СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся»»

Мастер-класс «Психологическое сопровождение талантливых (одаренных)  учащихся»


Игнатенко И.М. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №11»


Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.


Упражнение «Сломанные квадраты»

Цель: почувствовать значение коллективной работы, сотрудничества, основанного на решении проблем по принципу «мы вместе против проблем».

Материалы: 3 набора разрезных квадратов.

Инструкция: Участники делятся на 3 команды. Перед каждой командой на отдельном столе раскладываются детали 3 квадратов. Каждая команда получает детали, принадлежащих разным квадратам, но обозначенных одной буквой (УС, П, Р,).

(Полный набор квадратов состоит из четырех конвертов, содержащих кусочки картона разной формы, которые при правильной сборке образуют три квадрата одинаковой величины. Каждой команде выдаётся один такой комплект. Секрет упражнения в том, что целый квадрат содержит части со всеми буквами УС, П, Р и построить квадрат из деталей, обозначенных только одной буквой невозможно). Задача команд собрать 3 квадрата.

Вопросы для обсуждения:

- Что вы чувствовали, когда складывали квадраты?

- Было ли ощущение, что не получается?

- Чему вас научило это упражнение?


Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только  в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. 
Задачи:

  • совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;

  • содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);

  • развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

  • содействие социализации,  формированию  коммуникативных  навыков;

  • содействие в повышении   квалификации педагогов,    работающих   с  талантливыми детьми.


Работа ведется по 3 направлениям:

  • работа с детьми

  • работа с родителями

  • работа с педагогами



Этапы работы с детьми

  1. Выявление одаренных детей

  2. Поддержка и сопровождение одаренных детей



Выявление одаренных детей связано также с проблемой  выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.

Одарённых детей разделяют на 4 группы 
(по Б.М. Теплову):

  1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

  2.  дети с высоким уровнем креативных  способностей (творческая одаренность);

  3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, танцоры, шахматисты и др.);  эту категорию детей чаще называют (талантливыми);

  4.  дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность)



К  методам выявления одаренных детей относятся:
наблюдение; 
общение с родителями; 
-  работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-  олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.


По результатам диагностики составляется психологический портрет на каждого ребенка.

Психологи­ческий портрет – это совокупность индивидуально-психологичес­ких характеристик, создающих неповторимый рисунок личности. Он является основой для выстраивания индивидуальной исследовательской траектории при работе с учеником.


Параметры психологического портрета

Особенности развития личностной сферы

Ведущие ценностные ориентации

Сфера интересов

Направления учебной мотивации

Особенности характера

Особенности эмоционально-волевой сферы

Особенности познавательной сферы

Особенности мышления

Познавательная активность

Сформированность учебных навыков

Развитие речи


Поддержка одаренного ребенка

Направления:

  • Развитие творческих и интеллектуальных способностей

  • Сохранение психофизиологического здоровья одаренных детей


Необходимо знать, что значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса — это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ — это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса. К сожалению, традиционные формы и методы еще оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных учащихся. Преобладающее число заданий низкого мыслительного уровня, затраты времени на выполнение заданий часто не учитываются.

Для развития    дивергентного мышления (мышление, связанное с творчеством,  анализирующее различные аспекты, которые имеют отношение к данной проблеме)   одаренных детей  надо активно вовлекать  в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе кружков, психологических клубов, игр типа "Что, где, когда?", направление в центры внешкольной работы  дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные  идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность. 

Задания


В 1557г. Английский математик Рекорд изрек: «Нет ничего более равного, чем две параллельные прямые». Какое изобретение принадлежит ему?

Ответ: знак равенства


Однажды утром жители древнего русского города увидели, что какие-то шутники вложили в руки известного памятника карту и компас. Кому был поставлен этот памятник?

Ответ: Ивану Сусанину.

Комментарий: В Костроме находится памятник Ивану Сусанину. Кострома основана в XII веке предположительно Юрием Долгоруким и вполне может быть названа древним городом.


Пентагон

  • Этот полководец нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их

  • В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков.

  • Даже немцы признавали, что перед ними был военный гений.

  • 8 мая 1945 г. он принимает капитуляцию фашистской Германии

  • В июне 1945г. принимает парад Победы на Красной площади в Москве. Назовите этого человека

Жуков



Ассоциации

Назовите месяц:

Защитник. Временное правительство. Рыбное начало

Ответ: февраль


Ответ: собака на сене


Азбука

Ответ: бал


Личности



Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка  учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации  в новых социальных ситуациях,  т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.
К компетенции  психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом,   формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями  способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации  потенциальных возможностей ребенка.
В старшей школе особую  значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего.


Рефлексия

Эдвард де Боно  - британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. В книге «Шесть шляп мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Боне  разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета.

Мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди.

белая шляпа – информация. Никаких эмоций и чувств, только факты.

черная - критика, обращение внимания на недостатки во всём.

красная - чувства и интуиция,

зеленая - креативность,

желтая – позитив, видеть во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах

синяя шляпа- управление, способность видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

«Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.


Давайте воспользуемся Методом шляп. Озвучиваю проблему «Отношение к проблеме сопровождения одаренных детей»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!