СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическое развитие "Незнайка и ключ знаний" подготовительная группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Конструкторганизации образовательной деятельности по ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Кузьминой Эльвиры Владимировны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)

Дата: 14.12.21

Группа: подготовительная (6-7 лет)

Методист: Коковина Оксана Васильевна 

Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна

Тема:«Незнайка и ключ знаний»

Образовательная область:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Вид НОД: решение арифметических задач на вычитание

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная

Формы организации:индивидуальная, групповая

Планируемый результат:

  • Дети познакомились с понятием «арифметическая задача».
  • Дети умеют выделять компоненты арифметической задачи: условие, вопрос.
  • Дети умеют  различать задачу от «незадачи»
  • Дети проявляют умение слушать воспитателя внимательно, не перебивать.
  • Дети проявляют усидчивость.
  • Дети развивают мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
  • Дети развивают навыки решения арифметических задач с применением схем.
  • Дети познакомились с образованием нового арифметического знака «минус»
  • Дети развивают навыки работы с числовым лучом.
  • Дети умеют решать арифметические задачи на вычитание.

 

Цель:формирование у детей с решением прямых арифметических задач на вычитание в процессе совместной образовательной деятельности.

 

Задачи совместной образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Воспитывать навык слушать воспитателя внимательно, не перебивать.
  • Воспитывать усидчивость.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
  • Развивать навыки решения арифметических задач с применением схем.
  • Развивать навыки работы с числовым лучом.

 

Обучающие:

  • Учить детей выделять компоненты арифметической задачи: условие, вопрос.
  • Закреплять умение решать арифметические задачи на вычитание.
  • Познакомить детей с образованием нового арифметического знака «минус».

Вася- учить отвечать по поднятой руке

Список использованных источников

  1. «От рождения до школы»Основнаяобщеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  5. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип активности.

Методывоспитания:беседа, поощрение.

Методы обучения: беседа, иллюстрация, показ, проблемная ситуация, упражнение, стимулирование занимательным содержанием.

 

Предварительная работа

«Быстрый вопрос – быстрый ответ»

Задача: продолжать развивать у детей диалогическую речь (связную речь)

Ход:

- Ребята, у меня есть интересная игра «Быстрый вопрос – быстрый ответ», вы хотите в нее поиграть?

(Ответы детей)

- Отлично, тогда слушайте внимательно правила игра. Я вам буду задавать вопросы, а вы как можно быстрее на них отвечайте, договорились?

(Ответы детей)

Воспитатель задает детям разные вопросы, например: Посчитайте от 1 до 10 и обратно. Назови соседей числа 3. Я задумала число, оно меньше 7 на две единицы. Какое это число? Назовите части суток? Сколько месяцев в году? Сколько пальцев на двух руках?

- Ребята, какие вы молодцы! Все быстро и правильно отвечали на вопросы. Ребята, я вижу, что вам очень понравилась эта игра, в следующий раз мы обязательно еще поиграем!

 

 

 

 

Индивидуальная работа: составление задач по сюжетным картинкам.

Задача: Развивать умение составлять арифметическую задачу на сложение по сюжетной картине.

Ход:

- Ирина, посмотри, что это перед тобой?

(Ответ ребенка)

- Верно, это картинка. А что на ней изображено?

(Ответ ребенка)

- Да, правильно, цыплята. А что они делают?

(Ответ ребенка)

- Верно, гуляют во дворе. А сколько всего цыплят на картинке?

(Ответ ребенка)

- Молодец, верно. Посмотри, Ира, два цыплёнкаубегают играть.

Ребенок рассматривает картинку.

Ира, ты представляешь, по этой картинке можно составить настоящую задачу, например: Во дворе играло 6 цыплят, 2цыпленка убежали от всех играть. Сколько цыплят осталось гулять во дворе?

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть другие картинки и попробовать составить задачи: одну на сложение, другую на вычитание. В случае необходимости помогает ребенку, подсказывает.

 

 

Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на

совместную деятельность

Задача:

С мотивировать детей на предстоящую совместную деятельность.

