Мастер-класс для педагогов
Тема моего мини-мастер класса «Психологическая диагностика развития детей раннего возраста».
Хочу обратить ваше внимание на то, что в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования РФ от 24.14.2001г. №29/186-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения»,психологическую диагностику в ДОУ должен осуществлять узкий специалист, т.е педагог-психолог. Но в связи с введением ФГОС ДО современному педагогу предъявляются требования, согласно которым он должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками. Воспитатель дошкольного учреждения должен создавать комфортную эмоциональную среду внутри группы дошкольников, обеспечивая каждому ребёнку состояние эмоционального спокойствия и благополучия.
Воспитатель должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Воспитателю нужно участвовать в физическом, творческом и личностном развитии каждого дошкольника. Также воспитатель обязан:
Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста.
Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов - психолога, логопеда и т.п. Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения. Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте.
В сотрудничестве с узкими специалистами воспитатель должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникающих у воспитанников.
Если же в учреждении нет таких специалистов, то воспитатель должен сам решать эти проблемы. Современному воспитателю отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и психологические проблемы ребенка, определить проблемные поля, которые могут возникнуть в процессе работы с тем или иным ребенком, а так же выстроить индивидуальный маршрут развития.
Именно поэтому я хочу предложить диагностику, которая не требует специализированных психологических знаний и проста в использовании. Вы научитесь определять уровень развития ваших воспитанников с помощью методики, разработанной российским психологом Татьяной Давыдовной Марцинковской
Проводится диагностика на основе наблюдения и подсчет показателей занимает не больше времени, чем заполнение табеля посещаемости детей. С года до трех лет оценка психического развития детей может проводиться 1 раз в квартал по шести основным показателям:
1. Речь,
2. Общение,
3. Культурно-гигиенические навыки,
4. Рисование,
5. Действия с предметами,
6. Моторика.
С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей раннего возраста. Все шесть показателей характеризуются особенностями своего развития в том или ином возрасте.
Исходя из таблицы можно определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого необходимо отметить те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка.
Здесь собрались практики и ни для кого не будет проблемой представить ребенка, который посещает или посещал вашу группу. Перед вами таблица оценки психического развития детей. В ее левой колонке которой отмечен возраст в месячном измерении, а в правой показатели развития под пунктами :
1 – развитие речи,
2-общения,
3-культурно-гигиенических навыков,
4-рисования,
5-действий с предметами
6-моторики.
Представьте своего воспитанника, его возраст переведите в месяцы.
Найдите в таблице показатель месяцев. Данные критерии будут
контрольными для вашей ориентации в таблице.
Итак, начинаем нашу « диагностику».
Прочитайте все первые пункты этой таблицы (обследуем показатель- речь ) поставьте знак « плюс» напротив того показателя, который соответствует развитию вашего воспитанника в данный период времени
Для удобства знаки ставим слева, чтобы облегчить работу при подсчете .
Работаем с пунктами под номером 2 нашей таблицы и выбираем максимальный возрастной показатель, который характеризует общение, ставим напротив знак « плюс»
Аналогичным образом оцениваем оставшиеся показатели.
Теперь нам необходимо сложить числовые значения месяцев, показатели которых мы отметили.
Проверьте себя - этих цифр, как и показателей должно быть 6.
Результаты покажут равномерность или неравномерность психического развития.
Вас не должно смущать что , например моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам (расстегивает 3 пуговицы), общения 24 месяцам (общается с детьми), а речи – 36 месяцам (может связно рассказывать) и т.д.
Складываем все 6 показателей и делим получившуюся сумму на 6.
( мы получили Реальный Возраст Психического Развития)
Далее работаем по формуле и рассчитываем коэффициент психического развития:
КПР=РВПР : КВ х 100% , где
РВПР - реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям; ( то число , которое мы получили в результате обследования)
КВ - календарный возраст в месяцах от рождения до даты обследования
КПР – коэффициент психического развития;
Полученные результаты сравниваются с данными возрастной нормы:
110-120 – высокое развитие;
107-90 – нормальное развитие;
87-80 – недостаточный уровень развития;
77-70 - критический уровень развития;
67 и ниже – дебильность.
