1.Мотивация на
совместную деятельность
Задача:
С мотивировать детей на предстоящую совместную деятельность.
|
Беседа, эмоциональное стимулирование, проблемная ситуация.
|
Воспитатель приветствует детей, предлагает им пройти за стульчики, вносит письмо.
-Ребята, сегодня, когда я пришла в группу то увидела на столе вот этот конверт. Заглянула в него и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.
- Уверенный в себе, хоть неумейка
И от природы он большой зазнайка.
А ну-ка угадать его сумей-ка
Известен всем под именем (Незнайка).
Хотите узнать, о чём он пишет?
Дети: ДА!
Воспитатель читает письмо.
-«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Знайка сказал мне, что оставил в комнате ключ к знаниям. А я не могу его найти. Если я не найду ключ, то так и останусь не образованным неумехой. Ребята, поможете мне найти ключ?!»
Дети: поможем.
|
Дети садятся на стульчики, слушают текст письма, соглашаются помочь Незнайке.
|
Дети с мотивированы на предстоящую совместную деятельность.
|
2.Основная часть.
2.1. Формирование первичных представлений об арифметической задаче.
Игра «Задача – незадача»
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «арифметическая задача».
- Учить детей выделять компоненты арифметической задачи: условие, вопрос.
- Закреплять умение различать задачу от «незадачи»
|
Беседа
Объяснение
Демонстрация
Упражнение
|
Воспитатель раскладывает на столе муляжи фруктов.
-Ребята, когда Незнайка отправится искать свой ключ, ему необходимо подкрепиться и он решил взять с собой фрукты.
-Ребята, давайте посчитаем сколько всего яблок он взял? (5)
-Ребята, но 2 яблока он решил отдать своей подруге Звёздочке. Можно ли нам узнать, сколько яблок у него осталось?
-Молодцы, ребята, вы сейчас решили самую настоящую арифметическую задачу, а звучать она будет так: у Незнайки было 5 яблок, 2 яблока Незнайка отдал Звёздочке. Сколько яблок осталось у Незнайки?Ответ будет-3 яблока.
-Ребята, как вы думаете, что же такое арифметическая задача?
-Правильно, ребята, арифметическая задача, это текст, в котором есть условие и вопрос.
-Давайте и в нашей задаче выделим условие и вопрос.
-Какое условие было в нашей задаче?
-Правильно, ребята, условие задачи: на столе лежало 5 яблок, 2 яблока Незнайка отдал Звёздочке
Воспитатель при назывании детьми условия рисует на доске прямую линию.
-Ребята, эта линия обозначает условие задачи.
-Какой вопрос в нашей задаче?
-Правильно, ребята, вопрос задачи: сколько яблок осталось у Незнайки?
Воспитатель рядом с линией ставит знак вопроса, такого же цвета, что и сама линия.
-Ребята, я ставлю знак вопроса, он обозначает, что в нашей задаче есть вопрос.
-Посмотрите на доску: на доске изображена линия и знак вопроса одного цвета, это означает, что в задаче есть условие и вопрос.
-А сейчас я вам прочитаю несколько текстов, которые Знайка подготовил для Незнайки, предлагаю помочь Незнайке и узнать что здесь задача, а что незадача.
-Договорились?
Воспитатель читает детям несколько примеров текстов «незадач», каждый раз при этом меняя рисунок на доске.
-На ветке сидели 4 птицы, прилетела еще одна.
-Ребята, это задача или «незадача»?
-Почему вы решили, что это «незадача»?
-Правильно ребята, потому что есть условие, но нет вопроса.
-Слушайте следующий пример: сколько автомобилей стояло на стоянке?
-Ребята, это задача или «незадача»?
-Почему вы решили, что это «незадача»?
-Правильно, ребята, потому что есть вопрос, но нет условия.
-Слушайте следующий пример: на столе лежало 3 яблока и3 груши. Сколько всего игрушек стояло на полке?
-Ребята, это задача или «незадача»?
-Почему вы решили, что это «незадача»?
-Правильно, ребята, потому что условие и задача не соответствуют друг другу.
