СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для урока окружающего мира по теме "Звёзды и созвездия. Звёздная карта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для урока окружающего мира по учебнику О.Т.Поглазовой

Просмотр содержимого документа
«Материал для урока окружающего мира по теме "Звёзды и созвездия. Звёздная карта"»

Звёзды и созвездия. Звёздная карта

Что можно наблюдать на ночном небе

Повторение.

• Какое космическое тело называют звездой?

• Какая звезда самая яркая? (Днём – Солнце, ночью – Сириус.)

• Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце.)

• По какой звезде можно ориентироваться на местности днём, ночью? (По Солнцу, Полярной звезде.)

• Что называют созвездием?

Какие созвездия вам известны?

Какие созвездия вы наблюдали?

Задача – отметить в первых трёх абзацах текста на с. 62, что нового они узнали о созвездиях. Работать лучше по абзацам. Так, прочитав первый абзац, ученики отметят, что созвездия – это определённые участки неба, что астрономы выделили 88 созвездий, что звёзды на звёздной карте обозначают кружками разного размера, особенно яркие звёзды обозначают буквами греческого алфавита.

Закрепление. Практическая работа по звёздной карте (с. 65), выполняя два первых задания.

Рассматривая иллюстрацию на с. 65, ученики узнают, что подобно географическим картам астрономы создают звёздные карты, на которых изображают космические объекты: звёзды, планеты, созвездия. На звёздной карте показан и видимый путь Солнца в течение года – эклиптика. Это отражение годичного пути Земли вокруг Солнца. Созвездия, по которым проходит эклиптика, получили название зодиакальные созвездия.

Созданы астрономами и звёздные глобусы.

Меняется ли вид звёздного неба в течение ночи? Прочтя второй абзац, ученики объясняют, что причиной того,

что вид звёздного неба над горизонтом в течение ночи меняется, является вращение Земли вокруг оси.

Одинаковые ли созвездия видны на ночном небе зимой, весной, летом, осенью? Прочтя третий абзац текста, ученики узнают, что видимый путь Солнца (эклиптика) в течение года проходит на фоне разных созвездий. Примерно в течение месяца Солнце находится в одном из 12 зодиакальных созвездий. Рассматриваем звёздную карту (с. 65) и находим созвездия, через которые проходит эклиптика. Дополнительную информацию ученики могут найти в

Интернете (по желанию). Объясняем ученикам, что причиной того, что вид звёздного неба меняется в течение года, является движение Земли вокруг Солнца. Эта информация даётся как необязательная. Она нужна, чтобы ещё раз напомнить ученикам, что Земля участвует в двух движениях: вращается вокруг своей оси в течение суток и обращается вокруг Солнца в течение года. И одним из следствий этих движений является изменение вида ночного неба в течение суток и в течение года.

Далее, читая текст и рассматривая иллюстрации на с. 63, ученики вспоминают, что они узнали во 2 классе о кометах, метеорах, метеоритах. Отмечают, что новой для них информацией стали сведения о гигантских звёздных скоплениях – галактиках. Обсудите с учениками, что такое Млечный Путь.

Почему светят звёзды

Для развития эмоциональной сферы можно прочесть ученикам стихотворения:

***

Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

Звёзды небесные, звёзды далёкие!

С. Есенин

***

Надо с детства учиться на звёзды смотреть.

Потому что, шаля и грустя,

Можно небо забыть –

Обрести его впредь

Уж тебе не удастся, дитя!

Надо с детства учиться на звёзды смотреть.

Поднеся к подбородку ладонь,

И когда-нибудь сможет тебя обогреть

Их неверный холодный огонь.

О. Дмитриев

Перед изучением дополнительного материла (с. 64) проводим небольшую беседу с целью мотивации получения нового знания о звёздах.

Вопросы для беседы:

• О чём можно догадаться, зная, что Солнце освещает и нагревает Землю? (Солнце – звезда, температура солнечного вещества высокая)

• Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звёзд? (Оно ближе к нам.)