Возрастная шкала оценки психического развития детей
Возраст (месяцы) | Факторы психического развития |
15 | 1.Произносит 20 и более слов 2.Выполняет 2 поручения 3.Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге 4.Держит ложку во время еды 5.Ставит 5 кубиков один на другой 6.Ходит сам, но часто падает |
18 | 1.Стремится связать 2 слова в предложение 2.Хочет сделать все самостоятельно 3.Черкает карандашом целенаправленно и старательно 4.Пробует самостоятельно есть 5.После наблюдения повторяет увиденное действие игрушкой 6.Ходит стабильно, редко падает |
21 | 1.Называет 5 изображений на рисунке 2.Ищет помощи у взрослых 3.Черкает карандашом в рамках листа 4.Самостоятельно ест 5.Бросает мячик в ящик 6.Пробует бегать |
24 | 1.Задает первые вопросы 2.Общается с детьми 3.Черкает вертикальные и горизонтальные линии 4.Регулирует отправление физиологических потребностей 5.Пробует ловить брошенный мяч 6.Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой |
30 | 1.Задает различные вопросы 2.Может связно рассказывать 3.Умет чертить кривую замкнутую линию 4.Регулярно сообщает о физиологической потребности 5.Расстегивает 3 пуговицы 6.Бегает значительно лучше |
36 | 1.Может связно рассказывать 2.В игре входит в роль 3.Рисует шар, яблоко и другие предметы 4.Сам раздевается и одевается 5.Ставит 10 кубиков один на другой 6.Поднимается и спускается по ступенькам без опоры |
Как видите эта простая в использовании методика позволяет увидеть соответствует ли уровень психического развития ребенка его возрасту или он по каким-то параметрам отстает в развитии . Это поможет вам скоординировать свою работу, обратив внимание на проблемные поля или опережение развития детей.
Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников (УПР) по наблюдениям родителей и/или воспитателей (3-7 лет)
В основу методики положено представление о психическом развитии как закономерном (но периодическом, неравномерном, многоуровневом, гетерохронном) переходе от одних психических новообразований к другим, логика которого кроется во взаимоотношениях ребенка с миром. На основе этих представлений разработано 12 шкал, позволяющих определить уровень психического развития дошкольников (УПР). Это:
1) ощущения (цветовые);
2) восприятие (зрительное);
3) запоминание;
4) мышление;
5) воображение;
6) внимание;
7) игра;
8) общение;
9) речь;
10) эмоции;
11) самостоятельность;
12) саморегуляция.
Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низшего, встречающегося в пределах дошкольного возраста, к высшему. Каждому уровню присвоена соответствующая оценка: первому — 1, второму — 2 и т. д. Таким образом, каждый параметр оценивается по 5-балльной системе оценок. С помощью этих шкал исследователь, используя воспитателей группы детского сада в качестве экспертов, получает первичные оценки УПР по каждому из параметров. Если эксперт затрудняется однозначно соотнести свое представление о ребенке с тем или иным пунктом измерительной шкалы, ему предоставляется возможность пользоваться «граничными» оценками: 0,5; 1,5; 2,5; 4,5. В общем, система оценок УПР дошкольника имеет вид: 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,0.
Измерительные шкалы уровня психического развития дошкольников
Определите уровень развития каждого из параметров, отметив в таблице номер, который соответствует достижениям (умениям) ребенка в данной сфере.
Особенность данных шкал состоит в том, что в них уже заложен нормативный показатель для каждой из возрастных групп детского сада. Так, для младшей группы оценки по каждому показателю должны составлять в норме не ниже 3 баллов. Именно 3 строка в каждом параметре отражает возрастное достижение данной функции при нормальном развитии дошкольников младшей группы. Для средней группы это соответственно 4 строка в каждом параметре, т. е. нормативным считается 4 балла, а для старшей группы 5 строка, т. е. 5 баллов. Таким образом, суммарная нормативная оценка (НО) для детей младшей группы, соответствующая нормальному возрастному развитию, составляет 36 баллов (результат умножения 3 на 12), для средней группы — 48 баллов (4 на 12), для старшей — 60 баллов (5 на 12).
