СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс по теме: "Самостоятельная работа на уроках обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс по теме: "Самостоятельная работа на уроках обществознания"»

МАСТЕР – КЛАСС

«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Разработала:

учитель истории и обществознания Рогова А.Р.

«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».

К.Кушнер.

Цель мастер-класса: обрести в лице участников, педагогов, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задачи:

-напомнить коллегам терминологию мастер – класса;

-показать применяемый у себя на практике прием как особо эффективный при достижении результатов по самостоятельной работе.

Ход проведения мастер-класса:

1.Подготовительно-организационный этап:

Организационный момент, положительная мотивация. Актуализация.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде чем нам начать работу, хотелось бы, узнать, что каждый из вас ожидает от работы в мастер- классе.

У вас на парте лежат разноцветные лучики солнца, ваши ожидания от мастер – класса:

-Желтый цвет - то, что узнал(а) можно применить у себя на практике;

-Коричневый цвет - не считаю нужным применять данный прием у себя на практике.

Прежде чем нам настроиться на работу, предлагаю поиграть, используя прием «верю - не верю» и размять наши ладони. Если вы согласны, со мной аплодируйте.

1. Верите ли вы что,  самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности, активизирующей познавательную деятельность учащихся на уроках?



2.Верите ли вы, самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей?

3.Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?

Сегодня каждый учитель ставит на первое место те пути обучения, которые способствуют повышению качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся. Урок в современной школе остается основной формой организации работы с информацией, он должен быть эффективно и продуктивно организован. Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной продуктивной деятельности учащихся является организация самостоятельной работы, как по приобретению новых знаний, так и по их применению. Под самостоятельной учебной работой понимают организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного цикла занимает в среднем от 8 до 10 минут. В основном это работа с учебником: ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям или работа с картой. В течение многих лет преподавания истории и обществознания в школе я пытаюсь изменить это представление о самостоятельной работе на уроке и доказать, что без такого вида работы не может быть ни знаний, ни знающих и мыслящих учеников. Организация продуктивной самостоятельной работы на уроках является средством формирования прочных знаний, информационной компетенции учащихся и выработки их собственной гражданской позиции, воспитания активности и самостоятельности мышления как черт личности, развития умственных и творческих способностей моих учеников.

     Обществознание – один из сложнейших школьных предметов, требующий от учащихся запоминания большого объема информации, умения логически мыслить, анализировать информацию из различных источников.

    Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. Мобильный, активный, самостоятельный человек имеет все шансы стать успешным в современном мире. В связи с этим особую важность приобретает проблема взаимодействия человека и общества. Перед учителем истории и обществознания стоит чрезвычайно важная и сложная задача: он должен не только вооружить школьников историческими знаниями, но и уметь строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить и рассуждать. Большое значение в данной ситуации имеет самостоятельная работа учащихся.

         В педагогическом энциклопедическом словаре самостоятельной работе дается следующее определение: «Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя». 

     Педагог-психолог Зимняя И.А. определяет, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. При этом самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности школьника, форма самообразования, связанная с его работой в классе.

     Как видно из приведенных выше определений и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, а с другой — как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью учащихся.

     Итак, самостоятельная работа учащихся – это:

- индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя;

- вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия.

     Мне близка позиция тех, кто считает, что самостоятельная работа выступает и как форма организации обучения, и как способ деятельности учащихся по овладению универсальными учебными действиями.

     Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

2. Представление системы учебных занятий.

Я хочу продемонстрировать вам собственный прием наиболее приемлемый для самостоятельной работы. Сейчас, я попытаюсь продемонстрировать его. Назвала я этот прием «Фартук знаний». Почему «фартук»? Это слово ассоциируется с приготовлением пищи, как биологической потребностью, а в данном случае это духовная потребность, потребность в знаниях и показатель успешности работы ребенка на уроке. Этот прием особо эффективен в слабоуспевающем классе. Перед вами шаблон фартука, он удобен тем, что применяется множество раз. Этот метод применяется как при закреплении темы, проведении самостоятельной работы, так и при актуализации опорных знаний. На фартуке вы видите четыре кармана. Красный, синий, зеленый. Красный карман содержит вопросы при полном ответе, на которые ребенок получает оценку «отлично», синий цвет, вопросы ответы, на которые оцениваются «хорошо», зеленый цвет, соответственно оценка «удовлетворительно». Следующие два кармана, это карман «Я узнал», в котором содержатся вопросы для закрепления. Карман «Бонус» - это дополнительные вопросы, тем, кто не в полном объеме справился с заданием, то есть переоценил свои знания. Руководствуясь в своей работе принципом «Дать каждому ребенку проявить себя» в ходе учебного процесса я подбираю такие задания, с которыми учащиеся данной возрастной категории могли бы справиться без затруднения, т.е. они должны быть посильными для детей.

Перед работой учащимся предлагается выбрать вопросы разного уровня сложностей. Чем эффективен этот метод – каждому ребенку предоставляется возможность получить оценку, охватывает весь класс, преобладают соревновательный дух и мотивация к достижению успеха. Далее идет этап подтверждения оценок – начинается он с зеленого кармана. Дети озвучивают свои ответы, учитель озвучивает правильный ответ, их оценивают ученики «хорошисты» - соответствует ли работа выбранной им оценке. Такая же система по следующим ответам. Метод можно применять как индивидуально, так и коллективно. В моем случае он применяется индивидуально, так как школа малокомплектная.

3.Проведение имитационной игры.

В качестве учащихся выступает фокус группа из 5-6 человек. Им предлагается выбрать себе карман с заданиями. Также им раздается материал, имитирующий тему. В данном случае это тема «Человек и его деятельность». На выполнение задания отводится 6-7 минут. Разбор темы 3-4 минуты.

4.Рефлексия.

Если ваше ожидания от мастер класса достигнуты вы прикрепляете эти лучики вокруг этого кружочка. (после того как все лучики прикреплены разворачивается обратная сторона кружочка с улыбающимся солнышком).

Заключительное слово.

Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

  • Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество знаний.

  • Самостоятельные работы решают поставленные развивающие задачи.

  • Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у учащихся, делает их уверенной личностью. 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!