Беседа, эмоциональное стимулирование, проблемная ситуация.

Воспитатель приветствует детей, предлагает им пройти за стульчики, вносит письмо.

-Ребята, сегодня, когда я пришла в группу то увидела на столе вот этот конверт. Заглянула в него и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.

- Уверенный в себе, хоть неумейка

И от природы он большой зазнайка.

А ну-ка угадать его сумей-ка

Известен всем под именем (Незнайка).

Хотите узнать, о чём он пишет?

Дети: ДА!

Воспитатель читает письмо.

-«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Знайка сказал мне, что оставил в комнате ключ к знаниям. А я не могу его найти. Если я не найду ключ, то так и останусь не образованным неумехой. Ребята, поможете мне найти ключ?!»

Дети: поможем.

 

Дети садятся на стульчики, слушают текст письма, соглашаются помочь Незнайке.

Дети с мотивированы на предстоящую совместную деятельность.

2.Основная часть.

2.1. Формирование первичных представлений об арифметической задаче.

Игра «Задача – незадача»

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «арифметическая задача».
  • Учить детей выделять компоненты арифметической задачи: условие, вопрос.
  • Закреплять умение  различать задачу от «незадачи»

 

Беседа

Объяснение

Демонстрация

Упражнение

Воспитатель раскладывает на столе муляжи фруктов.

-Ребята, когда Незнайка отправится искать свой ключ, ему необходимо подкрепиться и он решил взять с собой фрукты.

-Ребята, давайте посчитаем сколько всего яблок он взял? (5)

-Ребята, но 2 яблока он решил отдать своей подруге Звёздочке. Можно ли нам узнать, сколько яблок  у него осталось?

-Молодцы, ребята, вы сейчас решили самую настоящую арифметическую задачу, а звучать она будет так: у Незнайки было 5 яблок, 2 яблока Незнайка отдал Звёздочке. Сколько яблок осталось у Незнайки?Ответ будет-3 яблока.

-Ребята, как вы думаете, что же такое арифметическая задача?

-Правильно, ребята, арифметическая задача, это текст, в котором есть условие и вопрос.

-Давайте и в нашей задаче выделим условие и вопрос.

-Какое условие было в нашей задаче?

-Правильно, ребята, условие задачи: на столе лежало 5 яблок, 2 яблока Незнайка отдал Звёздочке

Воспитатель при назывании детьми условия рисует на доске прямую линию.

-Ребята, эта линия обозначает условие задачи.

-Какой вопрос в нашей задаче?

-Правильно, ребята, вопрос задачи: сколько яблок осталось у Незнайки?

Воспитатель рядом с линией ставит знак вопроса, такого же цвета, что и сама линия.

-Ребята, я ставлю знак вопроса, он обозначает, что в нашей задаче есть вопрос.

-Посмотрите на доску: на доске изображена линия и знак вопроса одного цвета, это означает, что в задаче есть условие и вопрос.

-А сейчас я вам прочитаю несколько текстов, которые Знайка подготовил для Незнайки, предлагаю помочь Незнайке и узнать что здесь задача, а что незадача.

-Договорились?

Воспитатель читает детям несколько примеров текстов «незадач», каждый раз при этом меняя рисунок на доске.

-На ветке сидели 4 птицы, прилетела еще одна.

-Ребята, это задача или «незадача»?

-Почему вы решили, что это «незадача»?

-Правильно ребята, потому что есть условие, но нет вопроса.

-Слушайте следующий пример: сколько автомобилей стояло на стоянке?

-Ребята, это задача или «незадача»?

-Почему вы решили, что это «незадача»?

-Правильно, ребята, потому что есть вопрос, но нет условия.

-Слушайте следующий пример: на столе лежало 3 яблока и3 груши. Сколько всего игрушек стояло на полке?

-Ребята, это задача или «незадача»?

-Почему вы решили, что это «незадача»?

-Правильно, ребята, потому что условие и задача не соответствуют друг другу.

-Вася положил на стол 3 печенья и 2 конфеты. Сколько всего сладостей лежало на столе? (задача).

-Ребята, а это задача или незадача?

