СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Третий конверт". Приемы работы с текстом на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательские приёмы работы с информацией являются основой формирования универсальных учебных действий школьников, что является требованием современного образования в условиях  введения ФГОС на ступени основного общего образования. Кроме этого, сами  приёмы  универсальны, так как, являясь компонентом  технологии развития критического мышления, широко используются в интерактивном, дифференцированном обучении,  в рамках информационно-коммуникационных технологий. Исследование, организованное в любой форме, способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, формировать навыки взаимодействия с другими людьми,  объективно оценивать явления, факты, процессы,  выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы, аргументировано отстаивать собственную точку зрения. Ученик, обладающий такими качествами, станет в будущем не только хорошим специалистом, но человеком, готовым и способным достойно  жить  в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Третий конверт". Приемы работы с текстом на уроках литературы»

Мастер-класс «Третий конверт»

- Уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс,который называется «Третий конверт». Попрошу 4 человека мне помочь в проведении мастер-класса.

На экране вы видите слова. И вот мое первое задание «Работая как группа, составьте небольшой связный текст со словами: СЛОВАРЬ, ПОДАРОК, КНИГА,СЕРЬЕЗНЫЙ,СТАТЬИ, ОТВЕТЫ,ВОПРОСЫ. Вы можете добавлять новые слова, менять форму этих слов»

- Пока коллеги работают, хочу раскрыть некоторые карты. Дело в том, что произведение, которое мы будем анализировать, написано в форме писем.

Не секрет, что зачастую некоторые писатели в своих произведениях прибегают к эпистолярному жанру.

- Для чего это нужно? ( Рассказать о самом сокровенном)

А какие писатели прибегают к этому жанру? (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и другие)

- А какие современные писатели? (Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

- А еще? «Гарри Поттер»

- А сейчас самый сложный вопрос. Назовите имя писателя, жившего в Х1Х веке, который вел малоподвижный образ жизни, ценил домашний комфорт, но при этом отважился на трехлетнее морское путешествие, из которого писал письма своим друзьям, а потом на основе этих писем написал произведение? (Гончаров)

Группы готовы зачитать свои тексты?

- Произведение, которое мы будем анализировать написано в форме писем. Давайте обратимся к первому письму. В этом письме как раз использовались эти слова. Посмотрим, как они действуют там.

Учитель зачитывает текст из произведения.

- Какие слова ищет герой в Медицинском словаре? (Бог,жизнь,смерть)

Обратимся к одному из них. Например, «ЖИЗНЬ».

- Задание второе для вас: «Напишите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «ЖИЗНЬ»?

(Участники зачитывают свои ассоциации)

-Посмотрите, какое определение дано слову «ЖИЗНЬ» в словаре Ожегова.

(на экране определение слова «ЖИЗНЬ» из словаря ОЖЕГОВА)

- А ваши определения нашли свое отражение в словаре?(ДА)

Но в словаре нет таких слов, как : рассвет ,движение…

Наши ассоциации намного глубже и сложнее, чем определение в словаре. Но интересно,что и ваши ассоциативные ряды не совпали. А почему? (Разное представление о жизни)

- А откуда берется это представление? ( из опыта)

-Вернемся к письму. Как вы думаете,кто его написал? Сколько нашему герою лет? В какое время жил?

- Обратите внимание, что у вас в письме пропущена первая строчка и обращение. А первая строчка такая: «Сегодня я прожил от семидесяти до восьмидесяти и много размышлял».

- Какие вопросы вызывает эта строчка? Как за один день можно прожить целое десятилетие?

- Пролить свет на эти строки поможет история ,рассказанная в этом письме.

- Чем его удивляет этот подарок? Чем он гениален? Как можно связать историю цветка с этой строчкой?

(Один день сравнивается с целым десятилетием. Целая жизнь за какой-то короткий срок)

_Кому же мальчик мог писать это письмо? (БОГУ)

«ДОРОГОЙ БОГ!»

- Итак,это десятилетний мальчик. Он серьезно болен. Ему осталось жить несколько дней. Одна из медсестер предлагает ему сыграть в одну игру. Проживать за 1 день целое десятилетие. И это письмо написано на 7-й день игры.

- Вы сказали, что мы свои представления черпаем из жизненного опыта,но у десятилетнего мальчика немного жизненного опыта. И самое печальное, что у него и не будет этого опыта. И тогда он решает за вопросами обратиться к Богу. И самое интересное, что собеседник отвечает ему. А каким образом,давайте узнаем из последнего письма. Возьмите 2-й конверт.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА . УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ПИСЬМО.

