Мастер-класс (география + математика) по теме
"Миграция населения России"
Цель:
развивать УУД по работе со статистическим материалом, используя возможности предметов географии и математики (для учащихся);
показать использование математических способов обработки статистических материалов в курсе географии (для приглашенных).
Задачи:
сформировать представление о миграционных потоках в России;
изучить причины перемещения населения;
воспитывать толерантное отношение к представителям различных национальностей.
Планируемые результаты:
метапредметные: межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в группе, выполнять разные роли и обязанности; признание различных мнений; работать с текстом; строить логическое рассуждение и делать выводы; умение работать с информацией и медиасредствами: создавать таблицы, графики, диаграммы для решения учебной задачи;
предметные: способность применять полученные знания на практике из курса географии и математики;
личностные: ответственность, постановка и выполнение целей; любознательность; направленность на саморазвитие.
Учитель географии: Добрый день, уважаемые коллеги!
Учитель математики: Здравствуйте. Мастер класс для вас проводят учитель географии Титенков М.М.
Учитель географии: и учитель математики Федосеенко Н.Г.
Учитель математики: Девиз нашего общения: высказывание Бернарда Шоу “Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность” на это и нацелен наш мастер-класс.
Учитель географии:
Видеофрагмент 1. “Миграция населения”.
- О какой проблеме этот сюжет? (перемещение). А на каком еще предмете вы изучали это явление?
- Как вы называли перелеты птиц, перемещение оленей на новые пастбища? (Этот процесс называется миграция).
- Как, по вашему мнению, будет называться тема занятия? Презентация. Слайд 1.
- Какие поставим цели? (ответы).
Внимательно слушая объяснение, составьте кластер “Виды миграции” (Слайд 2), используя Приложение 1, 2 раздать.
- Миграция - это перемещение населения из одного населенного пункта в другой со сменой места жительства. По масштабу выделяют внешнюю миграцию, связанную с переселением из одной страны в другую. Внутренняя миграция происходит в пределах одной страны: основные виды - межрегиональная, внутрирегиональная. Люди, совершающие миграцию, называются мигрантами.
Внешняя миграция по направлению движения людей подразделяется на эмиграцию - выезд из своей страны и иммиграцию - въезд населения в страну.
Миграцию различают по времени - постоянная и временная - такая как сезонная миграция - привлечения рабочей силы на сезонные работы, туризм; маятниковая - обычно ежедневное перемещение людей из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно.
Необходимо отдельно сказать еще об одном виде миграции. – “утечка умов”. На уроке для детей надо показать видеоролик, который можно найти на просторах интернета.
Проверка кластера по образцу.
-Далее на уроке для детей даются задания в группах: Причины миграций различны. Поэтому каждая группа работает с одной из причин миграций. Можно минуту дать на погружение в это задание.
(Коллеги, вам заранее раздали материал для просмотра, поэтому в целях экономии времени мы покажем слайды, по которым подведём итоги работы групп).
Из предложенного текста выберите свой блок причин: Причины миграций различны. Люди переезжают в поисках работы, личной безопасности. Их привлекают высокий уровень медицинского обслуживания, образования, качества жизни. Они покидают места с радиационным загрязнением, зон межнациональных конфликтов, религиозных противоречий. Освоение регионов отражается на миграционном потоке.
Учитель математики: Картину миграционных процессов помогает изучить наука статистика. Ребятам даётся задание, вспомнить способы наглядного представления статистических данных, с которыми они знакомы из курса математики. (Дети называют: графики, круговую диаграмму, столбчатую диаграмму, таблицы).
Слайд 3.
- Какую информацию можно получить при анализе представленного графика? (динамика миграционных процессов в России)
- Посмотрите на составленном кластере, как будут называться въезжающие в страну и выбывающие из нее? (Иммигранты – въезжающие, эмигранты – выезжающие).
- Как показаны на графике иммигранты и эмигранты?
- В каком году в Россию из других стран въехало наименьшее число людей? (2010 г.)
- Определите величину миграционного прироста населения России в 2013 г. Как это можно сделать? (иммигранты – эмигранты = сальдо миграции - 296 тыс. человек).
- По каким показателям еще можно охарактеризовать миграционные процессы? (по возрастному, половому, национальному, религиозному)
-И следующий этап урока детям снова даются задания в группах, выполняя задания по инструктивным карточкам (Приложение 4, 5), группы 2 и 4 находят документы на рабочем столе ноутбука. Комментирует слайды 4-10.
Учитель географии: Количество приезжих внушает россиянам опасение. Так ли это? Вместе: Интервью журналиста с представителем миграционной службы
- Здравствуйте, я – журналист из газеты “Разные направления”. Для колонки “Миграционная ЗАМЕТКА”, встретился с представителем миграционной службы Екатериной Треповой.
- Добрый день.
- По вашей оценке, Екатерина, какое количество трудовых мигрантов приезжает ежегодно в Россию на заработки?
- 20 млн. трудовых мигрантов, среди которых 10 млн. трудятся нелегально. Ущерб от трудовой деятельности нелегалов можно оценить в 200 млрд. рублей.
- Какова ваша точка зрения на привлечение иммигрантов?
- Считаю, что, с одной стороны, привлечение мигрантов повышает конкурентоспособность российской экономики за счёт более дешёвой рабочей силы. При этом мигранты занимают, как правило, те рабочие места, которые считаются непрестижными.
С другой стороны, приезд малоквалифицированных мигрантов увеличивает долю населения с низкой квалификацией и низкой оплатой.
- Екатерина, спрогнозируйте объем потока иммигрантов.
- Россия до середины века должна принять как минимум 20 миллионов иммигрантов.