• Что подсказывает нам, что температура звёзд разная? (Разный цвет звёзд.)

• У каких звёзд температура вещества выше: у белых или у красноватых? Какие наблюдения могут подсказать ответ? (Цвет горящей лучины – белый, а гаснущей – красный.)

• Что будет, если звёзды приблизятся к Земле на место Солнца? (Земля сгорит.)

Дополнительно они узнают о том, что звёзды различаются размерами, массой, температурой, которая определяет их цвет, что Солнце не самая большая и яркая звезда, что оно относится к жёлтым карликам.

На следующем этапе урока продолжаем формировать умения читать научно-популярный текст, различать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию для ответов на вопросы. После работы с текстом обобщаем с учениками полученные знания.

Обращаем внимание на то, что наблюдения за звёздами человек использует в своей практической деятельности.

Дома выполняются задания № 1, 2, 3 из рабочей тетради (с. 25).

По желанию ученики могут найти дополнительный материал о звёздах, о Млечном Пути, о зодиакальных созвездиях; подготовятся рассказать о наблюдениях ночного неба вместе с родителями.

Сведения для учителя

Астрономия – наука о Вселенной. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: астрон – звезда и номос – закон.

Астрономия изучает движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие. Во Вселенной небесные тела образуют системы различной сложности. Например, Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Множество звёзд составляют звёздную систему – галактику. Кроме нашей Галактики – Млечный Путь – имеется много других галактик, которые имеют разные формы. Свет от ближайших галактик идёт

к нам миллионы лет. Поэтому можно сказать, что мы наблюдаем прошлое галактик.

***

Тысячи лет назад люди мысленно соединили наиболее яркие звёзды в разнообразные фигуры – созвездия – и назвали их именами персонажей древних мифов и легенд, животных или предметов. Разные народы имели свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, да и число созвездий у разных народов тоже было неодинаково.

В настоящее время всё небо (точнее, небесная сфера) условно разделено на 88 участков, имеющих строго определённые границы. Эти участки и называются созвездиями. В них входят все находящиеся внутри его границ звёзды. Звёзды каждого созвездия обозначены буквами греческого алфавита. Первой из них (альфа) обозначают чаще всего самую яркую звезду. Они обычно имеют и собственные имена: Полярная (альфа Малой Медведицы), Вега (альфа Лиры), Сириус (альфа Большого Пса), Денеб (альфа Лебедя), Бетельгейзе (альфа Ориона), Ригель (бета Ориона), Регул (альфа Льва), Альдебаран (альфа Тельца).

***

В древности учёные предполагали, что видимое движение Солнца является его действительным перемещением вокруг неподвижной Земли, и назвали путь годичного движения Солнца эклиптикой. Эклиптикой называется большой круг небесной сферы, по которому в течение года перемещается центр Солнца. Теперь мы знаем, что годичное движение Солнца по эклиптике – явление кажущееся, оно вызвано обращением Земли вокруг Солнца. Убедиться в этом можно, замечая, какие звезды бывают в верхней кульминации в полночь, то есть какие созвездия находятся на

небесной сфере в стороне, противоположной Солнцу. Эти созвездия всё время меняются в течение года. Зимой в полночь кульминируют звёзды одних созвездий, а летом – других. Кроме того, можно заметить, что если какое-либо созвездие кульминирует, скажем, через 6 часов после Солнца, то через месяц это же созвездие кульминирует уже через 4 часа, а ещё позднее его совсем не будет видно, потому что оно скрывается в лучах Солнца. Значит, Солнце

