СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Современные формы сотрудничества семьи и школы (текст)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Современные формы сотрудничества семьи и школы (текст)»

Мастер-класс

«Современные формы сотрудничества семьи и школы»

Цель: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании представленных форм работы с родителями.

Задачи:

- обобщить опыт работы по проблеме взаимодействия учителя с родителями;

- продемонстрировать участникам мастер-класса использование современных форм работы с родителями.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Очень рада вас видеть на моем мастер-классе по теме «Современные формы сотрудничества семьи и школы».

Хотела бы задавать вам такой вопрос: что самое сложное в работе с детьми? (работа с их родителями)

Да, это работа с их родителями. Для многих это большая проблема. Мы сегодня постараемся эту проблему решить и ответить на самый главный вопрос: как привлечь родителей в школу? Как сделать так, чтобы мы не заставляли их приходить? Как сделать так, чтобы они приходили и уже ждали этих встреч и спрашивали, чем вам помочь.

Мы начинаем, естественно, с общения, с точек нахождения, точек соприкосновения с родителями и с детьми. С чего начинается самый первый этап формирования отношений с родителями? (родительское собрание). Уточним, а именно, какое собрание? (в конце учебного года с родителями будущих первоклассников). Да, действительно, я думаю, что начинаются эти отношения с родителями с первого собрания, которое проходит часто приблизительно в апреле месяце с родителями будущих первоклассников. Какую ошибку часто допускают учителя, когда мы во- первых, не просим, а требуем. Это вот слово надо, если вы уже его употребляете. Вы должны четко сказать, кому надо и зачем надо. Если просто надо - это уже шаг назад в вашем отношении с родителями. Мы можем просить, во- первых, объяснять, зачем, если что- то надо. Сейчас мы рассмотрим некоторые приемы работы с родителями.

Анкетирование

Я попрошу поиграть в одну игру. Нужно собраться в две группы. в своих группах в течении 3 минут найдите как можно больше общего между вами, что конкретно касается вас. Конкретные примеры.

Мы даем родителям анкету, в которой они фиксируют, чем могут помочь. Мы – учителя, уже сами себе создаем классную анкету, и будем знать, к кому обращаться из родителей за помощью. Ведь очень многому нас учат сами родители, у них множество идей. Нужно только не воспринимать родителей как своих врагов. Бывает такое, что родителя говорят: мы столько всего делаем для класса, никто не замечает нашей работы. Учителя все требуют что-то, они выполняют, потом задаются вопросом: «Куда все это уходит?». Поэтому в классе можно создать такую форму работы как – Поляна благодарения. Все сделанное родителями – обязательно отмечается. Записываются данные семьи, дополняются листочки – сделанные дела. Родители видят, что у них лепестков мало и задают вопросы.

Многие родители хотят помочь, но не знают как.

Родительский клуб:

Перейдем к следующей работе. Организация родительского клуба. Когда учитель обращается к родителям с какой-то проблемой ребенка, и спрашивает, как они работают с ребенком, бывает такое, что они не справляются с этой проблемой. Можно создать такой клуб по интересам, где учитель могла бы объяснять родителям, не ругать, не требовать, а в неформальной обстановке объяснять родителям. Давать советы, консультации. Рассказать, какие могут быть проблемы, как их решить? Например, у нас будет первая встреча на тему «Готовность к школе», собираются только те родители, которые хотят узнать, что такое готовность к школе, которые хотят быть уверенными, что их ребенок готов к школе. Учитель на встрече раздаст памятки, в которой будет информация, что ребенок должен знать то..то…то, Уметь то..то..то. на встрече разыгрываем такую игру. Что вы подразумеваете под готовностью к школе? (психологическая готовность). Вообще существует их много, мы возьмем основные из них. Есть психологическая готовность, физическая готовность, интеллектуальная готовность. Есть разные карточки, вы выбираете для того, чтобы понять, что значит та или иная готовность.

«Кейс технологии». Игра: аквариум

Учитель-мастер: довольно эффективно в работе с родителями применение кейс-технологий. Это создание проблемной ситуации и поиск выхода из нее. Мне нужны трое желающих добровольцев.