-Верно, а как вы поняли что это задача?

-Правильно, потому что в задаче есть и условие и вопрос.

-Молодцы, ребята, правильно назвали все задачи и незадачи!

- Сколько клубков было у котенка?

-Ребята, а это задача или незадача?

-Верно, а как вы поняли, что это не задача?

-Молодцы, все верно потому что нет условия, есть только вопрос.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на его вопросы, называют предметы, наблюдают за условным обозначением компонентов арифметической задачи, называют задачу или «незадачу» на примере воспитателя.

Дети познакомились с понятием «арифметическая задача».

Дети умеют выделять компоненты арифметической задачи: условие, вопрос.

Дети умеют различать задачу от «незадачи»

 

2.2. Решение прямой арифметической задачи на вычитание

Задачи:

  • Закреплять навыки работы со схематичным решением задач, выделения целого и части

Беседа

Объяснение

Поощрение

Демонстрация

 

Воспитатель возвращает детей к первоначальной задаче, демонстрирует цветные шнурки, объясняет, как с их помощью можно решить арифметическую задачу.

-Ребята, у нас есть 1 группа предметов, назовите их.

-Правильно, ребята, это яблоки.

-Смотрите, вокруг всех яблок я положу синий шнурок.

Воспитатель побуждает детей к проговариванию условия задачи

-На столе лежало 5 яблок. Незнайка отдал 2 яблока Звёздочке.

-Ребята, внутри синего шнурка я отделю два яблока желтым шнурком.

-Давайте вспомним вопрос задачи: Сколько яблок осталось у Незнайки?(3)

-Ребята, посмотрите цифры 2 и 3 это части. А цифра 5 это целое, оно обозначает общее количество яблок которые лежали на столе

 

Дети слушают воспитателя, совместно решают арифметическую задачу на вычитание, Решают арифметические задачи.

 

У детей закреплены навыки работы со схематичным решением задач, выделения целого и части

 

2.3 Выбор действия решения (работа со схемой: круг и половины круга).

Задачи;

  • Познакомить детей с образованием нового арифметического знака минус.
  • Развивать навыки работы с числовым лучом.

 

Беседа

Объяснение

Поощрение

Упражнение

 

-Ребята, но если нам необходимо будет решить задачу о больших предметах, мы не сможем воспользоваться шнурками, но нам в этом поможет схема.

-Схема- это графическое изображение предметов.

-Давайте нарисуем схему нашей задачи.

Воспитатель рисует круг на доске.

-Ребята, сколько  яблок  лежало на столе? (5)

-Значит в этот круг я нарисую 5 точек.

Воспитатель рисует рядом еще один круг.

-Сколько яблок отдал Незнайка Звёздочке? (2)

-Значитв этом кругу я отделю 2 точки

Воспитатель рисует большой круг, включающий предыдущие два.

-Сколько всего фруктов осталось у него.(3)

Воспитатель помещает знак вопроса в большой круг.

Воспитатель показывает элементы схемы, объясняет каждый из них.

-Ребята, что нужно сделать, чтобы найти часть ?

дети называют действие – «вычесть».

-Ребята, арифметическое действие, которое помогает найти неизвестное часть, так и называется «вычитание».

Воспитатель помещает на доску половины круга и целый круг, а между ними знак «-».

-Этот знак называется «минус», он не очень дружелюбный и состоит всего из 1 горизонтальной черточки.

- Что же получится, когда мы вычтем часть из целого?

-Правильно, ребята, получится вторая часть!

Воспитатель помещает справа от схемы пол круто, между схемой и кругом помещает знак «=».

-Знак «ровно» похож на сытую рыбку, он означает, что выражения слева и справа равны.

Решают арифметические задачи с применением схем, числового луча.

Дети познакомлены с образованием нового арифметического знака минус.

У детей развиваются навыки работы с числовым лучом.

 

Физминутка

Задачи:

способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания

Показ

Чтение художественного слова

-Ребята, у Незнайки есть еще несколько задач, которые ему необходимо помочь решить, но для того, чтобы набраться сил, нам нужно отдохнуть.

