СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс Формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при использовании ТРИЗ-технологий в ОП в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер – класс

Формирование личностных и познавательных предпосылок

универсальных учебных действий у старших дошкольников при использовании ТРИЗ-технологий

в ОП в условиях ФГОС

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно и

не ошеломляет лавиной впечатлений»

(В. А. Сухомлинский).

Эти слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в настоящее время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка.

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи.

Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному.

Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Термин «предпосылки универсальных учебных действий» -это способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения навыков через практическую деятельность и личный опыт.

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Мы рассмотрим 2 блока –личностный и познавательный УУД.

Формирование личностных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО.

Ребёнок овладевает основными культурными способами

деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в

разных видах деятельности –игре, общении, конструировании,

и др. ; способен выбирать себе род занятий и способы решения, партнёров по совместной деятельности;

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к

миру, другим людям и самому себе, обладает чувством

собственного достоинства; активно взаимодействует со

сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

Ребёнок обладает развитым воображением, которое

реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в

игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры

Формирование познавательных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы,

касающиеся близких и далёких предметов и явлений,

интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы

поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать ;

ребёнок способен к принятию собственных решений.

Какая же основная форма обучения, где формируются предпосылки УУД у детей старшего дошкольного возраста?

Это НОД — непрерывная образовательная деятельность. Для формирования УУД в старшем дошкольном возрасте, педагоги используют нетрадиционные методы, приёмы и технологии для активизации познавательной деятельности.

Технология ТРИЗ в детском саду способствует развитию, с одной стороны таких качеств как мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.

У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Если сравнить основные задачи познавательного развития по ФГОС и задачи ТРИЗ-РТВ, то они, до удивительного, сходны…

Таблица 1

Задачи познавательного

развития дошкольников по ФГОС ДО

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

формирование представлений о целом и частях;

формирование представлений о пространстве и времени, причинах и следствиях событий, движении и покое;

- особое внимание уделять исследовательской и проектной деятельности;

- организовывать решение познавательных задач, которые особенно хорошо просматриваются в работе с проблемами и противоречиями;

формирование познавательных интересовдействий и навыков

- ФГОС предполагает решение познавательных задач во всех образовательных областях и во всех видах детской деятельности.

Задачи ТРИЗ-РТВ в познавательном развитии дошкольников

формирование основ системного мышления, установление взаимосвязи между частями системы, её изменениями во времени, взаимодействии с другими системами;

- обучение детей выявлению, формулированию и разрешению простейших проблем, противоречий, причинно-следственных связей событий, проявляющихся в процессе ознакомления с окружающим миром;

формирование умения пользоваться приемами «сильного мышления», способствующими быстрой систематизации и классификации, а также запоминанию большого объема информации;

- обучение детей организации самостоятельной исследовательской, проектной, творческой деятельности по образцу работы со взрослым и по собственному запросу.

формирование умения определять ресурсы, основные и дополнительные функции объекта.

ТРИЗ – технология нацелена на интеллектуальное, творческое развитие личности в любых видах деятельности.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр

и занятий с детьми.

«Угадай, что я загадала.»

«Теремок.»

«Сказка на изнанку.»

«Чем было – чем стало»

«Что-то часть чего-то.»

«На что похоже?»

«Что из чего?»

«Плохо хорошо»

Этапы обучению ТРИЗ

- Научить находить и различать противоречия, которые окружают детей повсюду. (Что общего между цветком и деревом).

- Учить детей фантазировать, изобретать.

- Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. (Вас поймала Баба Яга и хочет съесть. Что делать).

- Ребенок применяет полученные знания и используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Принципы построения НОД по ТРИЗ.

- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм.

- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия

- Обязательная активизация творческого воображения.

- Дать возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивать потребность в познавательной деятельности.

- Дать возможность созидать, творить.

- Способствовать развитию аналитических способностей.

Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Что дает творчество ребенку?

