СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему ««Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему ««Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»»

Мастер – класс на тему ««Применение активных методов обучения

на уроках русского языка и литературы»

дата проведения: 14.04.2022


Цель: поделиться опытом использования активных методов обучения на разных этапах уроков русского языка и литературы

Задачи:

1. познакомить участников мастер-класса с активными методами обучения и их использованием на разных этапах работы;

2. создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса, комфортной среды и профессиональной коммуникации.

Ожидаемые результаты: применение методов активного обучения в практике собственной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями


Ход мастер-класса

СЛ.1- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас в этот весенний солнечный день. Мы все счастливы и здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, заботу, забудьте о них. Вдохните тепло солнечных лучей. Возьмите за руку соседа. Ощутите теплоту его рук и поддержку, мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

- Настроенье каково?

- Во!

- Все такого мнения?

- Все, без исключения.

Вот с таким позитивным настроем предлагаю начать нашу работу, которая будет организована в форме мастер-класса.


- Милые коллеги, любите ли вы сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берёте ту, которая «на вас смотрит», или это не так? Я предлагаю вам угоститься конфетами и выбрать ту, которая «на вас смотрит». Обратите внимание, на каждой конфете есть слово. Предлагаю вам съесть конфету и объединиться по группам согласно словам, написанным на конфетах.

(3 группы: методы, приемы, технологии. Карточки с названиями на столы. Рассаживаются.)


- Таким образом, у нас получилось 3 ресурсных группы: «Методы», «Приемы» и «Технологии». В наше время процессы модернизации затрагивают и школу, они связаны с переходом от знаний к деятельности. Нашей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было просто, как можно нагляднее и доступнее на уроке все объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность. Мы должны организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.

Каждый учитель мечтает, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались. Вот и встают перед каждым из нас вопросы: Как донести учебный материал до детей? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Все эти вопросы связаны с нахождением наиболее продуктивных методов обучения.

- Попытайтесь сформулировать тему мастер – класса (ответы)

СЛ.2 Системно-деятельностный подход требует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Несмотря на то, что с 01.09.2022 года произойдет переход на ФГОСы 3-го поколения, использование активных методов обучения в учебном процессе будет являться неотъемлемой частью стимулирования познавательной деятельности детей.

И тема нашего мастер-класса звучит так: «Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы». Тема ни для кого из вас не новая, но актуальность ее не утратит своей значимости.

   СЛ.3 В качестве эпиграфа к нашей встрече хочу взять слова Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Что хотел сказать нам Л.Н.Толстой своим высказываем? Мы вернемся к эпиграфу в конце мастер-класса и сделаем вывод о том, верны ли были ваши предположения.

СЛ.4 - Определение понятия активные методы обучения представлено на слайде.

- В первую очередь их следует применять для повышения учебной мотивации, для активизации познавательной активности учащихся.

Я хочу представить вашему вниманию лишь некоторые из огромного количества существующих активных методов и приемов, которые я использую на разных этапах уроков русского языка и литературы.

Сл.5 I. Этап мотивации.

Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока. Есть разные приемы мотивации.

  1. Создание ситуации успеха.

Создание ситуации успеха позволяет ребенку поверить в свои силы, получить позитивное настроение для работы. Проведение мастер-класса я начала с упражнения, которое называется «Настроение». Оно является вариантом создания ситуации успеха.

1 и 3 группа выполнит упражнение «Очки». Нужно сказать что – то приятное своему соседу.

2 группа выполнит упражнение «Поздоровайся ладошками». Вы должны сказать фразу: «Желаю большого успеха во всем. Здравствуйте!» и хлопнуть в ладоши друг другу.

  1. Приём «Орфоэпическая разминка».

Это система обучения правильной, выразительной и чёткой речи. Труднопроизносимые слова проговариваются хором. Давайте поупражняемся.

Соответствующими, усовершенствованиями, публицистический, опрокидывающимися

Использую стихи для улучшения дикции. Представлен на слайде, читаем хором

Рыбке рак – ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

 В. Лунин.

  1. Приём «Верные - неверные утверждения». Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются.

  2. Приём «Отсроченная отгадка». Например, эпиграф к мастер-классу - высказывание Л.Н.Толстого. Мы выяснили как вы понимаете значение данного высказывания, но до сути дойдем лишь в конце занятия. Либо в начале урока объявляю, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим, и предлагаю ученикам варианты стихов. Определяют автора.

  3. Очень нравится и мне, и детям приём “Фантастическая добавка” -универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Он предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

  4. Приём «Ассоциативный ряд».

  5. Активно использую на этапе мотивации Приём «Притчи».

- Каждой группе дана карточка с заданием. Ваша задача выполнить задание и назвать активный прием обучения.


1 группа.