сместилось на небесной сфере к этому созвездию с запада на восток (против часовой стрелки). Через некоторое время указанное созвездие будет всё раньше показываться из-за горизонта, предшествуя восходу Солнца. Сопоставляя все наблюдения, описанные выше, мы приходим к выводу, что Солнце в течение года совершает полный оборот по эклиптике, смещаясь за сутки к востоку на 360: 365, то есть приблизительно на 1. Двенадцать созвездий, через которые проходит эклиптика, образуют пояс зодиака и называются зодиакальными (зодиак слово греческое, означающее «круг животных»). Вот эти созвездия: Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец,

Козерог, Водолей. Через каждое из этих 12 созвездий Солнце проходит в своём видимом годовом движении в среднем в течение одного месяца. Около полуночи в южной стороне неба всегда находится то зодиакальное созвездие, которое в данном месяце противоположно Солнцу. Например, в ноябре Солнце находится в созвездии Скорпиона и около полуночи кульминируют звёзды противоположного ему созвездия Тельца. Около полудня кульминирует то зодиакальное созвездие, в котором в это время находится Солнце, но оно может быть видимо в это время лишь в случае полного солнечного затмения.

***

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это единственная из звёзд, у которой мы видим диск. Все остальные звёзды так далеки от нас, что мы видим их светящимися точками даже в мощные телескопы. Например, до самой яркой для нас звезды Сириус расстояние около девяти световых лет. Световой год – это расстояние, которое пройдёт луч света за год (300 000 км/с нужно умножить на число секунд в году – 365 _ 24 _ 60 _ 60). Расстояние до Веги 27 световых лет, до Полярной и Бетельгейзе – 650. Заметим, что светимость (энергия, излучаемая звездой в 1 секунду) большинства звёзд гораздо больше, чем Солнца. Например, Бетельгейзе светит в 13 000 раз ярче Солнца, Ригель – в 23 000 раз.

Но есть звёзды, светимость которых намного меньше Солнца. Цвет звёзд тоже разный, он зависит от температуры их фотосфер (внешний слой звезды). Голубым светом светят самые горячие звёзды, температура фотосфер которых достигает 30 000–50 000 градусов. У белых звёзд температура 12 000 градусов, у жёлтых – 6 000 (наше Солнце), у оранжевых – 4 500. Самыми холодными являются красные звёзды, их температура около 3 000 градусов. Среди звёзд встречаются звёзды-гиганты, превосходящие Солнце по объёму в миллиарды раз. Например, радиус звезды-гиганта

Бетельгейзе в 456 раз больше, чем радиус Солнца. Радиус Веги всего в 1,7 раза больше радиуса Солнца. Встречаются и лилипуты (белые карлики), они меньше Солнца (жёлтый карлик) в миллионы раз. Несмотря на столь большие различия по размерам, по массе, звёзды различаются ненамного и сравнимы с массой Солнца. Например, масса красных звёзд-гигантов всего в 20–30 раз больше, чем масса Солнца. Это связано с тем, что плотность вещества у этих звёзд очень маленькая, в миллион раз меньше плотности воздуха у поверхности Земли. Белые карлики называют сверхплотными звёздами, их вещество плотнее солнечного в 50 000 раз.

***

Иногда на небе можно наблюдать удивительное туманное светило, резко отличающееся по своему виду от звёзд и планет – комету. Яркая комета имеет вид туманного пятна, за которым тянется более или менее длинный хвост. В середине туманного пятна – головы кометы иногда видна яркая, напоминающая звезду точка – ядро кометы. Ядро кометы, по современным представлениям, это сравнительно небольшое скопление каменистых частиц, скреплённых друг с другом «льдами», состоящими из замёрзших газов. Поперечники ядер комет не превышают нескольких километров. Вид кометы при её приближении к Солнцу изменяется: размер головы кометы, длина хвоста увеличиваются. У слабых комет диаметр головы около 25 000 км, у ярких достигает 2 000 000 км. У больших и ярких комет наблюдались хвосты длиной до 300 000 000 км. Когда комета приближается к Солнцу, замёрзшие газы под действием его лучей испаряются и ядро окутывается облаком разряженных газов. Это облако газов и образует голову кометы. Масса комет меньше массы Земли.

