СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Притча как средство духовно- нравственного воспитания младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Притча учит осмысливать прочитанное, заставляет думать. Как использовать притчи на уроках?

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Притча как средство духовно- нравственного воспитания младших школьников»»

ММО на тему: «Притча как средство духовно- нравственного воспитания

младших школьников»


На уроках мы, учителя, чаще всего предлагаем учащимся читать сказки или рассказы. В таких текстах главная мысль находится на поверхности, поэтому дети глубоко не вникают в него, не понимают содержание, а порой и теряют мысль.

Один из приемов «питания детской души», гармоничного развития и раскрытия внутреннего мира ребенка, следования общечеловеческим ценностям в повседневной жизни, является использование притч.

Что же такое притча? Притча – это удивительный жанр. Слово притча в переводе на славянский язык «притъка» - случай, происшествие - иносказание, образный рассказ, часто употребляемый для изложения вероучительных истин, с греческого слова «paraballo», что значит «располагать вряд». Таким образом, притча – это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения.

(Слайд 2) Притча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне. Она содержит какую-то дилемму, неожиданные слова, поступки. Простой язык притч понятен детям.

В притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную истину.  В них отражается жизнь человека, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения.

Ценность притчи в том, что она учит учащихся осмысливать прочитанное, заставляет думать, вызывает учеников на откровенный разговор в форме диалога. В такой ситуации учащиеся пытаются говорить, не бояться высказывать разные мнения. В процессе обсуждения притчи появляется возможность затронуть душевные струнки школьников, что, возможно, когда-то в них отзовется. Главная формула: «Взволновав, заставить задуматься».

Цели и задачи работы с притчей: 1. использование речевых средств для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

2.умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

3.овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

4.готовность слушать собеседника и вести диалог, возможность высказывать свою точку зрения;

5. развитие творческой активности, мышления, воображения, памяти и т.д.

(Слайд 3) Уникальность притчи и в том, что она имеет множество свойств:

  • краткость; 

  • не требует доказательств;

  • подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации;

  • не содержит прямого наставления, морали (слушатель сам должен его вывести);

  • строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов;

  • предполагает мыслительную деятельность;

  • несет в себе определенный  поучительный урок;

  • помогает постичь важную нравственную истину;

  • способ передачи мудрости старшего поколения.

(Слайд 4) Притчи выполняют следующие функции:

1. Функция зеркала.  Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями.                                    2. Функция модели.  Притча позволяет посмотреть на взаимоотношения людей со стороны, принять поведение и поступки героев притчи, вести себя в соответствии с ними.

3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

4. Функция хранения опыта. Притча – это изумительная кладовая опыта, который передается от поколения к поколению в обобщенном и занимательном виде, завораживая и привлекая внимание слушателя.

(Слайд 5) Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Притча уместна для мотивации учащихся в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в работу.  Например, классный час на тему «Счастье человека» можно начать с притчи о счастье: 

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. (вопросы: Вы хотите быть счастливыми? Что такое счастье? В чем смысл притчи?…)

(Слайд 6) Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Например, когда мы говорили о добре, рассказываем следующую притчу «Юноша и звезды». Старик шел по берегу моря и увидел молодого человека, который подбирал на берегу морские звезды и бросал их в волны. Старик спросил, зачем он это делает. Юноша ответил, что звезды умрут без воды. Старик возразил, что звезд слишком много, поэтому – что толку в его усилиях? Юноша посмотрел на звезду, которую держал в руках и сказал: «Толк есть хотя бы для нее одной. Пусть она еще поживет»… (Вопросы о том, какое качество человека проявилось в поступке мальчика? (Доброта))

Темы притч могут быть разнообразными: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед силами природы, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость к злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, здравый рассудок и т.д.

(Слайд 7) При работе с притчей на уроке можно использовать разнообразные задания:

  • название притчи;

  • выделение ключевых слов – понятий, с последующим комментированием

  • притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться);

  • формулировка вопросов или ответы на поставленные вопросы;

  • инсценировка притчи;

  • иллюстрация притчи;

  • подбор пословиц, поговорок на идею притчи;

  • вставить пропущенные слова в текст притчи;

  • притча с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, профессии, социальной роли и т.п.);

  • сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями;

  • сравнение с басней, видеороликом  (определить);

  • обсуждение основной идеи и смысла притчи;      

  • определение ценностей, которые отражает притча;

  • составление кроссвордов, ребусов по идее притчи.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы, их сердца наполнятся мудростью, а разум — пониманием.


