СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме "Миграции населения России"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиз нашего общения: высказывание Бернарда Шоу “Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность” на это и нацелен наш мастер-класс. 

Картину миграционных процессов помогает изучить наука статистика. Ребятам даётся задание, вспомнить способы наглядного представления статистических данных, с которыми они знакомы из курса математики. (Дети называют: графики, круговую диаграмму, столбчатую диаграмму, таблицы)...

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме "Миграции населения России"»

Мастер-класс (география + математика) по теме

"Миграция населения России"

Цель:

  • развивать УУД по работе со статистическим материалом, используя возможности предметов географии и математики (для учащихся);

  • показать использование математических способов обработки статистических материалов в курсе географии (для приглашенных).

Задачи:

  • сформировать представление о миграционных потоках в России;

  • изучить причины перемещения населения;

  • воспитывать толерантное отношение к представителям различных национальностей.

Планируемые результаты:

  • метапредметные: межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в группе, выполнять разные роли и обязанности; признание различных мнений; работать с текстом; строить логическое рассуждение и делать выводы; умение работать с информацией и медиасредствами: создавать таблицы, графики, диаграммы для решения учебной задачи;

  • предметные: способность применять полученные знания на практике из курса географии и математики;

  • личностные: ответственность, постановка и выполнение целей; любознательность; направленность на саморазвитие.

Учитель географии: Добрый день, уважаемые коллеги!

Учитель математики: Здравствуйте. Мастер класс для вас проводят учитель географии Титенков М.М.

Учитель географии: и учитель математики Федосеенко Н.Г.

Учитель математики: Девиз нашего общения: высказывание Бернарда Шоу “Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность” на это и нацелен наш мастер-класс.

Учитель географии:

Видеофрагмент 1. “Миграция населения”.

- О какой проблеме этот сюжет? (перемещение). А на каком еще предмете вы изучали это явление?

- Как вы называли перелеты птиц, перемещение оленей на новые пастбища? (Этот процесс называется миграция).

- Как, по вашему мнению, будет называться тема занятия? Презентация. Слайд 1.

- Какие поставим цели? (ответы).

 Внимательно слушая объяснение, составьте кластер “Виды миграции” (Слайд 2), используя Приложение 1, 2 раздать.

- Миграция - это перемещение населения из одного населенного пункта в другой со сменой места жительства. По масштабу выделяют внешнюю миграцию, связанную с переселением из одной страны в другую. Внутренняя миграция происходит в пределах одной страны: основные виды - межрегиональная, внутрирегиональная. Люди, совершающие миграцию, называются мигрантами.

Внешняя миграция по направлению движения людей подразделяется на эмиграцию - выезд из своей страны и   иммиграцию - въезд населения в страну.

Миграцию различают по времени - постоянная и временная - такая как сезонная миграция - привлечения рабочей силы на сезонные работы, туризм; маятниковая - обычно ежедневное перемещение людей из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно.

Необходимо отдельно сказать еще об одном виде миграции. – “утечка умов”. На уроке для детей надо показать видеоролик, который можно найти на просторах интернета.

Проверка кластера по образцу.

-Далее на уроке для детей даются задания в группах: Причины миграций различны. Поэтому каждая группа работает с одной из причин миграций. Можно минуту дать на погружение в это задание.

(Коллеги, вам заранее раздали материал для просмотра, поэтому в целях экономии времени мы покажем слайды, по которым подведём итоги работы групп).

Из предложенного текста выберите свой блок причин: Причины миграций различны. Люди переезжают в поисках работы, личной безопасности. Их привлекают высокий уровень медицинского обслуживания, образования, качества жизни. Они покидают места с радиационным загрязнением, зон межнациональных конфликтов, религиозных противоречий. Освоение регионов отражается на миграционном потоке.

Учитель математики: Картину миграционных процессов помогает изучить наука статистика. Ребятам даётся задание, вспомнить способы наглядного представления статистических данных, с которыми они знакомы из курса математики. (Дети называют: графики, круговую диаграмму, столбчатую диаграмму, таблицы).