Дает возможность проявить себя.

При проведении НОД можно применять следующие формы работы с детьми:

- беседу,

- сюжетно-ролевые и дидактические игры,

- Прослушивание музыки,

- инсценирование и моделирование ситуаций,

- выполнение практических работ.

- Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.

- В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.

- Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались»внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать

-

- соответствующий вывод.

Методы и приемы ТРИЗ технологии

Метод мозгового штурма

Метод проб и ошибок

Сравнение живых и неживых объектов

Фантастическая аналогия

Метод эмпатии

Метод противоречий

Прямая аналогия

Изменение сюжета сказки

Метод противоречий.

Цель:

• Активизация интереса,

• Систематизация знаний,

• Формирование понятий

относительности.

(Дождь: почему хорошо, почему плохо)

Метод «эмпатии»

Цель: развитие способности представить себя на месте другого человека или предмета

(Что чувствует Лиса, когда хочет съесть колобка.

Представьте, что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете)

Метод «Сравнение живых и неживых объектов»

Цель: видеть общее и различие ; развивать память, мышление, воображение

(Заяц нарисованный и живой. Заяц и стол и т. д.)

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Системный оператор

Системный оператор формирует у ребенка

«навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление»

Кто-кто в теремочке живет?

Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.

Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я -. (называет себя, например, цветок). А ты кто?

- А я -. (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?

Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и

называет найденные общие моменты.

Например, он может сказать, что и у цветка, и у

груши есть веточка. После этого первый

участник заходит в теремок, а к хозяину

уже стучится следующий гость. Важно

сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то

не может ответить, то помогают остальные дети.

Игра "Хорошо-плохо".

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяютсяположительные и отрицательные свойства. Ход игры. 1 вариант:

В: Съесть конфету – хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету – плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?",

"что-то плохо – почему?".

Работа со сказками

Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик

Коллаж из сказок

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей,

создает условия, при которых главные герои остаются, но

попадают в новые обстоятельства, которые могут быть

фантастическими и невероятными.

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств.

Сказки, по-новому.

Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Коллаж из сказок

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

" Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все

страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и

Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они,

горевали и решили искать спасение. Встретили старика

Хоттабыча, а он забыл заклинание.. .”

Спасательные ситуации в сказках

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .”

Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому.

Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка”

Придумать:

Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”.

Уважаемые педагоги!

если вы хотите идти на работу как на праздник;

если вам нравится, когда глаза детей блестят;

если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

если вы хотите получить ключи к творчеству,

сочинительству, займитесь ТРИЗом!

Спасибо за внимание!

Творческих ВАМ успехов!

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс Формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при использовании ТРИЗ-технологий в ОП в условиях ФГОС»

Мастер –класс Формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при использовании ТРИЗ-технологий в ОП в условиях ФГОС Русанова Ольга Ивановна Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №10 2016-2017 г.

Мастер –класс

Формирование

личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий

у старших дошкольников при использовании ТРИЗ-технологий в ОП

в условиях ФГОС

Русанова Ольга Ивановна Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №10

2016-2017 г.

 «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»   (В.А.Сухомлинский).  Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи.   Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному.  Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.  Термин «предпосылки универсальных учебных действий» -это способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения навыков через практическую деятельность и личный опыт.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

(В.А.Сухомлинский).

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи.

Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному.

Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.

Термин «предпосылки универсальных учебных действий» -это способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения навыков через практическую деятельность и личный опыт.

Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников по ФГОС ДО  4 блока предпосылок универсальных учебных действий личностные познавательные регулятивные коммуникативные

Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников по ФГОС ДО

4 блока предпосылок

универсальных учебных действий

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Формирование личностных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО  Ребёнок овладевает основными культурными способами  деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в  разных видах деятельности –игре, общении, конструировании,  и др.; способен выбирать себе род занятий и способы решения, партнёров по совместной деятельности;  Ребёнок обладает установкой положительного отношения к  миру, другим людям и самому себе, обладает чувством  собственного достоинства ; активно взаимодействует со  сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;  Ребёнок обладает развитым воображением, которое  реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в  игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры

Формирование личностных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –игре, общении, конструировании, и др.; способен выбирать себе род занятий и способы решения, партнёров по совместной деятельности; Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства ; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры

Формирование познавательных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО  Ребёнок проявляет любознательность , задаёт вопросы,  касающиеся близких и далёких предметов и явлений,  интересуется причинно-следственными связями, пытается  самостоятельно придумывать объясн ения явлениям природы  поступкам людей; склонен наблюдать , экспериментировать ;  ребёнок способен к принятию собственных решений.

Формирование познавательных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО

Ребёнок проявляет любознательность , задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объясн ения явлениям природы поступкам людей; склонен наблюдать , экспериментировать ; ребёнок способен к принятию собственных решений.

Технология ТРИЗ в детском саду способствует развитию, с одной стороны таких качеств как мышления,  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.   Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.   У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.  Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Технология ТРИЗ в детском саду способствует развитию, с одной стороны таких качеств как мышления,  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Задачи познавательного развития   дошкольников по   ФГОС   ДО  

Задачи   ТРИЗ - РТВ   в   познавательном   развитии дошкольников

  • - развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • - формирование представлений о целом и частях;
  • - формирование представлений о пространстве и времени, причинах и следствиях событий, движении и покое;
  • - особое внимание уделять исследовательской и проектной деятельности;
  • - организовывать решение познавательных задач, которые особенно хорошо просматриваются в работе с проблемами и противоречиями;
  • - формирование познавательных интересов, действий и навыков
  • - ФГОС предполагает решение познавательных задач во всех образовательных областях и во всех видах детской деятельности
  • - формирование основ системного мышления, установление взаимосвязи между частями системы, её изменениями во времени, взаимодействии с другими системами;
  • - обучение детей выявлению, формулированию и разрешению простейших проблем, противоречий, причинно-следственных связей событий, проявляющихся в процессе ознакомления с окружающим миром;
  • - формирование умения пользоваться приемами «сильного мышления», способствующими быстрой систематизации и классификации, а также запоминанию большого объема информации;
  • - обучение детей организации самостоятельной исследовательской, проектной, творческой деятельности по образцу работы со взрослым и по собственному запросу.
  • - формирование умения определять ресурсы, основные и дополнительные функции объекта.
  • ТРИЗ – технология нацелена на интеллектуальное, творческое развитие личности в любых видах деятельности .
Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми. «Угадай, что я загадала» «Чем был – чем стал» «Сказка наизнанку» «На что похоже?» «Что-то часть чего-то»  «Плохо-хорошо» «Что из чего?» «Найди друзей» «Фантазия» «Цепочка» «Теремок» Игры с элементами ТРИЗ «Перевертыши»

Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми.

«Угадай, что я загадала»

«Чем был – чем стал»

«Сказка наизнанку»

«На что похоже?»

«Что-то часть чего-то»

«Плохо-хорошо»

«Что из чего?»

«Найди друзей»

«Фантазия»

«Цепочка»

«Теремок»

Игры с

элементами

ТРИЗ

«Перевертыши»

Этапы обучению ТРИЗ Научить находить и различать противоречия, которые окружают детей повсюду. (Что общего между цветком и деревом?). Учить детей фантазировать, изобретать. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. (Вас поймала Баба Яга и хочет съесть. Что делать?). Ребенок применяет полученные знания и используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.  

Этапы обучению ТРИЗ

  • Научить находить и различать противоречия, которые окружают детей повсюду. (Что общего между цветком и деревом?).
  • Учить детей фантазировать, изобретать.
  • Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. (Вас поймала Баба Яга и хочет съесть. Что делать?).
  • Ребенок применяет полученные знания и используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

 

 Принципы построения НОД по ТРИЗ.  - Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. - Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм. - Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). - Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия - Обязательная активизация творческого воображения. - Дать возможность проявить себя. - Стремление получать новую информацию об окружающем. - Развивать потребность в познавательной деятельности. - Дать возможность созидать, творить. - Способствовать развитию аналитических способностей. - Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.  8

Принципы построения НОД по ТРИЗ.

- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм.

- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия

- Обязательная активизация творческого воображения.

- Дать возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивать потребность в познавательной деятельности.

- Дать возможность созидать, творить.

- Способствовать развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.

8

Формы работы с детьми При проведении НОД можно применять следующие формы работы с детьми: беседу, сюжетно-ролевые и дидактические игры, Прослушивание музыки, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ. Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации. В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей. Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.

Формы работы с детьми

При проведении НОД можно применять следующие формы работы с детьми:

  • беседу,
  • сюжетно-ролевые и дидактические игры,
  • Прослушивание музыки,
  • инсценирование и моделирование ситуаций,
  • выполнение практических работ.
  • Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.
  • В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.
  • Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.
Метод противоречий. Цель: • Активизация интереса, • Систематизация знаний, • Формирование понятий относительности. ( Дождь: почему хорошо, почему плохо?)  Метод «эмпатии» Цель: развитие способности представить себя на месте другого человека или предмета ( Что чувствует Лиса, когда хочет съесть колобка. Представьте, что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете?)  Метод «Сравнение живых и неживых объектов» Цель: видеть общее и различие ; развивать память, мышление, воображение (Заяц нарисованный и живой. Заяц и стол и т.д.)

Метод противоречий.

Цель:

Активизация интереса,

Систематизация знаний,

Формирование понятий

относительности.

( Дождь: почему хорошо, почему плохо?)

Метод «эмпатии»

Цель: развитие способности представить себя на месте другого человека или предмета

( Что чувствует Лиса, когда хочет съесть колобка.

Представьте, что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете?)

Метод «Сравнение живых и неживых объектов»

Цель: видеть общее и различие ; развивать память, мышление, воображение

(Заяц нарисованный и живой. Заяц и стол и т.д.)

 Системный оператор  Системный оператор формирует у ребенка  «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление»    Что предмет представлял собой в прошлом Как будет выглядеть предмет в будущем

Системный оператор

Системный оператор формирует у ребенка 

«навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление»  

Что предмет представлял собой в прошлом

Как будет выглядеть предмет в будущем

Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления .

Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления .

Кто-кто в теремочке живет?

Цель : научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.

Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто?

- А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?

  • Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и

называет найденные общие моменты.

Например, он может сказать, что и у цветка, и у

груши есть веточка. После этого первый

участник заходит в теремок, а к хозяину

уже стучится следующий гость. Важно

сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то

не может ответить, то помогают остальные дети.

Игра

Игра "Хорошо-плохо".

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры. 1 вариант:

В: Съесть конфету – хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету – плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?",

"что-то плохо – почему?".

Работа со сказками  Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик . Коллаж из сказок Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Работа со сказками

Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик .

Коллаж из сказок

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей,

создает условия, при которых главные герои остаются, но

попадают в новые обстоятельства, которые могут быть

фантастическими и невероятными.

" Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все

страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и

Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они,

горевали и решили искать спасение. Встретили старика

Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .”

Спасательные ситуации в сказках  Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств.

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств.

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .”

Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому.

Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка”

Придумать:

Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”.

Уважаемые педагоги!   если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общаться с умными, думающими детьми; если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!

Уважаемые педагоги!  если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят;

если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!

Спасибо за внимание! Творческих ВАМ успехов!

Спасибо за внимание!

Творческих ВАМ успехов!

Список использованных источников   Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009 2. Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995 3. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008   4. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004   5. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006   6. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010    

Список использованных источников

 

  • Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009

2. Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995

3. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008

 

4. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004

 

5. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006

 

6. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!