МАСТЕР-КЛАСС

1. – Милые коллеги, посмотрите на свои руки! У мальчиков они большие, сильные. У девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всѐ: и обнять, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

- За что вы любите свои руки?

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

И скажу, вам, не тая –

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лечить,

Чуткие руки умеют дружить.

- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших коллег, которые будут вам добрыми помощниками на мастер классе.


Предлагаем поработать с притчами в группах.

1. У каждой группы свой текст притчи и три задания к ней. (Приложение 3)

Задание 1: Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили! (Приложение 4)

Задание 2: Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи. (Приложение 5)

Задание 3: Определите мораль данной притчи.

Группа «Квадраты» Притча «Корзину-то возьми»

Мораль: Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)


Группа «Треугольники» Притча «Жадный Лев»?

Группа «Круг» Притча (название придумать)

Мораль: Будь добрым, и добро к тебе вернется.


2. Групповая работа с притчами (приём «Незавершённость повествования»)

А теперь мы хотим предложить ещё один способ работы над притчей. Основной приём-это незавершённость повествования.

- Обсудите, чем могла бы закончиться притча.

Группа «Квадраты» Притча о счастье

Группа «Треугольники» Притча «Кто чем богат, тот тем и делится!»

Группа «Круг» Притча «Два друга»

(Совет)

При работе над притчами можно использовать слайд шоу. Музыка и наглядные образы создают дополнительное эмоциональное воздействие на восприятие ребёнка.


Притча не только знакомит с нравственными нормами жизни, она побуждает к нравственным поступкам, НО! Только при правильном педагогическом воздействии.

Чтобы нравственные вопросы, которые затрагивает притча не прошли мимо детей, важно завершить занятие на эмоциональном подъёме.


Рефлексия «Наполним душу ребёнка» (выход на примерный перечень тем в реализации социально – нравственного воспитания).

- Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.

- А давайте на мгновение представим нашего ученика. Давайте наполним его душу положительными нравственными качествами, которые означают богатый, духовный мир человека. (Работа в группах)

Вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.

(Совет)

- А давайте на мгновение представим, что вот этот сосуд – маленький человечек, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка. Педагог кладёт первый камень и произносит слово: любовь. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. Вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.

- Уважаемые коллеги, выполняя данное упражнение, мы тем самым определили примерный перечень тем по социально-нравственному развитию детей, (они представлены на экране и дополнены), которые помогут нам задуматься над важными нравственными проблемами, причём не только над теми, которые актуальны в настоящий момент, но и над теми, с которыми предстоит столкнуться нашим детям в будущем. Примерный перечень тем мы оформили в виде буклета и предлагаем вам использовать в процессе воспитания ваших учеников. (Прилож. 5)

(Совет)

«БУМЕРАНГ ДОБРА»

-Появилось ли у вас желание оказаться на месте одного из героев?

-На месте того кому помогают или кто помог сам?

Предлагаю вам сделать доброе дело.

Пусть каждый, у кого есть цветочек, прикоснется к сухим веточкам, подумает о хорошем и своим добром украсит мир. Гости прикрепляют к веточкам цветы.

У нас получилось Дерево Добра. Были сухие веточки, а сейчас перед нами цветущее дерево. Пусть как можно больше таких деревьев будет в вашей жизни.









Приложение 1

ПРИТЧИ для УЧИТЕЛЯ «Лучшая школа»

Родители искали для сына хорошую школу и учителя и, наконец, они выбрали для сына лучшего учителя.

Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.

- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.

Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.

- Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.

- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. – Я сам найду тебе школу.

Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя.

Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.

В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других – дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

- Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок.

- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.

- Хотите, я позову учителя? – спросил другой ребёнок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель.

Дед поздоровался и сказал:

- Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.

- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл.

Вечером мама мальчика спросили деда:

- Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?

- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.

















Приложение 2

Три желания (методика мотивационных предпочтений) (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых)

Особенности проведения методики

Данная методика предназначена для оценки развития мотивационно-потребностной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для проведения методики экспериментатор заранее на листе бумаги рисует цветок с тремя крупными лепестками. Затем дает испытуемому следующую инструкцию: «Представь себе, что это волшебный цветок. У него три лепестка. На каждом лепестке можно написать заветное желание». При проведении методики с детьми дошкольного возраста экспериментатор может по просьбе ребенка вписывать желания в лепестки.

