СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Семейный альбом"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Исследовательская работа "Моя родословная ". Участие  в чтениях, посвященных Н.П. Пухову

Просмотр содержимого документа
«"Семейный альбом"»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»

с. Куракино Бабынинского района Калужской области



Пятые районные историко - краеведческие чтения

Памяти Н.П. Пухова



Секция «Семейный альбом»





Автор: Цыганкова Варвара Вячеславовна

ученица 6 класса МКОУ «ООШ» с. Куракино

Руководитель:

Нестерова Светлана Александровна

классный руководитель 6 класса

МКОУ «ООШ» с. Куракино








с. Куракино – 2023 год











Содержание………………………………………………1

1.Введение…………………………………………………2

Актуальность темы исследования………………………2

Цель и задачи работы …………………………………….3

Предмет и объект исследования …………………………3

Методы исследования…………………………………….3

2.  Основная часть

2.1 Что такое родословная?..................................................3

2.2 Семейный альбом……………………………..………..3

2.3 Рассказ о семье Беловенцевых…………………………4

2.4 Рассказ о семье Кулешовых……………………….…...5

2.5 Рассказ о семье Кулешовых- Беловенцевых…………6

3. Вывод……………………………………………………..8

4. Список литературы……………………………………..9

5. Приложения………………………………………………10-17





























1





Введение

Я- Цыганкова Варвара ученица 6 класса Куракинской основной школы. До третьего класса я училась в школе города Калуга. Но волею судьбы мне с родителями пришлось переехать жить в село, к моей бабушке. С присущем мне любопытством , я стала изучать новое жилье. Много интересного я тогда открыла для себя. Но особенно меня тянуло к толстым и старым книгам, стоящим в книжном шкафу в бабушкиной комнате . Я таких никогда не видела !

«Что это – сказки ?»- спросила я однажды у взрослых.

« Нет. Это не сказки. Это – быль! Это настоящая жизнь моих родных людей, которые подарили мне самый прекрасный подарок- жизнь.»- ответила бабушка и взяла в руки старую книгу.

Когда она ее открыла, я поняла , что это альбом с фотографиями. Они были черно- белыми, слегка или сильно пожелтевшими.

Светлана Александровна- моя бабушка – хранительница  семейного  архива, в котором много стареньких черно-белых  фотографий. Она - единственная, кто может рассказать нам о жизни моих родных и близких людей. Кто они были? Чем занимались? Какова их судьба?

Я решила всё это узнать. Надо успеть. Иначе будет поздно, и канет в лету история моей семьи, моего рода.

Мое исследование будет основываться на воспоминаниях бабушки .

Актуальность  работы  заключается в том, что время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас самих. Но память о прошлом живет в  старых  людях, с которыми порой очень интересно разговаривать. Попасть в прошлое помогают  фотографии, на которых они изображены молодыми.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что я постаралась через некоторые  фотографии  изучить историю двух родов, которые дали мне жизнь, понять ,как связана судьба моей семьи с судьбой Родины- России.

Практическая значимость – изучение данного вопроса даёт возможность понять роль  семейных  альбомов в формировании нравственности человека. Я считаю фотографию – памяткой, которая сохраняет до сих пор родные лица и памятные события. Смотришь  альбом  – познаешь детали давно прошедших событий..

Цель  исследования  – через историю  семейных фотографий постараться понять судьбу родных по линии мамы.

 

2

Задачи:

- Собрать и изучить материал про семью Кулешовых- Беловенцевых.

-Собрать исторический материал и написать о некоторых предках с интересной биографией

- Познакомиться с родословной семьи.

Гипотеза: если история нашей семьи тесно связана с историческими событиями в стране, то в нашей семье есть люди, о которых следует знать мне и будущему поколению.

При исследовании я использовала методы: описательный, метод интервьюирования, предположения, анализ, обобщение, учет, сопоставление . В ходе работы собрала воспоминания родственников, изучила документы, альбомы и фотографии семейного архива, районного архива и библиотеки с целью уточнения сведений и проверки достоверности фактов.Познакомилась с работами « Как штурмовали Ангару: Уникальная стройка Братской ГЭС», «История комсомола» «Книга памяти» , познакомилась с сайтом «Память народа» и нашла информацию о прапрадедах воевавших в ВОВ, проанализировала и обобщила полученные материалы, связала исторические архивные данные с воспоминаниями родственников.



