе фабулы различаю экспозицию, завязку, развития действия, кульминацию, развязку. Иногда фабулой называют  порядок, ход повествования о событиях.
  • Сюжет – совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. (по словарю Д.Н. Ушакова)

   Синквейн - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Синквейн - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

  Правила написания синквейна. 1 строка-  одно слово-название стихотворения, тема, обычно существительное; 2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна; 4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме; 5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Правила написания синквейна.

1 строка-  одно слово-название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

  Язык.  Выразительный, многозначный.  Рассказывает, описывает, учит.  Отражает стиль автора! Инструмент!

Язык. Выразительный, многозначный. Рассказывает, описывает, учит. Отражает стиль автора!

Инструмент!

  Праздник.  Весёлый, долгожданный.  Петь, играть, танцевать  Я долго ждал его!  Непонимание!

Праздник. Весёлый, долгожданный. Петь, играть, танцевать Я долго ждал его! Непонимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!