Слайд 3.

- Какую информацию можно получить при анализе представленного графика? (динамика миграционных процессов в России)

- Посмотрите на составленном кластере, как будут называться въезжающие в страну и выбывающие из нее? (Иммигранты – въезжающие, эмигранты – выезжающие).

- Как показаны на графике иммигранты и эмигранты?

- В каком году в Россию из других стран въехало наименьшее число людей? (2010 г.)

- Определите величину миграционного прироста населения России в 2013 г. Как это можно сделать? (иммигранты – эмигранты = сальдо миграции - 296 тыс. человек).

- По каким показателям еще можно охарактеризовать миграционные процессы? (по возрастному, половому, национальному, религиозному)

-И следующий этап урока детям снова даются задания в группах, выполняя задания по инструктивным карточкам (Приложение 4, 5), группы 2 и 4 находят документы на рабочем столе ноутбука. Комментирует слайды 4-10.

Учитель географии: Количество приезжих внушает россиянам опасение. Так ли это? Вместе: Интервью журналиста с представителем миграционной службы

- Здравствуйте, я – журналист из газеты “Разные направления”. Для колонки “Миграционная ЗАМЕТКА”, встретился с представителем миграционной службы Екатериной Треповой.

- Добрый день.

- По вашей оценке, Екатерина, какое количество трудовых мигрантов приезжает ежегодно в Россию на заработки?

- 20 млн. трудовых мигрантов, среди которых 10 млн. трудятся нелегально. Ущерб от трудовой деятельности нелегалов можно оценить в 200 млрд. рублей.

- Какова ваша точка зрения на привлечение иммигрантов?

- Считаю, что, с одной стороны, привлечение мигрантов повышает конкурентоспособность российской экономики за счёт более дешёвой рабочей силы. При этом мигранты занимают, как правило, те рабочие места, которые считаются непрестижными.

С другой стороны, приезд малоквалифицированных мигрантов увеличивает долю населения с низкой квалификацией и низкой оплатой.

- Екатерина, спрогнозируйте объем потока иммигрантов.

- Россия до середины века должна принять как минимум 20 миллионов иммигрантов.

- Большое спасибо.

Коллеги, вам было дано задание, которое нужно было выполнить. Комментирует дальше Слайд 11.



Группа 5 и “Гости” (приглашенные учителя) Раздать учителям материалы.

Задание: Определите, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно. Для ответа используйте глоссарий.

Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал - в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы.

Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию.

Вот это миграции”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.

Глоссарий

Миграция – переселение (перемещение) людей из одного города (места) в другой.

Виды миграции:

внутренняя – переселение в пределах одной страны;

внешняя – переселение из одной страны в другую;

маятниковая миграция – ежедневные поездки на работу и учебу из пригорода в город и обратно;

сезонные миграции;

- временная

насильственные миграции – депортация;

эмиграция – выезд за пределы страны;

иммиграция – въезд в страну,

реэмиграция – возвращение в страну;

репатриация – возвращение на родину.

Алгоритм ответа

п/п

 

Ответ

1.

Иванов 

временная, сезонная, эпизодическая

2.

Сидоров

эмигрант

3.

Прабабушка Сидорова 

в годы войны – насильственная; после победы – репатриация

4.

Наталья (сестра Иванова) 

трудовая вахтово-экспедиционная миграция

5.

Тетка Иванова 

реэмиграция

- А что же такое депортация?

Заслушиваются результаты работы творческих групп через 5 минут. Желающие от каждой группы отвечают на задания. С мест дети уточняют, дополняют.

- Подведем итог совместной деятельности.

Коллеги, итогом такого урока будет “Чемодан мигранта” - на доске прикрепляются работы всех групп. Наши исследования показали (предполагаемые ответы учащихся):

  • 1 группа. Миграция подразделяется на несколько видов.

  • 2 группа. Причины миграций различны.