И. С. Тургенев, повесть «Му-му». Погрузиться в роль Герасима и "озвучить" его мысли и чувства.

- Что, по-вашему, ответил бы нам Герасим на следующие вопросы, если бы умел говорить.

  • Скажи, пожалуйста, Герасим, почему ты не ушел от барыни раньше? Ведь ты мог не топить свою любимую собаку, а сразу с ней уйти в деревню?

  • Думал ли ты, Герасим, что ты мог уйти от барыни со своей собакой?

  • О чем ты, Герасим, думал, когда возвращался в свою деревню из Москвы? Было ли тебе страшно, что барыня велит тебя поймать, привезти опять в Москву?

2 группа.

Изучается произведение В.Распутина «Уроки французского».

- Какие ассоциации могут возникнуть в связи с данными словами, установите соответствия

  1. Посылка А. голод

  2.  Лидия Михайловна Б. удивление, радость

3. Учитель В. доброта

  1. Послевоенное детство Г. жестокость

  2. Тишкин Д. деньги, малокровие

  3. Игра в чику Е. трусость

  4. Молоко Ж. ответственность


3 группа.

Стихотворение в прозе И.С.Тургенев «Нищий»

- Как вы понимаете основную мысль текста? Как она нам поможет на уроке? О чем будем говорить на уроке?

«Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

—  Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

—   Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата».


    1. Сл.6 На этапе целеполагания дети должны самостоятельно сформулировать цели, при чем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).

Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности. Таблицы примерно такого типа у вас на столах.

Ваша задача сейчас заполнить первую графу «Знаю». Кратко запишите все, что вам известно по теме мастер-класса. 1 минута на выполнение.

Знаю

Хочу узнать

Узнал


Не согласен

Понял ли материал

Смогу применить





-Что вам известно то теме мастер-класса? (группы зачитывают)

- Если вы получаете какую-то новую информацию в ходе мастер-класса, вы должны это отразить во второй графе «Хочу узнать. Узнал». Если вы не согласны с какой-либо информацией, полученной в ходе мастер-класса, то вы заполняете третью графу «Не согласен». И четвертую графу заполним в конце занятия.

    1. СЛ.7 Следующий этап - этап актуализации

  1. Прием «Кроссворд»

Кроссворды на уроке - это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.

  1. Приём «Бортовой журнал».

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Известная информация и предположения в первой графе, а во второй - новая информация.

  1. Приём «Да - нет».

Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет».

  1. Приём «Игровая цель».

Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, найдите и исправьте их. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

  1. С приёмом «Лингвистические задачи» познакомимся в ходе практической деятельности.

Группа 1. Задача 1. В прибрежной гостинице “Фонетика”, расположенной в курортном городке, должны остановиться в одноместном, двухместном, трехместном и четырехместных номерах звуки [Ы], [Ж], [А], [Р], [У], [Б], [Ш], [О], [П], [Ц]. Помогите администратору гостиницы расселить все эти звуки так, чтобы никаких нареканий на неудобства от гостей не последовало.

Группа 2. Задача 2. Незнайка решил помочь Морфологии собрать вещи в туристический поход. В рюкзак он положил глаголы, приставки, предлоги, синонимы, обращения, орфограммы, запятые, прилагательные. Какие вещи Морфологии придется выложить из рюкзака?

Группа 3. Задача 3. Дано: 1) спец..алист, рек…мендация, изб…рательный 2) кр..терий, употр..бить, г..сударственный 3) т..рритория, оп…раться, предст…вление 4) ч…стота, исп…рение, сокр…тить.

Найти: В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

- Прошу 1 и 2 группу обменяться выполненными заданиями для проверки, а 3-я группа сдает мне. Если нет ошибок – отметка «5», 1 ошибка – «4», более – мы еще поработаем над данной темой.

  1. Приёмы «Морфемный конструктор», «Фонетический конструктор», «Синтаксический конструктор» также всем известны.

1 группа выполняет задание в «Морфемном конструкторе»

Корень тот же, что и в слове СКАЗКА,

Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка та же, что и в слове РАСХОД. (РАССКАЗЧИК)


Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс , окончание в ТЕТРАДКА вы встречали,

Я бываю в дневнике и журнале. (ОЦЕНКА)


2 группа - в «Фонетическом конструкторе»

В данных отрывках из стихотворений укажите слова с буквой О, которые произносятся как А:

Зла не помнит Россия, побитым не мстит.
Может хлебом и песней с тобой поделиться.
Добрым гостем придешь - от души угостит.
Спрячешь камень за пазухой - горе случиться.


3 группа – в «Синтаксическом конструкторе»

Выполните синтаксический разбор предложения

Лёгкий ветерок ласково коснулся поверхности озера.

Расставьте и объясните знаки препинания

На столе лежали ручки карандаши фломастеры.

