Художественное выжигание
Мастер-класс
Презентацию подготовил преподаватель ИЗО Портнов А.Н.
Почему выжигание?
Мастер-класс
Во-первых. Детям нравится всё новое, необычное, яркое. С красками и разными техниками в работе с ними они уже знакомы.. Традиционные техники рисования им уже поднадоели, они трудные, да и не у всех всё всегда получается. А вот необычными способами ребятам нравится рисовать всегда!
Из практики знаю, что они любят нетрадиционные техники (рисование пальчиками , ладошкой, ватными палочками и дисками, трубочками для коктейля, граттаж, линогравюра и т. д) и это хороший способ вернуть интерес к занятиям.
Так же и с выжиганием. С виду черно-белое рисование. Но в руках уже не обычный карандаш, а настоящий технический прибор. Да и доска с выжженным на ней рисунком имеет более материальный вид, «не потеряется» среди множества рисунков и как нельзя лучше подходит для подарка маме. Портрет, пейзаж, натюрморт всё доступно для выжигания. Готовую работу, к тому же можно оформить в цвете, покрыть лаком. Что придаёт ей вообще товарный вид. Такая работа может послужить проектом по ИЗО или технологии.
Во-вторых.
Смартфоны . Бич божий, беда нового поколения. Пришедшая к нам под видом доброго Деда Мороза и принёсшая не мало пользы: постоянная надежная связь, интернет, социальные сети, общение на расстоянии.
Телефон, почта, телевизор, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат, калькулятор, миникомпьютер, игровая приставка и многое другое.
Всё вмещает в себя маленькая коробочка, которая всегда при тебе.
- А на другой чаше весов: «номофобия» ( сильный страх оказаться без мобильного телефона, сопровождающийся целым спектром неприятных ощущений ) и «смартфонозависимость». Люди стали говорить, что время течёт быстрее. Оно просто пролетает в иной реальности, в телефоне. Нет времени даже на хобби.
https://papik.pro/uploads/posts/2021-09/thumbs/1631273060_9-papik-pro-p-telefon-karikatura-10.jpg
У детей и подростков
наблюдается:
- с нижение способности концентрироваться; клиповое мышление
- возникновение проблем с развитием способностей, среди которых – память и творческое мышление;
- трудности, возникающие в процессе принятия решений;
- периодические головные боли, ухудшение зрения, боли в шейном отделе позвоночника;
- нарушения сна, бессонница;
- низкий уровень социализации.
Отличным методом борьбы с зависимостью от телефона может стать посещение различного рода секций, кружков или же организация досуга, с учетом особых предпочтений и пожеланий ребенка. Так, отвлечься от гаджетов может помочь обычный конструктор, настольные игры или наборы для творчества, способные подарить массу незабываемых впечатлений. Одним из таких вариантов может стать художественное выжигание .
Чрезмерное увлечение гаджетами (не случайно их так назвали «Гад же ты») говорит нам о том, что ребенок находится в поиске интересного занятия, которое сможет принести пользу и подарить положительные эмоции.
Частичной (посмотрим правде в глаза) альтернативой смартфону может стать интересное хобби - пирография
700 тысяч лет до н.э.
История
возникновения
искусства выжигания
20-21 век
Средние века-
19-20 век
В Перу найдена деревянная чаша культуры Наска, декорированная фигурками, выжженными на ее поверхности. Время появления сосуда относят к 700 годам до н. э. Пока это самый древний представитель декоративно-прикладного искусства, разрисованный раскаленным металлическим острым предметом.
Некоторые ученые считают, что выжигать по дереву люди стали практически сразу, как только научились плавить металл. Иглы и заостренные стержнеобразные элементы раскаляли на углях, а затем с их помощью наносили рисунок на дерево.
В России начиная с XVII в., в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «трóицкой» . В конце прошлого века в Москве, в мастерской «Детское воспитание» по эскизу известного художника Сергея Малютина была изготовлена первая русская матрёшка, все восемь фигур этой матрёшки были покрыты выжженным рисунком. В подмосковном городе Сергиеве Посаде (ныне Загорске) выжиганием и раскраской в 1912 году занималось около ста дворов. Было разработано множество различных вариантов матрёшек. Однако большой спрос на матрёшки заставил мастеров отказаться от трудоёмкой пирографии, и постепенно выжигание было заменено росписью. Но для украшения деревянных коробочек, шкатулок, блюд и ларцов продолжали применять пирографию.
В XVII веке выжигание по дереву стало весьма распространённым в Европе художественным ремеслом. Пиромастера украшали узорами главным образом предметы быта, сделанные из дерева, позднее стала популярна декорированная выжиганием мебель. Типичный набор инструментов пиромастера состоял из переносного горшка или жаровни с отверстиями вдоль верхнего края и кочерёг. Через отверстия кочерги вставлялись в жаровню, где разогревались на раскалённом древесном угле. На кочергу при этом надевался специальный заострённый наконечник. Обычно у мастера было несколько таких наконечников различной формы. Рукоятку кочерги покрывали асбестом, чтобы её можно было держать, не обжигаясь.
