Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс на тему «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»»
Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»
Актуальность проблемы - В современном ритме жизни человек зачастую сталкивается с ситуацией, требуемой точной концентрации и запоминания предметов. С памятью человека связана его профессиональная деятельность, успешность обучения, воспитания и общего развития человека.
Память считается одним из главных психофизиологических особенностей человека, при которой задействованы как его психические свойства, так и физиологические характеристики высшей нервной деятельности. Одной из самых главных этапов развития памяти считается младший школьный возраст. Именно в этот период память под действием образовательного процесса получает наибольшее внимание со стороны педагога.
Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста.
Задачи: помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями.
Мнемотехника помогает развивать:
• ассоциативное мышление
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
«Маша и медведь»
Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводится ребёнком при её показе ему.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Мнемозагадка
Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить.
Первой группе. Составить мнемотаблицу, используя текст.
Встали девочки в кружок,
Встали и примолкли.
Дед Мороз огни зажег
На высокой елке.
Наверху - звезда,
Бусы в два ряда.
Пусть не гаснет елка,
Пусть горит всегда!
Вторая группа должна составить загадку по мнемотаблице.
Таким образом, с помощью схем – моделей и мнемотаблиц удастся достичь следующих результатов:
- у детей появится желание пересказывать сказки – как на занятии, так и повседневной жизни;
- расширится круг знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми не только развивает все виды памяти, учит детей управлять своей памятью, увеличивает её объём, но и обеспечивает развитие всей умственной деятельности младших школьников, его творческое познание.
СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»
Что я знаю после изучения данной темы?
Что я хочу сделать для себя?
Что я смогу сделать для себя?