-Давайте выполним физминутку, и приступим к решению новых арифметических задач.

Воспитатель проводит физминутку, сопровождая показ проговариванием действий.

Быстро встаньте, улыбнитесь,(дети встают со стульчиков

Выше, выше, потянитесь. (встают на носочки потягиваются вверх)

Ну-ка, плечи распрямите,(руки в стороны)

Поднимите, опустите.(руки вверх и вниз)

Влево, вправо повернитесь,(повороты в стороны)

Руками коленей коснитесь.(наклоны вниз)

Сели-встали, сели-встали(приседания)

И на месте побежали.(бег на месте)

 

Дети повторяют движения за воспитателем.

Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности

2.4 «Запись» задачи с помощью знаков и цифр.

Задачи:

  • Научить детей записывать задачи с помощью знаков и цифр
  • Познакомить детей с арифметическим знаком минус

Беседа

Объяснение

Поощрение

Упражнение

Воспитатель предлагает детям решить задачу, но уже с использованием цифр и знаков.

-Ребята, теперь мы не сможем использовать круги, поэтому такую задачу можно записать при помощи цифр и знаков.

Воспитатель объясняет детям порядок выкладывания цифр и знаков для решения задачи.

-Сначала мы выкладываем цифру, которая обозначает  первое множество-это цифра 5, обозначающий целое количество, затем выкладываем цифру, которая обозначает второе множество-это цифра 2 затем между цифрами ставим знак «-», далее ставим цифру, которое составляет количество оставшихся яблок.!

-Какая это цифра? (3)

-Правильно, и наконец, между цифрой 3 и двумя множествами ставим знак =.

 

Дети записывают, внимательно слушают и знакомятся со знаком минус

Детиумеют записывать задачу с помощью знаков и цифр

Дети познакомились с арифметическим знаком минус

2.5 Отражение решения задачи на числовом луче.

Задачи:

  • Научить детей отражать решение задачи на числовом луче
  • Познакомить детей с числовым лучом

Беседа

Объяснение

Поощрение

Демонстрация

 

-Ребята, давайте теперь нашу задачу отобразим н числовом луче.

Воспитатель выкладывает на доске подготовленную схему числового луча.

-Ребята, давайте вспомним, сколько яблок лежало на столе? (5)

-Значит, проводим дугу от 0 до 5.

-Сколько яблокНезнайка отдал Звёздочке? (2)

-В какую сторону будем проводить дугу: вправо или влево?

-Верно, влево от цифры 5, потому что яблок стало меньше.

-В какую цифру пришла стрелочка?( в цифру 3)

-Сколько яблок у нас осталось?(3)

-Проведём дугу от нуля до последнего названного нами числа, т.е. до 5.

-Ребята, посмотрите, на нашем числовом луче образовалось 3 дуги: 2 из них обозначают части, а одна дуга-обозначает целое.

-Что нам нужно было найти, часть или целое? (часть)

-Значит знак вопроса помещаем в 3 дугу.

-Ребята, посмотрите мы помогли решить задачи Незнайке и он нашел ключ знаний.

Воспитатель наблюдает за деятельностью детей, корректирует их действия.

 

Дети внимательно слушают, отражают решение задачи на числовом луче

Дети научились отражать решение задачи на числовом луче.Дети знакомыс числовым лучом

3.Подведение итогов ОД.

Задача:

формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

Беседа

-Ребята, вы справились со всеми заданиями, молодцы!

-Как вы думаете, помогли ли вы Незнайке найти ключ знаний?

-Я уверена, что Незнайка понял, что не любой текст, может быть задачей, теперь он выберет, те тексты, в которых есть и условие и вопрос, которые можно назвать задачей!

-Ребята, что вам запомнилось больше всего?

-Какие трудности у вас возникли?

-Молодцы!

Дети отвечают на вопросы воспитателя, подводят итог занятия.

Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

4.Открытость.