Интерпретация методики

При анализе ответов ребенка, прежде всего, необходимо определить общую направленность его желаний: ориентированность на себя или на других людей. Если все желания отражают эгоцентрическую направленность ребенка, то это свидетельствует о недостаточном развитии мотивационно-потребностной сферы. Однако если все желания направлены на других, то это также не является показателем благополучного развития (скорее всего, ребенок просто боится выразить собственное желание). Еще одним неблагоприятным показателем развития является отказ от желаний или называние в качестве желаний установленных педагогом правил и норм. Формальный характер желания может говорить как о неискренности испытуемого (преобладании социально желательных ответов), так и о неразвитости мотивационно-потребностной сферы (чаще всего наблюдается в случае давления на ребенка со стороны взрослого, что подавляет его инициативу).

При анализе ответов определяются их категории, которые представляют ту или иную значимую для ребенка сферу. Это может быть материальная сфера (например, игрушки), сфера общения (например, «поближе познакомиться с кем-то из сверстников»), учебная сфера (например, желание повысить успеваемость), семейная сфера (например, «пойти с папой в зоопарк») и т.д.

Общий проективный характер методики позволяет актуализировать наиболее напряженные для ребенка сферы, в рамках которых сосредоточены его потребности. Напряжение может проявляться в желаниях, содержащих агрессию («хочу избить обидчика»), тревожность («хочу, чтобы меня не пугали»), нехватку эмоционального тепла, близости («хочу кролика, белочку и зайчика») и т.д.

Также при анализе полученных ответов стоит обратить внимание на их временную отнесенность к будущему или настоящему. Направленность в будущее у дошкольников нередко является отражением позиции взрослых. Например, если ребенок говорит: «Хочу, чтобы не было войны», то очевидно, что это выражение социальной позиции окружающих его близких, возможно, связанной с вполне конкретными переживаниями.









Приложение 3

Притча о счастье

Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме.

Один из братьев подошел к яме и попросил у Счастья денег. Счастье одарило его деньгами, и он ушел счастливый.

Другой брат попросил красивую женщину. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья.

Третий брат наклонился над ямой:

— Что тебе нужно? – спросило Счастье

— А тебе что нужно? – спросил брат.

— Вытащи меня отсюда, – попросило Счастье… 

Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошел прочь. А Счастье пошло за ним следом.


Притча «Кто чем богат, тот тем и делится!»

Приобрёл себе как-то хороший человек новый дом — большой, добротный и красивый, да ещё и с большим плодоносящим яблоневым садом. Рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подкинет, то ещё какую гадость сотворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро стоит с помоями.

– Как вы думаете, что сделал хороший человек?...

Взял он ведро, помои вылил, вычистил до блеска ведро, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Обрадовался сосед, услышав стук в дверь, и злорадно подумал: «Ну, наконец-то я его достал!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит:

— Кто чем богат, тот тем и делится!


Притча «Два друга»

Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому.
Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину”.
Друзья молча продолжали идти, и через много дней нашли оазис, в котором они решили искупаться.
Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”.
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне.

И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло…




1 группа «Квадраты»

Приём Незавершённость повествования»

Притча о счастье

Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме.

Один из братьев подошел к яме и попросил у Счастья денег. Счастье одарило его деньгами, и он ушел счастливый.

Другой брат попросил красивую женщину. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья.

Третий брат наклонился над ямой:

— Что тебе нужно? – спросило Счастье

— А тебе что нужно? – спросил брат.

— Вытащи меня отсюда, – попросило Счастье…  (продолжите притчу)


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------







2 группа «Треугольники»

Приём «Незавершённость повествования»

Притча «Кто чем богат, тот тем и делится!»

Приобрёл себе как-то хороший человек новый дом — большой, добротный и красивый, да ещё и с большим плодоносящим яблоневым садом. Рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подкинет, то ещё какую гадость сотворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро стоит с помоями.