Учитель-мастер обращается к участникам фокус-группы, оставшимся за столом. Эта игра называется «Аквариум». Все вместе мы будем наблюдать за тем, что будут делать трое наших добровольцев.

(Учитель-мастер обращается к добровольцам) Ситуация: на уроке ребенок играл в игру на сотовом телефоне. Учитель заметил это, отнял телефон и сказал, что отдаст только родителям. Мама ребенку дозвониться не может, отпрашивается с работы, бежит домой. Можете себе представить ее эмоциональное состояние. Тем более ребенок утверждает, что он всего лишь посмотрел, который час.

Итак, утро следующего дня. Школа, мама, ребенок, учитель. Обстановка напряженная. Попытайтесь договориться (один из участников – учитель, второй – ученик, третий – родитель).

Учителя-участники разыгрывают ситуацию.

Учитель-мастер. Оцените ситуацию. Знакомая? Какие советы можно дать нашим героям? Какую пользу может принести такая форма работы?

Учитель-мастер. Для учителя – это возможность увидеть себя со стороны и то, как родители воспринимают ребенка.


Рейфреминг. Эффективный прием “Ролевая маска” на родительских собраниях.

Конечно, на одну и ту же проблему надо смотреть с разных точек зрения, с разных позиций. И мы попробуем сегодня это сделать.

Есть еще очень интересный и эффективный способ решения проблем. Он называется рефрейминг – заключение ситуации в новую рамку. На одну и ту же ситуацию можно постараться посмотреть глазами своего друга, мамы или своими глазами, но по прошествии 10 лет. Это позволяет не так драматизировать ситуацию и не так горячо ее переживать.

Я хочу показать, как практически действует прием “Ролевая маска” в работе, как с детьми, так и с родителями. Для обыгрывания ситуаций мы берем случаи из жизни ребят и их семей.

Представьте, что у нас собрание на тему “Как понять своего ребенка?”. Для показа приема нам нужны помощники. Вы примерите на себе маску ребенка. А Вы - маску родителей. Игра - сценка “Ребенок-статуя”.

Уважаемые родители! Говорите ли вы своему ребенку: «Не ходи во двор, не гуляй с друзьями, стой смирно?» (Ответы слушателей в роли родителей…) Что мы делаем с ребенком? (Ограничиваем движение). (лентой связываем ноги помощнику – «ребенку»)

- Говорите ли вы своему ребенку: «Положи, не трогай, не лезь руками?» Что мы делаем?

- Связываем руки. (лентой связываем руки) Говорите ли вы своим детям: «Не слушай громко музыку, не сиди в интернете, не слушай советы друзей? Что мы делаем? Лишаем информации (лентой завязываем уши) Скажите, говорите ли вы детям: «Молчи, не лезь в разговоры?» Что мы делаем? (Лишаем возможности высказаться) (завязываем рот)

Уважаемые родители, а говорите ли вы такое: «Не смотри по сторонам, не оглядывайся?

Что мы делаем? Лишаем ориентации (завязываем глаза) В результате ребенок оказывается весь связанный, не может двигаться, говорить, слушать, ничего не видит!

Спрашиваю «ребенка»: как ты чувствуешь себя в таком положении?

В данной ситуации мы применяем прием “Ролевая маска”, для того чтобы родители прочувствовали на себе состояние ребенка, которому все запрещают.

Преимущество этого приема в том, что проигрывание ролей и последующее обсуждение результатов позволяют лучше понять мотивы поведения как участника, чья роль проигрывается, так и мотивы противоположной стороны. Этот прием наглядно помогает увидеть типичные ошибки, допускаемые в жизненных ситуациях. Прием “Ролевая маска” является универсальным и может применяться во всех направлениях воспитательной работы.






























Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам

Достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек

Любознательность

Развитие образных представлений

Яркое воображение


Умение управлять своими эмоциями и поведением

Развитие речи и мышления

Смысловое запоминание










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!