***

В мировом пространстве рассеяно огромное количество пылинок и камешков – метеорных частиц. Если бы у Земли не было атмосферы, то её поверхность подвергалась бы интенсивной метеорной бомбардировке. Атмосфера предохраняет нас от этого разрушительного обстрела. Двигаясь со скоростью от 11 до 73 км/с, частица ударяется о молекулы газа, мгновенно накаляется и достигает высокой температуры. При этом она начинает разрушаться, и мы видим яркую вспышку, которая и воспринимается нами как полёт падающей звезды. Светится и слой воздуха, через который

летит частица. Иногда можно наблюдать целый поток метеоров – метеорный дождь. Высота возгорания (от 120 до 80 км) зависит от массы и скорости метеорного тела. Масса большинства метеорных частиц очень невелика, порядка долей миллиграмма. Если же масса частицы достигает грамма, то наблюдается полёт ослепительно яркого метеора, вспышка которого способна осветить местность ярким светом. Такой метеор называется болидом. Ещё более крупные

частицы могут не успеть распылиться в атмосфере и долетают до поверхности Земли. Тогда говорят, что упал метеорит.

Земля – планета Солнечной системы

Что входит в Солнечную систему

Чтение двух абзацев текста на с. 66–67, поставив следующие познавательные задачи:

– Отметьте, что нового вы узнали в первом абзаце текста.

В схеме, дополнительно к табличке Планеты, появляются таблички Карликовые планеты и Малые тела.

– Какие планеты обращаются вокруг Солнца? Сколько их и как они называются?

– На какие две группы можно разделить планеты Солнечной системы?

Под табличкой Планеты появляется цифра 8

Распределяем планеты (карточки) на две группы, на планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) и планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

В схему дополняем табличку Спутники планет.

После прочтения третьего абзаца под табличкой Карликовые планеты появляется цифра 5. Поставьте рядом знак вопроса. Число карликовых планет будет увеличиваться со временем. Просматривайте новости астрономии. Может меняться и число планет, и число карликовых планет.

Читаем текст до конца и добавляем под табличкой Малые тела слова астероиды, кометы, метеорные тела.

С помощью составленной схемы обобщаем, что мы узнали о составе Солнечной системы. Обращаем внимание учащихся на то, что все эти тела обращаются вокруг Солнца по своим орбитам. Читаем текст до конца, обсуждаем ответы на поставленные вопросы.

Назовите три отличия Земли от Солнца. (Не звезда, холодная, не светится, меньше.)

Что общего у Земли и Луны? (Холодные космические тела, обе шарообразной формы, это планета и её спутник.)

Какое место занимает Земля в ряду других планет? (Третье.)

Почему мы видим холодные космические тела (планеты и их спутники)? (Они отражают солнечный свет.)

Одинаковая ли с Землёй температура на других планетах? (Чем ближе планета к Солнцу, тем выше температура на поверхности, обращённой к нему.)

Обсудите и смоделируйте с учениками, когда бывают солнечные и лунные затмения. Воспользуйтесь ЭОР.

Дома ученики могут выполнить задания № 5, 6, 7. Предлагаем (по желанию) ученикам подготовить презентацию (мысленно побывать на уроках по окружающему миру в давние времена), об учёных Древней Греции, размышлявших о форме и движении Земли, об устройстве Вселенной, о Солнечной системе. Воззрения этих учёных вкладываем в уста учителей эпох Пифагора (VI век до н. э.) и Аристотеля (IV век до н. э.). Каждый раз предлагаем ученикам рассудить, что истинно, что ложно в их суждениях. Затем сравниваем две системы мира – по Аристотелю и по Н. Копернику. Рассуждаем, что изменилось с тех давних пор. Открыли новые планеты, вычислили орбиты планет, побывали на Луне, исследуем Солнечную систему с помощью искусственных спутников и космических кораблей. На Марсе находится космический аппарат – марсоход и т. п.

