СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Метод проектов как способ преподавания теоретической части предмета физическая культура в школе»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Метод проектов как способ преподавания теоретической части предмета физическая культура в школе»»

Мастер-класс «Метод проектов как способ преподавания теоретической части предмета физическая культура в школе»

 (Звучит фрагмент песни «Физкультура, физкультура – это вам не просто так!»)

Всем добрый день. Считаю, что физическая культура один из главных предметов в школе. Ведь приоритетной задачей в системе образования является укрепление и сохранение здоровья детей, формирование осознанного ответственного отношения к своему здоровью. В рамках данного мастер-класса моей целью является поделиться с Вами опытом работы в проектной деятельности. Но сначала давайте для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы поздороваемся. Ведь говоря «Здравствуйте!» мы желаем человеку быть здоровым, крепким, сильным. «Поздороваемся ладошками» и пожелаем друг другу здоровья: повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь, касаемся пальцами по очереди. Желаю (большой), Здоровья (указательный), Успеха (средний), Большого (безымянный), Во всём (мизинец). Здравствуйте! (всей ладонью). А теперь я хочу подарить вам свою ладошку «Здравствуйте!» и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. На обратной стороне вы напишите ваши ожидания, пожелания. У каждого человека, начиная новое дело бывает тяжко на душе, тревожно. Предлагаю Вам попробовать на вкус изюм (учителям предлагаются сладкие изюминки на вкус), а я с большим удовольствием поделюсь своими изюминками в работе. Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Надеюсь, начало занятия вас удивило, и будет способствовать плодотворной деятельности.

СЛАЙД № 1. Итак, метод проектов как способ преподавания теоретической части предмета физическая культура в школе. Проект - это самостоятельная и коллективная творческая, исследовательская завершённая работа, имеющая социально-значимый результат.

СЛАЙД № 2. Проектная деятельность в первую очередь позволяет ученику проявить свои личностные качества. Учит учиться. Есть учащиеся, которые длительное время освобождены от уроков физической культуры, или ученик полностью освобождён от практической части, есть проектная работа и как предмет в 10 классе, но по выбранным учеником направлениям. Темы выбирает сам ученик или предлагает учитель. Лучше предложить темы, касающиеся их самих или им интересные. Темы, связанные с физической культурой могут быть по истории спорта, по истории олимпийских игр, по исследованию влияний физической культуры на организм человека, по спортивным играм и их влиянии на организм ребёнка, великие люди и спорт, учителя физической культуры нашей школы и т. д.

Слайд № 3. Я всегда предлагаю темы по существу, с пользой дела, чтоб интересно и полезно было и ученику, и учителю. Чтобы продукт проекта можно было потом использовать. Раньше у меня очень много проектов писали, и ученики среднего звена и старшего, были случаи, что писали небольшие творческие проекты и ученики младшего звена, 4 класса. Особенно когда физкультурного зала не было. Сейчас в основном пишут старшеклассники. Проектная работа развивает у учеников самостоятельность, наблюдательность, сотрудничество, получают навык работы с информацией.

Слайд № 4. Писали разные проекты: информационные, творческие, практико-ориентированные, исследовательские. Например, 1. Информационные проекты: Биография о лыжах, Жили-были лыжи, Символика и атрибутика Олимпийских игр и другие.

2. Информационно-творческие проекты: Великие люди и спорт, Спорт и школа, ); Учителя физической культуры с 1940 по 2015гг. (презентация), Герои нашего времени: мастер спорта.

3. Творческие проекты: Легенды и мифы о спорте, Пословицы о спорте, Спортивные суеверия, много работ по теме «ЗОЖ», Спорт в моей семье и др.

4. Практико-ориентированные: Народные игры, Коми национальные игры.

5. Исследовательские проекты: Развитие интереса учащихся к физической культуре посредством основных форм, Значение Комплекса ГТО в повышении физической подготовленности, Лыжный спорт в системе физического воспитания, Воркаут как специфика молодёжной субкультуры, Плавание и его влияние на организм человека, Мой любимый вид спорта – Футбол и другие. Ну что ж, мы уж засиделись, пришло время для ФИЗМИНУТКИ.