2 Основная часть

2.1 Что такое родословная?

 В словаре  русского языка «род» означает ряд поколений, происходящих от одного предка. « родословная» – это перечень поколений одного рода.

Существует даже особая наука - генеалогия (от греч. genea - «семья» и logos - «знание»). Это специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением родословных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родословных связей, составлением генеалогических древ.

2.2 Семейный альбом

Семейный альбом по факту – это хранилище истории семьи в фотографиях, рисунках, документах. Но в реальности семейный альбом- это кладезь тех нитей, которые связывают прошлое и настоящее, которые связывают разросшуюся семью, это судьба многих людей ,переплетение их взаимоотношений, это память, история моей Родины. Каждая фотография- это кирпичик в семейной летописи.

Итак, я открываю семейный альбом.



3

2.3 Рассказ о семье Беловенцевых

Моих прапрабабушку и прапрадедушку звали Беловенцевы Мария Иосифовна и Павел Ильич . Мария родилась в 1913 году. Она была третьм и последним ребенком в семье Иосифа и Руты Меховых. Прапрапрабабушка Рута была полячкой. Она отличалась деловитостью и правильностью. Поэтому вырастила своих детей Софью, Николая и Марию честными и добрыми людьми. Ее муж Иосиф происходил из еврейской семьи. Каким образом семья Меховых поселилась в Смоленской области неизвестно. Но именно там прошло и детство, и юность прапрабабушки Марии. Кода ей исполнилось 19 лет она вышла замуж за Беловенцева Павла Ильич моего прапрадеда. Он родился в 1913 году , воспитывал его и брата Илью один отец. Мама прапрадеда умерла , когда они с братом были еще маленькими.

В1932 году Мария и Павел поженились ( приложение №1)

В семье Беловенцевых Марии и Павла родились дети : в 1933 году- дочь Людмила. В1934 году – сын Юрий, в 1938 году -дочь Лариса, в 1941 году (22 июня )- дочь Тамара, в 1945 году- сын Николай.

Семья проживала в городе Ельня Смоленской области. Мария не работала , ухаживала за детьми. Павел был рабочем на заводе машиностроения. Жили хорошо в достатке.

Но 1941 году, как только началась Великая Отечественная война , Павла мобилизовали. С 1943 года воевал он в составе 17 –ой штурмовой инженерно-сапёрной бригады Он воевал до начала 1945 года, в боях получил серьезное ранение и был комиссован. О войне особого ничего не рассказывал. Говорил, что воевал как и все, «злился на фашистов и думал о жене и детях». (Павел Ильич награжден Орденом Отечественной войны, Медалью за боевые заслуги)Все его награды по праву хранит старший сын Юрий. ( приложение №2)

А вот бабушке Мане , хоть и в тылу врага, но пришлось повоевать. Ее дом стоял на окраине города Смоленск. Партизанам было удобнее всего подходить к нему . Многие в городе пекли хлеб для партизан и передавали ей. И не только хлеб, были сообщения о силах немцев, различные документы. Она ночью передавала все партизанам. Было страшно за детей, ведь немцы могли узнать в любой момент, что она связана с ними. И однажды это случилось. Немцы ворвались в дом и под дулами автоматов повели ее с детьми к лесу, на расстрел. Они шли впереди , а немцы сзади. Их вели и вели, но почему-то не стреляли. И вдруг бабушка Маня услышала на ломаном русском :«Матка, беги, шнель , шнель» Она с детьми побежала, стали слышны выстрелы, но падали немцы- их поджидали партизаны, которые и спасли Марию с детьми. До освобождения Смоленской области от фашистов , Мария находилась в партизанском отряде. Только она уже не выглядела молодой и красивой , она вмиг постарела, а ее длинные черные косы посеребрила седина.



4

Но это история- история не только Марии, эта история тесно связана с именем брата дедушки Павла - Ильей . Узнали мы о роли Ильи Ильича в этой истории только в середине 70-х годов. До этого времени все считали его позором семьи - староста у немцев. Но служил он преданно своей стране - именно он добывал информацию для партизан, именно он организовал сбор продовольствия, именно он предупредил партизан и спас Марию с детьми. Он погиб. Мы никогда его не видели, но память о нем всегда была жива.