Задача:

сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Беседа

-Ребята, я предлагаю вам помочь Незнайке, и нарисовать ключи знаний Незнайке в обратном письме, чтобы он посмотрел какие ключи знаний мы придумали

Дети слушают воспитателя.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах

 

Просмотр содержимого документа
«Математическое развитие "Незнайка и ключ знаний" подготовительная группа»


Конструкторганизации образовательной деятельности
по ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Кузьминой Эльвиры Владимировны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)

Дата: 14.12.21

Группа: подготовительная (6-7 лет)

Методист: Коковина Оксана Васильевна

Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна

Тема:«Незнайка и ключ знаний»

Образовательная область:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Вид НОД: решение арифметических задач на вычитание

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная

Формы организации:индивидуальная, групповая

Планируемый результат:

  • Дети познакомились с понятием «арифметическая задача».

  • Дети умеют выделять компоненты арифметической задачи: условие, вопрос.

  • Дети умеют различать задачу от «незадачи»

  • Дети проявляют умение слушать воспитателя внимательно, не перебивать.

  • Дети проявляют усидчивость.

  • Дети развивают мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

  • Дети развивают навыки решения арифметических задач с применением схем.

  • Дети познакомились с образованием нового арифметического знака «минус»

  • Дети развивают навыки работы с числовым лучом.

  • Дети умеют решать арифметические задачи на вычитание.


Цель:формирование у детей с решением прямых арифметических задач на вычитание в процессе совместной образовательной деятельности.


Задачи совместной образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Воспитывать навык слушать воспитателя внимательно, не перебивать.

  • Воспитывать усидчивость.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

  • Развивать навыки решения арифметических задач с применением схем.

  • Развивать навыки работы с числовым лучом.


Обучающие:

  • Учить детей выделять компоненты арифметической задачи: условие, вопрос.

  • Закреплять умение решать арифметические задачи на вычитание.

  • Познакомить детей с образованием нового арифметического знака «минус».

Вася- учить отвечать по поднятой руке

Список использованных источников

  1. «От рождения до школы»Основнаяобщеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

  2. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  5. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип активности.

Методывоспитания:беседа, поощрение.

Методы обучения: беседа, иллюстрация, показ, проблемная ситуация, упражнение, стимулирование занимательным содержанием.


Предварительная работа

«Быстрый вопрос – быстрый ответ»

Задача: продолжать развивать у детей диалогическую речь (связную речь)

Ход:

- Ребята, у меня есть интересная игра «Быстрый вопрос – быстрый ответ», вы хотите в нее поиграть?

(Ответы детей)

- Отлично, тогда слушайте внимательно правила игра. Я вам буду задавать вопросы, а вы как можно быстрее на них отвечайте, договорились?

(Ответы детей)

Воспитатель задает детям разные вопросы, например: Посчитайте от 1 до 10 и обратно. Назови соседей числа 3. Я задумала число, оно меньше 7 на две единицы. Какое это число? Назовите части суток? Сколько месяцев в году? Сколько пальцев на двух руках?

- Ребята, какие вы молодцы! Все быстро и правильно отвечали на вопросы. Ребята, я вижу, что вам очень понравилась эта игра, в следующий раз мы обязательно еще поиграем!





Индивидуальная работа: составление задач по сюжетным картинкам.

Задача: Развивать умение составлять арифметическую задачу на сложение по сюжетной картине.

Ход:

- Ирина, посмотри, что это перед тобой?

(Ответ ребенка)

- Верно, это картинка. А что на ней изображено?

(Ответ ребенка)

- Да, правильно, цыплята. А что они делают?

(Ответ ребенка)

- Верно, гуляют во дворе. А сколько всего цыплят на картинке?

(Ответ ребенка)

- Молодец, верно. Посмотри, Ира, два цыплёнкаубегают играть.

Ребенок рассматривает картинку.

Ира, ты представляешь, по этой картинке можно составить настоящую задачу, например: Во дворе играло 6 цыплят, 2цыпленка убежали от всех играть. Сколько цыплят осталось гулять во дворе?

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть другие картинки и попробовать составить задачи: одну на сложение, другую на вычитание. В случае необходимости помогает ребенку, подсказывает.



Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на

совместную деятельность

Задача:

С мотивировать детей на предстоящую совместную деятельность.