Посоветуйте ученикам повторить практическую работу по наблюдению теней от предметов разной формы, которую выполняли ученики в Древней Греции. Пусть ученики помещают конус, куб, цилиндр, апельсин, лепёшку перед осветителем (можно использовать фонарик) так, чтобы на экране всем была видна форма тени от предметов.

Предметы располагайте по-разному: вертикально, горизонтально, наклонно. Учащиеся в результате наблюдений убедятся, что только шар (апельсин) даёт всё время тень в форме круга. Можно нарисовать форму тени на доске для каждого предмета в двух положениях (по текстам в рабочей тетради на с. 26, 27).

Сведения для учителя

Если класс сильный, расскажите ученикам, как определили примерный размер Земли. Этим вопросом занимался Эратосфен (III век до н. э.), живший в столице Египта Александрии. Он предположил, что длина тени от одинаковых гномонов, расположенных в разных городах, будет в полдень разной, если Земля шарообразна. Зная расстояние между двумя городами, Александрией и Асуаном, измерив длины теней, Эратосфен с помощью математических расчётов определил длину меридиана Земли. Он оказался около 40 000 км. Затем Эратосфен сконструировал следующее устройство: в центре сферической поверхности поставил иглу, которая отбрасывала тень. По длине теней он снова определил длину окружности и убедился в правоте своей идеи. Так тень помогла определить размеры Земли. Предложите ученикам убедиться в том, что длина тени от предмета будет разной, если он находится на шарообразной

поверхности, и одинаковой, если на плоской. Возьмите карандаш и поставьте его с помощью кусочка пластилина на стол (на лист бумаги). Осветите настольной лампой, чтобы тень была отчётливо видна, и измерьте её в двух положениях карандаша. Длина тени одинакова. Поместите карандаш на надувной мяч в разных точках кривизны. Убедитесь, что длина теней будет разной.

***

Представление о центральном положении Земли во Вселенной было положено учёными Древней Греции в основу геоцентрической системы мира. Так, крупнейший греческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель (384–322 до н. э.), уже знавший из наблюдений лунных затмений о шарообразности Земли, считал, что она неподвижна. Достижения античной астрономии во II веке н. э. обобщил александрийский астроном Клавдий Птолемей. Его система также была геоцентрической, где Земле также отводилась роль «центра Вселенной». Вот её постулаты:

• Земля шарообразна.

• Она неподвижна, находится в центре небесного свода (мира) и ничтожно мала по сравнению с расстояниями до звёзд.

• Небосвод имеет сферическую форму и вращается как твёрдая сфера вокруг Земли, делая один оборот за сутки.

• Планеты, к которым причислены Солнце и Луна, также вращаются вокруг Земли.

***

Свою гелиоцентрическую систему мира представил великий польский астроном Николай Коперник (1473–1543) в своей книге «О вращениях небесных сфер», вышедшей в год его смерти. Согласно его учению, в центре мира находится не Земля, а Солнце. Коперник впервые в астрономии не только дал правильную схему строения Солнечной системы, но и определил относительные расстояния (в единицах расстояния Земли от Солнца, впоследствии это расстояние было принято за 1 астрономическую единицу, 1 а. е.) планет от Солнца и вычислил период их обращения вокруг него.

