Математика. 4 класс.
Тема: Палетка. Измерение площади с помощью палетки.
Цели: познакомить со способом измерения площади фигур различной формы с помощью палетки; закреплять умение переводить мелкие единицы площади в более крупные и наоборот; совершенствовать навыки решения задач.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся со способом измерения площади фигур с помощью палетки; научатся соотносить единицы площади; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования; работать в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
— Прочитайте числа.
805 760 482, 641 987 605 000, 8 408 590 407, 9 123 456 780.
— Сколько единиц каждого разряда в числах?
— Сколько всего сотен в каждом числе? Сколько десятков тысяч? единиц миллионов?
— Назовите соседей каждого числа.
— Уменьшите каждое число на 1 десяток, на 1 тысячу.
— Разложите число 9 123 456 780 на разрядные слагаемые.
2. Математический диктант
1) Коля вышел из дома в 14 ч 30 мин и пришел в 15 ч 40 мин. Сколько времени он отсутствовал дома? (1ч 10мин.)
2) Корзина с яблоками весит 3 кг 400 г. Пустая корзина весит 500 г. Сколько весят яблоки? (2 кг 900г.)
3) Два автомобиля выехали навстречу друг другу. Первый проехал до встречи 48 км, а второй - 76 км. На каком расстоянии друг от друга они были в начале пути? (124 км.)
4. Высота страуса 2 м 80 см, а императорского пингвина — в 2 раза меньше. Чему равна высота императорского пингвина? (1м 40см.)
5. В 1812 г. Наполеон напал на Россию. В каком веке это произошло? (В XIX в.)
(взаимопроверка.)
III. Самоопределение к деятельности
— Начертите прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см. Найдите его площадь. (S = 4- 2 = 8 (см2).)
— Начертите квадрат со стороной 4 см. Найдите его площадь. (S = 4-4 = 16(cm2).)
— Начертите вертикальный отрезок длиной 3 см и из этой же точки - горизонтальный отрезок длиной 2 см. Соедините концы отрезков. Какая фигура получилась? (Прямоугольный треугольник.)
— Найдите его площадь. (Не можем, так как мы знаем только формулы нахождения площади прямоугольника и квадрата.)
— Как же быть? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новым способом измерения площади фигур.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 43.
— Как найти площадь любой фигуры? (При помощи палетки.)
— Что такое палетка? (Прозрачная пленка, которая разделена на квадратные сантиметры, дециметры или миллиметры.)
— Прочитайте еще раз, как найти площадь фигуры с помощью палетки.
(Учитель закрепляет на доске плакат с алгоритмом и раздает учащимся палетки.)
Алгоритм нахождения площади фигур с помощью палетки
1. Сосчитать количество полных квадратов.
2. Сосчитать количество неполных квадратов и разделить их на 2.
3. Сложить результаты.
— Работая по алгоритму, найдите площадь треугольника, который мы начертили. (3 см2.)
№ 191 (с. 43). (Работа в парах.)
— Найдите площадь первой фигуры. (Считаем, сколько целых квадратов, их 6. Считаем, сколько нецелых квадратов, их 16. Делим на 2, получается 8. Складываем 6 см2 и 8 см2. Получаем 14см2— площадь фигуры.)
(Аналогично вычисляется площадь второй фигуры. Проверка, взаимооценка.)
V. Физкультминутка
Не сутультесь, грудь вперед,
Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью.)
А теперь рывки руками
Снова повторите.
Достаем рукой носочек:
Правой - левый, левой - правый.
Вертолет летит, стрекочет,
Винт работает исправно. (Наклониться вперед и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.)
А теперь, как будто мячик,
Все на месте мы поскачем.
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели. (Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№192 (с. 43).(Самостоятельное выполнение.)
(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение на доске. Проверка, самооценка.)
Решение
1) 128 : 4 = 32 (с.) - прочитали в первый день;
2) 32 + 63 = 95 (с.) — прочитала в первый день и осталось;
3) 128 - 95 = 33 (с).
Выражение: 128 - (128 : 4) - 63 = 33 (с).
Ответ: во второй день Оля прочитала 33 страницы.
№194 (с. 44).
— Прочитайте задачу и заполните таблицу.
| Цена | Количество | Стоимость |
Первый день | ? (одинаковая) | ? | | -100 к. | А руб. |
Второй день | | 1 | | | С руб. |
— Как найти цену предмета? (Стоимость разделить на количество.)
— Какую стоимость возьмете? (Общую — сумму стоимостей, так как количество общее.)
— Запишите решение задачи, ((а + с) : 100.)
№198 (с. 44). (Самостоятельное выполнение (если позволяет время).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 44). Проверка.)
Решение
Первый способ: 1-1 + 2-2 + 2-1 = 7 (см2).
Второй способ: 2-1 + 1-2 + 31 = 7 (см2).
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Какой способ нахождения площади фигур вы узнали на уроке?
- Как с помощью палетки найти площадь?
Домашнее задание
Учебник: № 193, 195 (с. 44).