СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Психологическая диагностика развития детей раннего возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитатель дошкольного учреждения должен   создавать комфортную эмоциональную среду внутри группы дошкольников, обеспечивая каждому ребёнку состояние эмоционального спокойствия и благополучия.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов ДОУ "Психологическая диагностика развития детей раннего возраста"»

Мастер-класс для педагогов

Тема моего мини-мастер класса «Психологическая диагностика развития детей раннего возраста».

Хочу обратить ваше внимание на то, что в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования РФ от 24.14.2001г. №29/186-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения»,психологическую диагностику в ДОУ должен осуществлять узкий специалист, т.е педагог-психолог. Но в связи с введением ФГОС ДО современному педагогу предъявляются требования, согласно которым он должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками. Воспитатель дошкольного учреждения должен создавать комфортную эмоциональную среду внутри группы дошкольников, обеспечивая каждому ребёнку состояние эмоционального спокойствия и благополучия.

Воспитатель должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Воспитателю нужно участвовать в физическом, творческом и личностном развитии каждого дошкольника. Также воспитатель обязан:

Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста.

Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов - психолога, логопеда и т.п. Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения. Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте.

В сотрудничестве с узкими специалистами воспитатель должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникающих у воспитанников.

Если же в учреждении нет таких специалистов, то воспитатель должен сам решать эти проблемы. Современному воспитателю отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и психологические проблемы ребенка, определить проблемные поля, которые могут возникнуть в процессе работы с тем или иным ребенком, а так же выстроить индивидуальный маршрут развития.

Именно поэтому я хочу предложить диагностику, которая не требует специализированных психологических знаний и проста в использовании. Вы научитесь определять уровень развития ваших воспитанников с помощью методики, разработанной российским психологом Татьяной Давыдовной Марцинковской

Проводится диагностика на основе наблюдения и подсчет показателей занимает не больше времени, чем заполнение табеля посещаемости детей. С года до трех лет оценка психического развития детей может проводиться 1 раз в квартал по шести основным показателям:

1. Речь,

2. Общение,

3. Культурно-гигиенические навыки,

4. Рисование,

5. Действия с предметами,

6. Моторика.

С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей раннего возраста. Все шесть показателей характеризуются особенностями своего развития в том или ином возрасте.

Исходя из таблицы можно определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого необходимо отметить те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка.

Здесь собрались практики и ни для кого не будет проблемой представить ребенка, который посещает или посещал вашу группу. Перед вами таблица оценки психического развития детей. В ее левой колонке которой отмечен возраст в месячном измерении, а в правой показатели развития под пунктами :

1 – развитие речи,

2-общения,

3-культурно-гигиенических навыков,

4-рисования,

5-действий с предметами

6-моторики.

Представьте своего воспитанника, его возраст переведите в месяцы.

Найдите в таблице показатель месяцев. Данные критерии будут

контрольными для вашей ориентации в таблице.

Итак, начинаем нашу « диагностику».

Прочитайте все первые пункты этой таблицы (обследуем показатель- речь ) поставьте знак « плюс» напротив того показателя, который соответствует развитию вашего воспитанника в данный период времени

Для удобства знаки ставим слева, чтобы облегчить работу при подсчете .

Работаем с пунктами под номером 2 нашей таблицы и выбираем максимальный возрастной показатель, который характеризует общение, ставим напротив знак « плюс»

Аналогичным образом оцениваем оставшиеся показатели.

Теперь нам необходимо сложить числовые значения месяцев, показатели которых мы отметили.

Проверьте себя - этих цифр, как и показателей должно быть 6.

Результаты покажут равномерность или неравномерность психического развития.

Вас не должно смущать что , например моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам (расстегивает 3 пуговицы), общения 24 месяцам (общается с детьми), а речи – 36 месяцам (может связно рассказывать) и т.д.


Складываем все 6 показателей и делим получившуюся сумму на 6.

( мы получили Реальный Возраст Психического Развития)

Далее работаем по формуле и рассчитываем коэффициент психического развития:

КПР=РВПР : КВ х 100% , где

РВПР - реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям; ( то число , которое мы получили в результате обследования)

КВ - календарный возраст в месяцах от рождения до даты обследования

КПР – коэффициент психического развития;


Полученные результаты сравниваются с данными возрастной нормы:

110-120 – высокое развитие;

107-90 – нормальное развитие;

87-80 – недостаточный уровень развития;

77-70 - критический уровень развития;

67 и ниже – дебильность.