Рано утром я встаю (Встаньте, пожалуйста, возле своих парт, потянитесь!) И судьбу благодарю! (Руки одновременно поднимаем вверх. Думайте, что это очень важно сейчас для вашего здоровья. Тянемся, тянемся вверх, тянемся к небу растягивая позвоночный столб. Я считаю - это самым важным главным стержнем. От состояния позвоночника зависит наше здоровье. Красивая осанка - красивая походка. И внутренним органам комфортно при здоровом позвоночнике. Отлично! Опустите руки. Не забываем о мышцах лица. Мышцы лица тоже нужно развивать. Улыбка, улыбка… Солнцу, ветру улыбаюсь (Улыбнитесь друг другу!). Слово «здравствуй» говорю. А сейчас под музыку танцует только лицо. (Под музыку мимический танец). Чтобы сильным стать и ловким, приступаем к тренировке. Комплекс упражнений «Зеркальное зеркало». Это когда ученик выполняет упражнение в отражении учителя или наоборот. Данное упражнение способствует одновременному развитию левого и правого полушария. Одна рука вперёд, вторая, обе руки вверх, в стороны, на пояс. Носом вдох, а выдох ртом. Дышим глубже, а потом шаг на месте, не спеша.
Руки через стороны вверх и наклонившись вперёд-вниз руки вниз, выдох через рот. Всю усталость на пол бросили. Спасибо! Присаживайтесь.

Продолжим работу по теме метод проектов.

Подумайте, а какие бы темы могли предложить по своему предмету и касающиеся самих детей, по их интересам? (…). Хорошо. В методе проектов по физической культуре одна из технологий здоровьесберегающая. И сейчас мы с вами напишем творческий мини-проект по здорвьесберегающей технологии «Быть здоровыми хотим!». Разумеется, по выбранной теме проекта Вами цели и задачи определены, вся информация уже собрана, всё изучено и Вам остаётся сделать только продукт проекта. Чем мы сейчас и займёмся. Продуктом будет «Дневник здоровья».

Итак, с прекрасным настроение и позитивными эмоциями мы продолжаем мастер-класс с использование нестандартного спортивного оборудования.

Первый этап: «Свет мой, зеркальце, скажи»

Начну с легенды. Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов, своё сокровище!» Быть может человек не знает, что такое здоровье? В сказке А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях», царица доставала волшебное зеркальце и спрашивала у него: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?». И мы сегодня с помощью вот этого зеркальца узнаем ответ на вопрос: «Что такое здоровье?» (Каждый участник мастер-класса глядя в зеркальце, даёт свою формулировку понятия «ЗДОРОВЬЕ», передавая зеркальце друг другу).

Слайд № 5. Одним словом - «ЗДОРОВЬЕ» - (по определению Всемирной Организации здравоохранения – ВОЗ) – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.

На столах перед Вами лежат «Дневники здоровья». Предлагаю Вам открыть их и выполнить 1 практическое задание на ассоциации «Здоровье – это…». На каждую букву напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым? (Какой смысл мы вкладываем в понятие “Здоровье”?)….

Слайд № 6. Вот что у меня получилось.

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е

Задор

Движение

Оптимизм, образ жизни

Радость

Образованность

Восторг

-----------

Единство души и тела

Приступаем к выполнению 2 практического задания «Факторы здоровья»: Там нарисован круг, разделите его на 4 сектора и впишите туда 4 фактора влияющие на здоровье в процентном соотношении, т.е. от чего зависит наше здоровье. У вас получится круговая диаграмма. Давайте перечислим, какие основные 4 фактора влияют на здоровье:… (Запись на доске: наследственность, медицина, окружающая среда, образ жизни). Можете выполнить сначала на черновике, чтоб потом внести в наш продукт правильные данные.