- Какая же тайна открылась Оскару?

- Мы в повседневной суете забываем об этом. Вот Оскару открылась эта тайна. Я надеюсь,что и мы с вами сегодня сделали открытие. (Это произведение современного французского писателя Э.Э Штитта «Оскар и Розовая Дама»,написанное в 2005 году.

- Эти 15 минут мы прожили с эти текстом. Но прожить его нам помогли определенные педагогические приемы.

(на экране :СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ИЗ ЗАДАННЫХ СЛОВ,»КОНВЕРТ» АССОЦИАЦИИ,РАБОТА СО СЛОВАРНОЙ СТАТЬЕЙ,ПРОПУСК СЛОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ,АНАЛИЗ ,МУЗЫКА)

- А зачем музыка?

- Но мастер-класс называется « 3-й конверт»

Откройте 3-й конверт. Пустой? Да, действительно, пустой!

- Я предлагаю, взять его себе. Оскар сделал свое открытие. Я предлагаю и вам сделать свое ОТКРЫТИЕ!

















Дорогой Бог!

Сегодня я прожил от семидесяти лет до восьмидесяти и много размышлял.

Вначале я использовал подарок, который преподнесла мне Бабушка Роза на Рождество. Не знаю, говорил ли я тебе? Это растение из пустыни Сахара, которому на жизнь отпущен всего один день. Как только его семена впитывают воду, оно прорастает, дает побег, выпускает листочки, цветок, появляются семена, затем оно увядает, съеживается и — хоп, вечером все кончено. Гениальный подарок, спасибо, ты здорово это придумал. Сегодня в семь утра мы с Бабушкой Розой и родителями полили его — кстати, не помню, сказал ли я тебе, что родители переехали к Бабушке Розе, потому что это ближе, — так вот, я смог видеть все моменты его развития. Страшно разволновался. Конечно, это довольно чахлый и мелкий цветок — ничего общего с баобабом, но он на наших глазах отважно, без остановок, в течение дня исполнил свой долг растения, не хуже чем какой-нибудь крупный экземпляр.

Мы с Пегги Блю долго читали Медицинский словарь. Это ее любимая книга. Ее страстно интересуют болезни, и она ломала голову над тем, какие из них могут позже выпасть на ее долю. А я искал интересующие меня статьи: Жизнь, Смерть, Вера, Бог. Хочешь верь, хочешь нет, их там не оказалось. Заметь, это доказывает хотя бы то, что жизнь, смерть, вера и ты сам — вовсе не болезни. Так что это скорее хорошая новость. Но между прочим, разве в такой серьезной книге не должны содержаться ответы на самые серьезные вопросы?

Дорогой Бог!

Спасибо, что зашел.

Ты выбрал ровно тот момент, что нужно, потому что я чувствовал себя скверно. Может, и ты был раздражен из-за моего вчерашнего письма…

Когда я проснулся, мне почудилось, что мне уже девяносто лет. Я повернул голову к окну, чтобы посмотреть на снег.

И тут я догадался, что ты приходил. Было утро. Я был один на Земле. Было так рано, что птицы еще спали, даже дежурная медсестра мадам Дюкрю вздремнула, а ты, ты тем временем пробовал сотворить рассвет. Это оказалось довольно трудно, но ты все же справился. Небо постепенно бледнело. Ты наполнил воздушные сферы белым, серым, голубым, ты отстранил ночь и оживил мир. Ты не останавливался. И тут я понял различие между тобой и нами: ты неутомимый мужик! Ничего не упустишь. Всегда за работой. И вот он, день! Вот ночь! Вот весна! И вот зима! И вот она, Пегги Блю! И вот Оскар! И вот Бабушка Роза! Какое здоровье!

Я понял, что ты был здесь. И открыл мне свою тайну: нужно каждый день смотреть на мир, будто видишь его в первый раз.

Что ж, я последовал твоему совету и применил это. В первый раз. Я созерцал свет, краски дня, деревья, птиц, животных. Я чувствовал, как в мои ноздри входит воздух и заставляет меня дышать. Я слышал голоса, разносившиеся в коридоре будто под сводами собора. Я ощутил себя живым. Меня переполняла дрожь чистой радости. Счастье бытия. Я был преисполнен изумления.

Бог, спасибо, что ты сделал это для меня. Мне казалось, что ты взял меня за руку и ввел в сердцевину тайны, чтобы созерцать эту тайну. Спасибо.

До завтра. Целую,

Оскар








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!