Выжиганием по дереву увлекались художники, живущие в разное историческое время – Рембрандт, Дюрер, Пикассо, за этим занятием нередко замечали писателя Виктора Гюго.
Пабло Руис Пикассо (1881-1973), являясь известнейшим и значимым художником XX века, не нуждается в представлении. Наследие его творчества обширно и разнообразно: это и картины, и скульптуры, и литографии, рисунки и плакаты. Но есть среди всего этого многообразия и интересующий нас экспонат:
Деревянная шкатулка-футляр для парикмахерских принадлежностей, с выжженой рукой мастера сценкой боя с быком: художник был истовым поклонником корриды.
Надпись: «Para mi amigo Arias» ("Моему хорошему другу Ариасу")Пабло Руис Пикассо, 1960
Термин «пирография» появился в Англии в конце 19 века, когда для создания декора стало использоваться специальное металлическое приспособление, называемое «горячей кочергой».
Первые приборы для выжигания по дереву представляли – это аэрозольный баллон, который заполнялся бензином или спиртом. С помощью груши в баллончик нагнетался воздух, в результате чего пары жидкости поступали во вторую резиновую трубку с платиновым наконечником. При соприкосновении с платиной пары воспламенялись и разогревали наконечник. Такие приборы использовали в первой половине 20 века.
В 70-80-е годы прошлого столетия: в широкой продаже появляются аппараты для выжигания в ассортименте - Узор, Силуэт, Вязь, Досуг, Умелец и другие. Стоят они в пределах трех рублей, и делают доступным вид творчества, который ранее был прерогативой предприятий народно-художественного промысла. Вместе с аппаратом можно купить и картинки-трафареты, и фанерные заготовки.
https://dzen.ru/media/vzbrelo/vyjiganie-po-derevu-v-sssr-5ed231e6472f9d51a46b6dc2
Промышленное производство пирографов началось во второй половине 20 века. В СССР в 1973 году. С этого времени пирография стала известна всем; во многих школах на уроках труда дети уже занимаются выжиганием.
Сюжеты разные. Это и портреты вождей, и первый космонавт Юрий Гагарин, и великие русские писатели и поэты ; различные символы - голубь мира, олимпийский мишка, вечный огонь. Сцены военных баталий и герои любимых мультфильмов - все настроения эпохи находили отражение и в выжигании.
Цели и задачи художественного выжигания по дереву:
В образовательном плане : познакомить обучающихся с историей выжигания по дереву; сформировать знания по устройству электровыжигательного аппарата; представление о технологии и процессе выжигания, о различных приемах выжигания и мерах безопасности при работе с выжигательным аппаратом; научить пользоваться выжигательным аппаратом и применять различные виды выжигания при изготовлении изделия.
Развивающая функция : развивать мелкую моторику рук; продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении технологических приёмов выжигания; развивать творческие способности, логическое мышление и сообразительность, умения применять свои знания на практике;
Воспитательный аспект: воспитывать ответственное отношение к труду; прививать навыки аккуратности и точности; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, способности доводить начатое дело до конца, умения работать в коллективе; стремления к самосовершенствованию и взаимопомощи. Отвлечь от негативного влияния гаджетов. Привлечь детей к художественному творчеству.
Оборудование
Виды выжигания
Виды выжигая
Силуэтное выжигание и негативная пирография
Контурное
Светотеневое
Контурное
Силуэтное выжигание и негативная пирография
Виды выжигания
Контурное выжигание
Подходит для начинающих. На древесину наносится только контур рисунка. Напоминает рисование карандашом. Этим способом удобно делать надписи. Хорошо освоив прием, можно переходить к выжиганию контуров методом штриховки, что выглядит ещё более интересно.
Первая работа в технике выжигания Абрамовкой ученицы Натальи Козловой.
«Чудорыба».
В дальнейшем работа была раскрашена акрилом
Силуэтное выжигание и негативная пирография
Суть силуэтного выжигания – полная «заштриховка» людей, животных, растений. Как правило, создают гладкую черную поверхность без сильных ям, царапин, белых пятен. Более продвинутый уровень в данной технике – движения пера с разной скоростью и силой нажима. Это позволяет создать разные оттенки на поверхности – от чуть заметного бежевого до чёрного, что придаёт объема готовому изделию.
Вторая разновидность силуэтного выжигания – негатив. В этом варианте силуэт рисунка остаётся вовсе не тронутым или слегка задетым иглой пирографа, а фон прожигается равномерным чёрным цветом.
https://heaclub.ru/tim/55c7b73592cdf728202d907cf3aec19f/trafaret-zhivotnih---raspechatat-besplatno.jpg
Светотеневое выжигание
При выжигании изделия часто применяется декоративное выжигание, при котором сочно выжигаются контуры и также сочно показываются тени.
Наибольшая живопись достигается при выжигании с передачей оттенков светотени . Это наиболее трудный вид выжигания, требует умения
хорошо рисовать и большого опыта по выжиганию.