– Как вы думаете, что сделал хороший человек?... (продолжите притчу)


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------







3 группа «Круги»

Приём «Незавершённость повествования»

Притча «Два друга»

Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому.
Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину”.
Друзья молча продолжали идти, и через много дней нашли оазис, в котором они решили искупаться.
Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”.
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?... (продолжите притчу)


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
























Задания для 1 группы «Квадраты»

Притча «Корзину-то возьми»

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

– Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

– На что она мне?

– Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

1 задание. Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили!

2 задание. Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи. (Приложение 5)

3 задание. Определите мораль данной притчи.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Задания для 2 группы «Треугольники»

Притча «Жадный Лев»?

Героем притчи будет являться царь зверей – Лев. Все знают, что лев – страшный хищник. К своей добыче может подкрадываться очень близко, а затем бросается вслед за ней, догоняет и совершает прыжок. Живет в Африке.

Слушая притчу, определите, какое качество льва проявляется очень ярко

Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

– Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли.

1 задание. Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили!

2 задание. Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи. (Приложение 5)

3 задание. Определите мораль данной притчи.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Задания для 3 группы «Круги»

Притча (название придумать)

Пришел как-то в одно село старичок – странник. Стал он ходить по дворам и просить милостыню. Постучался в один дом – сердобольная хозяйка вынесла страннику и теплую одежду, и утварь, и еду. Все давала, что бы он ни попросил. Постучался в другой дом, а там жадная хозяйка дала ему только дырявый платок, да поскорей дверь перед носом захлопнула.

Только ушел старичок-странник, как случился в том доме страшный пожар. Все до одного дома сгорели, и люди остались ни с чем. Вернулся тогда странник в село и каждому вернул все, что ему дали.

Первой хозяйке все ее добро отдал, а жадной достался только дырявый, как решето платок.

1 задание. Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили! (Приложение 4)

2 задание. Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи. (Приложение 5)

3 задание. Определите мораль данной притчи.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




1 задание. Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи и проведите стрелочку от качества к герою притчи.

Имя героя

Нравственные качества человека

Имя героя




Легкомыслие

Беззаботность

Милосердие

Жестокость

Бессердечность

Вежливость

Жадность

Жалость

Доброжелательность

Мудрость

Спокойствие

Смирение

Щедрость

Скупость

Самоуверенность

Благоразумие

Страх

Сострадание

Глупость

Практичность

Амбициозность













Приложение 4

1 задание. Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи и проведите стрелочку от качества к герою притчи.

Имя героя

Нравственные качества человека

Имя героя




Легкомыслие

Беззаботность

Милосердие

Жестокость

Бессердечность

Вежливость

Жадность

Жалость

Доброжелательность

Мудрость

Спокойствие

Смирение

Щедрость

Скупость

Самоуверенность

Благоразумие

Страх

Сострадание

Глупость

Практичность

Амбициозность













1 задание. Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи и проведите стрелочку от качества к герою притчи.

Имя героя

Нравственные качества человека

Имя героя




Легкомыслие

Беззаботность

Милосердие

Жестокость

Бессердечность

Вежливость

Жадность

Жалость

Доброжелательность

Мудрость

Спокойствие

Смирение

Щедрость

Скупость

Самоуверенность

Благоразумие

Страх

Сострадание

Глупость

Практичность

Амбициозность












Приложение 5


2 задание. Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл вашей притчи.

  • Как аукнется, так и откликнется.

  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

  • Человек — кузнец своего счастья.

  • При солнышке – тепло, при матушке – добро.

  • В счастье человек добреет, а от бед звереет.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • В чужой лодке всегда больше рыбки.

  • Наш петушок не нажил гребешок, а туда же — кукарекает.

  • Досталось счастья с гулькин нос.

  • Добро потеряешь - опять наживешь, друга потеряешь - уже не вернёшь.

  • Счастье не в богатстве, а в труде.

  • По Сеньке шапка.

  • Счастье не в кошельке, счастье в руках.

  • Берут завидки на чужие пожитки.

  • Был у друга, пил воду - показалась слаще мёду.

  • В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется — мал покажется.

  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

  • Верный друг лучше сотни слуг.

  • Даешь другому — приобретаешь себе.

  • Семеро одного не ждут.

  • Добро творить — себя веселить.

  • За маленьким погнался — большое потерял.

  • Кто родителей почитает, тот век не погибает.

  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.

  • Без друга в жизни туго.







Приложение 6


Примерный перечень притч для проведения бесед о нравственности

Темы мероприятий

Притчи, которые можно использовать

  • О добре и зле.