Беседа, эмоциональное стимулирование, проблемная ситуация.

Воспитатель приветствует детей, предлагает им пройти за стульчики, вносит письмо.

-Ребята, сегодня, когда я пришла в группу то увидела на столе вот этот конверт. Заглянула в него и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.

- Уверенный в себе, хоть неумейка

И от природы он большой зазнайка.

А ну-ка угадать его сумей-ка

Известен всем под именем (Незнайка).

Хотите узнать, о чём он пишет?

Дети: ДА!

Воспитатель читает письмо.

-«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Знайка сказал мне, что оставил в комнате ключ к знаниям. А я не могу его найти. Если я не найду ключ, то так и останусь не образованным неумехой. Ребята, поможете мне найти ключ?!»

Дети: поможем.


Дети садятся на стульчики, слушают текст письма, соглашаются помочь Незнайке.

Дети с мотивированы на предстоящую совместную деятельность.

2.Основная часть.

2.1. Формирование первичных представлений об арифметической задаче.

Игра «Задача – незадача»

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «арифметическая задача».

  • Учить детей выделять компоненты арифметической задачи: условие, вопрос.

  • Закреплять умение различать задачу от «незадачи»


Беседа

Объяснение

Демонстрация

Упражнение

Воспитатель раскладывает на столе муляжи фруктов.

-Ребята, когда Незнайка отправится искать свой ключ, ему необходимо подкрепиться и он решил взять с собой фрукты.

-Ребята, давайте посчитаем сколько всего яблок он взял? (5)

-Ребята, но 2 яблока он решил отдать своей подруге Звёздочке. Можно ли нам узнать, сколько яблок у него осталось?

-Молодцы, ребята, вы сейчас решили самую настоящую арифметическую задачу, а звучать она будет так: у Незнайки было 5 яблок, 2 яблока Незнайка отдал Звёздочке. Сколько яблок осталось у Незнайки?Ответ будет-3 яблока.

-Ребята, как вы думаете, что же такое арифметическая задача?

-Правильно, ребята, арифметическая задача, это текст, в котором есть условие и вопрос.

-Давайте и в нашей задаче выделим условие и вопрос.

-Какое условие было в нашей задаче?

-Правильно, ребята, условие задачи: на столе лежало 5 яблок, 2 яблока Незнайка отдал Звёздочке

Воспитатель при назывании детьми условия рисует на доске прямую линию.

-Ребята, эта линия обозначает условие задачи.

-Какой вопрос в нашей задаче?

-Правильно, ребята, вопрос задачи: сколько яблок осталось у Незнайки?

Воспитатель рядом с линией ставит знак вопроса, такого же цвета, что и сама линия.

-Ребята, я ставлю знак вопроса, он обозначает, что в нашей задаче есть вопрос.

-Посмотрите на доску: на доске изображена линия и знак вопроса одного цвета, это означает, что в задаче есть условие и вопрос.

-А сейчас я вам прочитаю несколько текстов, которые Знайка подготовил для Незнайки, предлагаю помочь Незнайке и узнать что здесь задача, а что незадача.

-Договорились?

Воспитатель читает детям несколько примеров текстов «незадач», каждый раз при этом меняя рисунок на доске.

-На ветке сидели 4 птицы, прилетела еще одна.

-Ребята, это задача или «незадача»?

-Почему вы решили, что это «незадача»?

-Правильно ребята, потому что есть условие, но нет вопроса.

-Слушайте следующий пример: сколько автомобилей стояло на стоянке?

-Ребята, это задача или «незадача»?

-Почему вы решили, что это «незадача»?

-Правильно, ребята, потому что есть вопрос, но нет условия.

-Слушайте следующий пример: на столе лежало 3 яблока и3 груши. Сколько всего игрушек стояло на полке?

-Ребята, это задача или «незадача»?

-Почему вы решили, что это «незадача»?

-Правильно, ребята, потому что условие и задача не соответствуют друг другу.

-Вася положил на стол 3 печенья и 2 конфеты. Сколько всего сладостей лежало на столе? (задача).

-Ребята, а это задача или незадача?