***

Солнечное затмение – астрономическое явление, которое заключается в том, что Луна закрывает (затмевает) полностью или частично Солнце от наблюдателя на Земле. Солнечное затмение возможно только в новолуние, когда сторона Луны, обращённая к Земле, не освещена и сама Луна не видна. Тень Луны на земной поверхности не превышает в диаметре 270 км, поэтому солнечное затмение наблюдается только в узкой полосе на пути тени. Поскольку Луна обращается по эллиптической орбите, расстояние между Землёй и Луной в момент затмения может быть различным; соответственно, диаметр пятна лунной тени на поверхности Земли может варьироваться в широких пределах от максимального до нуля (когда вершина конуса лунной тени не достигает поверхности Земли). Если наблюдатель находится в полосе тени, он видит полное солнечное затмение, при котором Луна полностью скрывает Солнце, небо темнеет, и на нём могут появиться планеты и яркие звёзды. Вокруг скрытого Луной солнечного диска можно наблюдать солнечную корону, которая при обычном ярком свете Солнца не видна. При наблюдении затмения неподвижным наземным наблюдателем полная фаза длится не более нескольких минут. Наблюдатели, находящиеся вблизи полосы полного затмения, могут видеть его как частное солнечное затмение. При частном затмении Луна проходит по диску Солнца не точно по центру, скрывая только его часть. При этом небо темнеет гораздо слабее, чем при полном затмении, звёзды не появляются.

Схема полного солнечного затмения

Схема кольцеобразного солнечного затмения Помимо полных и частных солнечных затмений, бывают кольцеобразные затмения. Кольцеобразное затмение происходит, когда в момент затмения Луна находится на большем удалении от Земли, чем во время полного затмения, и конус тени проходит над земной поверхностью, не достигая её. Визуально при кольцеобразном затмении Луна проходит по диску Солнца, но оказывается меньше Солнца в диаметре и не может скрыть его полностью. В максимальной фазе затмения Солнце закрывается Луной, но вокруг Луны видно яркое кольцо незакрытой части солнечного диска. Небо при кольцеобразном затмении остаётся светлым, звёзды не появляются, наблюдать корону Солнца невозможно. В год на Земле может происходить от 2 до 5 солнечных затмений, из которых не более двух – полные или кольцеобразные. Очень сильное затмение с фазой 0,96 произошло 9 июля 1945 года. Следующее полное солнечное затмение ожидается в Москве лишь 16 октября 2126 года.

***

Лунное затмение – затмение, которое наступает, когда Луна (в фазе полнолуния) входит в конус тени, отбрасываемой Землёй. Когда Луна во время затмения полностью входит в тень Земли, говорят о полном лунном затмении, когда частично – о частном затмении. Во время затмения (даже полного) Луна не исчезает полностью, а становится тёмно-красной. Этот факт объясняется тем, что Луна даже в фазе полного затмения продолжает освещаться.

Солнечные лучи, проходящие по касательной к земной поверхности, рассеиваются в атмосфере Земли и за счёт этого рассеяния частично достигают Луны. Земная атмосфера наиболее прозрачна для лучей красно-оранжевой части спектра, именно эти лучи в большей мере достигают поверхности Луны при затмении, что и объясняет окраску лунного диска. Редким событием является полное затмение в момент, когда Луна максимально приближена к Земле и достигает своего перигея. Такое затмение часто называют «кровавым», поскольку сочетание оранжевого преломления

солнечных лучей с приближением Луны придаёт ей особенный, рыже-красный оттенок. Максимальное количество лунных затмений за год – 3, но в некоторые годы не происходит ни одного лунного затмения. Последнее полное лунное затмение произошло утром 28 сентября 2015 года.

***

Пояс астероидов. Ещё в XVIII веке астрономы пытались найти планету, орбита которой проходит в пространстве между орбитами Марса и Юпитера. Такой большой планеты в Солнечной системе не существует, но в этом пространстве было открыто много малых тел, образующих пояс астероидов. Большинство астероидов – бесформенные каменные глыбы, которые движутся вокруг Солнца в ту же сторону, что и большие планеты, но их орбиты более вы-

тянуты, поэтому некоторые из них далеко выходят за пределы пояса астероидов. Одни из них удаляются за орбиту Сатурна, другие приближаются к Марсу и Земле. Астероид Икар, открытый в 1949 году, попадает даже внутрь орбиты Меркурия. Существует гипотеза, что динозавры погибли из-за столкновения Земли с астероидом. Большинство метеоритов, выпавших на Землю, являются обломками астероидов. Железные метеориты состоят в основном из железа

(91%) и никеля (8,5%). Каменные метеориты, как и земные горные породы, содержат кислород, кремний, углерод, магний, железо и никель.