  • О добрых и плохих поступках людей.

  • О милосердии и сострадании.

«Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два волка», «Две подруги», «Город Ангелов», «Девять медалей», «Морские звёзды», «Добрые дела», «О слепце», «Человек в яме», «Про собаку», «Про мост», «Сердце», «Донор», «На мосту», «Странная женщина и темнокожий мужчина», «Богадельня», «Кто чем богат, тот тем и делится!», «Два друга»

  • Воспитай себя сам.

«Гвозди», «Начни с себя», «Всё познаётся в сравнении», «Урок бабочки», «Позитивное видение», «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике», «Семь чудес света», «Об общественном мнении», «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости».

  • О мужестве и героизме.

«Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост».

  • Любовь и уважение к родителям и близким людям.

«Воробей», «Ангел-хранитель. Мама», «Близнецы», «О блудном сыне», «Отец и сын», «Записка», «Забери меня, мама», «Мамочка», «Разговор с мамой», «Корзину- то возьми»

  • О жизненных ценностях.

«Русская земля», «Богатый и бедный», «Семь чудес света», «О надежде», «О жизни», «О смысле жизни», «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как изменить мир», «Предназначение», «То, что можно изменить», «Содержание важнее внешнего вида»

  • О любви и влюблённости.

«Роза», «Бирюзовый платок», «О любви ветра и цветка», «Хрупкая мечта», «Венчальная», «Куда уходит любовь», «Любовь жила», «Любовь и сумасшествие», «Любовь и счастье», «Разум и чувства», «Про любовь и влюблённость», «Сам слепи своё счастье», «Улыбка», «Притча о счастье»

  • Об отношениях к братьям нашим меньшим.

«Морские звёзды», «Про кота», «Про собаку», «Про бабочку», «Светлячок»

  • Для бесед с родителями.

«Наши дети», «Семь чудес света», «Ангел-хранитель. Мама», «Богатый и бедный», «За день до своего рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях», «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок», «Записка», «Забери меня, мама», «Почему меня ты, мама, не родила», «Цепочка хромосомная», «Ювенальная юстиция»


Примерный перечень притч для проведения бесед на тему нравственности

Темы мероприятий

Название притчи

  • О добре и зле.

  • О добрых и плохих поступках людей.

  • О милосердии и сострадании.

«Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два волка», «Две подруги», «Город Ангелов», «Девять медалей», «Морские звёзды», «Добрые дела», «О слепце», «Человек в яме», «Про собаку», «Про мост», «Сердце», «Донор», «На мосту», «Странная женщина и темнокожий мужчина», «Богадельня».

  • Воспитай себя сам.

«Гвозди», «Начни с себя», «Всё познаётся в сравнении», «Урок бабочки», «Позитивное видение», «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике», «Семь чудес света», «Об общественном мнении», «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости».

  • О мужестве и героизме.

«Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост».

  • Любовь и уважение к родителям и близким людям.

«Воробей», «Ангел-хранитель. Мама», «Близнецы», «О блудном сыне», «Отец и сын», «Записка», «Забери меня, мама», «Мамочка», «Разговор с мамой», «Корзину- то возьми»

  • О жизненных ценностях.

«Русская земля», «Богатый и бедный», «Семь чудес света», «О надежде», «О жизни», «О смысле жизни», «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как изменить мир», «Предназначение», «То, что можно изменить», «Содержание важнее внешнего вида»

  • О любви и влюблённости.

«Роза», «Бирюзовый платок», «О любви ветра и цветка», «Хрупкая мечта», «Венчальная», «Куда уходит любовь», «Любовь жила», «Любовь и сумасшествие», «Любовь и счастье», «Разум и чувства», «Про любовь и влюблённость», «Сам слепи своё счастье», «Улыбка»

  • Об отношениях к братьям нашим меньшим.

«Морские звёзды», «Про кота», «Про собаку», «Про бабочку», «Светлячок»

  • Для бесед с родителями.

«Наши дети», «Семь чудес света», «Ангел-хранитель. Мама», «Богатый и бедный», «За день до своего рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях», «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок», «Записка», «Забери меня, мама», «Почему меня ты, мама, не родила», «Цепочка хромосомная», «Ювенальная юстиция»




Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы, их сердца наполнятся мудростью, а разум — пониманием.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!