-Верно, а как вы поняли что это задача?

-Правильно, потому что в задаче есть и условие и вопрос.

-Молодцы, ребята, правильно назвали все задачи и незадачи!

- Сколько клубков было у котенка?

-Ребята, а это задача или незадача?

-Верно, а как вы поняли, что это не задача?

-Молодцы, все верно потому что нет условия, есть только вопрос.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на его вопросы, называют предметы, наблюдают за условным обозначением компонентов арифметической задачи, называют задачу или «незадачу» на примере воспитателя.

Дети познакомились с понятием «арифметическая задача».

Дети умеют выделять компоненты арифметической задачи: условие, вопрос.

Дети умеют различать задачу от «незадачи»


2.2. Решение прямой арифметической задачи на вычитание

Задачи:

  • Закреплять навыки работы со схематичным решением задач, выделения целого и части

Беседа

Объяснение

Поощрение

Демонстрация


Воспитатель возвращает детей к первоначальной задаче, демонстрирует цветные шнурки, объясняет, как с их помощью можно решить арифметическую задачу.

-Ребята, у нас есть 1 группа предметов, назовите их.

-Правильно, ребята, это яблоки.

-Смотрите, вокруг всех яблок я положу синий шнурок.

Воспитатель побуждает детей к проговариванию условия задачи

-На столе лежало 5 яблок. Незнайка отдал 2 яблока Звёздочке.

-Ребята, внутри синего шнурка я отделю два яблока желтым шнурком.

-Давайте вспомним вопрос задачи: Сколько яблок осталось у Незнайки?(3)

-Ребята, посмотрите цифры 2 и 3 это части. А цифра 5 это целое, оно обозначает общее количество яблок которые лежали на столе


Дети слушают воспитателя, совместно решают арифметическую задачу на вычитание, Решают арифметические задачи.


У детей закреплены навыки работы со схематичным решением задач, выделения целого и части


2.3 Выбор действия решения (работа со схемой: круг и половины круга).

Задачи;

  • Познакомить детей с образованием нового арифметического знака минус.

  • Развивать навыки работы с числовым лучом.


Беседа

Объяснение

Поощрение

Упражнение


-Ребята, но если нам необходимо будет решить задачу о больших предметах, мы не сможем воспользоваться шнурками, но нам в этом поможет схема.

-Схема- это графическое изображение предметов.

-Давайте нарисуем схему нашей задачи.

Воспитатель рисует круг на доске.

-Ребята, сколько яблок лежало на столе? (5)

-Значит в этот круг я нарисую 5 точек.

Воспитатель рисует рядом еще один круг.

-Сколько яблок отдал Незнайка Звёздочке? (2)

-Значитв этом кругу я отделю 2 точки

Воспитатель рисует большой круг, включающий предыдущие два.

-Сколько всего фруктов осталось у него.(3)

Воспитатель помещает знак вопроса в большой круг.

Воспитатель показывает элементы схемы, объясняет каждый из них.

-Ребята, что нужно сделать, чтобы найти часть ?

дети называют действие – «вычесть».

-Ребята, арифметическое действие, которое помогает найти неизвестное часть, так и называется «вычитание».

Воспитатель помещает на доску половины круга и целый круг, а между ними знак «-».

-Этот знак называется «минус», он не очень дружелюбный и состоит всего из 1 горизонтальной черточки.

- Что же получится, когда мы вычтем часть из целого?

-Правильно, ребята, получится вторая часть!

Воспитатель помещает справа от схемы пол круто, между схемой и кругом помещает знак «=».

-Знак «ровно» похож на сытую рыбку, он означает, что выражения слева и справа равны.

Решают арифметические задачи с применением схем, числового луча.

Дети познакомлены с образованием нового арифметического знака минус.

У детей развиваются навыки работы с числовым лучом.


Физминутка

Задачи:

способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания

Показ

Чтение художественного слова

-Ребята, у Незнайки есть еще несколько задач, которые ему необходимо помочь решить, но для того, чтобы набраться сил, нам нужно отдохнуть.

