СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Приемы формирующего оценивания образовательных результатов младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка имеет практическую направленность с опорой на теоретический материал.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Приемы формирующего оценивания образовательных результатов младших школьников»»

Мастер-класс «Приемы формирующего оценивания образовательных результатов младших школьников»



Цель: познакомить участников мастер-класса с технологией формирующего оценивания как инструмента для повышения качества образования.

Задачи:

1) Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников.

2) Обосновать необходимость формирующего оценивания образовательных результатов.

3)Познакомить участников мастер-класса с приемами формирующего оценивания на уроке.



Ход мероприятия:


  1. Вступление. О работе в группах.

Предлагаем вам отметить уровень владения информацией в начале мастер-класса.

Мастер-класс «Приемы формирующего оценивания образовательных результатов младших школьников»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 


 

 


Предлагаем разделиться на 2 группы.

«Цепочка». (Необходимые материалы: скрепки 2-х цветов, одинаковое количество)

На столе скрепки 2-х цветов. Участникам нужно выбрать одну. В каждой группе участники, выбравшие скрепки одинакового цвета.


- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаем вам начать наш мастер класс с чтения небольшого стихотворения –по строке каждая группа.

Чтение стихотворения двумя группами (по строке).

1. - Поговорим?

2. - О чём?

1. - О разном и о прочем.

2.- О том, что хорошо.

1. - И хорошо не очень.

2.- Чего-то знаешь ты.

1.- А что-то мне известно.

2. - Поговорим?

1. - Поговорим. Вдруг будет интересно…

-Соедините скрепки в цепочку. Что символизирует это действие? (единство темы, цели, действий…). Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей.

Рисуем настроение.

- Приглашаем по 1 добровольцу из каждой группы. (Каждый участник получает по листу бумаги и фломастеры. Один – еще и критерии, по которым его будут оценивать.

Критерии оценивания.

  • Все элементы животного присутствуют.

  • Наличие фона.

  • Цветовая гамма.

  • Возможность определения по рисунку настроения.

- Нарисуйте, пожалуйста, свое настроение в виде животного. (рисуют)


  1.  Актуальность темы

- Просмотр видеоролика «Школа мечты» (выпуск «Ералаша»)

Обсуждение содержания:

- Почему сюжет так назван?

- О чем мечтает ученик?

- Почему всем учителям он выставил двойки?

- Как чувствовали себя учителя-ученики во время опроса? Почему?

- Как вы думаете, а ваши ученики всегда понимают почему учитель поставил ту или иную отметку?


Ни для кого не секрет, что многие ученики, даже очень способные, на уроках часто молчат. Спросишь - ответят, не спросишь – не ответят, хотя знают порой ответ на вопрос. А молчат они, потому что боятся, что их не так оценит учитель, т. е. они боятся оценивания. А чтобы этого не происходило, учитель должен сделать оценку другом ученика.

Вывод: процесс оценивания очень сложен и может вызвать затруднения даже у опытных учителей.

Глубочайшим свойством человеческой природы

является стремление людей

быть оцененными по достоинству.

Уильям Джеймс

1842-1910










Теоретическая часть.


Оценивание - это процесс систематического сбора информации о развитии учащегося, анализ этой информации и предоставление обратной связи.

Согласно ФГОС Оценка – это особое действие, которое отражает то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. Причем, оценка должна стать средством мотивации обучающихся к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.

А так как ученик субъект образовательного процесса, то и в процессе оценивания он тоже должен принимать участие. Мы с вами можем поделиться с учениками инструментами оценивания, показать критерии, по которым производится оценивание и дать возможность ребенку воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.


В связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), появляются новые требования:

  • к содержанию системы школьного образования;

  • к результатам освоения основной образовательной программы (предметные, метапредметные и личностные)

В настоящее время традиционная система оценивания уже не даёт всех нужных результатов, поэтому возникла необходимость создания новой системы оценивания, переосмысление и изменение подходов и инструментов к оцениванию образовательных результатов (учебных достижений) учащихся.

Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить продуктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Происходит смена сути оценивания – от преимущественно суммирующего оценивания к модели так называемого «оценивания для обучения», «развивающего оценивания».

Такая система должна базироваться на использовании двух видов оценивания: формирующего и суммирующего.

Плюсы формирующего оценивания:

- мотивирует ученика, следовательно, даёт более качественный результат;

- формирует УУД: навыки планирования, навыки самопроверки и самоконтроля.

- помогает ученику самому оценить свои учебные достижения, определить, что и как ему надо делать, чтобы улучшить собственные результаты.

Главная цель формирующего оценивания – улучшение результатов, а не их измерение!

 Неотъемлемой частью формирующего оценивания является обратная связь. Её основные компоненты:

  • данные об актуальном уровне достижений;

  • данные о желаемом уровне достижений;

  • механизм сравнения этих двух уровней и определения разрыва между ними;

  • механизм, который позволяет использовать информацию для преодоления разрыва.

Практическая часть.

1 задание.

- Перед вами таблица. Необходимо внести в соответствующие строки и колонки нужные фрагменты.


«Сравнение формирующего и суммирующего оценивания»

Показатели

Формирующее оценивание

Суммирующее оценивание

Цель

Определить новые пути и формы обучения;

исправить ошибки учащихся;

обеспечить обратную связь учителя с учащимися

Определить соответствие знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения;

констатировать факт обученности учащихся

Анализ

Данные результаты оценивания сравниваются с предыдущими результатами учащегося

Результаты оценивания сравниваются:

— со стандартами;

— со среднестатистическими результатами;

— с результатами, определенными контролирующими органами

Шкала

Может разрабатываться учителем;

может быть балльной (отметка), может быть словесной (оценка) и безотметочной

Используется общепринятая бальная шкала оценивания

Критерии

Разрабатывается учителем или группой учителей в соответствии с принятой шкалой оценивания

Единые критерии оценки (ЕГЭ, ОГЭ, тестовых работ)

Периодичность проведения

Определяется учителем в зависимости от потребностей учащихся, например, проводится достаточно часто – ежедневно или несколько раз в течение урока

По итогам прохождения тем, блоков, курсов, по окончании периодов обучения

Участники

Учитель;

учащиеся (самооценка и взаимооценка)

Учитель;

Администрация образовательного учреждения; контролирующие органы

Фиксация результатов

В листах наблюдения;

в портфолио учащихся

Официальные документы: результаты ОГЭ, ЕГЭ; результаты административных работ; классные и электронные журналы


Проверка (слайд).

Прием «Оценка – не отметка» (взаимооценивание)

Оценивание работы группы словами, интонацией, жестом, мимикой.

«Отлично поработали вместе!», «Прекрасный результат!», «Хорошая работа!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!» (фразы, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу)


Вывод: Оценивание называется формирующим потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их своевременно и с максимальной эффективностью.


2 задание.

- Перед вами схема. Необходимо дополнить ее недостающими словами.


Формирующее оценивание отражает результаты:





_______________________ ___________________ __________________________


Ученик _________________ образовательного процесса.


В оценивании принимают участие:





_______________________ ___________________ ________________________



Прием « Светофор» (самооценивание)

-Предлагаем оценить свою групповую работу, используя прием «Светофор»

(или « Солнышко», «Говорящие рисунки»).








Инструменты формирующего оценивания.


Одним из разработчиков практического руководства для учителей по внедрению формирующего оценивания в образовательную практику является Пинская М.А. По её мнению, конечной целью формирующего оценивания является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению.

 М.А.Пинская предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания:

  • критериальное самооценивание;

  • критериальное взаимооценивание;

  • карта понятий;

  • составление тестов.

Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде.

Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке командной работы, например, группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.


3 задание.