Возрастная шкала оценки психического развития детей


Возраст

(месяцы)

Факторы психического развития

15

1.Произносит 20 и более слов

2.Выполняет 2 поручения

3.Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге

4.Держит ложку во время еды

5.Ставит 5 кубиков один на другой

6.Ходит сам, но часто падает

18

1.Стремится связать 2 слова в предложение

2.Хочет сделать все самостоятельно

3.Черкает карандашом целенаправленно и старательно

4.Пробует самостоятельно есть

5.После наблюдения повторяет увиденное действие игрушкой

6.Ходит стабильно, редко падает

21

1.Называет 5 изображений на рисунке

2.Ищет помощи у взрослых

3.Черкает карандашом в рамках листа

4.Самостоятельно ест

5.Бросает мячик в ящик

6.Пробует бегать

24

1.Задает первые вопросы

2.Общается с детьми

3.Черкает вертикальные и горизонтальные линии

4.Регулирует отправление физиологических потребностей

5.Пробует ловить брошенный мяч

6.Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

30

1.Задает различные вопросы

2.Может связно рассказывать

3.Умет чертить кривую замкнутую линию

4.Регулярно сообщает о физиологической потребности

5.Расстегивает 3 пуговицы

6.Бегает значительно лучше

36

1.Может связно рассказывать

2.В игре входит в роль

3.Рисует шар, яблоко и другие предметы

4.Сам раздевается и одевается

5.Ставит 10 кубиков один на другой

6.Поднимается и спускается по ступенькам без опоры

Как видите эта простая в использовании методика позволяет увидеть соответствует ли уровень психического развития ребенка его возрасту или он по каким-то параметрам отстает в развитии . Это поможет вам скоординировать свою работу, обратив внимание на проблемные поля или опережение развития детей.
































Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников (УПР) по наблюдениям родителей и/или воспитателей (3-7 лет)

В основу методики положено представление о психическом развитии как закономерном (но периодическом, неравномерном, многоуровневом, гетерохронном) переходе от одних психических новообразований к другим, логика которого кроется во взаимоотношениях ребенка с миром. На основе этих представлений разработано 12 шкал, позволяющих определить уровень психического развития дошкольников (УПР). Это:

1)     ощущения (цветовые);

2)     восприятие (зрительное);

3)     запоминание;

4)     мышление;

5)     воображение;

6)     внимание;

7)     игра;

8)     общение;

9)     речь;

10) эмоции;

11) самостоятельность;

12) саморегуляция.


Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низшего, встречающегося в пределах дошкольного возраста, к высшему. Каждому уровню присвоена соответствующая оценка: первому — 1, второму — 2 и т. д. Таким образом, каждый параметр оценивается по 5-балльной системе оценок. С помощью этих шкал исследователь, используя воспитателей группы детского сада в качестве экспертов, получает первичные оценки УПР по каждому из параметров. Если эксперт затрудняется однозначно соотнести свое представление о ребенке с тем или иным пунктом измерительной шкалы, ему предоставляется возможность пользоваться «граничными» оценками: 0,5; 1,5; 2,5; 4,5. В общем, система оценок УПР дошкольника имеет вид: 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,0.


Измерительные шкалы уровня психического развития дошкольников


Определите уровень развития каждого из параметров, отметив в таблице номер, который соответствует достижениям (умениям) ребенка в данной сфере.


Особенность данных шкал состоит в том, что в них уже заложен нормативный показатель для каждой из возрастных групп детского сада. Так, для младшей группы оценки по каждому показателю должны составлять в норме не ниже 3 баллов. Именно 3 строка в каждом параметре отражает возрастное достижение данной функции при нормальном развитии дошкольников младшей группы. Для средней группы это соответственно 4 строка в каждом параметре, т. е. нормативным считается 4 балла, а для старшей группы 5 строка, т. е. 5 баллов. Таким образом, суммарная нормативная оценка (НО) для детей младшей группы, соответствующая нормальному возрастному развитию, составляет 36 баллов (результат умножения 3 на 12), для средней группы — 48 баллов (4 на 12), для старшей — 60 баллов (5 на 12).