Когда закончилась ВОВ чета Беловенцевых перебралась жить в Калужскую область Спас - Деменский район станция Чипляево . Среди торфяных болот расположилось поселок Игнатовский. Там развернулась добыча торфа. Павел Ильич был принят на должность инженера на торфоразработках.

(Приложение №3)

А 1947 году, т.к. он был членом Коммунистической партии, его перевели на завод строительного фаянса в городе Киров. Там Павел Ильич получил должность главного инженера. Именно с этого места работы он ушел на пенсию. Будучи на пенсии Павел Ильич стал заниматься садоводством. Он скрещивал растения, на одной яблони у него могли рождаться яблоки различных сортов.

(Мария и Павел имели девять внуков, все они любили навещать дедушку и бабушку, а иногда проводили там все летние каникулы.)

Дети Марии и Павла выросли. Сын Юрий окончил машиностроительный институт и остался работать в г. Мытищи Московской области на машиностроительном заводе, где изготавливали вагоны метро. Там женился на девушке с интересным именем Бронислава. У него родился сын Виталий.

Сын Николай после службы в армии тоже уехал в Москву. Где работал на Московском монетном дворе шофером. Женился на девушке Надежде.

Дочь Тамара закончила строительный техникум и осталась работать в городе Воскресенск. Она тоже вышла замуж и нее появились дети- Владимир и Галина.

А вот две дочери Лариса и Людмила остались с родителями и работали на

торфоразработках . (приложения№4-5 )

В 1954 году было объявлено о строительстве братской ГЭС на реке Ангара. На строительство , которое было обозначено как ударная комсомольская стройка, отправились тысячи молодых людей. Лариса и Людмила, получив комсомольские путевки , поехали тоже «покорять Сибирь». Работали девушки на строительстве жилых домов для людей ,прибывших на стройку. Работа была тяжелая, но интересная жизнь среди молодежи им нравилась и возвращаться домой они не хотели.

2.4 Рассказ о семье Кулешовых

Моя прапрабабушка Кулешова ( в девичестве Ильичева ) Наталья Ивановна. ( приложение№ 10 ). Она до замужества с родителями проживала в деревне

5

Волхонское, тогда в довоенные годы это была Тульская область.. У нее была сестра Варвара и брат Иван. Наталья вышла замуж в соседнюю деревню. А Варвара и Иван уехали в город Богородицк( Тульская область) Но связь с семьей не потеряли, постоянно навещали родных. А деревне Внуково проживала семья ее мужа - Кулешова Ивана Ивановича . Его маму звали Елена Ивановна Праслова., а отца звали Кулешов Иван Иванович (такова традиция семьи в каждом поколении есть мальчик с фамилией Кулешов, именем Иван, отчеством Иваныч )У него был один брат Михаил- он служил помещику, чьи земли располагались в деревне Бахтинское. Но попал в немилость и был сослан на каторгу. Там и теряется его след . А сам Иван был купцом, много добра он нажил, особенно для своей любимой дочери Клавдии. В их семье родилось пять детей ( Иван, Клавдия , Дмитрий ,Алексей, Афанасий). Но в живых остались только трое- Алексей и Афанасий умерли в возрасте 17 лет от болезни. После женитьбы Иван и Наталья переехали в деревню Бахтинское, построили себе дом, у них родились дети – пятеро сыновей и одна дочь, но ей тоже было суждено умереть в раннем возрасте. Так у прапрабабушки Натальи осталось пятеро сыновей . Старший Александр- это мой прадедушка - родился он в 1934 г. Чуть помоложе – Николай, потом родился Иван, потом -Алексей, последний – Владимир. От рождения дед Иван страдал хромотой, поэтому в советские времена на тяжелых работах задействован не был. Служил счетоводом- младшим бухгалтером. Из-за хромоты его сразу не призвали на фронт. Призвали его 08.09.1941г. Призван был Бабынинским РВК Тульской области Бабынинского района. ( приложения №6-7 )

Воевать ему пришлось не долго . Страшные бои шли под Сталигнрадом. Вот и туда его и отправили . В первом бою он и погиб. (Похоронен он в братской могиле на станции Котлубань Волгоградской области).