-Вася положил на стол 3 печенья и 2 конфеты. Сколько всего сладостей лежало на столе? (задача).
-Ребята, а это задача или незадача?
-Верно, а как вы поняли что это задача?
-Правильно, потому что в задаче есть и условие и вопрос.
-Молодцы, ребята, правильно назвали все задачи и незадачи!
- Сколько клубков было у котенка?
-Ребята, а это задача или незадача?
-Верно, а как вы поняли, что это не задача?
-Молодцы, все верно потому что нет условия, есть только вопрос.
|
Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на его вопросы, называют предметы, наблюдают за условным обозначением компонентов арифметической задачи, называют задачу или «незадачу» на примере воспитателя.
|
Дети познакомились с понятием «арифметическая задача».
Дети умеют выделять компоненты арифметической задачи: условие, вопрос.
Дети умеют различать задачу от «незадачи»
|
2.2. Решение прямой арифметической задачи на вычитание
Задачи:
- Закреплять навыки работы со схематичным решением задач, выделения целого и части
|
Беседа
Объяснение
Поощрение
Демонстрация
|
Воспитатель возвращает детей к первоначальной задаче, демонстрирует цветные шнурки, объясняет, как с их помощью можно решить арифметическую задачу.
-Ребята, у нас есть 1 группа предметов, назовите их.
-Правильно, ребята, это яблоки.
-Смотрите, вокруг всех яблок я положу синий шнурок.
Воспитатель побуждает детей к проговариванию условия задачи
-На столе лежало 5 яблок. Незнайка отдал 2 яблока Звёздочке.
-Ребята, внутри синего шнурка я отделю два яблока желтым шнурком.
-Давайте вспомним вопрос задачи: Сколько яблок осталось у Незнайки?(3)
-Ребята, посмотрите цифры 2 и 3 это части. А цифра 5 это целое, оно обозначает общее количество яблок которые лежали на столе
|
Дети слушают воспитателя, совместно решают арифметическую задачу на вычитание, Решают арифметические задачи.
|
У детей закреплены навыки работы со схематичным решением задач, выделения целого и части
|
2.3 Выбор действия решения (работа со схемой: круг и половины круга).
Задачи;
- Познакомить детей с образованием нового арифметического знака минус.
- Развивать навыки работы с числовым лучом.
|
Беседа
Объяснение
Поощрение
Упражнение
|
-Ребята, но если нам необходимо будет решить задачу о больших предметах, мы не сможем воспользоваться шнурками, но нам в этом поможет схема.
-Схема- это графическое изображение предметов.
-Давайте нарисуем схему нашей задачи.
Воспитатель рисует круг на доске.
-Ребята, сколько яблок лежало на столе? (5)
-Значит в этот круг я нарисую 5 точек.
Воспитатель рисует рядом еще один круг.
-Сколько яблок отдал Незнайка Звёздочке? (2)
-Значитв этом кругу я отделю 2 точки
Воспитатель рисует большой круг, включающий предыдущие два.
-Сколько всего фруктов осталось у него.(3)
Воспитатель помещает знак вопроса в большой круг.
Воспитатель показывает элементы схемы, объясняет каждый из них.
-Ребята, что нужно сделать, чтобы найти часть ?
дети называют действие – «вычесть».
-Ребята, арифметическое действие, которое помогает найти неизвестное часть, так и называется «вычитание».
Воспитатель помещает на доску половины круга и целый круг, а между ними знак «-».
-Этот знак называется «минус», он не очень дружелюбный и состоит всего из 1 горизонтальной черточки.
- Что же получится, когда мы вычтем часть из целого?
-Правильно, ребята, получится вторая часть!
Воспитатель помещает справа от схемы пол круто, между схемой и кругом помещает знак «=».
-Знак «ровно» похож на сытую рыбку, он означает, что выражения слева и справа равны.
|
Решают арифметические задачи с применением схем, числового луча.
|
Дети познакомлены с образованием нового арифметического знака минус.