Обработка результатов. Подсчитайте общей количество баллов, полученных ребенком, по всем 12 шкалам. Данная оценка является абсолютной оценкой (АО). Затем переведите абсолютную оценку в относительную (00). Для этого рассчитайте процент АО от нормативной суммарной оценки (НО), которая соответствует возрастной норме ребенка данной группы, по следующей формуле: ОО=АО/НО*100%
Непрямая экспресс-диагностика УПР дошкольника
1. Ощущения | 2. Восприятие | 3. Запоминание |
1.С ошибками называет и различает основные цвета спектра | 1.При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием | 1.Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме |
2. В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра | 2. Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними | 2. Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме |
3. Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их | 3. Строит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нем основное и второстепенное | 3. Запоминает материал, выделяя в нем выступающие на первый план элементы |
4. Различает и называет цвета спектра и их оттенки | 4. Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы | 4. Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании |
5. Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности | 5. Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому | 5. Запоминает учебный материал, понимая его содержание |
4. Мышление | 5. Воображение | 6. Внимание |
1. Получает новые сведения практическим способом, без участия речи | 1. Играет с предметами, подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции | 1. На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес |
2. Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить ее условия | 2. В ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходство | 2. Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточенности |
3. Выполняет познавательные действия с опорой на речь — средство достижения результата | 3. В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них | 3. После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения |
4. Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана | 4. Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть | 4. По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения |
5. Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи | 5. В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях | 5. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей |
7. Игра | 8. Общение | 9. Речь |
1. Выполняет с игрушками ролевые действия | 1. Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи | 1. Обозначает словами окружающие предметы и явления |
2.Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей | 2. Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания | 2. Владеет элементарной связной речью, которая еще не выходит за пределы наличной ситуации |
3. Берет на себя определенную роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями | 3. Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям | 3. Речь выходит да пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты |
4. Принимаемая роль, отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними | 4. Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым | 4. Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий |
5. Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их нарушения | 5. Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми | 5. Владеет развернутой речью, передающей и отвлеченную от данной ситуации информацию |
10. Эмоции | 11. Самостоятельность | 12. Саморегуляция |
1. Проявляет неустойчивую локальную реакцию на ситуацию, непосредственно его не касающуюся | 1. Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого | 1.Действует под влиянием ситуативных эмоций |
2. Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов | 2. Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях | 2. В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания |
3. Обнаруживает сопереживание реальным людям | 3. После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности | 3. Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие |
4. Проявляет симпатию/антипатию к сверстникам и взрослым | 4. Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях | 4. Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия |
5. Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся | 5. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях | 5. В ситуации выбора отдает предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого |
Поскольку по результатам исследования ребенок из младшей группы может попасть в интервал от 20 до 100 %, из средней группы в интервал — от 30 до 100 %, а из старшей группы в интервал — от 40 до 90 % баллов, то для того чтобы определить общий уровень психического развития дошкольника (УПР), необходимо относительную оценку (00) перевести в стандартную оценку (СО), т. е. присвоить значения 9-балльной шкалы каждой относительной оценке 00. Для этого необходимо найти результат относительной оценки (00), полученной ребенком в соответствующей его возрастной группе строке, и соотнести ее с значением шкалы стенов для данного интервала оценок (см. табл.).
Перевод относительных оценок УПР дошкольников в стандартные (стены)
Группы | СТЕНЫ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Младшая | 18-31 | 32-34 | 35-40 | 41-54 | 55-69 | 70-77 | 78-94 | 95-99 | 100 |
Средняя | 43-51 | 52-56 | 57-61 | 62-68 | 69-77 | 78-87 | 88-95 | 96-99 | 100 |
Старшая | 45-61 | 62-65 | 66-71 | 72-75 | 76-82 | 83-89 | 90-94 | 95-98 | 99-100 |
Интерпретация полученных результатов производится следующим образом:
9-7 баллов — высокий уровень развития;
6-4 балла — средний уровень психического развития;
3 и меньше — низкий уровень психического развития.
В качестве основных достоинств данной методики следует отметить ее возможности, позволяющие сравнивать между собой УПР детей разных возрастных групп: оценка 7, к примеру, будет указывать на одну и ту же точку 9-балльной шкалы и сходным образом характеризовать младшего, среднего и старшего дошкольника, а также устанавливать дифференцированный диагноз с учетом оценок, полученных по каждой измерительной шкале.
Данные результатов экспресс - диагностики особенностей психического развития детей фиксируются в сводной таблице.