Оценивание рисунка (самооценивание)

- Вернемся к коллегам, которые нарисовали свое настроение в виде животного. Расскажите, кого Вы изобразили. А теперь я попрошу Вас оценить свою работу (самооценка): словом, символом, шкалой, отметкой.

Почему Вы так себя оценили? Справедливо ли Вы себя оценили?

Критерии оценивания 1 участник знал заранее:

  • Все элементы животного присутствуют.

  • Наличие фона.

  • Цветовая гамма.

  • Возможность определения по рисунку настроения.

-Кому из вас было проще объективно оценить свою работу? Почему?

Вывод: ученик заранее знал критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы смог оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать.

Прием «Две звезды и желание» (учитель предлагает обучающимся проверить работы одноклассников и не оценить работы, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание». Данный вид оценивания может проводиться в письменной или устной форме. Анализ результатов проверки позволит определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность обучающихся их обобщать).

-Предлагаем оценить рисунки участников, используя данный прием.


4 задание

- Сейчас вам нужно образовать пары.  Вам дается 2 минуты на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнёра группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своём партнёре.

-Что вы узнали об этом человеке. Расскажите (30 сек)

- Вам, коллеги, предлагаем оценить рассказ и подарить цветок тому, чей рассказ понравился больше.

Прием «Цветок» (взаимооценивание)

(Этот прием можно использовать на любом этапе урока. Перед уроком ученикам раздается нарисованный цветок. После написания работы или выполненного задания, предлагается детям оценить работу своих товарищей и подарить цветок тому, у кого лучше всех получилась работа.)


5 задание

-Что надо изменить, для того чтобы успешно перейти от традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию?

(Каждая группа получает карточки со словами для справок)

-Вам необходимо дополнить таблицу, используя слова для справок.


Традиционная система оценивания

переход

Формирующее оценивание

традиционные письменные работы


неявные критерии оценивания


конкуренция


оценки результата


оценивание учителем


значимость и важность оценки


итоговое, суммарное оценивание



Слова для справок:

оценивание при участии учащихся;

проекты, творческие работы, исследовательские работы, тесты;

значимость учения;

развивающее оценивание;

позитивное оценивание;

оценивание понимания, интерпретации, анализа, синтеза;

оценивание навыков и умений;

оценивание процесса;

чёткие и прозрачные критерии оценивания;

сотрудничество, сотворчество.


Проверка (самооценивание).


Традиционная система оценивания

переход

Формирующее оценивание

традиционные письменные работы

проекты, творческие работы, исследовательские работы, тесты

неявные критерии оценивания

чёткие и прозрачные критерии оценивания

конкуренция

сотрудничество, сотворчество

оценки результата

оценивание навыков и умений

оценивание учителем

оценивание при участии учащихся

значимость и важность оценки

значимость учения

итоговое, суммарное оценивание

развивающее оценивание



Прием «Радуга» (у участников полоски цвета радуги с соответствующим значением:  красный – выполнил работу без ошибок,  оранжевый – допущены 1-2 ошибки, желтый – 3 ошибки,  зеленый – 4 ошибки,  голубой – 5 ошибок,  С – 6 ошибок,  Ф – не справился с работой совсем). 


Заключение.

-В завершении нашего мастер-класса отметьте, пожалуйста, в своих таблицах З-Х-У то, что для вас стало новым и полезным.


Рекомендации для реализации системы формирующего оценивания образовательных результатов обучающхся


1) Учебные цели должны быть открыты и понятны детям.

Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти.

2) Критерии оценивания разработаны вместе с учениками и понятны ученикам.

Ребёнок должен видеть, как учитель использует критериальное оценивание и постепенно учится оценивать себя самостоятельно.

3) Выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику, от ученика к ученику и от ученика к учителю.

4) Мгновенная корректировка учения и преподавания.

5) Отсутствие жёсткого внешнего контроля и отчётности, более свободный педагогический стиль, когда учащиеся не боятся задать вопрос, обсудить с педагогом свои учебные проблемы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!