С чего начать?
Мастер-класс
Художественное выжигание
Прежде всего, изучите правила безопасной работы и подготовьте рабочее место.
Под рукой должен быть удобно расположен прибор для выжигания и подставка для него. Набор сменных насадок, плоскогубцы, отвертка. Помещение должно хорошо проветриваться. Под локоть рабочей руки положите полотенце или валик. Незабываем о хорошем освещении и правильной осанке.
Все ещё подготовка!
Нанесение рисунка.
Твердым карандашом наметьте контуры будущего изображения. Лишнее сотрите мягким белым ластиком.
Рисунок можно перенести с помощью черной копировальной бумаги. Наложите копирку на вашу заготовку. Поверх поместите лист с рисунком. Закрепите скотчем или кнопками. Обведите его карандашом или не ищущей ручкой, стараясь сильно нажимать, не пропуская мелких деталей.
Семь раз отмерь – один раз отрежь,
всё равно первый блин комом!
Самое интересное!
Выжигание
«Волков боятся – в лес не ходить!»
Сначала выжигайте края рисунка, его основные линии и только потом переходите к внутренним деталям и штриховке. Двигайте рукой по направлению к себе, и тогда вы меньше устанете. Если выполняете сложное изображение, где есть заливка и градиент, то в первую очередь выполните его контуры. Ошибочные линии можно зашкурить наждачной бумагой. Ошибки неизбежны , но не нам их боятся.
«Не ошибается лишь тот,
кто ничего не делает!»
Романов Семён. «Розы». Проба раскалённого «жала».
Произведение искусства тщательно ошкуривают мелкозернистой наждачной бумагой. Уберите все угольки. Изображение можно раскрасить красками или карандашами. В завершение работу покрывают бесцветным лаком для дерева и дают высохнуть. Всё пора на выставку!
(Или ещё потренируемся?)
Отделка изделия
Как обыграть пороки древесины?
Ребята! На что похож этот сучок? Еще на один цветок, на солнце и свет от него. Решено. Заставим этот недостаток помочь нам! Да будет свет! Красим небесный фон и превращаем сучок в солнце.
А я раскрашу свой автомобиль, а этот сучок будет лицом водителя! Или спинкой сиденья, а силуэт уже готов. Присмотритесь к текстуре.
Спасибо за внимание!
Использованные в презентации материалы
1. Programma_VY_ZHIGANIE.pdf
https://sdshi74.vgr.muzkult.ru/media/2019/11/11/1266330854/Programma_VY_ZHIGANIE.pdf
2. Рабочая программа "Художественное выжигание и роспись по дереву" - Педагогическая академия современного образования
https://педакадемия.рф/касаткина-с-в-рабочая-программа/
3. Выжигание по дереву для начинающих
https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vyzhiganie-po-derevu-dlya-nachinayushchikh/
4. История выжигания по дереву: возникновение пирографии, время ее появления. Ремесло в современности
https://vplate.ru/vyzhiganie-pirografiya/istoriya/
5. Карикатуры и рисунки.
https://papik.pro/uploads/posts/2021-09/thumbs/1631273060_9-papik-pro-p-telefon-karikatura-10.jpg
5. Зависимость от телефона у детей: признаки и методы борьбы
https://kids.usafe.ru/blog/zavisimost-ot-telefona-u-detey-i-podrostkov-priznaki-poyavleniya-i-osnovnye-metody-borby/
6. Ребёнок и телефон. Номофобия - болезнь 21 века
https://infourok.ru/rebyonok-i-telefon-nomofobiya-bolezn-21-veka-6067053.html
7. Самая древняя работа с выжиганием: 700 год н.э., Перу | VZBRELO: блог о дереве
https://dzen.ru/media/vzbrelo/samaia-drevniaia-rabota-s-vyjiganiem-700-god-ne-peru-5eedfe3bff43591a9d4a3d07
8. Выжигание по дереву в СССР | VZBRELO: блог о дереве | Дзен
https://dzen.ru/media/vzbrelo/vyjiganie-po-derevu-v-sssr-5ed231e6472f9d51a46b6dc2
9. И Пабло Пикассо выжигал по дереву! Уникальные фотосвидетельства | VZBRELO: блог о дереве | Дзен
https://dzen.ru/media/vzbrelo/i-pablo-pikasso-vyjigal-po-derevu-unikalnye-fotosvidetelstva-5c86f05673c88f00b441597b
10. История появления пирографии (выжигания по дереву)
https://multiurok.ru/blog/istoriia-poiavleniia-pirografii-vyzhiganiia-po-derevu.html
11. Пирография. Выжигание по дереву: методическое пособие к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе объединения ДПИ «Декорум» /Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Струева Ирина Анатольевна. – Златоуст, 2020.
https://infourok.ru/pirografiya-vyzhiganie-po-derevu-metodicheskoe-posobie-k-dopolnitelnoj-obsheobrazovatelnoj-obsherazvivayushej-programme-obedinen-4466068.html
12. Мои обширные знания и великие познания.