А Наталье пришлось поднимать одной детей. Да и беда страшная случилось , тогда в 1942 году сгорел у нее дом. Дали ей с детьми ветхий домик в деревне Черная грязь. Так и прожила она там всю оставшуюся жизнь. С детьми она справлялась, помогала сестра мужа Клавдия- все свое дорогое приданое обменяла на еду для племянников, помогала и свекровь Елена Ивановна- моя прапрапрабабушка . Ее очень любили внуки – дети сына Ивана. Когда Елена умерла, Наталья взяла ее дочь Клавдию к себе в дом. Клавдия очень любила детей брата Ивана и они ей отвечали тем же. Звали они ее «Няня». А любили не меньше ,чем мать родную. Наталья умерла в 1970 году. Но осталась Клавдия, которая и стала опорой для всех сыновей Натальи и Ивана. ( приложение № 8) Замуж Клавдия не спешила выходить. Как только мальчики подросли, уехала в Калугу, пошла работать уборщицей в аптеку.

Дети Ивана выросли, по одному стали уходить служить в Армию. После армии Иван, Николай и Алексей обзавелись своими семьями.

( приложение №9)

2.5 Семья Кулешовых- Беловенцевых

Старший Александр и младший Владимир решили уехать на стройку Братской ГЭС после службы в рядах Советской Армии. Здесь на стройке они оба полюбили

6

одну девушку- Ларису, которая вместе со своей сестрой Людмилой тоже приехала

строить гидроэлектростанцию. Стройка была огромная, работали много молодые люди, жили в бараках. Но комсомольцам тех далеких 59-60 годов все было по плечу. ( Приложение № 11) Александр работал на тральщике ( трелевочный трактор АТЗ) водителем. ( приложение № 12) На делянках они выпиливали сосны, подступающие к берегам реки Ангара, на которой строилась Братская ГЭС.

Лариса выбрала Александра. В 1959 году они поженились. Так соединились два рода Кулешовых и Беловенцевых в одну большую , дружную семью.

Людмила тоже вышла замуж и осталась жить в городе Братск.

А вот мои прабабушка и прадедушка- Лариса и Александр, после того как у них родилась вторая дочь Светлана , вернулись в деревню Черная грязь и остались там жить. С ними вернулся и Владимир, позже он женился на девушке по имени Галина. Но жить они уехали в Калугу.

Няня Клава тоже вышла замуж за очень доброго умелого парня Ануфриева Сергея ( приложение № 13)( Его рукотворные домики – макеты домов деревни Черная грязь хранятся в Бабынинском краеведческом музее). Своих детей они не родили и продолжали «няньчиться» с детьми племянников Клавдии. Всего у племянников родилось девять детей ( Трое девочек Елена, Светлана и Клавдия родилось у Ларисы и Александра, У Николая – Наталья и Людмила, у Ивана –сын Иван - это был пятый Иван Иванович Кулешов, но и на нем не оборвалась традиция называть сына Иваном, у Алексея- Ольга и Галина, у Владимира – сын Владимир). И все ее звали бабушкой. Хотя, она всего на 10 лет была старше Александра. Ее и деда Сережу любили все внуки.

Александр работал в совхозе трактористом, а Лариса пошла работать на МТФ. Но вскоре перешла в местную пекарню, которая снабжала хлебом все деревни в округе.

В 1974 году Александр- мой прадедушка умер, сказались годы войны. Лариса осталась с тремя дочками 5, 10,12 лет. Но одна она не была . Помогали все члены одной, дружной семьи Кулешовых- Беловенцевых, помогали охотно, тактично. Незаметно выросли дети Ларисы и Александра.

Дочь Елена поступила в машиностроительный техникум, окончила его и уехала жить в Москву. Она устроиласть работать на Мытищинский машиностроительный завод. Елена вышла замуж и вырастила дочь Викторию.