У детей развиваются навыки работы с числовым лучом.
|
Физминутка
Задачи:
способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания
|
Показ
Чтение художественного слова
|
-Ребята, у Незнайки есть еще несколько задач, которые ему необходимо помочь решить, но для того, чтобы набраться сил, нам нужно отдохнуть.
-Давайте выполним физминутку, и приступим к решению новых арифметических задач.
Воспитатель проводит физминутку, сопровождая показ проговариванием действий.
Быстро встаньте, улыбнитесь,(дети встают со стульчиков
Выше, выше, потянитесь. (встают на носочки потягиваются вверх)
Ну-ка, плечи распрямите,(руки в стороны)
Поднимите, опустите.(руки вверх и вниз)
Влево, вправо повернитесь,(повороты в стороны)
Руками коленей коснитесь.(наклоны вниз)
Сели-встали, сели-встали(приседания)
И на месте побежали.(бег на месте)
|
Дети повторяют движения за воспитателем.
|
Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности
|
2.4 «Запись» задачи с помощью знаков и цифр.
Задачи:
- Научить детей записывать задачи с помощью знаков и цифр
- Познакомить детей с арифметическим знаком минус
|
Беседа
Объяснение
Поощрение
Упражнение
|
Воспитатель предлагает детям решить задачу, но уже с использованием цифр и знаков.
-Ребята, теперь мы не сможем использовать круги, поэтому такую задачу можно записать при помощи цифр и знаков.
Воспитатель объясняет детям порядок выкладывания цифр и знаков для решения задачи.
-Сначала мы выкладываем цифру, которая обозначает первое множество-это цифра 5, обозначающий целое количество, затем выкладываем цифру, которая обозначает второе множество-это цифра 2 затем между цифрами ставим знак «-», далее ставим цифру, которое составляет количество оставшихся яблок.!
-Какая это цифра? (3)
-Правильно, и наконец, между цифрой 3 и двумя множествами ставим знак =.
|
Дети записывают, внимательно слушают и знакомятся со знаком минус
|
Детиумеют записывать задачу с помощью знаков и цифр
Дети познакомились с арифметическим знаком минус
|
2.5 Отражение решения задачи на числовом луче.
Задачи:
- Научить детей отражать решение задачи на числовом луче
- Познакомить детей с числовым лучом
|
Беседа
Объяснение
Поощрение
Демонстрация
|
-Ребята, давайте теперь нашу задачу отобразим н числовом луче.
Воспитатель выкладывает на доске подготовленную схему числового луча.
-Ребята, давайте вспомним, сколько яблок лежало на столе? (5)
-Значит, проводим дугу от 0 до 5.
-Сколько яблокНезнайка отдал Звёздочке? (2)
-В какую сторону будем проводить дугу: вправо или влево?
-Верно, влево от цифры 5, потому что яблок стало меньше.
-В какую цифру пришла стрелочка?( в цифру 3)
-Сколько яблок у нас осталось?(3)
-Проведём дугу от нуля до последнего названного нами числа, т.е. до 5.
-Ребята, посмотрите, на нашем числовом луче образовалось 3 дуги: 2 из них обозначают части, а одна дуга-обозначает целое.
-Что нам нужно было найти, часть или целое? (часть)
-Значит знак вопроса помещаем в 3 дугу.
-Ребята, посмотрите мы помогли решить задачи Незнайке и он нашел ключ знаний.
Воспитатель наблюдает за деятельностью детей, корректирует их действия.
|
Дети внимательно слушают, отражают решение задачи на числовом луче
|
Дети научились отражать решение задачи на числовом луче.Дети знакомыс числовым лучом
|
3.Подведение итогов ОД.
Задача:
формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод
|
Беседа
|
-Ребята, вы справились со всеми заданиями, молодцы!
-Как вы думаете, помогли ли вы Незнайке найти ключ знаний?
-Я уверена, что Незнайка понял, что не любой текст, может быть задачей, теперь он выберет, те тексты, в которых есть и условие и вопрос, которые можно назвать задачей!
-Ребята, что вам запомнилось больше всего?
-Какие трудности у вас возникли?
-Молодцы!
|
Дети отвечают на вопросы воспитателя, подводят итог занятия.
|
Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод
|