Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района
Мастер-класс по росписи. «Зима-кружевница»
Подготовила и провела:
Педагог
дополнительного образования -
И.А. Крюкова.
2024 г.
Цель: Научить использовать простейшие приёмы техники одного мазка, используя простые методы работы гуашью из «Уроков простого рисования».
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с новым способом росписи и её применением в декоративно прикладном искусстве.
- научить работать с краской (гуашь) новым способом.
Развивающие:
- способствовать развитию воображения, внимания, зрительной памяти, художественного вкуса.
-развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- развитие познавательного интереса учащихся, уверенности в собственных силах через атмосферу творчества и ситуацию успеха.
- формирование культуры труда, совершенствование трудовых навыков, воспитание аккуратности в работе, усидчивости, терпения.
Материалы и оборудование:
- образцы готовых открыток, образцы элементов росписи на отдельных листах, фотографии других видов использования росписи в прикладном искусстве.
-краски гуашь, синтетические кисти плоской и круглой формы различных номеров, стакан для воды, матерчатая салфетка или обрывок ветоши для протирание кистей, пластиковая палитра и цветной картон.
План беседы:
I. Организационный момент
1) Приветствие.
2) Сообщение темы и цели занятия.
II. Основная часть.
Беседа. Творческая работа.
III. Заключительная часть.
Итог занятия.
Ход:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами создадим открытки своими руками в необычной технике. В технике росписи на цветном картоне белой краской.
Мы будем использовать гуашь. Помните, как мы с ними общаемся? Помните важные качества этой краски? Какой цвет самый главный?
Педагог:Ребята, давайте посмотрим, не забили ли вы о мерах предосторожности, надели ли вы фартук и нарукавники и постелили ли вы клеёнки. Не забыли наполнить свои стаканчики водой?
Учащиеся отвечают на вопросы и завершают подготовку к работе с красками.
2. Основная часть. Беседа. Творческая работа.
Педагог: «Искусство росписи популярно во все времена. Роспись – это покрытие какой-либо поверхности - стен, потолка и т.п. - рисунком или какими-либо композициями. (1)
Какие виды росписи вы знаете?
Где они используются?
Как вы думаете где может использоваться роспись как на образцах?
Небольшой экскурс в историю на примере тагильской росписи.
Популяризация росписи произошла во второй половине XVIII века благодаря промышленнику и покровителю искусств Никите Демидову в Нижнем Тагиле. Уже существовавшей в то время техникой письма расписывали подносы, сундуки, шкатулки, столы и т.д. Демидов организовал школу, создал производство, что послужило толчком для развития промысла. В то время народная роспись называлась «маховым» письмом в один мазок (отсюда дословный перевод модного названия One Stroke), когда на кисточке - две краски любого цвета, а на кончике - обязательно белила. Краску наносили свободным веерообразным движением, и объема добивались одним мазком, особый «конек» тагильской росписи - три цветка, или, по-местному «розана», в центре композиции.В начале 70-х годов, художник-самоучка Donna Dewberry, более известная в качестве декоратора её собственного дома, нежели как популярный художник, в результате изучения различных руководств по рисованию и творческих изысканий создала свою собственную технику рисования, которая изначально носила название Техника рисования Двойное погружение (Double-Loading painting technique). В 1982 году Донна впервые расписала в своей технике подарок для своей мамы, это была кошка, фигура которой была выпилена из фанеры. Сначала проекты Донны ограничивались росписью жестяных изделий (банок, чайников, подносов и т.п.).
Техника рисования Донны очень интересна и многопланова. Эта техника является результатом изучения истории и различных методик и стилей декоративных росписей.
Техника рисования Донны сродни многим современным традиционным видам росписей, таким, как Петриковская роспись, Жостовская, Хохломская и т.д.
Донна покоряет своим мастерством и скоростью исполнения декоративных рисунков. Ее техника рисования заинтересовала многих художников-любителей, профессионалов и всех желающих овладеть этой методикой и продолжает покорять детей и взрослых на разных материках и в разных странах.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам выполнить творческую работу. Мы будем расписывать елочные игрушки.
Ход работы:
1.На цветном картоне нарисовать 3 средних круга по трафарету.
2. Нарисовать еще несколько игрушек в виде ромба, маленьких кругов и тд. Гуашь замечательно ложиться. И помните, каждую точку на вашем рисунке мы можем превратить в красоту!
3.Начинаем роспись с 3 шариков, обводим контур игрушек и рисуем ленточки к ним. Далее приступаем к росписи внутри круга, рисуем узоры, прямые и волнистые линии, снежинки, элементы кружева и тд.
4.Проделываем эту работу и с остальными игрушками на картоне.
Пальчиковая гимнастика «Много могут пальчики» :
Много могут пальчики –
Озорные мальчики:
Могут карандаш держать,
Чтоб картинки рисовать.
Могут пальчики лепить,
Из бумаги птиц сложить
И машину, и зверей,
Приготовьтесь поскорей.
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Педагог: Ребята, давайте попробуем оценить нашу работу. А оценить необычно, а с помощью чувств. Какие чувства вызывают у вас, ваша работа сегодня на занятии?
Ответы детей: (радость, удовольствие, наслаждение, восторг!).
Педагог: Я думаю, что вы собой довольны, и предлагаю устроить небольшую выставку ваших работ.
Защита творческих работ: (ребята рассказывают о нарисованном и для кого эта открытка)
Педагог: «Мне очень было приятно с вами работать. Поработали на славу, и создали красоту. Занятие окончено. А теперь приведём наши рабочие места в порядок, не забудьте ничего. До свидания, до новых встреч!
Список используемой литературы:
https://stihi.ru/2008/07/09/1177
https://ped-kopilka.ru/shkolnikam/raskaz-pro-kuvshinku-dlja-detei-2-3-klasa.html