-Давайте выполним физминутку, и приступим к решению новых арифметических задач.

Воспитатель проводит физминутку, сопровождая показ проговариванием действий.

Быстро встаньте, улыбнитесь,(дети встают со стульчиков

Выше, выше, потянитесь. (встают на носочки потягиваются вверх)

Ну-ка, плечи распрямите,(руки в стороны)

Поднимите, опустите.(руки вверх и вниз)

Влево, вправо повернитесь,(повороты в стороны)

Руками коленей коснитесь.(наклоны вниз)

Сели-встали, сели-встали(приседания)

И на месте побежали.(бег на месте)


Дети повторяют движения за воспитателем.

Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности

2.4 «Запись» задачи с помощью знаков и цифр.

Задачи:

  • Научить детей записывать задачи с помощью знаков и цифр

  • Познакомить детей с арифметическим знаком минус

Беседа

Объяснение

Поощрение

Упражнение

Воспитатель предлагает детям решить задачу, но уже с использованием цифр и знаков.

-Ребята, теперь мы не сможем использовать круги, поэтому такую задачу можно записать при помощи цифр и знаков.

Воспитатель объясняет детям порядок выкладывания цифр и знаков для решения задачи.

-Сначала мы выкладываем цифру, которая обозначает первое множество-это цифра 5, обозначающий целое количество, затем выкладываем цифру, которая обозначает второе множество-это цифра 2 затем между цифрами ставим знак «-», далее ставим цифру, которое составляет количество оставшихся яблок.!

-Какая это цифра? (3)

-Правильно, и наконец, между цифрой 3 и двумя множествами ставим знак =.


Дети записывают, внимательно слушают и знакомятся со знаком минус

Детиумеют записывать задачу с помощью знаков и цифр

Дети познакомились с арифметическим знаком минус

2.5 Отражение решения задачи на числовом луче.

Задачи:

  • Научить детей отражать решение задачи на числовом луче

  • Познакомить детей с числовым лучом

Беседа

Объяснение

Поощрение

Демонстрация


-Ребята, давайте теперь нашу задачу отобразим н числовом луче.

Воспитатель выкладывает на доске подготовленную схему числового луча.

-Ребята, давайте вспомним, сколько яблок лежало на столе? (5)

-Значит, проводим дугу от 0 до 5.

-Сколько яблокНезнайка отдал Звёздочке? (2)

-В какую сторону будем проводить дугу: вправо или влево?

-Верно, влево от цифры 5, потому что яблок стало меньше.

-В какую цифру пришла стрелочка?( в цифру 3)

-Сколько яблок у нас осталось?(3)

-Проведём дугу от нуля до последнего названного нами числа, т.е. до 5.

-Ребята, посмотрите, на нашем числовом луче образовалось 3 дуги: 2 из них обозначают части, а одна дуга-обозначает целое.

-Что нам нужно было найти, часть или целое? (часть)

-Значит знак вопроса помещаем в 3 дугу.

-Ребята, посмотрите мы помогли решить задачи Незнайке и он нашел ключ знаний.

Воспитатель наблюдает за деятельностью детей, корректирует их действия.


Дети внимательно слушают, отражают решение задачи на числовом луче

Дети научились отражать решение задачи на числовом луче.Дети знакомыс числовым лучом

3.Подведение итогов ОД.

Задача:

формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

Беседа

-Ребята, вы справились со всеми заданиями, молодцы!

-Как вы думаете, помогли ли вы Незнайке найти ключ знаний?

-Я уверена, что Незнайка понял, что не любой текст, может быть задачей, теперь он выберет, те тексты, в которых есть и условие и вопрос, которые можно назвать задачей!

-Ребята, что вам запомнилось больше всего?

-Какие трудности у вас возникли?

-Молодцы!

Дети отвечают на вопросы воспитателя, подводят итог занятия.

Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

4.Открытость.

Задача:

сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Беседа

-Ребята, я предлагаю вам помочь Незнайке, и нарисовать ключи знаний Незнайке в обратном письме, чтобы он посмотрел какие ключи знаний мы придумали

Дети слушают воспитателя.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!