А вот Светлана – моя бабушка пошла по стопам родителей. Всегда подвижная, активная ,после окончания школы по комсомольской путевке была направлена на МТФ с. Утешево, где с другими девушками работала оператором машинного доения .Неудачи аграрной политики как на целинных землях Казахстана, так и в масштабах всей страны привели к появлению «второй целины». Именно так определил Нечерноземную зону РСФСР один из руководителей целинной эпопеи . Развитие сельского хозяйства, а затем широкомасштабное преобразование крупнейшего экономического региона страны — Нечерноземной зоны РСФСР —

7

наряду с созданием и укреплением агропромышленного комплекса страны стало одним из важнейших направлений аграрной политики в 70—80-е гг. Главная цель оставалась прежней — обеспечение населения продовольствием, а промышленности сельскохозяйственным сырьем. ( приложение №14)

Целый год с подругами Светлана- моя бабушка работала на МТФ. А уже 1981 году она поступила в Калужский педагогический институт на факультет математика и физика. Весь год после школы она и работала и училась заочно в МИСИ. Но учиться в Москву она не поехала, потому что хотела быть рядом с мамой Ларисой, которая еще растила младшую дочь Клавдию и, которая после смерти Александра больше не вышла замуж. Бабушка Света, окончив пединститут , осталась работать в Куракинской школе, где работает и сейчас.

У бабушки Светы есть дети: дочь Юлия и сын Алексей. Юлия- это моя мама.

Моя мама родилась в 1991 году. Все ее детство прошло в с. Куракино. Здесь она закончила основную школу , а после окончания Утешевской средней школы, поступила в Калужский медицинский колледж. Она медицинская сестра. После колледжа вышла замуж. Мой папа тоже медицинский работник. Мама работала в областном перинатальном центре, в реанимации новорожденных детей.

И , казалось бы, что все хорошо, но 24.02.2022года началась СВО. А мама ведь военнообязанная.



Выводы:

Работая над данным проектом, я выполнила все поставленные нами задачи, по линии мамы я узнала информацию ( в разном объеме) шести поколений, я и мой брат Арсений- представители седьмого поколения.

Рассмотрев семейный альбом, изучила историю нашей семьи, многое узнала о своих предках и их образе жизни. Интересно было послушать рассказы о своих близких и дальних родственниках.

И гипотеза подтвердилась, действительно, история нашей семьи связана с историей нашей страны. Все эти исторические даты очень сильно повлияли на судьбу моих предков.

Я горжусь ими.

Моя исследовательская работа помогла мне лучше узнать свою родословную.

Эта тема интересна , но есть необходимость для продолжения исследования родословной по линии моего дедушки Нестерова Геннадия Александровича и моего папы Цыганкова Вячеслава Михайловича.



Список использованной литературы:

8

1 http://www.generesis.h1.ru/ Сайт по генеалогии «Всероссийское генеалогическое древо».

2 сайт министерства обороны

3.Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова, 2005год

4.Ru. Wikipedia.org

5 Подшивка газет «Знамя коммунизма» за 1980-1981 годы











































9



Приложения

Приложение №1





Прапрабабушка и прапрадедушка Беловенцевы Мария Иосифовна и Павел Ильич



Приложение №2

Награды Беловенцева П.И. ( данные с сайта Память народа)







10

Приложение №3

Павел Ильич с дочерью Ларисой- моей прабабушкой







Приложение №4-5



Слева направо : сыновья Беловенцевых Марии и Павла- Николай, Юрий



11

Слева на право: дочери Беловенцевых Марии и Павла- Лариса, Тамара, Людмила

Приложение №6

Фрагмент документа, в котором упоминается о призыве на военную службу Кулешова И.И.







12





Приложение №7

Данные об участнике ВОВ Кулешова И.И.















13

Приложение №8





Кулешова Клавдия Ивановна- «няня» детей брата Ивана

Приложение №9



Сыновья прапрабабушки и прапрадедушки Кулешовых Натальи и Ивана .Слева на право : Владимир, Александр, Иван, Николай. Алексей

14

Приложение №10



Кулешова Наталья Ивановна с сыном Иваном

Приложение №11

стройка Братской ГЭС







15

Приложение № 11

Александр с бригадой около своего тральщика

Приложение №13



Ануфриев С.Е. с женой Кулешовой К.И. и сыном Кулешова Ивана- Иваном

16







Приложение №14 Крайняя справа: бабушка Света с подругами на МТФ с. Утешево

















17


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!