Мастер – класс
Формирование личностных и познавательных предпосылок
универсальных учебных действий у старших дошкольников при использовании ТРИЗ-технологий
в ОП в условиях ФГОС
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и
не ошеломляет лавиной впечатлений»
(В. А. Сухомлинский).
Эти слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в настоящее время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка.
Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи.
Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному.
Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Термин «предпосылки универсальных учебных действий» -это способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения навыков через практическую деятельность и личный опыт.
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Мы рассмотрим 2 блока –личностный и познавательный УУД.
Формирование личностных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО.
Ребёнок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности –игре, общении, конструировании,
и др. ; способен выбирать себе род занятий и способы решения, партнёров по совместной деятельности;
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к
миру, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
Ребёнок обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в
игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры
Формирование познавательных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы,
касающиеся близких и далёких предметов и явлений,
интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы
поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать ;
ребёнок способен к принятию собственных решений.
Какая же основная форма обучения, где формируются предпосылки УУД у детей старшего дошкольного возраста?
Это НОД — непрерывная образовательная деятельность. Для формирования УУД в старшем дошкольном возрасте, педагоги используют нетрадиционные методы, приёмы и технологии для активизации познавательной деятельности.
Технология ТРИЗ в детском саду способствует развитию, с одной стороны таких качеств как мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.
У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Если сравнить основные задачи познавательного развития по ФГОС и задачи ТРИЗ-РТВ, то они, до удивительного, сходны…
Таблица 1
Задачи познавательного
развития дошкольников по ФГОС ДО
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- формирование представлений о целом и частях;
- формирование представлений о пространстве и времени, причинах и следствиях событий, движении и покое;
- особое внимание уделять исследовательской и проектной деятельности;
- организовывать решение познавательных задач, которые особенно хорошо просматриваются в работе с проблемами и противоречиями;
- формирование познавательных интересов, действий и навыков
- ФГОС предполагает решение познавательных задач во всех образовательных областях и во всех видах детской деятельности.
Задачи ТРИЗ-РТВ в познавательном развитии дошкольников
- формирование основ системного мышления, установление взаимосвязи между частями системы, её изменениями во времени, взаимодействии с другими системами;
- обучение детей выявлению, формулированию и разрешению простейших проблем, противоречий, причинно-следственных связей событий, проявляющихся в процессе ознакомления с окружающим миром;
- формирование умения пользоваться приемами «сильного мышления», способствующими быстрой систематизации и классификации, а также запоминанию большого объема информации;
- обучение детей организации самостоятельной исследовательской, проектной, творческой деятельности по образцу работы со взрослым и по собственному запросу.
- формирование умения определять ресурсы, основные и дополнительные функции объекта.
ТРИЗ – технология нацелена на интеллектуальное, творческое развитие личности в любых видах деятельности.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр
и занятий с детьми.
«Угадай, что я загадала.»
«Теремок.»
«Сказка на изнанку.»
«Чем было – чем стало»
«Что-то часть чего-то.»
«На что похоже?»
«Что из чего?»
«Плохо хорошо»
Этапы обучению ТРИЗ
- Научить находить и различать противоречия, которые окружают детей повсюду. (Что общего между цветком и деревом).
- Учить детей фантазировать, изобретать.
- Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. (Вас поймала Баба Яга и хочет съесть. Что делать).
- Ребенок применяет полученные знания и используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Принципы построения НОД по ТРИЗ.
- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм.
- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия
- Обязательная активизация творческого воображения.
- Дать возможность проявить себя.
- Стремление получать новую информацию об окружающем.
- Развивать потребность в познавательной деятельности.
- Дать возможность созидать, творить.
- Способствовать развитию аналитических способностей.
- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Что дает творчество ребенку?
Дает возможность проявить себя.
При проведении НОД можно применять следующие формы работы с детьми:
- беседу,
- сюжетно-ролевые и дидактические игры,
- Прослушивание музыки,
- инсценирование и моделирование ситуаций,
- выполнение практических работ.
- Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.
- В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.
- Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались»внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать
-
- соответствующий вывод.
Методы и приемы ТРИЗ технологии
Метод мозгового штурма
Метод проб и ошибок
Сравнение живых и неживых объектов
Фантастическая аналогия
Метод эмпатии
Метод противоречий
Прямая аналогия
Изменение сюжета сказки
Метод противоречий.
Цель:
• Активизация интереса,
• Систематизация знаний,
• Формирование понятий
относительности.
(Дождь: почему хорошо, почему плохо)
Метод «эмпатии»
Цель: развитие способности представить себя на месте другого человека или предмета
(Что чувствует Лиса, когда хочет съесть колобка.
Представьте, что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете)
Метод «Сравнение живых и неживых объектов»
Цель: видеть общее и различие ; развивать память, мышление, воображение
(Заяц нарисованный и живой. Заяц и стол и т. д.)
Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.
Системный оператор
Системный оператор формирует у ребенка
«навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление»
Кто-кто в теремочке живет?
Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.
Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.
Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.
Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я -. (называет себя, например, цветок). А ты кто?
- А я -. (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?
Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и
называет найденные общие моменты.
Например, он может сказать, что и у цветка, и у
груши есть веточка. После этого первый
участник заходит в теремок, а к хозяину
уже стучится следующий гость. Важно
сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то
не может ответить, то помогают остальные дети.
Игра "Хорошо-плохо".
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяютсяположительные и отрицательные свойства. Ход игры. 1 вариант:
В: Съесть конфету – хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету – плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?",
"что-то плохо – почему?".
Работа со сказками
Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик
Коллаж из сказок
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей,
создает условия, при которых главные герои остаются, но
попадают в новые обстоятельства, которые могут быть
фантастическими и невероятными.
Спасательные ситуации в сказках
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств.
Сказки, по-новому.
Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Коллаж из сказок
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.
" Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все
страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и
Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они,
горевали и решили искать спасение. Встретили старика
Хоттабыча, а он забыл заклинание.. .”
Спасательные ситуации в сказках
"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .”
Предложите свои варианты спасения котенка.
Сказки, по-новому.
Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка”
Придумать:
Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”.
Уважаемые педагоги!
если вы хотите идти на работу как на праздник;
если вам нравится, когда глаза детей блестят;
если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;
если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;
если вы хотите получить ключи к творчеству,
сочинительству, займитесь ТРИЗом!
Спасибо за внимание!
Творческих ВАМ успехов!
Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс Формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при использовании ТРИЗ-технологий в ОП в условиях ФГОС»
Мастер –класс
Формирование
личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий
у старших дошкольников при использовании ТРИЗ-технологий в ОП
в условиях ФГОС
Русанова Ольга Ивановна Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №10
2016-2017 г.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
(В.А.Сухомлинский).
Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи.
Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному.
Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.
Термин «предпосылки универсальных учебных действий» -это способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения навыков через практическую деятельность и личный опыт.
Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников по ФГОС ДО
4 блока предпосылок
универсальных учебных действий
личностные
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Формирование личностных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –игре, общении, конструировании, и др.; способен выбирать себе род занятий и способы решения, партнёров по совместной деятельности; Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства ; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры
Формирование познавательных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО
Ребёнок проявляет любознательность , задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объясн ения явлениям природы поступкам людей; склонен наблюдать , экспериментировать ; ребёнок способен к принятию собственных решений.
Технология ТРИЗ в детском саду способствует развитию, с одной стороны таких качеств как мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Задачи познавательного развития дошкольников по ФГОС ДО
Задачи ТРИЗ - РТВ в познавательном развитии дошкольников
- - развитие любознательности и познавательной мотивации;
- - формирование представлений о целом и частях;
- - формирование представлений о пространстве и времени, причинах и следствиях событий, движении и покое;
- - особое внимание уделять исследовательской и проектной деятельности;
- - организовывать решение познавательных задач, которые особенно хорошо просматриваются в работе с проблемами и противоречиями;
- - формирование познавательных интересов, действий и навыков
- - ФГОС предполагает решение познавательных задач во всех образовательных областях и во всех видах детской деятельности
- - формирование основ системного мышления, установление взаимосвязи между частями системы, её изменениями во времени, взаимодействии с другими системами;
- - обучение детей выявлению, формулированию и разрешению простейших проблем, противоречий, причинно-следственных связей событий, проявляющихся в процессе ознакомления с окружающим миром;
- - формирование умения пользоваться приемами «сильного мышления», способствующими быстрой систематизации и классификации, а также запоминанию большого объема информации;
- - обучение детей организации самостоятельной исследовательской, проектной, творческой деятельности по образцу работы со взрослым и по собственному запросу.