  • 3 группа. В миграционном потоке преобладают люди трудоспособного возраста.

  • 4 группа. В Сладково наблюдается отток населения.

  • 5 группа. Население России отличается большой подвижностью.

Прийти к такому заключению помогли не только знания географии, но и математики.

Учитель математики: Рефлексия - Слайд 12.

- Ребята, проведите самооценку своей работы: выберите птичку того цвета, который соответствует вашей оценке и прикрепите на дерево знаний.

Прием  “Могу больше”

  • Красный – я понял материал и могу объяснить другим;

  • Зеленый – я понял материал, но затрудняюсь объяснить другим;

  • Оранжевый – я не понял материал.

Слайд 13. Ученики получают задание подготовить эссе на одну из предложенных тем: “Воздействие миграций на жизнь российского общества”, “Влияние миграций на судьбы людей”, “Нужны ли трудовые мигранты”, “Миграция – это благо или зло?” (на выбор, 100-200 слов), составить синквейн.





























Для учителя математики:

Алгоритм ответа 1 группы

п/п

 

Ответ

1.

Выделяют 3 вида миграций

Внутрирегиональную, межрегиональную, международную

2.

Из них в России преобладает

Внутрирегиональная

3.

Это подтверждают данные из таблицы

В 2013г. прибыло 2 102 036, в 2014г. - 2 069 515

4.

Сопоставление данных 2013 и 2014 годов говорят о том, что

Миграция внутрирегиональная снизилась, а все другие виды возросли



Алгоритм ответа группы 2 слайды 5-6 для заданий 1-3

п/п

 

Ответ

1.

Наиболее подвижна часть населения

женщины

2.

Диаграмма подтверждает, что

Женщины мигранты составляют 52% от общего числа прибывших, а мужчины 42%

3.

Разница соотношения “женщины – мужчины” неодинакова в потоках:

а) внутрирегиональном

б) межрегиональном

в) международном

Слайд 6

а) внутрирегиональном женщин на 194819 человек больше

б) межрегиональном – на 85862

в) международном – мужчин на 139245 человек больше, чем женщин

4.

Проанализировав половую структуру потоков разных видов миграции, пришли к выводу, что

Во внутрирегиональном и межрегиональном потоках преобладают женщины, а в международном – мужчины, так как прибывают мужчины, в основном из Средней Азии, Кавказа



Алгоритм ответа группы 3

п/п

 

Ответ

1.

С учетом трех возрастных категорий чаще всего мигрирует по России

Трудоспособное население

2.

Среднее соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения

3 : 1

3.

Наиболее высокое преобладание трудоспособного населения наблюдается в

Межрегиональной иммиграции

4.

Для объяснения мы использовали картосхему учебника. Она помогла выявить, что основной

 

приток населения идет из зоны Севера, Сибири в Центральную Россию. Считаем, что связано это с экономическим кризисом, который привел к закрытию многих предприятий, ведь в суровых климатических условиях для их работы требуется много средств, условия жизни трудные, поэтому люди и уезжают из этих мест.

Алгоритм ответа группы 4

п/п

 

Ответ

1.

Наибольшее количество человек прибыло в поселок Пригородный в

Анализ приведенных данных показывает, что в нашем населенном пункте наблюдается наибольшее число прибывших 2014 году

2.

Наибольшее количество человек выбыло из поселка в

наибольшее число выбывших в 2009г

3.

Миграционный прирост населения в поселке составил по годам

 

4.

Все годы, за исключением

2010 и 2014 миграционный прирост отрицательный

5.

Мы считаем, что для уменьшения оттока населения из поселка необходимо

Большое число выбывающих вызывает тревогу, чтобы предотвратить этот процесс, необходимо увеличение рабочих мест, восстановление утраченных производств, создание благоприятных жилищных условий молодым семьям,

чтобы выпускники нашей школы по окончании учёбы в высших и средних учебных заведениях возвращались работать в свой родной посёлок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!