Слайд № 7. На экране высвечивается «Факторы здоровья»

Слайд № 8. (На экране высвечивается круговая диаграмма). Итак, по данным Всемирной организации здравоохранения в России на генетический фактор (наследственность) выпадает 20%. На фактор медицина выпадает всего 10%. На фактор экология, окружающий нас мир выпадает 20%. И, образ жизни, несложно подсчитать, влияет на 50%. Перенесите данные с черновиков в наш продукт. Здоровый образ жизни не должен восприниматься как цель или как большой, серьёзный выбор в жизни. Лучший способ как стать здоровым – это двигаться маленькими, постепенными шагами, постепенно убирая все факторы, приводящие к проблемам и болезням. И, видя происходящие изменения, вы будете укреплять свою уверенность в том, что идёте правильным путём. А давайте проверим, правильным путём ли идём?

Второй этап: «Я работаю над своим здоровьем».

(Можно попросить выйти нескольких человек или попросить всех встать возле своих парт). А работаю ли я над своим здоровьем? Я буду задавать Вам вопросы, если ответ положительный, то Вы делаете шаг вперед, если ответ отрицательный - остаетесь на месте:

Я ежедневно делаю утреннюю гимнастику (зарядку);

Я ежедневно совершаю прогулки перед сном;

Я посещаю тренажерный, физкультурный зал;

Я периодически провожу разгрузочные дни;

У меня отсутствуют вредные привычки;

Я соблюдаю режим дня;

Я правильно питаюсь;

Я эмоционально уравновешен;

Я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из Вас оказался рядом с бесценным сокровищем «ЗДОРОВЬЕ»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли Вы пути, помогаете ли Вы себе в укреплении здоровья, ведёте ли здоровый образ жизни.

ФИЗМИНУТКА

Мы уж долго работали, совсем устали. Пора размяться.

Дыхательная гимнастика.

Дыхание является важнейшей функцией организма: обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Предлагаю выполнить несложное дыхательно-голосовое упражнение для укрепления мышц гортани 1. «Улыбка». Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит энергетическая пропитка организма. Глубокий вдох через нос, на выдохе широкая улыбка со звуком «ЫЫЫЫ» (доказано, что звук «Ы» снимает усталость головного мозга). 

2. «Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Пальчиковая гимнастика. 

1. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме: Большой палец стимулирует деятельность головного мозга; Указательный - улучшает работу желудка; Средний - улучшает работу кишечника и позвоночника; Безымянный - улучшает работу печени; Мизинец помогает работе сердца. Пальцы массируются каждый отдельно по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям.

2. Упражнение «Пальцовка». Нажимать подушечкой большого пальца на подушечки каждого пальца – поочередно: начиная с мизинца и до указательного, потом в обратном направлении. Тем самым вы заставляете оба полушария мозга работать согласованно. Сначала одной рукой. Потом делать сразу обеими руками. Делая гимнастику пальцев рук, - мы делаем гимнастику самого мозга.

Массаж уха

1. Загибание вперёд ушных раковин: быстро загнуть всеми пальцами, прижать, резко отпустить (способствует улучшению самочувствия всего организма).

2. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев, потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз (полезно при закаливании горла и полости рта).

3. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20-30 с (стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии).

Гимнастика для мозга от доктора Деннисона (американский учёный).

«Устали – маршируйте! Гуляете в лесу – маршируйте! Маршируйте, когда устаёте и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придёт мгновенно.
Правое и левое полушария мозга разделяют между собой обязанности: левое полушарие решает логические задачи, а правое – творческие. И когда вы просто идёте – маршируйте, активизируйте работу двух полушарий – творческого и логического».

Упражнение «Перекрестные»

1. Перекрестные движения руками и ногами – главное упражнение гимнастики для мозга. Гимнастика для мозга полезна всем: и малым, и взрослым, и старым. Коснитесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена, это активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга.

2. Встаньте ровно, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке. Голова немного поворачивается по ходу движения. Рот не зажимается, губы свободны.

3. Язык поднять и прижать к небу. Глаза поднять вверх. Стоим столько сколько комфортно. Упражнение активизирует творческий потенциал. Рекомендуется делать, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности. Человек очень быстро успокаивается и очень быстро снимает стресс.