- Большое спасибо.
Коллеги, вам было дано задание, которое нужно было выполнить. Комментирует дальше Слайд 11.
Группа 5 и “Гости” (приглашенные учителя) Раздать учителям материалы.
Задание: Определите, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно. Для ответа используйте глоссарий.
Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал - в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы.
Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию.
“Вот это миграции”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.
Глоссарий
Миграция – переселение (перемещение) людей из одного города (места) в другой.
Виды миграции:
- внутренняя – переселение в пределах одной страны;
- внешняя – переселение из одной страны в другую;
- маятниковая миграция – ежедневные поездки на работу и учебу из пригорода в город и обратно;
- сезонные миграции;
- временная
- насильственные миграции – депортация;
- эмиграция – выезд за пределы страны;
- иммиграция – въезд в страну,
- реэмиграция – возвращение в страну;
- репатриация – возвращение на родину.
Алгоритм ответа
№ п/п | | Ответ |
1. | Иванов | временная, сезонная, эпизодическая |
2. | Сидоров | эмигрант |
3. | Прабабушка Сидорова | в годы войны – насильственная; после победы – репатриация |
4. | Наталья (сестра Иванова) | трудовая вахтово-экспедиционная миграция |
5. | Тетка Иванова | реэмиграция |
- А что же такое депортация?
Заслушиваются результаты работы творческих групп через 5 минут. Желающие от каждой группы отвечают на задания. С мест дети уточняют, дополняют.
- Подведем итог совместной деятельности.
Коллеги, итогом такого урока будет “Чемодан мигранта” - на доске прикрепляются работы всех групп. Наши исследования показали (предполагаемые ответы учащихся):
1 группа. Миграция подразделяется на несколько видов.
2 группа. Причины миграций различны.
3 группа. В миграционном потоке преобладают люди трудоспособного возраста.
4 группа. В Сладково наблюдается отток населения.
5 группа. Население России отличается большой подвижностью.
Прийти к такому заключению помогли не только знания географии, но и математики.
Учитель математики: Рефлексия - Слайд 12.
- Ребята, проведите самооценку своей работы: выберите птичку того цвета, который соответствует вашей оценке и прикрепите на дерево знаний.
Прием “Могу больше”
Красный – я понял материал и могу объяснить другим;
Зеленый – я понял материал, но затрудняюсь объяснить другим;
Оранжевый – я не понял материал.
Слайд 13. Ученики получают задание подготовить эссе на одну из предложенных тем: “Воздействие миграций на жизнь российского общества”, “Влияние миграций на судьбы людей”, “Нужны ли трудовые мигранты”, “Миграция – это благо или зло?” (на выбор, 100-200 слов), составить синквейн.
Для учителя математики:
Алгоритм ответа 1 группы
№ п/п | | Ответ |
1. | Выделяют 3 вида миграций | Внутрирегиональную, межрегиональную, международную |
2. | Из них в России преобладает | Внутрирегиональная |
3. | Это подтверждают данные из таблицы | В 2013г. прибыло 2 102 036, в 2014г. - 2 069 515 |
4. | Сопоставление данных 2013 и 2014 годов говорят о том, что | Миграция внутрирегиональная снизилась, а все другие виды возросли |
Алгоритм ответа группы 2 слайды 5-6 для заданий 1-3
№ п/п | | Ответ |
1. | Наиболее подвижна часть населения | женщины |
2. | Диаграмма подтверждает, что | Женщины мигранты составляют 52% от общего числа прибывших, а мужчины 42% |
3. | Разница соотношения “женщины – мужчины” неодинакова в потоках: а) внутрирегиональном б) межрегиональном в) международном | Слайд 6 а) внутрирегиональном женщин на 194819 человек больше б) межрегиональном – на 85862 в) международном – мужчин на 139245 человек больше, чем женщин |
4. | Проанализировав половую структуру потоков разных видов миграции, пришли к выводу, что | Во внутрирегиональном и межрегиональном потоках преобладают женщины, а в международном – мужчины, так как прибывают мужчины, в основном из Средней Азии, Кавказа |
Алгоритм ответа группы 3
№ п/п | | Ответ |
1. | С учетом трех возрастных категорий чаще всего мигрирует по России | Трудоспособное население |
2. | Среднее соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения | 3 : 1 |
3. | Наиболее высокое преобладание трудоспособного населения наблюдается в | Межрегиональной иммиграции |
4. | Для объяснения мы использовали картосхему учебника. Она помогла выявить, что основной | приток населения идет из зоны Севера, Сибири в Центральную Россию. Считаем, что связано это с экономическим кризисом, который привел к закрытию многих предприятий, ведь в суровых климатических условиях для их работы требуется много средств, условия жизни трудные, поэтому люди и уезжают из этих мест. |
Алгоритм ответа группы 4
№п/п | | Ответ |
1. | Наибольшее количество человек прибыло в поселок Пригородный в | Анализ приведенных данных показывает, что в нашем населенном пункте наблюдается наибольшее число прибывших 2014 году |
2. | Наибольшее количество человек выбыло из поселка в | наибольшее число выбывших в 2009г |
3. | Миграционный прирост населения в поселке составил по годам | |
4. | Все годы, за исключением | 2010 и 2014 миграционный прирост отрицательный |
5. | Мы считаем, что для уменьшения оттока населения из поселка необходимо | Большое число выбывающих вызывает тревогу, чтобы предотвратить этот процесс, необходимо увеличение рабочих мест, восстановление утраченных производств, создание благоприятных жилищных условий молодым семьям, чтобы выпускники нашей школы по окончании учёбы в высших и средних учебных заведениях возвращались работать в свой родной посёлок. |