Обработка результатов. Подсчитайте общей количество баллов, полученных ребенком, по всем 12 шкалам. Данная оценка является абсолютной оценкой (АО). Затем переведите абсолютную оценку в относительную (00). Для этого рассчитайте процент АО от нормативной суммарной оценки (НО), которая соответствует возрастной норме ребенка данной группы, по следующей формуле: ОО=АО/НО*100%

Непрямая экспресс-диагностика УПР дошкольника

1. Ощущения

2. Восприятие

3. Запоминание

1.С ошибками называет и различает основные цвета спектра

1.При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием

1.Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме

2. В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра

2. Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними

2. Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме

3. Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их

3. Строит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нем основное и второстепенное

3. Запоминает материал, выделяя в нем выступающие на первый план элементы

4. Различает и называет цвета спектра и их оттенки

4. Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы

4. Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании

5. Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности

5. Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому

5. Запоминает учебный материал, понимая его содержание

4. Мышление

5. Воображение

6. Внимание

1. Получает новые сведения практическим способом, без участия речи

1. Играет с предметами, подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции

1. На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес

2. Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить ее условия

2. В ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходство

2. Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточенности

3. Выполняет познавательные действия с опорой на речь — средство достижения результата

3. В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них

3. После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения

4. Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана

4. Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть

4. По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения

5. Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи

5. В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях

5. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей

7. Игра

8. Общение

9. Речь

1. Выполняет с игрушками ролевые действия

1. Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи

1. Обозначает словами окружающие предметы и явления

2.Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей

2. Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания

2. Владеет элементарной связной речью, которая еще не выходит за пределы наличной ситуации

3. Берет на себя определенную роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями

3. Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям

3. Речь выходит да пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты

4. Принимаемая роль, отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними

4. Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым

4. Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий

5. Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их нарушения

5. Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми

5. Владеет развернутой речью, передающей и отвлеченную от данной ситуации информацию

10. Эмоции

11. Самостоятельность

12. Саморегуляция

1. Проявляет неустойчивую локальную реакцию на ситуацию, непосредственно его не касающуюся

1. Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого

1.Действует под влиянием ситуативных эмоций

2. Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов

2. Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях

2. В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания

3. Обнаруживает сопереживание реальным людям

3. После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности

3. Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие

4. Проявляет симпатию/антипатию к сверстникам и взрослым

4. Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях

4. Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия

5. Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся

5. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях

5. В ситуации выбора отдает предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого

Поскольку по результатам исследования ребенок из младшей группы может попасть в интервал от 20 до 100 %, из средней группы в интервал — от 30 до 100 %, а из старшей группы в интервал — от 40 до 90 % баллов, то для того чтобы определить общий уровень психического развития дошкольника (УПР), необходимо относительную оценку (00) перевести в стандартную оценку (СО), т. е. присвоить значения 9-балльной шкалы каждой относительной оценке 00. Для этого необходимо найти результат относительной оценки (00), полученной ребенком в соответствующей его возрастной группе строке, и соотнести ее с значением шкалы стенов для данного интервала оценок (см. табл.).


Перевод относительных оценок УПР дошкольников в стандартные (стены)

Группы

СТЕНЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Младшая

18-31

32-34

35-40

41-54

55-69

70-77

78-94

95-99

100

Средняя

43-51

52-56

57-61

62-68

69-77

78-87

88-95

96-99

100

Старшая

45-61

62-65

66-71

72-75

76-82

83-89

90-94

95-98

99-100

Интерпретация полученных результатов производится следующим образом:

9-7 баллов — высокий уровень развития;

6-4 балла — средний уровень психического развития;

3 и меньше — низкий уровень психического развития.

В качестве основных достоинств данной методики следует отметить ее возможности, позволяющие сравнивать между собой УПР детей разных возрастных групп: оценка 7, к примеру, будет указывать на одну и ту же точку 9-балльной шкалы и сходным образом характеризовать младшего, среднего и старшего дошкольника, а также устанавливать дифференцированный диагноз с учетом оценок, полученных по каждой измерительной шкале.

Данные результатов экспресс - диагностики особенностей психического развития детей фиксируются в сводной таблице.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!