Отпусти ты старик меня в море!


  1. Использование тренажеров (например, тренажер по русскому языку «ФРАЗА»)



- Проверьте, пожалуйста, правильность выполненных заданий по эталону. Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок. Отлично! Поднимите руки те, кто допустил 1 ошибку. Хорошо!

    1. СЛ.8 На этапе первичного закрепления знаний использую 1. игры с поднятием рук. Приём-игра, направленный одновременно и на активизацию мыслительной деятельности учащихся, и на релаксацию

«Ъ или Ь» Поднимаем левую руку если Ъ, правую, если Ь.

Подъезд, съезд жильё, печенье, льётся предъюбилейный, статья, поместье

«Прилагательное, причастие» Встать, если прилагательное.

Храбрый, убегающий, крепкий, домашний, тающий

2.Приём «Кто больше?» Обучающая игра. Некоторые примеры: Кто больше придумает синонимов к слову ХОЛОД? Кто больше вспомнит слов с удвоенной согласной? Кто больше придумает однокоренных слов к слову школа?

3. Приём "Магазин"

При повторении темы «Имя существительное». На доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходит к доске, произносит фразу: «Я покупаю картину потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или: «Я покупаю зайчонка потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.


4.Прием «Самоэкзамен» использую на уроках обобщения знаний. Учащиеся вытаскивают билеты, в которые включается теоретические и практические вопросы по изученному материалу, готовятся, затем отвечают. Один из билетов счастливый. Тот, кому он достанется, без ответа получает пятерку.

    1. СЛ.9 Одно из важнейших средств для развития интереса- это самостоятельная работа.

  1. На уроках объяснения нового материала предлагаются задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное и на какой вопрос отвечает.

Сравните правый и левый столбик.
Я ученик первого класса. Я первого класса.
В пенале лежит ручка . В пенале лежит.
Я кладу в портфель тетради. Я кладу в портфель.

Учитель задает вопросы.

1. Обе ли записи слов являются предложением?

2. Если нет, то почему?

3. Какое слово нужно добавить, чтобы стало предложением?

4. Запишите вставленные слова, поставьте вопрос.

5. Прочитайте правило в учебнике.

2. Кластер

Например, при изучении темы «Обращение» работаем с информационным текстом учебника. Используя ту информацию, которую вы узнали на уроке и теоретический материал учебника, вы должны составить кластер. Какое слово будет ключевым? (обращение)


3."Инсерт" или «Пометки на полях». 

Он позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие. 

+ знаю

- не знаю

? хочу узнать подробнее

! узнал новое

 Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

4. Синквейн

Уважаемые коллеги, попробуем составить с вами синквейн по теме нашего мастер-класса. Какое слово возьмем за основу? МЕТОД (самостоятельная работа в группах)

- Давайте заслушаем синквейны.

    1. СЛ.10 На этапе рефлексии использую

  1. Приём «Незаконченные предложения» или «Доскажи словечко...», когда учащимся предлагается закончить ряд предложений.

«Я понял, что.»

«Я научился.»

«Я думаю, что.» и др.

  1. Прием «Ресторан»

Предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

3. «Мухомор»

Учащимся дается круг, разделенный на сектора (сколько вопросов, столько и секторов). Отвечая на вопросы, нужно ставить точки, разной степени удаленности от центра. Учитель, анализируя «мухоморы», корректирует дальнейшую работу.


4.«Комплимент»

Дети оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.


5.«Итоговый круг» 

Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).


6.Прием «Все в твоих руках»

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции, которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации.

БЕЗЫМЯННЫЙ не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.



- Ну а у вас на столах лежат таблички, которые мы начали заполнять в начале мастер-класса. Прошу вас заполнить четвертый столбик и сдать листочки мне.

СЛ.11 - Предлагаю вернуться к словам Л.Н.Толстого, которые были взяты в качестве эпиграфа нашего мастер-класса: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Подтвердились ли ваши предположения? Какие можем сделать выводы?

Выводы, сделанные вами верны. Подводя итог всей работы могу с уверенностью сказать, что: СЛ.12

1. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода и использования инновационных технологий.

2. Самостоятельно добытые знания усваиваются детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. На уроках русского языка и литературы необходимо использовать активные приёмы, методы, технологии работы.

- И хочется закончить наш мастер-класс приемом «Комплимент». Поблагодарите пожалуйста друг друга за работу, отмечая деловые качества, похвалите друг друга.

- Дорогие коллеги, а я в свою очередь выражаю всем огромную благодарность за продуктивную работу, конструктивный диалог, высокий профессионализм в своем деле, компетентность и педагогический такт. Пусть сбудутся все ваши мечты, а здоровье, счастье и удача навсегда станут верными спутниками!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!