Мастер-класс
Формирование математической грамотности
2 класс
Подготовила:
Римиханова А.Ф.
Дерево- функционально грамотная личность Вода- педагогические технологии Яблочки –ключевые компетенции Лейка-учитель
Цель и предметные результаты мастер-класса
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как: - понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;
- способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;
-совокупность умений.
Наша цель на сегодня - через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.
Ориентиром для нас является стандарт начального общего образования. В нем отмечено:
«Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
-использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;
-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач» (ФГОС НОО)
.
Результат
Введение
Для начала что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живѐт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Компетентностные задачи по математике
Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.
Время
Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:
-регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;
- систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации
Умения
01
Решение задач
Применение математики в повседневной жизни
Задача 1
В шкафу было 16 чашек с синими цветочками, чашек в горошек – на 2 меньше, чайных ложек – на 12 больше, чем чашек в горошек. Сколько одновременно человек смогут пить чай, если у каждого должна быть своя чашка и своя чайная ложка?
Задача 2
Настя пришла в школьную столовую пообедать, у неѐ с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:
Выбери обед из трѐх блюд (первое, второе и напиток), который может купить Настя. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.
Задача 3
Витя вылепил игрушку из глины за 40 мин. На раскрашивание этой игрушки он потратил времени в 2 раза меньше, а потом в течение 1 ч игрушка обжигалась в печи. Сколько времени ушло на изготовление игрушки?
02
Решение задач
Решение задач килограммы и количество
Задача 4
Коля весит 45кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг.
Задача
Мышление
Логика
Задача 5
В автобусе ехало 16 пассажиров, на первой остановке вышло 3 пассажира и
зашло 7 человек. На второй остановке вышло 9 человек, а зашло 8 человек.
Сколько человек стало в автобусе?
Идея
Отметка
Путь
03
Решение задач
Решение задач на логику
Задача 6
Катя, Света и Ира написали контрольную работу по математике. Они спросили у учителя, какая у них отметка. Учитель ответил: «Попробуйте догадаться. В классе двоек нет и у вас у всех отметки разные, причем, у Кати не три, а у Иры не три и не пять».
Катя
Учитель
Ира
Света
На каждом уроке Математики, когда решаем задачи, мы развиваем себя и свои навыки.
Среда
Четверг
Вторник
Понедельник
Пятница
Глава 5:
Глава 4:
Глава 3:
Глава 2:
Глава 1:
Итоги мастер-класса
Три аргумента при реализации опыта:
- задачи такого типа нельзя сводить к минимуму, они должны носить непрерывный характер и присутствовать на любом уроке математики и при изучении любой темы;
- решение ситуаций, близких к реальности, с использованием математики, важно для понимания обучающимися ее роли в повседневной жизни;
- педагогу необходимо развивать познавательные потребности школьников, организовать поиск новых заданий, направленных на практико-ориентированное обучение
Спасибо за внимание !