4. «Мельница».

5. «Ножницы». Прыжки и перекрёст руками и ногами.

И восстанавливаем дыхание. Как начинали физминутку, так и заканчиваем – дыханием.

Так, физминутку завершили, продолжаем мастер-класс. Очень важно обращать внимание детей и на общеизвестные истины: пословицы и поговорки, крылатые выражения, мудрые изречения великих людей. Приступаем к выполнению Практического задания № 3 «Пословицы и поговорки, крылатые выражения, мудрые изречения великих людей». У каждой команды своё.

Слайд № 9


Мудрые изречения.

Ваша задача найти к первой части пословицы или поговорки, крылатого выражения или мудрого изречения великих людей вторую часть и приклеить в дневник здоровья.

Мудрые слова великих людей (ком. № 1):

1. Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр).

2. Здоровье – дороже золота. (Уильям Шекспир).

3. Разве здоровье – это не чудо! Человек идёт вперёд, совершенствуя свои силы. Всё, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать над собой. (А. П. Чехов).

4. Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто и поэтому я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным. (Софокл).

5. Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями и гимнастикой. (Платон).

Пословицы и поговорки (ком. № 2):

Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял.

Здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать.

Недосыпаешь – здоровье теряешь.

Корень богатства – в здоровье.

Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

Слова великих педагогов (ком. № 3):

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. (Ж. Ж. Руссо).

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы. (В. А. Сухомлинский).

Кто сказал, что должны молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно. Однако, не только молиться, но и трудиться. (Я. А. Каменский).

Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. (ДЖ. Локк).

Ходьба и движение способствует игре мозга и работе мысли (Ж. Ж. Руссо).

Переходим к выполнению последнего практического задания № 4 Воздушный шар». Скоро лето, быть может отправимся в путешествие. А что же мы с собой возьмём? Мы ответили, что такое здоровье, выявили факторы, влияющие на здоровье, узнали, что говорили о здоровье великие люди, мудрецы и педагоги.

- А какие еще важные ценности есть у человека, кроме здоровья?

(Варианты ответов: семья, деньги, работа и т.д

- Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?

(Варианты ответов)

Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.

«Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

У вас на столах есть воздушный шар, который летит над землей и человек в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите в столбик, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие. А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, три ценности, то есть пронумеруйте 9, 8, 7 (а потом еще 3) 6, 5. 4. Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности, слова записываются на доске. Если слова повторяются, то ставятся плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 - семья и т.д.).

Ну что ж. мы закончили свой проект «Быть здоровыми хотим!», при выполнении которого использовали в основном здоровьсберегающую технологию, у нас есть продукт проекта «Дневник здоровья». И можем сделать вывод, что наше здоровье –самое ценное, что у нас есть. Берегите его. «На всю жизнь вам даётся только один организм, если вы полагаете, что поскольку здоровы сейчас, то будете здоровы всегда вы ошибаетесь». (Гиппократ).

Будьте добрыми, если захотите; 

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.   (Конфуций)

Уважаемые коллеги! Перед Вами три картинки на которых изображены:

Чемодан- это может мне пригодится;

Мясорубка- переработаю информацию и подумаю;

Корзина- бесполезная информация.

Они помогут узнать, как вы поступите с полученной информацией.

Слайд № 10. Мне остаётся только поблагодарить участников за внимание и работу. Давайте будем культурными и ответственными в отношении к своему здоровью. Творческих всем успехов и крепкого здоровья! Мне было приятно общаться с вами. Пусть и Вам было со мной приятно.

Список литературы

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);

  2. Лайшев Р.А. Методология проектирования системы спортивно-образовательных центров // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: Материалы V Международной научно-практической конференции. - Гомель: ГГУ, 2003. - С. 82-83;

  3. Муравьева Г.Е. Проектирование образовательного процесса в школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Ярославль, 2003;

  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000;

  5. Селуянов В.Н. Научные и методические основы разработки инновационных

спортивных педагогических технологий // Теория и практика физической культуры, 2003. - № 5. - С. 9-12.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!