Первый астероид (Церера) был открыт в самом начале XIX века итальянским астрономом Пиацци (1746–1826). Сегодня этот шарообразный астероид получил статус карликовой планеты.

***

Пояс Койпера (иногда также называемый пояс Э´джворта – Койпера) – область Солнечной системы, находящаяся за орбитой Нептуна, была открыта в 1992 году. Как и пояс астероидов, он состоит в основном из малых тел, то есть материала, оставшегося после формирования Солнечной системы. В этой области ближнего космоса находятся четыре (официально на сегодня) карликовые планеты: Плутон, Хаумеа, Макемаке и Эрида.

Карликовая планета, согласно определению Международного астрономического союза, небесное тело, которое:

• обращается по орбите вокруг Солнца;

• имеет достаточную массу для того, чтобы под действием сил гравитации (притяжения) поддерживать гидростатическое равновесие и иметь близкую к сферической форму;

• не является спутником планеты;

• не может расчистить район своей орбиты от других объектов.

Термин карликовая планета был принят на 26-й ассамблее Международного астрономического союза в 2006 году в рамках классификации обращающихся вокруг Солнца и других звёзд тел на три категории. Тела, достаточно большие для того, чтобы расчистить пространство в полосе своей орбиты, определены как планеты, а недостаточно большие, чтобы достичь даже гидростатического равновесия, – как малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты занимают промежуточное положение между этими двумя категориями. Данное определение встретило как одобрение, так и критику, и до сих пор оспаривается некоторыми учёными.

***

Плуто´н – крупнейший известный объект пояса Койпера. Со дня своего открытия в 1930-м и до 2006 года Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. Однако в конце XX и в начале XXI века во внешней части Солнечной системы было открыто ещё множество объектов. 24 августа 2006 года Международный астрономический союз (МАС) впервые дал определение термину «планета». Плутон не подпадал под это определение, и МАС причислил его к новой категории карликовых планет. Имя Плутон первой предложила Венеция Берни, одиннадцатилетняя школьница из Оксфорда. Венеция интересовалась не только астрономией, но и классической мифологией и решила, что это имя – древнеримский вариант имени греческого бога подземного царства – подходит для такого, вероятно, тёмного и холодного мира. Она предложила это название в разговоре со своим дедом Фолконером Мейданом (англ.), работавшим в Бодлианской библиотеке в Оксфордском университете. Мейдан прочитал об открытии планеты в газете «Таймс» и за завтраком рассказал об этом внучке. Её предложение он передал профессору Герберту Тёрнеру (англ.), который телеграфировал его коллегам в США. Официально объект получил имя 24 марта 1930 года. Каждый член обсерватории Лоуэлла мог проголосовать по короткому списку из трёх вариантов: Минерва, Кронос и Плутон. Последний из предложенных получил все голоса. Имя было опубликовано 1 мая 1930 года. После этого Фолконер Мейдан вручил Венеции 5 фунтов стерлингов в качестве награды. В честь Плутона был назван химический элемент плутоний.

***

Кометы являются одними из самых эффектных тел в Солнечной системе. Это своеобразные космические айсберги, состоящие из замороженных газов сложного химического состава, водяного льда и тугоплавкого минерального вещества в виде пыли и более крупных фрагментов. Маленькое ядро кометы является единственной её твёрдой частью, в нём сосредоточена почти вся её масса. Туманная атмосфера, окружающая ядро, называется комой. Кома вместе с ядром составляет голову кометы – газовую оболочку, которая образуется в результате прогревания ядра при приближении к Солнцу. Вдали от Солнца голова выглядит симметричной, но с приближением к нему она постепенно становится овальной, затем удлиняется ещё сильнее и в противоположной от Солнца стороне из неё развивается хвост, состоящий из газа и пыли, входящих в состав головы.