- - формирование умения определять ресурсы, основные и дополнительные функции объекта.
- ТРИЗ – технология нацелена на интеллектуальное, творческое развитие личности в любых видах деятельности .
Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми.
«Угадай, что я загадала»
«Чем был – чем стал»
«Сказка наизнанку»
«На что похоже?»
«Что-то часть чего-то»
«Плохо-хорошо»
«Что из чего?»
«Найди друзей»
«Фантазия»
«Цепочка»
«Теремок»
Игры с
элементами
ТРИЗ
«Перевертыши»
Этапы обучению ТРИЗ
- Научить находить и различать противоречия, которые окружают детей повсюду. (Что общего между цветком и деревом?).
- Учить детей фантазировать, изобретать.
- Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. (Вас поймала Баба Яга и хочет съесть. Что делать?).
- Ребенок применяет полученные знания и используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Принципы построения НОД по ТРИЗ.
- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм.
- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия
- Обязательная активизация творческого воображения.
- Дать возможность проявить себя.
- Стремление получать новую информацию об окружающем.
- Развивать потребность в познавательной деятельности.
- Дать возможность созидать, творить.
- Способствовать развитию аналитических способностей.
- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.
8
Формы работы с детьми
При проведении НОД можно применять следующие формы работы с детьми:
- беседу,
- сюжетно-ролевые и дидактические игры,
- Прослушивание музыки,
- инсценирование и моделирование ситуаций,
- выполнение практических работ.
- Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.
- В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.
- Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.
Метод противоречий.
Цель:
• Активизация интереса,
• Систематизация знаний,
• Формирование понятий
относительности.
( Дождь: почему хорошо, почему плохо?)
Метод «эмпатии»
Цель: развитие способности представить себя на месте другого человека или предмета
( Что чувствует Лиса, когда хочет съесть колобка.
Представьте, что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете?)
Метод «Сравнение живых и неживых объектов»
Цель: видеть общее и различие ; развивать память, мышление, воображение
(Заяц нарисованный и живой. Заяц и стол и т.д.)
Системный оператор
Системный оператор формирует у ребенка
«навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление»
Что предмет представлял собой в прошлом
Как будет выглядеть предмет в будущем
Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления .
Кто-кто в теремочке живет?
Цель : научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.
Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.
Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.
Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто?
- А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?
- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и
называет найденные общие моменты.
Например, он может сказать, что и у цветка, и у
груши есть веточка. После этого первый
участник заходит в теремок, а к хозяину
уже стучится следующий гость. Важно
сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то
не может ответить, то помогают остальные дети.
Игра "Хорошо-плохо".
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры. 1 вариант:
В: Съесть конфету – хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету – плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?",
"что-то плохо – почему?".
Работа со сказками
Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик .
Коллаж из сказок
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей,
создает условия, при которых главные герои остаются, но
попадают в новые обстоятельства, которые могут быть
фантастическими и невероятными.
" Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все
страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и
Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они,
горевали и решили искать спасение. Встретили старика
Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .”
Спасательные ситуации в сказках
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств.
"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .”
Предложите свои варианты спасения котенка.
Сказки, по-новому.
Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка”
Придумать:
Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”.
Уважаемые педагоги! если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят;
если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;
если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;
если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!
Спасибо за внимание!
Творческих ВАМ успехов!
Список использованных источников
- Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009
2. Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995
3. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008
4. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004
5. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
6. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010