Ежегодно открывают 5–7 новых комет. Один раз в 2–3 года вблизи Земли и Солнца проходит яркая комета с большим хвостом. Кометы интересуют не только астрономов, но и многих других учёных: физиков, химиков, биологов, историков. Движение комет по созвездиям тщательно наблюдалось китайскими астрономами. Древним китайцам небо представлялось огромной страной, где яркие планеты были правителями, а звёзды – органами власти. Поэтому постоянно перемещающуюся комету древние астрономы считали гонцом, курьером, доставляющим депеши. Считалось, что любое событие на звёздном небе предварялось указом небесного императора, доставляемого кометой-гонцом. Древние люди панически боялись комет, предписывая им многие земные катаклизмы и несчастья: мор, голод, стихийные бедствия. Комет боялись, потому что не могли найти достаточно понятного и логичного объяснения этому явлению.


1. Соедини стрелками названия небесных тел и их определения.

Самосветящееся небесное тело


Луна

Небесное тело, обращающееся вокруг Солнца


Созвездия

Группа звёзд, занимающая определённый участок неба


Планета

Космический объект, обращающийся вокруг планеты


Звезда

Спутник Земли


Спутник


2. Напиши ответы на вопросы:

Самая близкая к Земле планета - ________________.

Самая далёкая планета - __________________.

Самая большая планета - __________________.

Сравнимая по размерам с Землёй - ______________.

3. Объедини в группы космические объекты.

Солнце * Земля * Большая Медведица * Полярная *

Юпитер * Сириус * Венера * Большой Пёс * Скорпион













1. Соедини стрелками названия небесных тел и их определения.

Самосветящееся небесное тело


Луна

Небесное тело, обращающееся вокруг Солнца


Созвездия

Группа звёзд, занимающая определённый участок неба


Планета

Космический объект, обращающийся вокруг планеты


Звезда

Спутник Земли


Спутник


2. Напиши ответы на вопросы:

Самая близкая к Земле планета - ________________.

Самая далёкая планета - __________________.

Самая большая планета - __________________.

Сравнимая по размерам с Землёй - ______________.

3. Объедини в группы космические объекты.

Солнце * Земля * Большая Медведица * Полярная *

Юпитер * Сириус * Венера * Большой Пёс * Скорпион













1. Соедини стрелками названия небесных тел и их определения.

Самосветящееся небесное тело


Луна

Небесное тело, обращающееся вокруг Солнца


Созвездия

Группа звёзд, занимающая определённый участок неба


Планета

Космический объект, обращающийся вокруг планеты


Звезда

Спутник Земли


Спутник


2. Напиши ответы на вопросы:

Самая близкая к Земле планета - ________________.

Самая далёкая планета - __________________.

Самая большая планета - __________________.

Сравнимая по размерам с Землёй - ______________.

3. Объедини в группы космические объекты.

Солнце * Земля * Большая Медведица * Полярная *

Юпитер * Сириус * Венера * Большой Пёс * Скорпион













1. Соедини стрелками названия небесных тел и их определения.

Самосветящееся небесное тело


Луна

Небесное тело, обращающееся вокруг Солнца


Созвездия

Группа звёзд, занимающая определённый участок неба


Планета

Космический объект, обращающийся вокруг планеты


Звезда

Спутник Земли


Спутник


2. Напиши ответы на вопросы:

Самая близкая к Земле планета - ________________.

Самая далёкая планета - __________________.

Самая большая планета - __________________.

Сравнимая по размерам с Землёй - ______________.

3. Объедини в группы космические объекты.

Солнце * Земля * Большая Медведица * Полярная *

Юпитер * Сириус * Венера * Большой Пёс * Скорпион

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!